эссе. Философия. Философия от греч. филео любовь, софия мудрость
Скачать 263.11 Kb.
|
Тема 3.3. Теория познанияПознаниеПознавательное отношение человека к миру заключается в выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможна ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира. Изучением особенностей процесса познания (получения знаний о мире) занимается раздел философии – гносеология (от греч. «гносиз» – «знание», «познание», «логос» – «учение»). Гносеология – это область философии, которая изучает закономерности познавательной деятельности, условия, способы и форм познания, отношение знания к действительности, критерии его истинности. Познание – это процесс целенаправленного, активного отражения объективного мира в сознании людей, обусловленный общественно-исторической практикой человечества; это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе. Познание – это процесс взаимодействия объекта познания и субъекта познания в результате которого возникают новые знания, это творческая деятельность человека, формирующая его знания, на основе которых возникают цели человеческих действий. Познание является результатом мыслительной деятельности человека. Источник познания – объективная реальность, которая отражается в сознании человека. Знание – результат данного отражения, который выражает с помощью языка закономерности и связи объектов в мире (в форме понятий). Это гносеологическая форма отношения к миру, любая познавательная информация. Главным вопросом в гносеологии является вопрос об отношении знания о мире к самому миру (насколько это знание адекватно и истинно). Различные направления философии в разное время давали различные ответы на данный вопрос. Одно из направлений философии – агностицизм. Агностицизм(от греч. «а» – «не», «гносиз» – «знание») – философское учение, представители которого сомневаются в достоверности познания реальности, при этом не отрицают познаваемость мира вообще, но отрицают возможность познания сущности предметов. Представители агностицизма считают, что наше познание не дает достоверных сведений об окружающей нас действительности, это знание о собственных чувствах. Формы агностицизма: Древнегреческий скептицизм (представитель – Пиррон) – истинность или ошибочность любого знания может быть в одинаковой степени доказана или опровергнута, человек приобретает не достоверное знание, а субъективное. Агностицизм Д. Юма – мы получаем знания из опыта, то есть из ощущений, все остальное мы знать не можем. Агностицизм И. Канта – понятие «вещь в себе» отражает непознаваемую сущность предмета, при этом предметы существуют вне нашего сознания (объективно). Эмпириокритицизм – это агностицизм Э. Маха и Р. Авенариуса, где опыт – это содержание сознания человека, его переживания, поток ощущений, независимый от внешнего мира. Отрицание достоверности знаний. Агностицизм отдельных современных философских школ, при этом большинство материалистических и идеалистических направлений в философии признают принципиальную познаваемость мира. Элементы процесса познания: Субъект познания – тот, кто действует, познает: человек, социальная группа (например, сообщество ученых) или общество в целом. Человек становится субъектом познания в процессе предметной деятельности и общения. Объект познания – часть объективной реальности, которая познается человеком. Объектом познания становятся те предметы и явления, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей. Объект познания отличается от объективной реальности тем, что объективная реальность – это все существующее независимо от сознания человека. Объект – только та часть объективной реальности, которая стала предметом для изучения. Объектом познания может быть сам человек, отношения между людьми. Субъект и объект познания диалектически взаимосвязаны, но субъект активен (он выбирает объект познания, что говорит о целенаправленности и избирательности процесса познания). Посредники познания – это средства познания: материальные: орудия труда, компьютерная техника, приборы и др.; идеальные: понятия, категории, художественные образы, научные теории. Например, мы можем увидеть в телескоп звезды, при этом человек является субъектом познания, звездное небо – объектом, а телескоп – посредником процесса познания. В результате процесса познания возникает образ – это идеальное обобщение сущностных отношений объекта, сходен с предметом, но обладает не всеми свойствами предмета (например, закрыв глаза, мы можем представить себе звезду, и образ звезды в нашем сознании будет отличаться от реальной звезды). Образ фиксируется в знаках. Знак – это материальный носитель информации, необходим для сохранения и передачи информации, для абстрактного мышления (например, звездные карты). Объект познания имеет две стороны: явление (внешняя сторона) и сущность (внутренняя, скрытая сторона). Задача субъекта познания – раскрыть сущность явления, раскрыть его законы, для использования их на практике. Виды познания: 1. Чувственное познание: возникает при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом, при восприятии с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействуя предметами, мы получаем ощущения, восприятия и представления. Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в нашем сознании на ступени рационального познания с помощью понятий, суждений и умозаключений. С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах предметов. Основные формы чувственного познания: Ощущения – это отражение с помощью органов чувств отдельных свойств предмета (звук, свет, вкус, запах и др.),возникают в результате внешнего воздействия предметов на органы чувств человека. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кислый или сладкий). Восприятие дает целостный образ предмета, основываясь на данных ощущений, имеет избирательный характер, зависит от потребностей субъекта. Например, образ розы не издает аромат, но в нем отражаются основные характеристики предмета. Представление – более высокая ступень чувственного познания, это обобщенный образ объекта, который воспринимался ранее, либо является плодом фантазии. Возникает при отсутствии объекта, воссоздает его общие черты, и может не учитывать всех деталей. Представления – образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий, возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на органы чувств человека. Например, мы можем представить себе розу, когда ее нет перед глазами. 2. Рациональное познание или мышление – необходимо для познания сущности предметов и явлений, для изучения их закономерностей. Рациональное познание называют абстрактным мышлением, это процесс обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Основные формы рационального познания: Понятие – это элементарная единица рационального мышления, это форма мысли, в которой обобщены внутренние, существенные общие и особые признаки предмета, закономерные связи и отношения. Понятие дает качества, которые невозможно дать с помощью наглядного образа (например, понятие «снег»). Понятие формируется путем обобщения данных чувственного познания и практической деятельности людей. Выражается с помощью слова или словосочетания (так, например, слово «студент» – это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраста, пола, специальности). Каждая наука является системой понятий. Суждение – это совокупность понятий, отражающая отношения между предметами и их свойствами, это логическая форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно объекта познания. Выражаются суждения в форме предложений. Например: «Все учащиеся в колледже – студенты». Умозаключение – это логический процесс, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое знание о предметах, на основании закономерных и существенных связей (например, из суждений «я человек» и «все люди мыслят» можно сделать умозаключение «я мыслю»). Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления. Интуитивное познание – это особая форма скачка от незнания к знанию, перерыв постепенности движения мысли, переплетение логического и психического механизмов мышления человека, характеризуется внезапностью и неосознанностью. Таким образом, процесс познания основан на чувственной и рациональной формах познания. В философии есть два направления, преувеличивающие ту или иную форму познания: 1. Сенсуализм преувеличивает чувственное познание. 2. Рационализмпреувеличивает рациональное познание. Познание в процессе своего диалектического развития проходит путь от простых ощущений до сложных научных теорий. Результат познания считается успешным, если знание, полученное с его помощью, является истинным. Познание – это накопление и получение знаний обществом. В структуре знания можно выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы. Другой слой зависит от объективной реальности. Знание может быть субъективным, т.е. присущим только конкретному человеку, и объективным – присущим многим людям. |