Главная страница
Навигация по странице:

  • три основные стадии

  • Китайская

  • Конфуцианство

  • Античная

  • Гуманистический период

  • Характерные черты античной философии

  • Фалес

  • Гераклит

  • софистов

  • Стоицизм

  • Марк Аврелий

  • Пиррон

  • Диоген

  • эссе. Философия. Философия от греч. филео любовь, софия мудрость


    Скачать 263.11 Kb.
    НазваниеФилософия от греч. филео любовь, софия мудрость
    Дата20.03.2022
    Размер263.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #404951
    страница2 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Тема 2.1. Философия Древнего мира

    Введение




    Философия могла зародиться в Индии, Китае, Греции. Индийская и китайская культуры подготовили появление философии, но возникла она в Древней Греции. Древнегреческая мифология была более четкой и логичной. Необходимость систематизировать мифы привела к формированию логики и понятийного мышления, что послужило внутренней культурной причиной возникновения философии. Философия появляется почти одновременно в VI–V веках до н.э. во всех очагах цивилизации. В это время в Китае жили Конфуций и Лао-Цзы, в Индии – Будда.


    Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

    1. Космоцентризм (в центре внимания философов Космос) – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира через могущество внешних сил – Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, Древней Греции).

    2. Теоцентризм (в центре внимания Бог) – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространен в средневековой Европе).

    3. Антропоцентризм (в центре внимания Человек) – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

    Китайская философия


    Китайская философия сложилась на рубеже VIII–V веков до н.э. Своё начало она ведёт от первых философов даосизма, конфуцианства и авторов учения «Книги Перемен». Направления древнекитайской философии можно свести к двум основным течениям – даосизму и конфуцианству.

    Даосизм (школа Дао) возник во второй половине первого тысячелетия. Основатель – Лао-Цзы (буквально – «старый учитель», «старый ребенок»). Личность Лао-Цзы вызывает споры, по преданию он был историографом – архивариусом при императорском дворе и прожил 160–200 лет, современные ученые сомневаются в его существовании. Ему приписывают авторство философского трактата «Дао Дэ Цзин» («Книга о пути к добродетели»). Также описана встреча Лао-Цзы с Конфуцием, после которой Конфуций сказал своим ученикам: «Я знаю, что птица может летать. Я знаю, что рыба может плавать. Я знаю, что зверь может ходить. Того, кто ходит, можно поймать в силки. Того, кто плавает, можно поймать в невод. Того, кто летает, можно подстрелить стрелой. Иное дело в случае с Драконом. Я не знаю, как Он запрягает ветер и поднимается на облака в Небо. Сегодня я видел Лао-Цзы, он подобен Дракону». Изображение Лао-Цзы представлено на рисунке 1.

    Дао (путь, дорога) – центральное понятие даосизма. Это невидимый закон природы и общества, неотделимый от материального мира и управляющий им. Отсюда вытекает принцип следования Дао. При соблюдении принципа Дао возможно бездействие, приводящее к свободе. Любое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче. Поэтому мудрый правитель следует Дао, не делая ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает. Лао-Цзы учил, что побеждать других можно только разумом, который является самым мягким и самым сильным оружием. Человек входит в жизнь мягким и слабым, а умирает жестким и крепким. Вода мягкая и слабая, но сильная и жесткая в своем разрушительном действии.



    Конфуцианство 
    (буквально: школа учёных книжников) – древнекитайская философская школа. Основана Конфуцием (551–479 гг. до н.э.), образ которого представлен на рисунке 2.



    Государственный деятель, религиозный мыслитель, при рождении получил имя Кун-Цю, которое впоследствии стало звучать как КунФуцзы, что означает Почтенный учитель Кун (в Европе – Конфуций). В юности Конфуций занимал низкое социальное положение и был вынужден заниматься физическим трудом. С 15 лет он занялся самообразованием, овладел «пятью искусствами» (чтение и письмо, счет, исполнение ритуала, стрельба из лука и управление колесницей). В 27 лет поступил на службу, в 30 лет открыл свою школу, куда набирал учеников вне зависимости от их происхождения. Плата за обучение была символической – связка сушеного мяса. В 52 года Конфуций получил должность главы судебного ведомства. Последние годы своей жизни он посвятил преподавательской деятельности, работе над летописями. Конфуций имел три тысячи учеников, ему приписывают авторство «Книги перемен».


    Конфуций создал идеал совершенного человека. Он должен обладать высокой моралью и двумя достоинствами: чувством долга и гуманностью. Гуманность (жень) подразумевала сдержанность, скромность, бескорыстие, достоинство, любовь к людям, это закон, выраженный формулой «Чего не желаешь себе, того не делай и другим». Чувство долга – это моральные обязательства, которые гуманный человек на себя накладывает. Еще одна его концепция – это «следование срединному пути» (не увлекаясь крайностями). Особое место занимала концепция сыновней почтительности. Конфуций считал её основой жэнь и самым эффективным методом управления страной (страна как большая семья). Правители должны пользоваться доверием народа и воспитывать народ на собственном примере. Впоследствии конфуцианство было признано государственной религией.


    Античная философия




    Античная 
    философия развивалась с конца VII века до н.э. до начала VI века н.э.


    VII–V века до н.э. – Натуралистический (натурфилософский) период: основное внимание уделялось проблемам природы и Космоса (философы Милетской школы, пифагорейцы, элеаты).


    V–IV века до н.э. – Гуманистический период: внимание к проблемам человека (Сократ, софисты).


    Конец IV века до н.э. – VI века н.э. – Классический период: философские системы Платона и Аристотеля, осмысление, уточнение идей предшественников. К данному этапу относится период эллинистических школ (стоики, эпикурейцы, скептики).


    Характерные черты античной философии:


    1. Слитность проблем, без разделения на мир человека и мир природы, наделение природных явлений физическими качествами человека.

    2. Античная философия космоцентрична (в центре внимания Космос), основана на поиске первоосновы мира.

    3. Для античной философии характерна логика общих понятий, этика добродетели, связывание естественных процессов с моральными категориями добра и зла.

    4. Функциональность, философия Античности призвана помочь людям в их жизни.

    Натуралистический период




    В развитии философии важную роль сыграли мыслители, жившие в древнегреческом городе Милет (Милетская школа). Они изучали природные явления и сделали первые попытки их объяснения. Первых философов называли «физиками» (от греч. «природа»). Древнегреческая мифология была связана с природными явлениями, философов интересовал вопрос о происхождении мира.


    Родоначальник Милетской школы – Фалес (около 624–547 гг. до н.э.). Считал, что все живое и неживое произошло из воды, земля плоская и покоится на водах, все предметы одушевлены, поэтому могут изменяться.


    Анаксимандр
     (610–546 гг. до н.э.): сформулировал закон сохранения материи (вещи разрушаются и дают те же самые элементы, из которых они возникли), первоначало – апейрон (мельчайшая частица всех вещей); говорил о происхождении людей от животных другого вида, о происхождении живого от неживого. Ученик Анаксимандра Анаксимен (585–525 гг. до н.э.) считал, что первоначало – воздух; при сгущении воздуха разные предметы имеют разную плотность (ветер, облака, вода, земля и камни).


    Древнегреческий философ Гераклит (544–483 гг. до н.э.) считал, что мир был, есть и будет вечно живым огнем, который закономерно воспламеняется и закономерно угасает. Огонь, остывая, становится воздухом, сгущаясь, превращается в землю. «Все течет, все изменяется, и нельзя дважды войти в одну и ту же реку».


    Таким образом, в учении первых философов прослеживается древнегреческий атомизм(поиск первоосновы мира). Само первоначало считалось не просто веществом, а тем, из чего возникает живая природа.


    Демокрит (460–370 гг. до н.э.) назвал мельчайшие неделимые частицы, из которых состоит мир, атомами. У всех предметов разные твердость, размер, вес, цвет и запах, так как они состоят из разных атомов. Между атомами находится пустота, поэтому они могут двигаться. Одним из важных этапов перехода к интеллектуальному знанию было учение пифагорейцев, получивших название от основателя школы – Пифагора (около 580–500 гг. до н.э.), который считал первоосновой мира число. Изображения Демокрита, Гераклита и Пифагора представлены на рисунке 3.


    Натуралистический период




    В развитии философии важную роль сыграли мыслители, жившие в древнегреческом городе Милет (Милетская школа). Они изучали природные явления и сделали первые попытки их объяснения. Первых философов называли «физиками» (от греч. «природа»). Древнегреческая мифология была связана с природными явлениями, философов интересовал вопрос о происхождении мира.


    Родоначальник Милетской школы – Фалес (около 624–547 гг. до н.э.). Считал, что все живое и неживое произошло из воды, земля плоская и покоится на водах, все предметы одушевлены, поэтому могут изменяться.


    Анаксимандр
     (610–546 гг. до н.э.): сформулировал закон сохранения материи (вещи разрушаются и дают те же самые элементы, из которых они возникли), первоначало – апейрон (мельчайшая частица всех вещей); говорил о происхождении людей от животных другого вида, о происхождении живого от неживого. Ученик Анаксимандра Анаксимен (585–525 гг. до н.э.) считал, что первоначало – воздух; при сгущении воздуха разные предметы имеют разную плотность (ветер, облака, вода, земля и камни).


    Древнегреческий философ Гераклит (544–483 гг. до н.э.) считал, что мир был, есть и будет вечно живым огнем, который закономерно воспламеняется и закономерно угасает. Огонь, остывая, становится воздухом, сгущаясь, превращается в землю. «Все течет, все изменяется, и нельзя дважды войти в одну и ту же реку».


    Таким образом, в учении первых философов прослеживается древнегреческий атомизм(поиск первоосновы мира). Само первоначало считалось не просто веществом, а тем, из чего возникает живая природа.


    Демокрит (460–370 гг. до н.э.) назвал мельчайшие неделимые частицы, из которых состоит мир, атомами. У всех предметов разные твердость, размер, вес, цвет и запах, так как они состоят из разных атомов. Между атомами находится пустота, поэтому они могут двигаться. Одним из важных этапов перехода к интеллектуальному знанию было учение пифагорейцев, получивших название от основателя школы – Пифагора (около 580–500 гг. до н.э.), который считал первоосновой мира число. Изображения Демокрита, Гераклита и Пифагора представлены на рисунке 3.

    Гуманистический период




    В центре внимания философии оказывается человек, антропоцентризм появляется в учении софистов. Софисты впервые стали преподавать философию, они считали ее искусством спора. Представитель – Протагор (около 481–411 гг. до н.э.), автор фразы «Человек есть мера всех вещей».

    Сократ (470–399 гг. до н.э.). Его учение дошло до нас благодаря трудам его учеников. Его отец был каменотесом, мать была повитухой. Сократ сравнивает ее искусство с философским методом майевтики (помощь в рождении нового знания). Сократ участвовал в войне Афин и Спарты, принимал участие в политической жизни Афин. Он не записывал свои идеи, считая, что мудрость может существовать только в живом диалоге. В 399 г до н.э. суд Афин выносит Сократу смертный приговор. Его обвинили в том, что он «придумывает новых богов» и передает собственные суждения ученикам. Скульптура Сократа представлена на рисунке 4.

      


    Сократа называют олицетворением философии, автор знаменитых фраз: «Я знаю, что я ничего не знаю», «Познай самого себя и ты познаешь самое главное». Он не занимался науками о природе, так как считал, что все тайны мира человек может открыть, познавая себя. Сократ любил философствовать с прохожими на улице, доказывая им, что они ничего не знают, так как не думают сами, а верят другим. Считал, что философия должна заниматься человеком, его нравственными качествами. Он разработал собственный метод беседы – метод диалектического спора, при котором ставился вопрос: что такое добро, справедливость, или другое этическое понятие, и все ответы один за другим отвергались.


    Пример: Сократ спрашивал встречного знакомого:

    -     Слышал, что ты очень умный?

    -     Да уж дураком себя не считаю.

    -     А знаешь, что такое добро и зло?

    -     Конечно знаю, кто не знает.

    -     Тогда скажи, обман – это зло?

    -     Несомненно.

    -     А если мать обманывает ребенка, говоря, что лекарство сладкое, лишь бы он выпил – это зло?

    -     Да вроде нет.

    -     А  убийство – это зло?

    -     Конечно.

    -     А если человек убивает, защищая свой дом, семью – это зло?

    -     Не знаю, Сократ ...


    Каждое этическое понятие рассматривалось со всех сторон во всех проявлениях, и от частных примеров Сократ переходил к определению понятия вообще, которое присуще всем людям в целом, для всех людей существуют одни и те же ценности. Поэтому существуют общепринятые нормы поступков. 

    Классический период




    Платон
     (428–347 гг. до н.э.), ученик Сократа, записавший его идеи в виде диалогов. Платон происходил из знатной семьи, принимавшей участие в политической жизни Афин, много путешествовал, впервые создал философскую школу – Академию, которая просуществовала 9 столетий. Платон написал множество трудов, героем которых является Сократ. Образ Платона представлен на рисунке 5.


    В диалогах Платона прослеживается учение об идеях, о познании мира, а также его представление об идеальном государственном устройстве.


    Учение об идеях: мир имеет верхний слой – идеи (истинный мир, так как есть идеи всех предметов, например, идея дерева). Необходимо найти идею во всех предметах, общий закон.


    Теория познания: человека нельзя ничему научить, если понимать это как перекладывание знаний из одной головы в другую, человек должен сам все вспомнить (душе после рождения нужно вспомнить все, чему она научилась до рождения в мире идей).


    Учение о государственном устройстве: в государстве должно быть три класса – философы управляют, стражники охраняют, ремесленники работают. В 5 лет философы определяют ребенка в класс, согласно его наклонностям. В таком обществе каждый занимает свое место. Трижды Платон пытался построить такое государство, но ему это не удалось. От Платона берет начало термин «диалектика» (дословно перевод – беседую), а также философское направление – идеализм. С его именем связан ряд терминов: платоническая любовь (склонность к нравственной красоте), платоновские тела (правильные многогранники в математике).



    Аристотель 
    (384–322 гг. до н.э.) был сыном придворного врача, что позволило ему получить хорошее образование. В 17 лет он стал учеником в Академии Платона, затем преподавал, был наставником Александра Македонского, по возвращении из походов в Афины вел диспуты в роще Ликеион (название «ликей», «лицей»). Он освоил основные науки того времени, считал, что правителю самому философствовать не нужно, достаточно прислушаться к советам мудрецов. Аристотель является автором таких философских произведений как «Метафизика», «Орг
    Период эллинистических (поздних античных) школ: стоики, скептики, киники.




    Стоицизм: 
    Основоположник – Зенон (333–262 гг. до н.э.), учил, прохаживаясь по портику Расписная Стоя (отсюда название «стоики»). Главная фраза Зенона «Не в силе добро, а в добре сила». Этическая направленность стоицизма, представители которого учили стоически переносить жизненные тяготы, так как существует фатум – неумолимый закон судьбы, которому необходимо подчиняться и человеку необходимо познавать свое место в мире. Богатство, здоровье, силу они относили к безразличному, имеющему ценность для жизни.
    Римский император Марк Аврелий (121–180 гг.) – один из наиболее известных стоиков. После его смерти были найдены философские записки. Он ощущал остро течение времени и краткость человеческой жизни. Бесполезно бороться с судьбой и нужно принимать жизнь такой, какая она есть: «Быть похожим на утес, о который неустанно бьется волна; он стоит, и разгоряченная волна затихает вокруг него».


    Скептицизм: 
    (от греч. «рассматривающий», «критикующий») отрицали возможность что-либо доказать, указывали на относительность процесса познания. Есть несколько точек зрения на один предмет, но какая из них истинная, определить невозможно, поэтому нужно воздерживаться от суждений. Их девиз «Ничего не определять, ни с чем не соглашаться». Представитель Пиррон (360–270 гг. до н.э.). Для скептиков также важны невозмутимость, хладнокровие, которые обретаются через отказ от знания.


    Киники (от лат. «циники», от греч. «собаки») считали, что главная цель – жить в соответствии со своими убеждениями, пренебрегали внешними благами – богатством, комфортом, славой. Представитель – Диоген (приблизительно конец II – начало III в. н. э.), который жил в глиняной бочке, и считал, то нужно жить просто и неприхотливо. Изображение Диогена представлено на рисунке 8. Идеал мудрой жизни – безразличие ко всему внешнему. Это движение имеет много последователей, например, хиппи.



    Таким образом, античная философия представляет собой первые попытки древних философов осмыслить действительность, понять причины происхождения мира и всех вещей, понять законы общества и государства, сформулировать первые концепции и теории. Из учений античных мыслителей берут начало многие естественные и гуманитарные науки, которые изначально развивались в русле философии.

    анон», «О душе» и др. Изображение Аристотеля представлено на рисунке 6.



    Учение о форме и материи: Аристотель был последователем Платона, и поддерживал его учение об идеях, которое впоследствии изменилось. Идеи находятся внутри вещей, и называются «форма», то есть идея оформляет материю. Материя – то, из чего все рождается (однокоренное слово «мать»), материя как ткань, материал. Например, материя – медь, форма – шар, предмет – медный шар. В качестве основы выделял первоматерию, которая наделена двумя парами противоположных свойств. Комбинацию этих свойств дают 4 стихии: воздух, вода, огонь и земля, они могут трансформироваться одна в другую (вода в пар), добавлял божественный эфир, из которого состоят небо и звезды.


    Основатель телеологии – представления о том, что все происходящее имеет какую-либо цель своего развития, форма предшествует материи, как план постройки предшествует зданию. Считал, что наука познает общее всех предметов (идея дома находится в самом доме, и присуще всем домам как общее). Аристотеля считают основоположником психологии, логики, этики. Аристотель завершил создание философии. (Смотрите обучающий фильм об Аристотеле)


    Эпикур 
    (342-270 гг. до н.э.) является автором более 300 работ, он вступил в борьбу с Аристотелем, слушал его лекции, но учеником не стал, считая, то философия должна помогать людям. Изображение Эпикура представлено на рисунке 7.



     

    Создал афинскую философскую школу «Сад Эпикура», куда пускали в том числе женщин и детей. Три части учения Эпикура включают теорию познания (канонику), учение о природе (физика), этику, которые подчинены цели – научить человека, как достичь счастливой, блаженной жизни, свободной от страданий тела и смятения души. Мир состоит из атомов, но атомы могут случайно отклоняться от траектории движения. Душа также состоит из атомов, а допущение о случайных отклонениях говорит о свободе воли. Душа, как и тело, умирает. Единственное благо для человека – наслаждение, как отсутствие страдания, для его достижения необходимо устраниться от тревог, государственных дел и опасностей. Эпикур говорит о наслаждении покоем (статическом), например, состояние насыщения, когда есть уже не хочется, а не процесс еды. Здоровье тела и безмятежность души приводят к невозмутимому спокойствию – атараксии. Принцип свободы воли состоит в независимости человека от общественных связей, так как не считал юридические законы справедливыми, а жить надо по природе, а не по законам. Основной принцип: «Живи незаметно».


    Последователи Эпикура – эпикурейцы. Природа понималась ими как материальная, признавали свободу воли, справедливость – как общественный договор.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта