Главная страница
Навигация по странице:


  • Карлом Марксом

  • Факторы, повлиявшие на создание марксизма

  • Особенности марксистской философии

  • АИ → П+И → Ч+И, где АИ

  • Учение об общественно-экономических формациях

  • Социалистическое (коммунистическое) общество

  • эссе. Философия. Философия от греч. филео любовь, софия мудрость


    Скачать 263.11 Kb.
    НазваниеФилософия от греч. филео любовь, софия мудрость
    Дата20.03.2022
    Размер263.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #404951
    страница7 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20

    Тема 2.6 Марксистская философия


    Марксистская философия возникает на основе опыта, идей и учений, накопленных предыдущим развитием философии, в том числе немецкой классической философией. Является составной частью более широкого учения – марксизмакоторый включает в себя также экономику и социально-политическую проблематику. Марксизм – это философская, экономическая, социально-политическая доктрина, созданная Карлом Марксом (1818–1883) и Фридрихом Энгельсом (1820–1895) в 40-е годы XIX века. Философия марксизма дала ответы на многие вопросы и получила широкое распространение в мире в конце XIX – первой половине ХХ вв., в ряде стран была признана государственной идеологией (в том числе в СССР).


    Встреча К. Маркса с Ф. Энгельсом состоялась в 1844 году в Париже. Совпадение их научных и политических взглядов привело к творческому союзу и взаимозависимому развитию. Их первыми совместными работами были труд «Святое семейство, или Критика критической критики» и «Немецкая идеология». К. Маркс и Ф. Энгельс являются авторами труда «Капитал». Изображения К. Маркса и Ф. Энгельса представлены на рисунке 1.

     

       Факторы, повлиявшие на создание марксизма:

     

      1. Социально-экономические и политические предпосылки: утверждение капитализма в результате промышленной революции в Европе в XVIII–XIX веках, появление промышленного пролетариата (на производстве), рост недовольства пролетариата привел к забастовкам, выступлениям против экономического строя, возникает потребность рабочего класса в научной теории (системе идей, которая давала бы пролетариату ответы на философские вопросы: может ли мир быть справедливым, каковы перспективы развития общества).

      2. Естественно-научные предпосылки:

        • закон сохранения и преобразования энергии (превращение движения из одной формы в другую, что стало основой учения о несотворимости и неуничтожимости материи и движения),

        • клеточная структура живого (вывод о единстве всех живых организмов),эволюционная теория Ч. Дарвина (дала идею непрерывности эволюции органического мира, закономерности возникновения человека а процессе эволюции природы).

      3. Сложились теоретические предпосылки в развитии философии: немецкая классическая философия (работы Г. Гегеля и Л. Фейербаха), английская политэкономия (работы А. Смита, Д. Рикардо).



    Особенности марксистской философии


    Соединение материализма с диалектическим методом познания, что приводит к развитию диалектического и исторического материализма. Маркс и Энгельс применили диалектический метод познания к анализу природы и общества. В результате они приходят к выводу, что субъективное – это отражение в сознании людей объективного (природы и общества).


    Диалектический материализм марксистской философии можно выразить формулой:

    АИ → П+И → Ч+И,


    где АИ – абсолютная Идея,

    П+И – природа, в которой содержатся идеи,

    Ч+И – человек, в котором есть идеи (сознание).


    Если убрать АИ и И, то образуется основная схема материализма: природа первична, сознание вторично.


    Л. Фейербах создал материалистическое учение, которое было названо метафизическим, К. Маркс предложил диалектический материализм: наполнил диалектику Г. Гегеля конкретным социальным содержанием в виде единственного передового класса – пролетариата, который побеждает буржуазию и захватывает власть в результате революции. Создание нового идеального общества с социальной справедливостью: «свободное развитие каждого является свободным развитием всех» и «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

        1. Внимание к проблеме человека, который рассматривался не только как продукт природы, но и как социальное существо. Общество рассматривается как сложноорганизованная система, в которой ведущую роль играет материальное существование, основанное на экономической деятельности людей, приводящее к социально-классовому делению общества. Признается первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания, что разрешает основной вопрос философии.

        2. Вводится понятие практики – целенаправленной общественной материальной деятельности людей по преобразованию мира, это источник познания и критерий истины. Подчеркивается активность человека по отношению к миру (преобразованию природы и общества).

        3. Внимание к экономической стороне развития общества, сфере материального производства. Источником развития общества считаются внутренние противоречия. В основе общественного развития лежит способ производства материальных благ, а история – это процесс изменения способов производства, смены общественно-экономических формаций (это социальные системы, элементами которых являются материальные (экономические), духовные (идеологические) и другие отношения).

        4. Идея уничтожения частной собственности, которая является источником социальных бед, с помощью революции. Концепция «разумного государства и разумного общества» (коммунизма), в котором будут одинаковые права и возможности для всех членов общества.

        5. Атеизм, критика религии с использованием достижений науки и техники.

        6. Поиск путей освобождения человека от социального отчуждения.



    Учение об общественно-экономических формациях



    История понималась как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций – исторический материализм, основные положения которого состоят в следующем:

        • на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство);

        • производственные отношения образуют экономическую систему – базис для общественных отношений;

        • государственные и общественные институты выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; базис и надстройка влияют друг на друга. Рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя. Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.


    К. Маркс и Ф. Энгельс предложили периодизацию исторического процесса, выделив пять типов формаций в зависимости от уровня развития производственных отношений:

    1) первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил, зачатки общества);

    2) рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве);

    3) азиатский способ производства – основан на массовом, жестко управляемом государством труде земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Китай);

    4) феодализм (экономика основана на земельной собственности и труде зависимых крестьян);

    5) капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих);

    Социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной собственности на средства производства.


    Марксизм оказал влияние на В.И. Ленина (1870–1924), основателя большевизма в России. Реализовать идеи марксизма в России пытались после революции 1917 года, однако было создано общество с тоталитарным режимом. На практике в России в течение 73 лет происходило построение «коммунизма», марксизм был признан государственной идеологией, однако многие последователи К. Маркса и Ф. Энгельса трактовали их идеи или односторонне, или с искажениями. На Западе из идей марксизма выросла европейская социал-демократия, он не стал идеологией ни в одной западной стране.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20


    написать администратору сайта