Главная страница
Навигация по странице:

  • Основной вопрос русской философии

  • Особенности русской философии

  • Проблемы русской философской мысли

  • Этапы развития русской философии

  • М.В. Ломоносова

  • И.В. Киреевский

  • Особенности философских взглядов славянофилов

  • Особенности философских взглядов западников

  • Толстой Л.Н.

  • Соловьев В.С.

  • Бердяев Николай Александрович

  • Русский космизм

  • эссе. Философия. Философия от греч. филео любовь, софия мудрость


    Скачать 263.11 Kb.
    НазваниеФилософия от греч. филео любовь, софия мудрость
    Дата20.03.2022
    Размер263.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #404951
    страница8 из 20
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20

    Тема 2.7 Русская философия

    Введение




    Русская философия – это оригинальное образование мировой философской мысли, это одно из направлений в мировой философии. Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идея – это вопрос о существовании России во всемирной истории.


    Русская философия является составной частью мировой философии, имеет общие вопросы и категориальный аппарат. Тем не менее, русской философии присущ и ряд характерных особенностей. Это религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы духовно-ценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологии.

    Основной вопрос русской философии – вопрос об истине, решение которого связано с концепцией мирового всеединства, русского космизма, идеи соборности.


    На Русь философская мысль проникает с Крещением Руси (конец X века). В Средние века Россия была связана с Византией, которая впоследствии стала завоеванной страной, в Россию не проникли идеи древнегреческих мыслителей, что отрезало развитие русской философии от западной. В России, как и в Европе, философия развивалась в русле религии, но в Европе после эпохи Возрождения происходит развитие философии познания, в России этого не происходит до второй половины XVIII века. Сохраняется религиозное направление до начала XX века. Расцвет русской философии в конце XIX – начале XX вв. приходится на время осмысления русской идеи.


    Особенности русской философии:


    1. Длительный период времени русская философия являлась религиозной, развивалась в социально неблагоприятных условиях, когда образование контролировалось церковью, а к философии относились настороженно, о чем свидетельствует фраза министра просвещения П.А. Ширинского-Шихматова в 1850 г: «Польза от философии не доказана, а вред возможен». Поэтому философия существовала в литературе, журналистике.

    2. Внимание к проблемам этики, что характерно и для русской литературы. Антропоцентризм – внимание к проблемам человека, свободы личности. Проблемы доказательства Бога сводились к вопросу «зачем это нужно человеку».

    3. Внимание к социальным проблемам общества, идея Москвы как «третьего Рима».

    4. Внимание к проблемам философии истории, что связано с возникновением русской идеи. Россия занимает промежуточное положение между Востоком и Западом, что определяет ее своеобразие. Русская философия, отставая от западной, имеет свои особенности.

    5. Русская философия носит не систематизированный характер.

    6. Русская философия не занималась вопросами познания мира.


    Проблемы русской философской мысли: проблемы свободы, религиозный космологизм, проблемы гуманизма, проблемы жизни и смерти, проблемы творчества, проблемы добра и зла, проблемы власти и революции.


    Этапы развития русской философии:

    1. Религиозная философия Киевской Руси.

    2. Философия эпохи Просвещения.

    3. Период русской философии середины XIX века (славянофилы и западники, народничество).

    4. Период русской философии конца конца XIX – начала XX века – расцвет русской философии («серебряный век»), когда происходит становление русской классической философии.

    5. Советская философия, когда философия была связана с идеологией (20–80-е годы XX века).

    6. Современный этап, который еще не имеет четких очертаний и общего названия (конец XX – начало XXI века).


    Становление философской мысли Киевской Руси было связано с накоплением обобщенных знаний об окружающем мире, с проникновением античных и средневековых философских идей через Византию, с возникновением письменности, переводной и оригинальной литературы, с распространением образованности и философии через монастыри, в которых учили грамоте и письму, сохраняли рукописи. Философия Киевской Руси отличалась многообразием подходов к решению социально-политических и этических проблем, развивалась под влиянием религиозного мировоззрения.


    Первое религиозно-философское произведение «Слово о Законе и Благодати», в основе которого проповедь Киевского митрополита Иллариона (середина XI века), в котором приветствует включенность «русской земли» в общемировой процесс христианства, имеет национальный характер.


    Дальнейшее развитие русской философии проходило в обосновании особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации, появилось учение игумена Филофея о «Москве как третьем Риме», которое обосновывало притязания Русской православной церкви на патриаршую форму правления (наравне с Римской империей), а также стремление Москвы стать великой державой.


    Русская философская мысль XV–XIX веков отличается многообразием взглядов, борьбой многочисленных и сложных по составу идейных течений, противоборством двух тенденций. Первая акцентировала на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая стремилась вписать Россию в процесс развития европейской культуры и предложить ей следовать тем же историческим путем.


    XVII век для России стал веком Просвещения, что было связано с открытием Киево-Могилянской академии в Киеве, и Славяно-греко-латинской академии в Москве.


    В XVIII веке философская мысль становится более самостоятельной, освобождаясь от влияния церкви, возникают два основных направления: естественно-научное и философско-гуманистическое. Этот период связан с именами М.В. Ломоносова (1711–1765), Г.С. Сковороды (1722–1794), А.Н. Радищева (1749-1802).


    Оригинальность взглядов русских философов в том, что они обращали внимание на проблемы России, в появлении национального самосознания. В XIX веке философские идеи предлагали члены философских кружков (славянофилы и западники), литераторы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой), революционеры (П.Л. Лавров, М.А. Бакунин). Это инициаторы новых философских идей, которые обогащали терминологию, их взгляды распространялись в столице и в провинции, и содержали не только философские, но и богословские, исторические, социально-политические, экономические вопросы. Правительство и философы по-разному понимали цели распространения философских знаний. В России поддержка со стороны государства могла обеспечить функционирование системы профессиональной подготовки в области философии. Об этом свидетельствует инициирование философского образования со стороны Петра I и Елизаветы Петровны, поддержавшей основание в 1755г. Московского университета. Философские сочинения подвергались строгой цензуре, ряд работ публиковался за рубежом, например сочинения А.С. Хомякова и В.С. Соловьева.


    У истоков оригинальной русской философии XIX века стоит П.Я. Чаадаев (1794–1856),русский философ, публицист. Родился в Москве, получил домашнее образование, затем обучался в Московском университете. Был участником войны 1812 года и Бородинского сражения, также участвовал в заграничных походах. Был знаком с декабристами, но в восстании не участвовал. Вел активную общественную жизнь. Изображение П.Я. Чаадаева представлено на рисунке 1.



    В 1829–1831 гг. П.Я. Чаадаев пишет «Письма о философии и истории»,или цикл из восьми «Философических писем». Первое его «Философическое письмо», опубликованное в журнале «Телескоп», было названо «выстрелом, раздавшимся в темную ночь».


    Чаадаев в письмах критиковал Российское государство, считая, что Россия, не может называться христианским обществом потому, что в ней существует рабство (крепостное право). Считал себя «христианским философом». Занимался философским осмыслением истории. П.Я. Чаадаев обращал внимание на масштабное осмысление исторических фактов. Россия имеет огромный нереализованный потенциал и что социально-экономическая отсталость России может для нее обернуться историческим преимуществом (не повторит ошибок Запада). Он выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных интересов общественным. 


    Философское пробуждение




    30–40-е годы XIX века отмечены явлением, получившим название «философское пробуждение», когда происходит разделение философской мысли на два направления – славянофильство и западничество.


    Славянофилы
     акцентировали внимание на национальном своеобразии России, ее самобытности, а западники считали необходимым копирование опыта стран Европы. Западники и славянофилы подготовили общественное мнение к крестьянской реформе. «Положение 19 февраля 1861 г.», составленное славянофилом Ю.Ф. Самариным, былоподдержано одним из лидеров западников – К.Д. Кавелиным.


    Славянофильство является идейным направлением русской философской мысли, выступавшим за славянский, неповторимый путь развития русской культуры, за неприятие опыта стран Западной Европы. Основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, русский народ отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). Любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции оканчивались для России трагически.


    Представители: И.В. Киреевский (1806–1856), А.С. Хомяков (1804–1860), К.С. Аксаков (1817–1860), Ю.Ф. Самарин (1819–1876), Н.Я. Данилевский (1822–1885), Ф.И. Тютчев (1803–1873).

    Особенности философских взглядов славянофилов:

    1. Идеализация русского национального характера.

    2. Критика западной цивилизации как эгоистичной, Россия призвана помочь Европе с помощью духа православия и русских общественных идеалов.

    3. Критика крепостнической системы, «сила власти – царю, сила мнения – народу», выступали за свободу слова и гласный суд, за освобождение крестьян.

    4. Идея соборности (множество, единство, противоположно индивидуализму, отрицает подчинение авторитету, важно добровольное вхождение в церковь).

    5. Православие, самодержавие, народность. Главная цель – пробуждение национального сознания в обществе.


    Во время царствования Николая I российское общество вступило в эпоху подъема своего национального самосознания. Выпускники Московского университета, молодые образованные дворяне А.С. Хомяков и И.В. Киреевский стали родоначальниками славянофильства как нового движения философской и общественно-политической мысли.


    Хомяков А.С. (1804–1860), автор «Семирамиды», в ответ на «Философические письма» П.Я. Чаадаева. Изображение А.С. Хомякова представлено на рисунке 2.

    Проводит исследования, в которых оценивает роль различных религий в мировой истории. Решение проблемы сочетания индивидуального и церковного начала решается с помощью понятия соборности. Соборность проявляется на основе духовной общности во всех сферах жизни человека: в церкви, в семье, в обществе. Она есть итог взаимодействия свободного человеческого начала («свободной воли человека») и божественного начала («благодати»).


    Считал, что внешние государственные формы не соответствуют духу русского народа, русской душе соответствует чувство соборности. В государстве ведущим принципом социальных отношений должно стать «самоотречение каждого в пользу всех».



    Киреевский И.В. (1806–1856) считал, что русская философия должна быть синтезом восточной и западной философии, а также различных отраслей культуры (философии, религии, искусства), русской душе соответствует христианство, философствование должно опираться на сочинения отцов церкви. Изображение И.В. Киреевского представлено на рисунке 3.

     

    Основные идеи И.В. Киреевского: выступает за единство веры и разума, поддерживает идею соборности, считает, что государство – это устройство общества в земной жизни, а русская духовная культура объединяет внешнее и внутреннее бытие человека. Считал, что развитие личности возможно в государстве, подчиняющемся религиозной вере.



    Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) занимался вопросами социальной философии, предложил концепцию «земли и государства», считал, что русский народ не может быть государственным, противопоставление государственности и уклада народной жизни. Для славянских племен основа жизни виделась ему в традициях крестьянской общины и народного быта, в земле. Изображение К.С. Аксакова представлено на рисунке 4.

     



    Особенности философских взглядов западников:

    1. Выступали за развитие общества по капиталистическому пути по опыту западных стран, ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, критиковали православие и акцентировали личностное начало. «Уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации.

    2. Противопоставляли себя славянофилам, впервые заявили о себе в 1841 г в журнале «Отечественные записки», при публикации статей В.Г. Белинского (1811–1848) «Россия до Петра Великого».

    3. Не поддерживали религиозность, главным считали индивидуальное, человеческое «Я», выступали за создание общества, обеспечивающего свободу личности, ее гармоничное развитие.

    4. Благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.



    Два направления западничества: левое, нацеленное на социальные преобразования (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев) и правое, более умеренное (Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, П.В. Анненков).


    Герцен А.И. (1812–1870) – русский писатель, публицист, философ, революционер. Обучался в Московском университете, был связан с настроенными против действий правительства кружками молодежи, за что был арестован и сослан в Пермь, затем переведен в Вятку и во Владимир. Публиковал свои произведения под псевдонимом, автор социально-психологического романа «Кто виноват?». В основанной им совместно с Н.П. Огаревым «Вольной русской типографии» в Лондоне издавались произведения, запрещенные цензурой в России, а также русская революционная газета «Колокол».




    Главным считал свободу приобщения к европейской культуре, свободу от произвола властей, соединение западной науки и «русского быта». Изображение А.И. Герцена представлено на рисунке 33.

     

    Спор между славянофилами и западниками ослабил народничество, идеологами которого были П.Л. Лавров (1823–1900), М.А. Бакунин (1814–1876), П.Н. Ткачев (1844–1885). Народники выступали против крепостного права и против буржуазного развития страны. Данное движение в середине 80-х гг. XIX века распалось.


    Характерная черта русской философии – ее связь с литературой, что отражалось в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.


    Достоевский Ф.М. (1821–1881) – русский писатель, философ. Родился в дворянской семье, обучался в военно-инженерном училище, но всегда проявлял интерес к литературе. По «делу Петрашевского» был сослан в Омск, затем вернулся в Петербург, работал в журналах. Автор романов «Бедные люди», «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др. Изображение Ф.М. Достоевского представлено на рисунке 6.

     

    Поддерживал идею бессмысленности революции, так как зло коренится в человеческой натуре, которую сложно познать. В основе социальности должно лежать нравственное самосовершенствование человека, а это возможно только на основе православной веры. Считал, что у России должен быть собственный путь, связанный с расширением православного сознания.


    Главной философской проблемой была проблема человека: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать...». Двойственность человека затрудняет выяснение мотивов его поведения. Вершиной философского творчества является роман «Братья Карамазовы», в котором сталкиваются два понимания человеческой свободы: первое – понимание свободы как благополучия, обустройства материальной стороны жизни, второе – свобода как духовная ценность. Если человек откажется от свободы духовной, тогда он перестанет быть свободным. Ф.М. Достоевский верил во «всемирную отзывчивость» русского человека, как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие на духовную атмосферу и русскую философию XX века.


    Толстой Л.Н.(1828–1910) – русский писатель, литератор, публицист, мыслитель, философ, член Императорской Академии наук. Родился в дворянской семье, получил домашнее образование, обучался в университете. Автор множества произведений, среди которых «Детство», «Война и мир», «Воскресение», «Севастопольские рассказы» и другие. Изображение Л.Н. Толстого представлено на рисунке 7.

     

    Л.Н. Толстой задавался вопросом, как разорвать замкнутый круг насилия, на насилие люди также отвечают насилием. Оно не защищает жизнь людей, но является причиной многих бед. Возрождение основного принципа христианства – непротивления злу, то есть необходимо не отвечать насилием на насилие, не служить государству. Необходимо моральное самоусовершенствование, которое разрывает замкнутый круг насилия.


    Л.Н. Толстой создает свою «рациональную философию», центральное место в которой занимает нравственность. В сфере нравственности лежат основные отношения между личностью и обществом. Государство и все официальные организации – носители «зла». Люди должны объединяться в рамках внегосударственных форм, на принципах любви к ближнему, и тогда новые условия христианской жизни образуются сами собой.


    В качестве демонстрации данных идеи развивались толстовские коммуны (1910–20 годы XX века), где коммунары вместе работали, одинаково получали за свой труд, обрабатывая землю ручным трудом, обучали детей в собственных школах. Но это движение пошло на спад с приходом коллективизации.

    «Философия всеединства» Владимира Соловьева


    Соловьев В.С. (1853–1900) – русский мыслитель, философ, публицист, литературный критик, академик Императорской Академии наук. Родился в семье известного историка С.М. Соловьева, обучался в гимназии и в Московском университете. Вершиной творчества является его нравственная философия, изложенная в труде «Оправдание добра». Изображение В.С. Соловьева представлено на рисунке 8.

     

    Стоял у истоков русского «духовного возрождения» XX века, развивал нравственную философию. Считал, что истину можно познать при соединении всех способностей человека, его разума и опыта (чувственного, нравственного, религиозного). Вещь познается в ее соотношении к целому, где целое – это всеединство. Русская философия занимает промежуточное положение между Востоком и Западом, это гносеологический синтез: с одной стороны эмпирическое, мистическое познание (с Востока) и логическое усовершенствование (с Запада). Абсолютная истина как синтез науки, философии и религии. Представление о Боге как всеединстве. Эволюция природы и человека как стремление к всеединству. Признание у русского народа способности к самоотречению.


    Предпосылки «философии всеединства», или «универсального синтеза», содержались в русской философии 30–40-х гг. XIX века, в идеях соборности А.С. Хомякова, И.В. Киреевского. Главным своим делом В.С. Соловьев считал приведение христианства «в новую, разумную форму». В своем творчестве В.С. Соловьев решал многие ключевые проблемы философии, охватывающие онтологию, гносеологию, этику, эстетику, философию истории, социальную философию.


    Идеи «всеединства» развивал Бердяев Николай Александрович (1874-1948) – русский религиозный и политический философ. Родился в Киеве, в дворянской семье, обучался в Киевском университете, преподавал в Московском университете, жил в Германии и Франции. Был редактором религиозно-философского журнала, участвовал в подготовке сборника статей «Вехи». Автор работы «Философия свободы». Изображение Н.А. Бердяева и его произведения представлено на рисунке 9.

      

    Главной идеей его работ была антропозиция (оправдание человека через творчество). Творчество понималось как религия, человек понимается как Бог-Творец. Считал, что наступает «творческая религиозная эпоха».



    Русский космизм




    Русский космизм
     представляет собой другую тенденцию в развитии русской философской мысли, которая представлена учениями, возникшими под влиянием нового естествознания.


    В начале ХХ века сформировалось представление о жизни как определённой стадии в эволюции не только нашей планеты, но и космоса, Вселенной в целом. Представители данного направления: В.С. Соловьёв, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, О.А. Чижевский. Основные идеи космизма – единство человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб человеческой деятельности.


    Таким образом, русская философия, как часть мировой философии, является своеобразной, содержащей множество течений и направлений, которые объединяет внимание к человеку, его природе и предназначению, свободе и ответственности, к социальной проблематике и религиозности.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20


    написать администратору сайта