Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности философии Нового времени

  • Джордж Беркли

  • рационализма

  • Дени Дидро

  • эссе. Философия. Философия от греч. филео любовь, софия мудрость


    Скачать 263.11 Kb.
    НазваниеФилософия от греч. филео любовь, софия мудрость
    Дата20.03.2022
    Размер263.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #404951
    страница5 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Тема 2.4 Философия эпохи Нового времени и Просвещения

    Введение




    XVII век открывает следующий период в развитии философии, который называют философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется. В Новое время (конец XVI – середина XIX века) произошли изменения во взаимоотношениях религии и философии. Важным становится человеческий разум и опыт социально-политической жизни общества. XVII век называют веком разума. Произошел цивилизационный и культурный сдвиг, преобразование экономики, политики, культуры, промышленная революция, появляются новые представления о правах человека и правовом государстве.


    Переход к мануфактуре способствовал росту производительности труда, так как основывался на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в разделенном на операции процессе производства. Это подготовило научную, а затем и буржуазную революцию в Европе. В начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, в середине XVII века – в Англии, затем во Франции. Развитие буржуазного общества меняет сознание людей, что связано с развитием экспериментально-математического естествознания, поэтому XVII век называют эпохой научной революции. Разделение труда вызывает потребность в рационализации производственных процессов, потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело способствуют развитию механики и математики.


    Новая наука опирается на практику материального производства: изобретение машин, совершенствование орудий производства в промышленности. Это оказало воздействие на философию, происходит разрыв с религией: в борьбе против давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Наука занимает ведущее место в мировоззрении эпохи Нового времени, в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии.


    Особенности философии Нового времени:



    1. Рациональность – форма отношения человека к миру, которая признает силу разума и способность человека к расчету, извлечение пользы.


    2. Аскетизм – систематически разработанный метод рационального ведения жизни, когда специальные правила помогали человеку контролировать свои поступки (в отличие от средневекового понимания аскетизма как отказа от мирской жизни).


    3. Создание механико-математической картины мира, включающей два направления в теории познания: эмпиризм (от греч. «опыт») и рационализм (от лат. «разумный»). Эмпиризм признает чувственный опыт источником знания (основатель – Ф. Бэкон). Рационализм считает, что разум является источником знания (основатель – Р. Декарт).


    4. Разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека, концепции «естественного права» и «общественного договора» (Дж. Локк). 

    Тема 2.4 Философия эпохи Нового времени и Просвещения

    Представители эмпиризма




    Фрэнсис Бэкон(1561–1626), английский государственный деятель и философ, был членом палаты общин английского парламента, генеральным прокурором, лордом-хранителем печати, лордом-канцлером. Был обвинен во взяточничестве, после оправдания не возвращался в политику. Последние годы жизни занимался научным экспериментированием. Автор фразы «Знание – сила» и произведений «Новый Органон», «Новая Атлантида». Изображение Ф. Бэкона представлено на рисунке 1.




    Ф. Бэкон является одним из основоположников философии Нового времени и Просвещения, меняет взгляд на философию, которую рассматривает как науку о реальном мире, опирающуюся на опытное 
    познание. На основании отдельных опытов можно сделать обобщения, ведущие к познанию законов и свойств предметов. Этот метод получил название индуктивного. Индукция (от лат. «наведение») – форма умозаключения, в ходе которого на основании знания об единичном делается вывод об общем. Этот метод предусматривает пять этапов прохождения исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице:

     

    1. Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления)

    2. Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного показателя в представленных предметах)

    3. Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете)

    4. Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении)

    5. Таблица «сброса плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).

    Ф. Бэкон предложил учение об «идолах», считая, что достоверное знание можно получить в том случае, когда сознание будет освобождено от ошибочных суждений – «идолов». «Идолы» – это естественные трудности, мешающие человеку встать на путь научного познания, являются врожденными, но их действие можно ослабить. Он выделял несколько видов «идолов»:

    • «Идолы рода» – препятствия, связанные с несовершенством человеческой природы (например, слепота или глухота),

    • «Идолы пещеры» – искажения, связанные с индивидуальными особенностями процесса познания (каждый человек по-своему воспринимает мир),

    • «Идолы рынка» (или площади) – препятствия, возникающие при общении людей (например, когда человек верит другому человеку и не проверяет сказанное опытным путем),

    • «Идолы театра» – трудности, связанные с верой людей в авторитеты, с приверженностью к традициям.

     

    Ф. Бэкон считал, что с помощью науки человек может подчинить себе природу и использовать ее. Цель научного знания – увеличение власти человека над природой, признание ценности технических и научных изобретений, которые облегчают труд человека и стимулируют прогресс. Он предложил разделение всех наук на исторические, поэтические и философские. История – это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю, описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии – рассудок, она делится на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления).


    Его произведение «Новая Атлантида» об утопическом государстве, в котором все производительные силы общества преобразованы при помощи науки и техники (например, комнаты, в которых происходило чудесное исцеление, лодки для плавания под водой).


    Творчество Ф. Бэкона оказало сильное влияние на общую духовную атмосферу, в которой формировалась наука и философия XVII века в Англии. Его призыв обратиться к опыту стал лозунгом для основателей Лондонского естественнонаучного общества, куда вошли Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и др. Идеи эмпиризма разделяли Дж. Локк, Т. Гоббс, Дж. Беркли, Д. Юм.

    Джон Локк (1632–1704) – английский философ и политик, представитель эмпиризма и либерализма. Обучался в Вестминстерской школе, затем в Оксфордском университете, занимал должности в высших правительственных учреждениях Англии, занимался изучением естествознания, медицины, педагогики, политики, экономики, отношений государства и церкви. Изображение Дж. Локка представлено на рисунке 17.




    Дж. Локк считает естественным правом человека его свободу и владение собственностью, приобретенной с помощью труда. В работе «Два трактата о государственном правлении» он рассматривает первоначальное состояние людей как состояние господства их «естественных прав»: свободы, равенства и охраны собственности.



    С целью защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». Дж. Локк развивает учение о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение должна иметь законодательная власть, которая определяет порядок. Он разработал принципы естественного права, предложил естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего силу буржуазного класса.


    В теории познания Дж. Локк признаёт опыт основой знания, считая, что душа человека должна быть подобна чистой доске, на которой в течение жизни пишет опыт: «Нет ничего в уме, чего не было раньше в ощущениях». Душа различает опыт внешний (внешнее чувство) и внутренний (познание внутреннего мира человека). Более достоверен опыт внутренний.

    Томас Гоббс (1588–1679) родился в семье священника, обучался в церковной школе, затем в Оксфордском университете, путешествовал по Европе. Автор работ «Левиафан», «О гражданине», продолжил линию Ф. Бэкона, разделял идеи «общественного договора», отрицал существование души как субстанции тела. Изображение Т. Гоббса представлено на рисунке 3.

     
    Т. Гоббс считал, что процесс познания начинается с ощущений, это первый принцип теории познания. Чувственное познание люди обозначают знаками, человек является существом, оперирующим знаками. Это учение получило название «номинализм». Т. Гоббс считал, что необходимо изменить естественное состояние людей на состояние гражданское, государственное, поэтому возникновение государства на основе общественных соглашений является естественным (а не сверхъестественным, как считалось ранее).



    Джордж Беркли (1685–1753), ирландский ученый, философ и религиозный деятель, является основателем субъективного идеализма, автор произведения «Трактат о принципах человеческого знания». Обучался в Дублине, преподавал, путешествовал по Европе, был назначен епископом Клойнским в Дублин. Портрет Дж. Беркли представлен на рисунке 4.

     
    Дж. Беркли предложил считать вещи комбинациями наших ощущений, мир – это комплекс ощущений, при этом ведущая роль отводилась осязанию. Существовать – значит быть воспринимаемым, понятие сводится к представлению. Дж. Беркли считал, что абстрактные понятия должны быть наглядными, иначе они не могут существовать (отрицаются): например, «дерево вообще» (абстрактное понятие) может существовать в том случае, если мы видим реальное дерево (единичный предмет).



    Девид Юм (1711–1776),шотландский философ, историк, экономист. Учился в Эдинбургском университете, работал библиотекарем Эдинбургского общества адвокатов, участвовал в дипломатической миссии в Париже в качестве личного секретаря британского посла. Продолжил учение Дж. Беркли, считал, то главное – изучение человеческой природы. Сомневался в существовании объекта восприятия, считал, что весь процесс познания сводится к познанию содержания своих собственных ощущений, за пределы этого внутреннего опыта выйти невозможно. Портрет Д. Юма представлен на рисунке 5.

     
    В «Трактате о человеческой природе» развил учение о чувственном опыте, как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Источником знания Д. Юм считает опыт, складывающийся из «восприятий», разделяющихся на «впечатления» и «идеи». Впечатления – исходные элементы чувственного опыта, яркие и живые, подразделяются на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Идеи – это копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости, разделяются на простые и сложные. Взаимосвязь восприятий происходит по принципу ассоциации: по сходству, по смежности, по причинности.


    Представители рационализма


    Проблема конструирования идеальных объектов, составляющая теоретическую основу эксперимента, стала одной из центральных в философии XVII века. Это предмет исследований представителей рационалистического направления.


    Основоположник рационализма – Рене Декарт (в латинизированном написании – Картезий) (1596–1650), французский философ и математик. Автор произведений «Начала философии», «Рассуждения о методе». Родился во Франции в дворянской семье. Обучался в иезуитской школе, затем в университете, получив научную степень по праву. После окончания коллегии стал офицером, служил в Германии, Венгрии, Италии. Портрет и работы Р. Декарта представлены на рисунке 1.




    Р. Декарт разработал свою философскую систему. Он считал, что существуют две независимые субстанции – материальная (природа), основное свойство которой – протяженность, и духовная, отличающаяся мышлением. Главное внимание уделял математике, является создателем современной алгебры и аналитической геометрии, механики, физики.


    Обращался не к опыту, а к разуму: «Я мыслю, следовательно, я существую», то есть все необходимо подвергать сомнению, так как можно сомневаться во всем, кроме мышления. Стремился разработать универсальный метод познания для всех наук, считал таким методом рациональную дедукцию.


    Дедукция (от лат. «выведение») – форма умозаключения, при которой на основе общего правила логическим путем выводятся частные положения (переход от общего к единичному). Сомнение использовал в качестве научного метода, представил 4 правила метода:


    1)  нельзя принимать за истинное то, что не познано, и включать в свои суждения только то, что ясно и не дает повода сомневаться,

    2)  необходимо делить изучаемую проблему на максимально возможное количество частей, для лучшего осмысления,

    3)  необходимо соблюдать порядок мышления, начиная с более простых предметов и переходя к предметам более сложным,

    4)  полезно составлять полные перечни противоречий и общие обзоры проблем, чтобы не было упущений.


    Р. Декарт утвердил в праве на самостоятельное существование человеческое «Я», мышление, независимое ни от чего, в том числе от Бога.


    В середине XVIII века во Франции сформировалось мощное движение, получившее название Просвещение, которое объединило прогрессивно мыслящих естествоиспытателей, представителей культуры и искусства, политических деятелей, юристов и философов. Среди представителей Французского Просвещения были Вольтер, Ж.Ж. Русско, Д. Дидро и другие.



    Дени Дидро(1713-1784), французский писатель, драматург, философ, учение которого создавалось в преддверии Французской буржуазной революции, когда остро вставали вопросы борьбы с религиозным мировоззрением, затрагивались значительные события, когда мыслители общались друг с другом и их идеи подхватывали другие люди, развивая их по-своему.  Изображение Д. Дидро представлено на рисунке 2.

     
    Двадцать лет работал над изданием «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В 1783 году по приглашению Екатерины II едет в Петербург, ежедневно беседует c ней, предлагает создать в России конституционную монархию с избираемым парламентом, отменить крепостное право.


    Придерживался атеистических взглядов, считая что материя развивалась эволюционно (и нет необходимости в первопричине – Боге). Единство материи и движения, абсолютного покоя не существует, человек не имеет души, данной Богом, ощущения свойственны всей материи, а сознание – высокоорганизованной материи.



    Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694–1778), французский писатель и философ, иностранный почетный член Петербургской Академии Наук, автор работ «Философские письма», «Философия истории», повести «Кандид». Родился в Париже в семье государственного чиновника, занимался литературой. Портрет Вольтера представлен на рисунке 3.


    Считается «патриархом» Просвещения, так как его произведения имели влияние, в них отражались взгляды французской буржуазной демократии. Он критиковал феодальную идеологию и религию, при этом требовал религиозной свободы, подчёркивал «общественность человека», требовал равенства людей, которое понимал как политическое равенство перед законом и правом. Считал, что религия нужна только для управления людьми, их 
    сознанием: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Вольтер критиковал идеи Ж.Ж. Руссо.



    Жан Жак Руссо(1712–1778), французский писатель, композитор, философ, автор работы «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Портрет Ж.Ж. Руссо представлен на рисунке 4.

     
    Декарт занимался критикой науки и цивилизации, поскольку современная цивилизация отстаивала неравенство людей. Человек жил в древности в «естественном состоянии», в культуре человеческая душа изменилась к худшему. Разделение труда также разрушило естественную целостность человеческой жизни. Специализация усиливает зависимость человека от труда людей других профессий, превращает человека в частицу большого целого. В результате возникают отчуждение между людьми различных профессий, противоречие между личной и общественной деятельностью. Лозунг – «Назад к природе!».


    Ж.Ж. Руссо предложил новый проект естественной морали, который не был реализован. Наполеоновские войны в реальной жизни доказали утопичность его идей. Ж.Ж. Руссо и Вольтер были современниками, вели переписку. Ж.Ж. Руссо работал над «Энциклопедией» совместно с Д. Дидро.


    В эпоху Просвещения формируется идеал свободной личности, которая может думать не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе, также внимание уделялось проблемам наилучшего общественного устройства.


    Представители рационализма


    Проблема конструирования идеальных объектов, составляющая теоретическую основу эксперимента, стала одной из центральных в философии XVII века. Это предмет исследований представителей рационалистического направления.


    Основоположник рационализма – Рене Декарт (в латинизированном написании – Картезий) (1596–1650), французский философ и математик. Автор произведений «Начала философии», «Рассуждения о методе». Родился во Франции в дворянской семье. Обучался в иезуитской школе, затем в университете, получив научную степень по праву. После окончания коллегии стал офицером, служил в Германии, Венгрии, Италии. Портрет и работы Р. Декарта представлены на рисунке 1.




    Р. Декарт разработал свою философскую систему. Он считал, что существуют две независимые субстанции – материальная (природа), основное свойство которой – протяженность, и духовная, отличающаяся мышлением. Главное внимание уделял математике, является создателем современной алгебры и аналитической геометрии, механики, физики.


    Обращался не к опыту, а к разуму: «Я мыслю, следовательно, я существую», то есть все необходимо подвергать сомнению, так как можно сомневаться во всем, кроме мышления. Стремился разработать универсальный метод познания для всех наук, считал таким методом рациональную дедукцию.


    Дедукция (от лат. «выведение») – форма умозаключения, при которой на основе общего правила логическим путем выводятся частные положения (переход от общего к единичному). Сомнение использовал в качестве научного метода, представил 4 правила метода:


    1)  нельзя принимать за истинное то, что не познано, и включать в свои суждения только то, что ясно и не дает повода сомневаться,

    2)  необходимо делить изучаемую проблему на максимально возможное количество частей, для лучшего осмысления,

    3)  необходимо соблюдать порядок мышления, начиная с более простых предметов и переходя к предметам более сложным,

    4)  полезно составлять полные перечни противоречий и общие обзоры проблем, чтобы не было упущений.


    Р. Декарт утвердил в праве на самостоятельное существование человеческое «Я», мышление, независимое ни от чего, в том числе от Бога.


    В середине XVIII века во Франции сформировалось мощное движение, получившее название Просвещение, которое объединило прогрессивно мыслящих естествоиспытателей, представителей культуры и искусства, политических деятелей, юристов и философов. Среди представителей Французского Просвещения были Вольтер, Ж.Ж. Русско, Д. Дидро и другие.



    Дени Дидро(1713-1784), французский писатель, драматург, философ, учение которого создавалось в преддверии Французской буржуазной революции, когда остро вставали вопросы борьбы с религиозным мировоззрением, затрагивались значительные события, когда мыслители общались друг с другом и их идеи подхватывали другие люди, развивая их по-своему.  Изображение Д. Дидро представлено на рисунке 2.

     
    Двадцать лет работал над изданием «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В 1783 году по приглашению Екатерины II едет в Петербург, ежедневно беседует c ней, предлагает создать в России конституционную монархию с избираемым парламентом, отменить крепостное право.


    Придерживался атеистических взглядов, считая что материя развивалась эволюционно (и нет необходимости в первопричине – Боге). Единство материи и движения, абсолютного покоя не существует, человек не имеет души, данной Богом, ощущения свойственны всей материи, а сознание – высокоорганизованной материи.



    Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694–1778), французский писатель и философ, иностранный почетный член Петербургской Академии Наук, автор работ «Философские письма», «Философия истории», повести «Кандид». Родился в Париже в семье государственного чиновника, занимался литературой. Портрет Вольтера представлен на рисунке 3.


    Считается «патриархом» Просвещения, так как его произведения имели влияние, в них отражались взгляды французской буржуазной демократии. Он критиковал феодальную идеологию и религию, при этом требовал религиозной свободы, подчёркивал «общественность человека», требовал равенства людей, которое понимал как политическое равенство перед законом и правом. Считал, что религия нужна только для управления людьми, их 
    сознанием: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Вольтер критиковал идеи Ж.Ж. Руссо.



    Жан Жак Руссо(1712–1778), французский писатель, композитор, философ, автор работы «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Портрет Ж.Ж. Руссо представлен на рисунке 4.

     
    Декарт занимался критикой науки и цивилизации, поскольку современная цивилизация отстаивала неравенство людей. Человек жил в древности в «естественном состоянии», в культуре человеческая душа изменилась к худшему. Разделение труда также разрушило естественную целостность человеческой жизни. Специализация усиливает зависимость человека от труда людей других профессий, превращает человека в частицу большого целого. В результате возникают отчуждение между людьми различных профессий, противоречие между личной и общественной деятельностью. Лозунг – «Назад к природе!».


    Ж.Ж. Руссо предложил новый проект естественной морали, который не был реализован. Наполеоновские войны в реальной жизни доказали утопичность его идей. Ж.Ж. Руссо и Вольтер были современниками, вели переписку. Ж.Ж. Руссо работал над «Энциклопедией» совместно с Д. Дидро.


    В эпоху Просвещения формируется идеал свободной личности, которая может думать не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе, также внимание уделялось проблемам наилучшего общественного устройства.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта