эссе. Философия. Философия от греч. филео любовь, софия мудрость
Скачать 263.11 Kb.
|
Тема 2.2. Философия Средних вековСредневековая философия является следующим этапом в развитии философии. Средневековье – хронологически большой и неоднородный период, охватывающий V–XV века. Средневековая философия связана с Христианством и античностью, возникла после крушения Римской империи, когда религия взяла на себя создание нового мира. Средневековая философия зависит от религиозного мировоззрения, теоцентрична (Бог определяет все в мире). Отличия средневековой философии от философии античности: Вместо театра и скульптуры появляются литургия и икона. Литургия включала в себя церковные песнопения, тексты, обряды таинств, что оказывало сильное воздействие на человека. Античная культура не смогла объяснить посмертное вознаграждение за муки при жизни, а христианство смогло с помощью веры. Античное миропонимание было направлено вовне (публичная жизнь происходила на площадях), средневековое – вовнутрь человека. В античности главное – познание человека (тезис Сократа «познай самого себя»), в христианстве – познание Бога (И. Христос: «Я есмь путь и истина»). Изначально религия и философия противостояли друг другу, но затем пришли к сотрудничеству, в результате чего появилась религиозная философия, основной задачей которой стало рациональное объяснение теологических истин. Все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креацинизма, провиденциализма. Теоцентризм (от греч. «Бог») – это понимание мира, в котором источником и причиной всего выступает Бог. В теории познания главная роль отводится теологии – науке о Боге. Теология – это богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога. Философия призывается на службу вере с тем, чтобы объяснять религиозные истины в понятиях, доступных для понимания верующими, а также опровергать антихристианские идеи. Философия играла подчиненную роль, была «служанкой богословия». Креационизм (от лат. «сотворение») – это принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, пребывающую в постоянном изменении. Провиденциализм (от лат. «провидение») – это система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение – в религиозных представлениях: Бог или его действия). Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения, религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Можно выделить два этапа становления средневековой философии: 1) II–VI века. Патристика (от лат. «отец») – совокупность теолого-философских взглядов отцов церкви, которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию (идеи Платона). Наиболее известный представитель – Августин Блаженный (полное имя – Аврелий Августин, 354–430), родился в Северной Африке, которая была частью Римской империи. Изображение Августина Блаженного представлено на рисунке 1. Обучался риторике, позже преподавал ее в г. Карфагене. Последние годы своей жизни он был епископом г. Гиппона. Августин Блаженный является автором 93 трактатов и 500 писем и проповедей, среди которых трактат «О граде Божьем». Центральная идея его учения – Бог, который ни от кого не зависит, все определяется божественной волей. Это первопричина всего и всех изменений в мире, поэтому все предопределено (идея фатализма). Августин считал, что человек объединяет разумную душу и свободную волю. Нематериальная душа находится в материальном теле человека. Душе присущи разум, воля и память. Высший акт воли – это вера, вера выше разума. Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха, к добру человека направляет воля Бога. Формула «Верю, чтобы понимать» В трактате «О граде Божьем» он говорил о борьбе двух царств – града земного и града Божьего. В граде земном – люди, забывающие о Боге, в граде Божьем – праведники, которые руководствуются в жизни любовью к Богу. На земле все перемешаны, поэтому оба града соединены вместе. Он подвергал критике все, что связано с земным царством. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а правители должны быть слугами церкви. Августин Блаженный создал влиятельное религиозно-философское учение, служившее фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века, представил линейное толкование времени от прошлого к будущему (в отличие от циклического понимания времени, характерного для античности). 2) VI–XIV века. Схоластика (от греч. «школа») – зрелое систематическое учение о Боге, мире, человеке, которое развивалось в связи с зарождением средневекового образования в приходских школах, где преподавали философию. Родоначальник схоластики – Ансельм Кентерберийский (1033–1109), видел в вере предпосылку рационального знания. Схоласты стремились обосновать и систематизировать христианское вероучение. Средствами человеческого разума обосновывали принятые на веру идеи. Схоластика прошла три этапа: ранняя форма (IX–XII века); зрелая форма (ХII–ХIII века); поздняя форма (XIII-XIV века). Представитель – Фома Аквинский (1225–1274), автор трудов «Сумма теологии» и «Сумма против язычников», получил звание «ангельского доктора», его учение получило название томизм. Он родился в Италии, в аристократической семье. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, затем преподавал богословие и философию. Главные положения созданной им философии легли в основу современной католической христианской философии – неотомизма. Изображение Фомы Аквинского представлено на рисунке 2. Фома Аквинский подвёл итоги поисков зрелой схоластики, опираясь на учение Аристотеля. Он считал, что философия и теология – самостоятельные дисциплины, философия должна помогать обоснованию Бога («философия – служанка богословия»). Идея превосходства веры над знанием (на примерах обнаружения божественной воли при сверхъестественном лечении больных). Идея свободы воли, что дает человеку возможность выбора между добрыми и злыми поступками (добрые поступки направляют человека к Богу, злые – отводят от Бога). Свободная воля подчинена разуму человека. Власть имеет божественное происхождение, но если монарх становится тираном, народ может свергнуть его (если деятельность государства противоречит интересам народа и церкви). Смысл жизни – в счастье, которое понималось как любовь к Богу и созерцание Бога. Моральный образ действий гарантирует спасение. Фома Аквинский предложил пять обоснований бытия Бога: Движение предполагает неподвижный первый движитель. Необходимо предположить существование Первой причины всего существующего. В мире не может господствовать случайность и должен быть источник необходимости (Бог). Все предметы различаются по степени совершенства, и должно быть нечто, представляющее высшую степень реальности и совершенства (Бог). Наличие целесообразности в мире предполагает Бога как ее источника. В эпоху Средневековья, когда влияние церкви на все сферы общественной жизни было велико, сосуществование и взаимовлияние религии и философии не прекращалось. Главная заслуга Фомы Аквинского – разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств. Реалисты и номиналисты. Во время господства схоластики велись споры между номиналистами и реалистами о реальном существовании идей (универсалий). Споры стимулировались основной задачей схоластики – разумного обоснования веры, доказательства бытия Бога. Одна из основных проблем философии – это проблема универсалий, т.е. природы общих имен или понятий. Номиналисты (от лат. «имя») считали, что общее – это только слово, понятия сами по себе являются именами для обозначения вещей, которые реально существуют. Реалисты признавали существование идей, видели в общих понятиях самостоятельные сущности, обладающие максимальной реальностью, что Бог – не просто слово, а реально существующий объект. Фома Аквинский был умеренным реалистом, считал, что общее – это продукт нашего ума, но оно имеет отношение к реальности, которая существует независимо от нашего ума. Христианство было господствующей доктриной на протяжении Средних веков, но постепенно статус его стал снижаться. В Средневековой религиозной философии два пика: идеи Августина Блаженного (когда средневековая философия только возникла и сильны были идеи античной философии), и идеи Фомы Аквинского (когда господствующее положение церкви начало ослабевать). |