Главная страница
Навигация по странице:

  • Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения

  • Филипп Т. Гогенгейм (Парацельс)

  • Гуманистическое и антропоцентрическое

  • Натурфилософское

  • Б. Телезио

  • Натурфилософские концепции эпохи Возрождения В эпоху Возрождения изменилась картина мира благодаря открытиям Николая Коперника

  • Рисунок 11

  • Социальные концепции эпохи Возрождения Эразм Роттердамский

  • Томаса Мора

  • эссе. Философия. Философия от греч. филео любовь, софия мудрость


    Скачать 263.11 Kb.
    НазваниеФилософия от греч. филео любовь, софия мудрость
    Дата20.03.2022
    Размер263.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #404951
    страница4 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Тема 2.3 Философия эпохи Возрождения


    Философия эпохи Возрождения охватывает период с XIV века до конца XVI – начала XVII веков. Это период интенсивного культурного развития, начавшийся в Северной Италии, а затем в Западной Европе. Термин «Возрождение» впервые использован итальянским художником и архитектором Джорджа Вазари в 1550 году.


    Начиная с XIV–XV веков в странах Западной Европы происходит ряд изменений, связанных с освобождением от религии и церковных институтов во всех областях общественной жизни («секуляризация»). Социально-экономической основой культуры Возрождения было товарное, ремесленное и мануфактурное производство, развивавшееся в городах.



    Возрождение возникло как итог развития средневековой культуры, а потому имеет такие черты, которые не были свойственны античности. Творческий подъем в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли в это время приводит к появлению известных деятелей культуры и науки: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Шекспир, Сервантес, М. Монтень, Лютер, Джордано Бруно, Т. Мор, Н. Макиавелли, Эразм Роттердамский и другие.


    Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения:

    • Ориентация на искусство: Возрождение – эпоха художественно-эстетическая, в отличие от религиозной эпохи Средневековья. В центре внимания античности были природа и космос, в Средние века – Бог, в эпоху Возрождения – человек (для этого времени характерен антропоцентризм).

    • Гуманизм – прославление человека, его предназначения. Термин «гуманизм» (от лат. «человечность») – употреблялся в I в. до н.э. Цицероном, который считал, что это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

    Родоначальником гуманизма считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304–1374), который описал борьбу между средневековым восприятием жизни (небесное) и земными радостями, с победой «земного», он считал необходимым подняться до высот античной культуры и в чем-то превзойти ее. Идеи гуманизма присутствуют в творчестве Данте Алигьери (1265–1321), который в «Божественной комедии» показывает кризис христианского мировоззрения, описывая посмертное существование персонажей.


    В Средневековом обществе были сильны сословные связи между людьми, поэтому выдающиеся люди выступали как представители какой-либо системы. В эпоху Возрождения человек приобретает самостоятельность. Новое самосознаниесознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека, который приписывает свои заслуги самому себе. Появляется стремление стать выдающимся мастером – художником, поэтом, ученым, чему содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей поклонением: их чтут как героев античности, как святых в Средние века.


    Появляется учение о свободной воле, человек признается господином над природой, ослабевает убеждение в греховности человека.

    • Впервые появляются понятия личность и индивидуальность. Личность способна различать добро и зло, нести ответственность за свои поступки. Возросла ценность отдельного человека.

    • Происходит смена языка культуры, возрождается латынь, изучают греческий язык и заново переводят античных авторов.

    • Пантеизм (от греч. «всебожие») как обожествление природы. Бог сливается с природой, которая приобретает черты, не свойственные ей ранее. Например, немецкий врач, алхимик и астролог Филипп Т. Гогенгейм (Парацельс), считал природу живым целым, пронизанным магическими силами, он устанавливает систему аналогий между различными органами человека и животных, частями растений, строением минералов и движениями небесных светил. Появляется стремление управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Либо Бог растворен в природе (пантеизм), либо мир погружен в бога (гилозоизм). Появляется «натуральная магия», астрология, алхимия.


    Начиная с XV века происходят изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, что связано с освобождением от церкви и религии, с переходом от феодализма к капитализму. Это время мануфактур, географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений.


    Философию возрождения можно разделить на два направления:

    1. Гуманистическое и антропоцентрическое (середина XIV века – середина XVI века). Земной мир считают полем деятельности человека, история становится делом реальных людей. Философия раскрывает единство божественного и человеческого, в основании которого лежат идеи наслаждения, пользы и личной выгоды.

    2. Натурфилософское (вторая половина XV века – начало XVII века).


    Натурфилософия – философия природы. Основатель – Б. Телезио (1509–1558), который изучал природу, исключая божественное начало. Успехи в развитии естествознания определили характер философских размышлений. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал пересмотр всей системы философских идей.



    Натурфилософские концепции эпохи Возрождения

    В эпоху Возрождения изменилась картина мира благодаря открытиям Николая Коперника (1473–1543), который предложил гелиоцентрическую систему (в противовес геоцентрической), что привело к разрушению библейской картины мира.

    Во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Н. Коперником в центр мира. Вселенная неизмерима и безгранична, размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной малы. Эти выводы способствовали развитию астрономии.

    Сравнение геоцентрической и гелиоцентрической систем представлено на рисунке 1.

     



     

    Рисунок 11 –Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы

    Николай Кузанский (1401–1464), автор произведения «Об ученом незнании», в котором открывает принцип единства противоположностей. Подлинная жизнь человека начинается в будущем, а настоящее и прошлое раскрываются только в связи с ним. Человек (микрокосм) понимается как часть природы (макрокосма), наделенная свойствами природы. Бог не имеет конкретного образа. Идея «ученого незнания» («знание о незнании») заключается в том, что знание человек может приобрести только символически (через математические символы). Идеи Н. Кузанского привели к перестройке принципов античной философии и средневековой теологии, науки – математики и астрономии. Бесконечное – мера всего. Перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице и любому другому числу. Н. Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Эти положения стимулировали развитие астрономии.

    Тождество противоположностей (единого и бесконечного) еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600), считая одну противоположность началом другой. Дж. Бруно передает природе то, что в Средние века приписывалось Богу – активность. Он отнимает у формы и передает материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа – «Бог в вещах». Учение Дж. Бруно было осуждено церковью как еретическое. Изображение Дж. Бруно представлено на рисунке 2.

    Новое понимание соотношения между материей и формой свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, отличное от античного. Наряду с открытиями в области природы и космоса, мыслители эпохи Возрождения задумывались о человеке и об обществе, предложив ряд социальных концепций.



    Социальные концепции эпохи Возрождения


    Эразм Роттердамский 
    (1469–1536), которого называют христианским гуманистом, так как он пытался свести в единое целое традиции древности и идеалы христианства, призывал согласовывать религиозные убеждения со здравым смыслом. Автор работы «Похвала глупости», в которой в язвительной форме воздает хвалу госпоже Глупости, безраздельно правящей миром, которой все люди поклоняются, отвергается возможность познания конечной истины. Призывал возродить идеалы раннего христианства, отстаивал свободу воли. Изображение Э. Роттердамского  представлено на рисунке 3.

    Мартин Лютер (1483-1546) обнародовал 95 тезисов религиозной реформы, после диспута в Лейпцигском университете использовал листовки с текстом и гравюрами, делая понятным обсуждение религиозных и социально – политических проблем малограмотному населению. Отвергал церковные богослужения, исповедь, признавая только свободу совести человека. Произошло раскрепощение сознания человека от ряда «уз»:

    • разделение людей на священников и мирян,

    • толкование Писания только священниками,

    • превосходство духовной власти над светской.

    Изображение М. Лютера  представлено на рисунке 4.

    Концепция гуманистического индивидуализма Мишеля де Монтеня (1533-1592) признает эгоизм главной причиной человеческих действий. М. Монтень считает эгоизм естественным необходимым для человеческого счастья, что религия является изобретением человека, которое необходимо для скрепления социальных связей между людьми. Его учение получило название концепции гуманистического индивидуализма.

    Никколо Макиавелли (1469–1527), автор трактата «Государь», говорил о решающей роли интереса, как стимула человеческой деятельности. Создание государства – результат человеческой деятельности, без участия Бога. Н. Макиавелли провозгласил автономию политической мысли от религиозной, история становится человеческой. Считал, что политика необходима для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать ее. Те, кто имеет власть, могут навязывать свою волю другим и управлять ими, возможно установление режима личной власти, признание насилия для обуздания общественного эгоизма. Политика является воплощением свободы воли, в ней существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Изображение Н. Макиавелли представлено на рисунке 15.



    Социальные утопии Томаса Мора (1479–1555): в своей книге «Утопия» пытался разрешить конкретные задачи общественного переустройства, описывая идеал общества, существующего на вымышленном острове – Утопия (от греч. – «место, которого нет»), где нет частной собственности и обязателен труд для всех.

    Смотрите обучающий фильм о «

    Воспроизвести видео

    ».

    Томмазо Кампанелла (1568–1639) предлагал проект социального переустройства в труде «Город Солнца». В нем изложено устройство идеального общества, где господствует труд как обязанность и всеобщая моральная норма, активно используются различные технические приспособления.


    В эпоху Возрождения новое естествознание и науки, подготовленные развитием философии гуманизма, дали возможность человеку поверить в способность познать мир и самого себя. Это получило отражение в работах Леонардо да Винчи (1452–1519), Иоганна Кеплера (1571–1630), Галилео Галилея (1564–1642) и других ученых, которые подготовили научную революцию XVIII века.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта