эссе. Философия. Философия от греч. филео любовь, софия мудрость
Скачать 263.11 Kb.
|
Тема 2.8 Современная западноевропейская философияВведениеСовременная философия представляет собой философские учения XX века, получившие общее название «неклассическая философия», которая сформировалась в противовес классической, во время социально-политических, научно-технических и экономических изменений. В начале XIX века на первый план выходят совершенно иные философские проблемы, чем в XVII и XVIII веках, не характерные для предыдущей философии: это отказ от философствования как такового. Появляются позитивизм и его разновидности – неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм, лингвистическая философия, которые отрицают право философии на существование. Такого же ограничения философии пытаются достигнуть иррационалисты, возникает философия жизни, основателем которой является Ф. Ницше. На основе философии жизни в 20–30-е гг. XX века возникает философия экзистенциализма, ставящая проблему человека на первый план. Внимание к человеку характеризует философские учения XIX–XX в. Философия жизни, экзистенциализм, персонализм, философская антропология, психоанализ отличаются своей направленностью на исследование личности, сохраняется интерес к социальным вопросам. Продолжают развиваться классические философские школы: неокантианство, неогегельянство. Для философии XIX–XX веков характерно резкое противопоставление христианству, однако это характерно не для всех философских направлений. Две мировые войны и угроза ядерной войны, необходимость решать глобальные проблемы побуждают философию найти пути преодоления кризисных ситуаций. Направления современной философии развиваются и в данный момент. Основная часть философских школ критиковала классическую философию, другая часть школ выступала в защиту классической философии. Тем не менее, их объединяет интерес к вопросам существования человека и социальным проблемам. Особенности неклассической философии: 1. Общечеловеческий характер философии, так как идеи ведущих философских школ стали мировыми тенденциями философской мысли, происходит обмен опытом между учеными-философами разных стран, взаимопонимание представителей разных культур. 2. Иррационализм (от лат. «неразумный, несознательный») – это учение, показывающее ограниченность рационального познания, противопоставляя ему интуицию, веру как виды познания. Появилось в XIX веке, в XX веке стало основным учением в западной философии, «философия жизни» заменила «философию мышления». 3. Главная философская проблема современной философии – это проблема человека, который может создавать символы и развиваться. 4. Противоречивое отношение к науке: Сциентизм (от лат. «знание») – это представление о научном знании как необходимом для ориентации человека в мире, которое дает гарантию успеха. Одновременно возникает противоположное мировоззренческое течение – антисциентизм, которое считает научное знание ограниченным, так как оно не дает ответов на все вопросы человеческого существования. 5. Происходит дальнейшее специфическое развитие религиозной философии. 6. Критика марксистской философии, философские течения стремились доказать несостоятельность принципов марксизма, при этом они критиковали друг друга и искали недостатки. Философские системы стараются освободиться от влияния идеологии и науки. Экзистенциализм. Герменевтика1. Экзистенциализм (от лат. «существование») – направление философии, возникшее в середине XIX века, в котором отражается реакция людей на неустойчивость жизни, незащищенность от потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Искали новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Основатель – Сёрен Кьеркегор (1813–1855), датский философ, который предложил рассматривать реальность человеческого существования в зависимости от личностно-неповторимого (а не всеобщего). Он осознавал неблагополучие мира, и считал, что философия развивается от отчаяния. Человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее как место праздника, двигается от эстетического отношения к жизни к этическому, при котором целью жизни становится разумное служение долгу, и приближаться к религиозному отношению к жизни. Изображение С. Кьеркегора представлено на рисунке 1. Но эти идеи были забыты, до 20-х годов XX века, когда два немецких философа Мартин Хайдеггер (1889–1976) и Карл Ясперс (1883–1969), независимо друг от друга сформулировали учение, центральным понятием которого является экзистенция (человеческое существование). М. Хайдеггерстремится найти компромисс между миром и человеком на основе человеческого разума, обогащенного знаниями о гармонии мира. К. Ясперс утверждал, что картина мира человека является интеллектуальной интерпретацией его душевных стремлений. Представление о «пограничных ситуациях», когда смысл жизни раскрывается человеку в моменты сильных потрясений (размышления о смерти, болезнь и т.д.). Человек осознает роль случая в своей жизни, а также насколько его жизнь не принадлежит ему самому. Представители экзистенциализма: Жан-Поль Сартр (1905–1980), Альберт Камю (1913–1960), Габриэль Марсель (1889–1973). Экзистенциализм – это философское учение, предметом которого является внутренний мир человека, и необходимо определить содержание человеческого существования. Экзистенция – это глубинная сущность существования человека, указывает на возможности человека, которые он не знает, способность человека осуществить свой выбор, раскрыть свои возможности, стать собой. Человек работает, учится, отдыхает – это существование внешнее, оно не является экзистенцией. Экзистенциализм рассматривает проблемы бытия человека и бытия мира: человек создает мир таким, каким хочет его видеть, это эмоциональная картина мира, продукт переживаний человека, его сознания. Экзистенциализм – это философия свободы, где свобода понимается как выбор человеком самого себя, человек такой, каким он сам себя выбирает. Таким образом, свобода понимается как свобода выбора. Задача человека не в том, чтобы изменить окружающий мир, а чтобы изменить свое отношение к нему (например, раб или узник может считать себя свободным человеком). Идеи экзистенциализма лежат в основе идей Франкфуртской школы и школы «новых философов» (70-е годы XX века). 2. Герменевтика – это теория и практика толкования текстов. Оформилась в 60–70 гг. XX века, благодаря работе Г. Гадамера «Истина и метод». Название «герменевтика» происходит от имени бога Гермеса, который в древнегреческой мифологии выполнял роль посланника богов. В христианском учении герменевтика – это искусство и метод толкования священного писания, который необходим для объяснения неясных слов, противоречий. Основатель – Ганс Георг Гадамер (1900–1991), понимал герменевтику как учение о бытии, предметом которого является мир человека, сфера человеческого общения. Философская герменевтика – это философия понимания. Изображение Г.Г. Гадамера представлено на рисунке 2. Утверждал, что бытие – есть время, познание замыкается в герменевтическом круге, изучая историю, исследователь сам всегда движется вместе с ней. Предметом философского знания в герменевтике является мир человека, область человеческого общения, в которой протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности, образуются формы человеческих взаимоотношений, складываются нормы права. Цель герменевтики – понять человека и его мир, раскрыть ситуацию всеобщего непонимания и отчуждения людей. Иначе, назначение герменевтики состоит в том, чтобы дать людям возможность достигнуть понимания друг друга, а также понимание культурных явлений, социальных институтов, исторических событий. |