эссе. Философия. Философия от греч. филео любовь, софия мудрость
Скачать 263.11 Kb.
|
Тема 3.6 Проблемы философской антропологииСуществование человекаВ истории философии в основе представлений о человеке лежит преувеличение роли биологических или социальных факторов в его развитии. Человек существует в единстве биологического (природного: тело, физические качества, внешность), социального (личность, жизненный опыт), и духовного. Существует несколько точек зрения на факторы существования человека, представленных на рисунке 2. 1. Биологизаторские концепции преувеличивают роль природных (биологических) факторов, представление о человеке как о природном существе. а) Психологизм: преувеличение психологической природы человека, вне связи с историческими условиями. б) Натурализм: объяснение сущности человека с помощью законов природы (климатические условия, биологические и расовые особенности). 2. Социологизаторские концепции не учитывают природного в человеке, считая главным социальную природу человека, биологическое – только предпосылка социальной жизни, не оказывающая влияния на поведение и интеллект. а) Конвенционализм: наука о человеке определяется договором между учеными, жизнь человека протекает в соответствии с нормами, которые возникли на основе соглашений (конвенций) между учеными. б) Социологизм: не учитывает природные особенности человека, не придает значение духовной сущности человека. При определенных социальных условиях из человека можно «вылепить» все, что угодно (развитие человека зависит от развития общества). в) Социологический дуализм в существовании человека признает наличие двух первооснов. Одним из вариантов является психоанализ (психика состоит из сознания, подсознательного и бессознательного). 3. Спиритуализм считает, что в основе сущности человека лежит его духовный мир (способность к моральному выбору, к переживанию прекрасного, к творчеству, свобода воли и самосознание). а) Антропологизм: человек отличается от других живых существ чувствами, разумом и волей, он связан с другими людьми, поэтому человеческая сущность проявляется только в общении, в единении с другим «Я». б) Религиозный антропологизм: человек признается как существо – двойник, имеющий природное и божественное начало, которое освобождает человека от природной зависимости. В ходе антропосоциогенеза совершился необходимый переход к человеческому нравственному существованию. С утверждением общинно-родового устройства в процессе трудовой деятельности формировались воля и конструктивные способности людей, их интеллект и воображение, многообразие отношений человека с окружающей средой и друг с другом. Основные гипотезы происхождения человека 1. Религиозная (теологическая) гипотеза: основана на библейских историях о создании Богом мира и человека, об Адаме и Еве. 2. Космическая гипотеза: жизнь привнесена на Землю из Космоса (Вселенной). Предположение о том, что жизнь могла быть занесена космической пылью через атмосферу, о существовании внеземных цивилизаций. 3. Эволюционная гипотеза: во второй половине XIX века Ч. Дарвин (1809–1882) предложил теорию естественного отбора, в результате которого под воздействием естественных факторов возник вид Homo sapiens (человек разумный). Л. Морган (1818–1881) описал поэтапное становление человечества: а) стадия австралопитеков (обезьянолюдей), для которых характерна деятельность с помощью орудий (3–2 млн. лет до н.э.); б) стадия питекантропов, период начальных производственных отношений (2 млн.–200 тыс. лет до н.э.); в) стадия неандертальцев, для которых характерно развитие языка, обмен информацией, формирование понятий (от 200 тыс. до 40 тыс. лет до н.э.); г) стадия кроманьонца (человека современного типа), для которого характерно развитие предметного сознания, родовой общности, частного хозяйства. На основе этих данных Ф. Энгельс (1820–1895) предложил теорию происхождения человека и общества, главным в развитии человека он считал труд: организм человека стал приспосабливаться не только к условиям среды, но и к трудовой деятельности (прямая походка, различные функции передних и задних конечностей, развитие рук, головного мозга), труд является совместной деятельностью, что послужило для развития различных видов общения, членораздельной речи, языка, передачи трудового и социального опыта, сложились производственные отношения, так как необходимо объединиться для достижения общей цели (производства), в результате появились формы общественного сознания, учреждения и организации, то есть формировалось человеческое общество. Данная схема является открытой, и, возможно, будет дополнена новыми исследованиями. Как любой биологический вид, человек разумный характеризуется определённой совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изменяться в больших пределах (например, цвет волос, кожи, рост). Методы статистики позволяют выявить наиболее вероятные, широко распространённые значения каждого видового признака (например, средний рост у мужчин и женщин). На проявление многих биологических параметров вида могут влиять и социальные процессы. Как биологический вид, человек пластичен. Другие виды способны выжить в пределах совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Биологическая организация человека позволяет адаптироваться к широкому диапазону факторов окружающей среды. |