Главная страница
Навигация по странице:

  • линейное направление

  • Системы философии истории

  • 1. Доистория

  • 4. Научно-техническая эпоха

  • Законы развития культурно исторических типов

  • О. Шпенглер

  • Основные признаки цивилизации

  • Материальная культура

  • политическая культура , художественная культура

  • Глобализаци

  • Мировые финансовые рынки

  • Информационная глобализация

  • дисфункциональная глобализация

  • эссе. Философия. Философия от греч. филео любовь, софия мудрость


    Скачать 263.11 Kb.
    НазваниеФилософия от греч. филео любовь, софия мудрость
    Дата20.03.2022
    Размер263.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #404951
    страница19 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

    Тема 3.7 Философия истории

    Философия истории




    Философия истории – это раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основных направлений исторического процесса, а также обосновывающий методы его познания.


    Предмет философии истории различен в разных философских школах. В античности это описание исторических фактов без построения единой системы. В философии истории Средневековья предметом является взаимодействие людей с Богом, определение смысла исторического процесса, движущей силой которого считалось божественное начало. В Новое время предметом философии истории является определение направленности истории, роли человека (классов) в историческом процессе.


    Термин «философия истории» ввел в 1765 году Вольтер, считавший, что историк должен осмысливать исторический процесс, а не просто описывать явления.


    В конце XIX – начале XX века появляется множество направлений философии истории, предметы которых различаются. Предмет современных направлений философии истории – это глобальные проблемы всемирной истории, современной цивилизации.


    В философии истории центральным был и остается вопрос направленности исторического процесса: изменяется ли общество и в каком направлении?


    Начиная с античности и до настоящего времени существует линейное направление философии истории, которое подразделяется на:

    • прогрессивное (общество развивается по восходящей линии, от дикости к цивилизации),

    • регрессивное (общество развивается по нисходящей линии, деградация)

    • циклическое (общество движется по восходящей линии, но по замкнутому кругу, с постоянным возвращением к исходному этапу).


    Системы философии истории:

    1. Теологическая (движущая сила истории – Бог)

    2. Метафизическая (движущая сила истории – судьба)

    3. Идеалистическая (движущая сила истории – духовная жизнь человека)

    4. Натуралистическая (движущая сила истории – природа человека)

    5. Материалистически-экономическая (движущая сила истории – экономические отношения).


    Впервые проблемы направленности исторического процесса наиболее полно представил Дж. Вико (1668–1744), его концепция всемирной истории как исторического круговорота, единого для всех народов, включает следующие стадии:

    1. Первобытное варварство («век богов»)

    2. Феодализм («век героев»)

    3. Эпоха демократической республики («век цивилизации»).


    Каждый цикл завершается кризисом и распадом общества, затем происходит новый цикл на более высоком уровне.


    В настоящее время множество философско-исторических концепций условно делят на три группы:

    • концепции однолинейного развития,

    • концепции многолинейного развития,

    • концепции циклического развития.

    Тема 3.7 Философия истории

    Концепции однолинейного развития. Концепции многолинейного развития




    Концепции однолинейного развития: история человечества едина, все народы идут к одной, общей для всех, цели.


    Г. Гегель считал, что история – это история постоянного развития мирового разума, который проявляется в форме духа отдельных народов. В основе исторического развития лежит осознание свободы, человечество приходит постепенно к более глубокому пониманию свободы.

    • Древний Восток – младенческое состояние Мирового Духа (нет понимания свободы, все люди подчиняются воле отца в семье и воле императора в стране),

    • Греция – юность (мир греков радостный, свежий, наполненный искусством, любовью к свободе),

    • Рим – зрелость (закладываются юридические основы свободы, введено положение о неприкосновенности частной собственности),

    • германский мир – старость (современное европейское государство с конституцией, с правами человека).


    К. Маркс предложил учение об общественно-экономических формациях, представляющих собой социальные системы, элементами которых являются материальные (экономические), духовные (идеологические) и другие отношения. На основе производственных отношений (материальных) формируется социальная система. Общественно-экономическая формация является этапом в развитии общества, каждый тип производственных отношений определяет период истории, смена этих типов и есть история общества. Общественно-экономическая формация – это конкретный исторический тип общества основанный на определенном способе производства. История – это линейный процесс перехода от одной формации к другой.


    К. Маркс предложил периодизацию исторического процесса, выделив пять типов формаций:

    1. Первобытнообщинная,

    2. Рабовладельческая,

    3. Феодальная,

    4. Капиталистическая,

    5. Коммунистическая.


    Но линейные теоретические модели оказались односторонними. Возникают нелинейные подходы к толкованию истории.



    Концепции многолинейного развития


    К. Ясперс вводит понятие «Осевое время», когда происходит пробуждение исторического сознания, люди ощущают, что в данную эпоху происходит что-то исключительное, важное, чему предшествовало прошлое. Изображение К. Ясперса представлено на рисунке 3.



    Развитие общества многолинейно, согласно К. Ясперсу, так как народы, не воспринявшие идеи «осевого времени», изменяются медленно, их жизнь кажется неисторичной.


    Схема мировой истории К. Ясперса:


    1.  Доистория («прометеевская эпоха»), когда человек только становится человеком (возникновение орудий труда, речи и т.д.)


    2.  Великие культуры древности (древнекитайская, древнеегипетская)


    3.  «Осевое время», формирование подлинного человека: около 500 г. до н.э. происходит резкий поворот, почти одновременно на Западе, в Китае и Индии возникают крупные философские школы и появляются великие мыслители (Конфуций, Будда, Платон), разрабатываются основные категории философии и закладываются основы мировых религий, появляется личность (человек выходит за пределы своего существования, осознавая свое место в мире).


    4.  Научно-техническая эпоха, существующая в настоящее время.


    В мировой истории было два «дыхания»: первое ведет от прометеевской эпохи к осевому времени; второе начинается с научно-технической эпохи и, возможно, приведет к новому осевому времени, поэтому периодизация К. Ясперса остается открытой.


    Концепции циклического развития


    Н. Данилевский (1822–1855), русский ученый, изображение которого представлено на рисунке 4.

     
    Предложил концепцию культурно-исторических типов (цивилизаций), которые проявляются через важнейшие формы деятельности: религиозную, культурную, политическую, социально-экономическую. Смысл всемирной истории – в выявлении особенностей культурно-исторических типов народов, которых всего 13. Культурно-исторические типы находятся в состоянии борьбы с внешней средой и друг с другом, проходят стадии:

    • зарождения,

    • возмужания,

    • дряхления,

    • гибели (вымирания или деградации).


    Законы развития культурно исторических типов:

    1. Народы, которые говорят на одном или близких языках, составляют один культурно-исторический тип.

    2. Необходима определенная политическая независимость для возникновения и развития культурно-исторических типов.

    3. Процесс формирования цивилизации длительный, период расцвета короткий.

    4. Развитие цивилизаций замкнуто и изолированно, но существует их взаимовлияние.

    5. Успехи цивилизации зависят от различных элементов культурно-исторического типа.





    О. Шпенглер (1880–1936), немецкий философ, автор книги «Закат Европы». Изображение О. Шпенглера представлено на рисунке 5.


    Шпенглер предложил концепцию циклического развития истории. Считал, что единой истории человечества нет, линейная схема «Древний мир – Средние века – Новое время» не соответствует действительности. Есть ряд замкнутых культур, каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает. Например, Древний Египет оставил руины, но народ, который создавал эту культуру, давно исчез.


    О. Шпенглер выделил 8 культур, существовавших в человеческой истории:

    • египетская,

    • индийская,

    • вавилонская,

    • китайская,

    • греко-римская,

    • византийско-арабская,

    • западноевропейская,

    • культура майя в Америке,

    • нарождающаяся русско-сибирская культура.


    Культура существует примерно тысячу лет, сопоставима с организмом, который имеет свой срок жизни, свою душу, определяющую отношение к миру, к прошлому, к месту человека в мире. Каждая культура возникает и развивается на определенной местности, умирает после того, как осуществлены все цели и реализованы все возможности (в виде народов, языков, религий, наук, искусств), и становится цивилизацией (застывшей, отмирающей культурой). У каждой культуры есть свое детство, юность, зрелость и старость. Например, Древняя Греция – культура, а Древний Рим – цивилизация, которая привела к концу античности.


    Основные признаки цивилизации:

    1.  Появление мировых городов (в которых принимаются важные государственные решения).

    2.  Появление городской массы (жители большого города, не связанные с крестьянством).

    3.  Власть денег, главным становится имущество.

    4.  Мировые войны за передел мира.

    5.  Наличие специфических религий, что характерно для увядания культуры (в Древней Греции – стоицизм, в Европе – социализм).


    Что касается Европы, согласно О. Шпенглеру, падение рождаемости характерно для периода затухания культуры, поэтому его книга носит название «Закат Европы».


    АТойнби (1889–1975), английский историк, автор книги «Постижение истории». Изображение А. Тойнби представлено на рисунке 6.


    Развил идеи О. Шпенглера, выделял 37 цивилизаций, каждая из которых начинается с ответа на вызов природы или общества. Например, египетская цивилизация произошла, когда из-за сильного потепления в Северной Африке произошло иссушение земель, часть населения, не изменившая образ жизни, погибла, другая часть населения стала осваивать болота вокруг реки Нил, создав благодатные почвы, и выжила.


    Каждая цивилизация проходит пять стадий:

    • рождение,

    • рост,

    • надлом,

    • распад,

    • гибель.


    Рост цивилизации определяется активным творческим меньшинством, которому будет подражать остальное большинство (например, Александр Македонский, Петр I, Будда и др.). Лидеры вызывают мощные социальные движения, что приводит к преобразованиям той или иной страны. Распад начинается, когда идеи меньшинства не получают огласки, когда правящее меньшинство не замечает, или не хочет замечать вызова природы или общества. Появляется «внутренний пролетариат», который чувствует неудовлетворенность от отсутствия своего места в обществе, поднимается на периферии, когда меньшинство не принимает решений.



    П.А. Сорокин (1889–1968), русский философ и социолог, автор труда «Социокультурная динамика», предложивший одну из оригинальных концепций культуры XX века – теорию существования суперсистем. Изображение П.А. Сорокина представлено на рисунке 7.

    Исторический момент понимается им как единство различных культурных систем. Каждая культура своеобразна, ее составляют искусство, истина, мораль, право.


    Культурные системы П.А. Сорокин делит на три основных типа (три суперсистемы):

    • идеациональную (имеющую божественную природу, не поддающуюся восприятию органами чувств)

    • чувственную (реальную, адекватную восприятию органов чувств)

    • смешанную, идеалистическую.


    В конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы в чистом виде не существуют, можно говорить только о преобладании одной из них в конкретный исторический момент. 


    Культура и цивилизация



    Культура старше, чем цивилизация на 3–3,5 тыс. лет. У культуры более глубокие корни и традиции, чем у цивилизации. В культуре приложены человеческие усилия и результат целенаправленной деятельности людей.


    Культура – это также предметные воплощения деятельности людей, отношения между людьми. Это сложный социальный организм, который рождается, живет и умирает.


    Одним из основных факторов возникновения культуры является человек и его деятельность, в процессе которой происходит преобразование природы и предметов. Человек глубже проникает в природный мир, реализуя различные потребности, искусственно создавая мир культуры, преобразуя себя. Культура – это все, что создано руками человека, «вторая природа», существующая наряду с обычной природой. Развитие культуры связано с освобождением человека от природной зависимости, от государства.


    Культура имеет два слоя:

    1. Материальная культура: орудия труда, техника, производство, коммуникации и приборы, продукты питания, навыки труда людей и др.

    2. Духовная культура, которая включает знания и методы познания, формы мышления, общественное сознание, систему образования и воспитания человека, язык, право и др.


    На стыке двух слоев существуют политическая культурахудожественная культура.


    Культура воплощает в себе итог развития человека, его материальной (производственно-экономической) и идеальной (духовной) деятельности. Результатом ее выступает внешнее богатство в виде товаров, услуг и информации, и внутреннеебогатство личности. В каждой национальной культуре есть духовное ядро, вокруг которого формируется вся система культуры.


    Цивилизация ХХI века достигла высокого уровня зрелости, интеллектуального опыта, инновационных технологий, что способна предвидеть социальные катастрофы, предотвращать взрывы, смягчать конфликты, создавать условия для их своевременного разрешения и двигаться по пути социального прогресса. Утопии нового и новейшего времени исходили из веры в безграничность научно-технического прогресса.


    В конце XIX – начале ХХ века появляется лозунг «Никаких ограничений прогресса». Современные технократические концепции общества придавали технике решающую роль в общественном прогрессе, считая, что только с помощью техники и технологий можно усовершенствовать жизнь общества и каждого человека. Это концепция постиндустриального (информационного) общества, предполагающая, что в современном мире преобладает не первичная экономика (сельское хозяйство), не вторичная (производство), а третичная (сфера услуг), в которой решающую роль играет информация, поэтому в основе развития общества лежит информация, а не труд.


    С конца 20-х годов ХХ века появились концепции, в которых наблюдается пессимизм по отношению к научно-техническому прогрессу, прогнозируется упадок цивилизации. Начались научные поиски вероятных тенденций мирового развития.


    Разрабатывались также социально-психологические проекты будущего. В 70-е годы ХХ века получили большое развитие методы глобального моделирования. В 60–70-е годы ХХ века возникли центры исследований проблем будущего.


    В 1968 году была создана международная организация, объединяющая учёных и специалистов из 30 стран мира, получившая название Римский клуб, который обратил внимание на глобальное моделирование.


    В конце XX – начале XXI века стала актуальной идея переноса акцента деятельности человека с количественных параметров на качественные. Если социально-экономические отношения индустриального общества являются не просто определяющими, но и подавляющими факторами исторического движения, то в современной цивилизации и культуре ситуация меняется.


    В XX веке, люди понимают, что интенсивное развитие техногенной цивилизации опасно, появляются глобальные проблемы. Происходит понимание, что мир, в котором живет человек, нуждается в коренных изменениях. Человек перестает быть элементом технологической, экономической или политической систем, где его деятельность жестко определяется внешними качествами. Новый экономический мир основывается на знаниях и способностях человека, его ощущении свободы и идее творческого саморазвития. Это эпоха столкновения цивилизаций, когда будущее зависит не от материального производства, а от культурного взаимодействия народов и их политических лидеров.


    В настоящее время встает проблема образования единой мировой цивилизации, или глобализации.


    Глобализация включает в себя:

    1. Экономическую модель, которая не имеет национально-культурных особенностей. Экономика стала интернациональной.

    2. Мировые финансовые рынки – объединение финансовых ресурсов в руках небольших социальных групп.

    3. Глобальная миграция рабочей силы – процесс, который на данный момент не остановить (например, «утечка мозгов»).

    4. Информационная глобализация, включающая глобальные средства массовой информации.

    Географические расстояния сокращаются, происходит переориентация обществ и отдельных индивидов. Появляется дисфункциональная глобализация – трафики наркотиков, международный криминал.


    Таким образом, в рамках философии истории рассматривается не только прошлое, но и современное развитие общества, смысл, закономерности, основные направления исторического процесса, а также делаются прогнозы относительно будущего развития общества.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта