эссе. Философия. Философия от греч. филео любовь, софия мудрость
Скачать 263.11 Kb.
|
Тема 3.6 Проблемы философской антропологииСущность человекаВ философии используют два понятия: «человеческая природа» (совокупность разных свойств человека), и «человеческая сущность» (основное его качество). Природа человека биологическая, а сущность – социальная. В человеке условно выделяют сущность пяти ступеней: Живая сущность объединяет человека с миром живой природы, у человека как у всех живых существ, есть потребности (в пище, в воде, в защите и т.д.). Потребность – это состояние живого как открытой системы, в которой нарушается внутреннее равновесие организма, направляющее к действиям по восстановлению этого равновесия. У животных потребности биологические, возникают на основе рефлексов и инстинктов, человек находит объект своих потребностей (например, еду), ищет пути удовлетворения потребностей с помощью целенаправленной деятельности, отличающейся от активности животных (например, охота). Деятельная сущность: деятельность человека имеет творческий характер, это новый, характерный только для человека способ взаимодействия с окружающей средой, при котором человек самостоятельно создает условия своего существования, так как не находит их готовыми в природе. Человек целесообразно изменяет мир с помощью освоения и развития имеющихся форм культуры. Человек, как природное существо, удовлетворяет свои потребности с помощью природы (первичной и рукотворной), однако не с помощью приспособления к природе, а путем материально-производственной деятельности (например, изготавливает орудия труда), в результате чего произошло изменение потребностей. Поэтому человек – деятельное существо, так как производит средства для существования. Социальная сущность: сущность человека состоит в том, что его труд требует труда других людей, так как производство можно осуществить при объединении, это качественно новые отношения по сравнению с животным миром. В систему общественных отношений включены производственные отношения, а также брачно-семейные, бытовые, межличностные и т.д. Так происходит взаимодействие людей, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение привычек, появляется солидарность. Общественные отношения становятся особой потребностью людей, а человек – общественным существом. Мыслящая сущность: вследствие возникновения материального производства и системы общественных отношений появляется новый тип поведения. Для животных свойственно удовлетворять свои потребности путем приспособления к природе. Человеку этого не достаточно, так как его взаимоотношения с природой связаны с социальными условиями, поэтому он изменяет ее. На основе потребности появляется интерес (от лат. «то, что имеет значение»). Интересов может быть множество, на их основании формируется цель – это субъективный образ предмета, в котором предполагается результат деятельности человека (например, образ кувшина с водой, если человек испытывает жажду). Поэтому человек является существом целеустремленным. Появляется речь как средство общения с другими людьми. Сущность человека в том, что он является мыслящим существом, сознательно, целесообразно действует, познает и изменяет мир для своего существования. Творческая сущность: человеку свойственно мыслить творчески, по-новому, у него есть потребность в свободе и в самореализации. Жизнедеятельность человека является процессом свободного творческого воздействия на окружающий мир и самого себя для обеспечения своего существования и развития. Таким образом, человек – живое существо, имеющее определенные потребности, удовлетворяющее их в процессе производства, благодаря общению и способности сознательно, целеустремленно изменять мир и самого себя. Для человека, как для любого живого существа, характерно природное движение по кругу: рождение – жизнь – смерть. Вопрос о том, в чем смысл этого природного круговорота, возникает как потребность оправдать свое существование во все времена. Отсюда появляется вопрос о смысле жизни. Смысл жизни для каждого человека уникален, как и сама жизнь. Это понятие, которое отражает стремление человека соотносить свои поступки с системой общественных ценностей, чтобы объяснить, «для чего живешь». Существует несколько точек зрения на проблему смысла жизни: 1. Смысл жизни существует в глубинах самой жизни, это скорее религиозная точка зрения. 2. Смысл жизни находится за пределами жизни, «жизнь ради других людей», когда для человека жизнь становится осмысленной, если он живет ради интересов семьи, нации, общества и т.д. 3. Смысл жизни создается самим субъектом, «жизнь ради жизни», жизнь сама по себе является ценностью. В разных философских учениях существуют различные точки зрения на обоснования смысла жизни, они представлены в таблице 1. Таблица 1 – Различные взгляды философских направлений на вопрос о смысле жизни
Таким образом, философы в разное время пытались понять сущность человека, предлагали разное видение смысла жизни. Человек является одновременно биологическим и социальным существом, для которого характерна активная целенаправленная деятельность и творческое мышление. |