эссе. Философия. Философия от греч. филео любовь, софия мудрость
Скачать 263.11 Kb.
|
Тема 3.6 Проблемы философской антропологииФилософская антропологияПроблема человека относится к общим вопросам философии, на которые нет однозначного ответа, она сложна и многогранна, включает вопросы сущности человека, его развития и смысла жизни. Человек – сложнейшее создание природы, общества и себя самого, является объектом изучения множества дисциплин. Философская антропология – это философское учение о человеке. В истории философии есть множество точек зрения на природу и сущность человека. Одним из родоначальников современной философской антропологии является немецкий философ М. Шелер (1874–1928), который пытается найти выход из состояния кризиса западно-европейской культуры своего времени. Согласно Шелеру, задача философской антропологии – показать, как формируются язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и все, что характеризует человека. Шелер определяет предмет философской антропологии – это сущность человека. Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека; его отношении к природе (неорганический мир, растения, животные); его происхождении и его физическом, психическом и духовном появлении в мире; основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития. Философская антропология является центральной философской наукой, изучающей проблему человека, отвечая на вопросы: что такое человек, откуда он пришел в этот мир и чем он отличается от других живых существ Термин «философская антропология» употребляется в трех смыслах: Для обозначения любого философского учения о человеке, в отличие от других существующих естественных и гуманитарных наук и дисциплин («физическая антропология», «медицинская антропология» и др.) В более узком смысле термин «философская антропология» применяется к тем учениям, в которых «проблема человека» становится центральной или единственной. Также данный термин используется для обозначения философских идей ряда мыслителей в начале XX века. Одни учения в рамках философской антропологии характеризуются как «биологическая антропология» (Гелена, Плесснера и др.), другие как «культурная антропология» (Ротхакера, Ландманна и др.), общим для всех этих учений является поиск специфических отличий человека от мира животных. К одному из направлений философской антропологии также относят «религиозную (или теологическую) антропологию». Для биологического направления философской антропологии свойственно видеть сущность человека в самой его природе (например, для К. Лоренца, человек – «заложник» врожденных инстинктов). Социокультурная антропология, рассматривает человека как существо, определяемое культурой (например, философия Э. Кассирера). Со второй половины XIX века стало известно, что человек – продут биологической эволюции, поэтому появился вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных. Речь идёт об образовании такого рода живых существ, внутри которого с определенного момента прекращается процесс видообразования и начинается «творческая эволюция» (вид «человек разумный» не дает начало другим видам). Одним из факторов антропогенеза (становления и развития человека) было развитие языка. Развитие человека неразрывно связано с развитием общества, так как именно в процессе совместной деятельности в обществе человек развивал членораздельную речь и навыки общения. Антропосоциогенез (становление человека и общества) длился в течение 3–3,5 миллионов лет. Для характеристики человека как биологического и социального существа используют ряд понятий: Человек – это живое существо, имеющее потребности, способное удовлетворять их в процессе производства с помощью общения, а также сознательно преобразовывать мир и самого себя. Индивид – это конкретный представитель человеческого рода, носитель всех социальных и психологических черт человечества, имеющий неповторимые индивидуальные качества. Данное понятие отражает переход от биологического (человек) к социальному (личность). Личность – это социальный облик человека как субъекта общественных отношений, имеет биологическую наследственность и социальную сущность, это совокупность устойчивых социально значимых качеств. Личность имеет внутреннюю структуру: Физическая составляющая (тело, одежда, дом, все предметы, созданные данной личностью). Духовная составляющая (человеческое «Я») Социальная структура (система социальных ролей в разных группах). Личностью человек становится в процессе своего развития, усвоения норм и правил общества, в котором он живет. Этот процесс называется социализацией. Развитие личности, ее способности и достижения зависят как от биологических особенностей человека (наследственность), так и от социальных факторов (воспитание, пример родителей, развитие природных задатков). Таким образом, личность является сложной системой, объединяющей биологическое и социальное, материальное и духовное в человеке. Индивидуальность – это неповторимое сочетание личностных качеств, которое проявляется в чертах характера, системе ценностей, интеллектуальных способностях, и т.д. |