Главная страница
Навигация по странице:

  • Позитивизм

  • закон двойственной эволюции

  • «эмпириокритицизм»

  • Основатели эмпириокритицизма

  • Основной вопрос этого периода

  • Людвиг Витгенштейн

  • неофрейдизмом. Представители: К.Г. Юнг

  • прагматизм

  • Категория

  • Бытие

  • Категории бытия человека

  • эссе. Философия. Философия от греч. филео любовь, софия мудрость


    Скачать 263.11 Kb.
    НазваниеФилософия от греч. филео любовь, софия мудрость
    Дата20.03.2022
    Размер263.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #404951
    страница10 из 20
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20

    Тема 2.8 Современная западноевропейская философия

    Позитивизм. Неопозитивизм





    Позитивизм
     – философское направление, которое сформировалось в ответ на проблемы развития науки в XX веке. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы, считая, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное. Познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации. Традиционная философия должна быть заменена или специальными науками, или обзором системы знаний.


    Основатель – Огюст Конт (1798-1857), автор труда «Курс позитивной философии», который считал, что традиционная философия не имеет права на существование, под названием «философия» должен существовать синтез научного знания. Наука должна ограничиться описанием предметов и явлений, отказавшись от попыток вскрыть их сущность. Изображение О. Конта представлено на рисунке.



     

    О. Конт выдвинул закон двойственной эволюции – интеллектуальной и технической, и выделял три стадии интеллектуального развития и три стадии технического развития.


    К стадиям интеллектуального развития относятся:

    • теологическая (мировоззрение основано на религии);

    • метафизическая (мировоззрение основано на вероятностном знании);

    • позитивная (основана на науке).


    К стадиям технического развития относятся:

    • традиционное общество;

    • доиндустриальное общество;

    • индустриальное общество.


    Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу: теологическая – традиционному обществу; метафизическая – доиндустриальному обществу; позитивная (научная) – индустриальному обществу.


    О. Конт считал, что для преодоления кризисного состояния общества оно должно быть исследовано с помощью науки, для чего он ввел термин «социология», и считается основателем этой науки. Согласно О. Конту, социология завершает свод наук.


    «Второй позитивизм» или «эмпириокритицизм» (критика опыта) стремился построить теоретическую модель процесса познания. На рубеже XIX и ХХ веков происходит бурное развитие физиологии и психологии органов чувств, исследование ощущений животных и человека.


    Основатели эмпириокритицизма – австрийский физиолог Эрнст Мах (1838–1916)и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843–1896). Основные течения – махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания, возрождая идеи Дж. Беркли и Д. Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук, а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака для экономного описания элементов опыта – ощущений.


    Основной вопрос этого периода – как происходит переход от физического к психическому и обратно. Человеческое познание начинается с опыта, который понимается как поток ощущений, не причастных к внешнему миру. Наука должна описывать факты чувственного восприятия и отказаться от привычного понимания материи. Философия же должна помочь науке в анализе ее опытного метода. Наука должна быть не рассудочной, а опытной. Такое представление о науке способствовало созданию теории относительности Альберта Эйнштейна.



    Неопозитивизм возникает в начале XX века как новый вариант позитивизма («третий позитивизм»), который занимается логическим анализом языка на основе принципа верификации: любая теория должна подтверждаться эмпирическими фактами. Основная задача – проверка научности теорий через сравнение с фактами опыта.


    Представители: Людвиг Витгенштейн (1889–1951), Карл Поппер (1902–1994).


    Неопозитивизм связан с идеями Л. Витгенштейна и Венского кружка. Основные идеи неопозитивизма были изложены Л. Витгенштейном в «Логико-философском трактате». Цель философии – логическое прояснение мысли. Философия – это критика языка. Непонимание возникает от того, что мы неправильно пользуемся нашим языком. Идеальным языком науки может быть комбинация символов, которые должны иметь однозначный смысл. Язык отражает конкретный мир, поэтому только идеальный язык соответствует реальному конкретному миру.


    С именем К. Поппера связан постпозитивизм. К. Поппер считал, что только разум и опыт вместе могут приблизиться к истине, необходимо избавление от ложных гипотез. Происходит переход от принципа верификации к принципу фальсификации. Опытная проверка возможна только в естественных науках, в истории, политике больше вероятности рационализации. Научное знание должно быть фальсифицируемо, то есть знание является научным тогда, когда его можно опровергнуть, есть возможность с ним спорить, только такое знание дает прирост научного знания.


    Философы 70-х годов ХХ века указывали на невозможность существования надежного знания.

    Структурализм. Фрейдизм. Неотомизм




    Структурализм – одна из форм позитивизма, которая возникла в середине XX века во Франции. Объединил ряд философских школ, связанных с выявлением структуры (совокупности отношений между элементами целого, сохраняющими свое постоянство при изменениях). Это правила, по которым из одного объекта можно получить второй, третий путем перестановки его элементов (идея единства всего существующего).


    Основной источник – книга «Курс общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра (1857 – 1913), которого считаютосновоположником современной лингвистики. Изображение Ф. де Соссюра представлено на рисунке 4.



    Ему принадлежит идея создания общей науки о знаках – семиологии. Считал, что язык – это частный случай теории знаков, поэтому можно использовать методы лингвистики для изучения других знаковых систем (ритуалов, мифов, культурной и ментальной жизни первобытных племен).


    Ф. де Соссюр ввел различие между реальными актами речи, или высказываниями, и лежащей в их основе системой, которой человек овладевает при обучении языку. Он доказывал, что лингвистика должна описывать структуру этой системы путем определения ее элементов. Структурализм как философское направление связан с применением структурных методов в области гуманитарных наук. В последующем структурализм обобщил структурные методы вместе с элементами систематизации, моделирования как универсальную методологическую концепцию.



    Фрейдизм или психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда (1856–1939).


    З. Фрейд – австрийский психолог, невропатолог, психиатр, автор работ «Толкование сновидений», «Я и Оно» и др. В философии появляется новое измерение – представление о субъективной реальности человека на основании анализа психики. Изображение З. Фрейда представлено на рисунке 5.




    Согласно З. Фрейду, структура психики состоит из бессознательного, сознания и подсознания:

    • Бессознательное («Оно») – глубинный слой психики, на основе врожденных, естественных потребностей.

    • Сознательное («Я») – ум человека, как посредник между бессознательным и внешним миром (стремится сделать бессознательное приемлемым для мира, а мир привести в соответствии с желаниями бессознательного), это результат индивидуального опыта.

    • Подсознательное («Сверх-Я») – личная совесть, образуется под влиянием запретов общества, это результат влияния других людей. «Я», «Сверх-Я» стремятся подчинить себе сферу бессознательного путем удовлетворения бессознательных желаний, либо сублимацией (переключением энергии бессознательных желаний на достижение социальных и культурных целей, что проявляется в творчестве, искусстве, литературе, религии).


    Последователи З. Фрейда уточнили и обновили положения психоанализа, их учение было названо неофрейдизмом.


    Представители: К.Г. Юнг (1875–1961), А. Адлер (1870–1937), В. Райх (1897–1957), Г. Маркузе (1898–1979). Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его специальное изучение и широкое философское толкование. Именно З. Фрейд поставил ряд проблем, которые оказались центральными для философии и наук о человеке в ХХ веке.


    К. Юнг считал, что подсознательное – это иерархия архетипов. Архетипы понимаются как универсальные бессознательные образцы (например, Тень, Персона, Анима, Анимус, Самость). Структура бессознательного включает личное бессознательное (поверхностный слой, связан с индивидуальным опытом человека) и коллективное бессознательное (глубинный слой, сверхличное, общее для всех людей, проявляется в снах, науке, культуре). При осознании подсознательных желаний возможно разрешение внутренних конфликтов. Внутреннее ядро человека – Самость, понимается как сумма сознательного и бессознательного.



    Неотомизм – официальное философское учение католической церкви, представителями которого являются Папа Иоанн Павел II, бывший посол Франции в Ватикане Жак Маритен. Идейный источник – учение Фомы Аквинского (с латинского имя Фома переводится как Томас, неотомизм – новый томизм). Предмет философии – бытие Бога, цель – рациональное обоснование бытия Бога. Из учения Фомы Аквинского неотомизм заимствовал принцип гармонии веры и разума, утверждающий, что вера и разум дополняют друг друга. Признается факт божественного творения мира, когда все вещи в силу божественного всемогущества возникают из ничего. Богом творится и материя, поэтому ее существование не является вечным. Божественное провидение управляет развитием и изменением мира. Задача человека состоит в том, чтобы правильно пользоваться данной ему свободой, развивать в себе божественное начало.


    Главные центры неотомизма – Академия святого Фомы в Риме и Лувенский университет в Бельгии, при котором в 1893 году был создан Высший институт философии. Позже возникли католические университеты в Париже, Милане, Мюнхене и ряде других европейских городов.


    Одновременно с этим в философии развиваются и приземлённые, элементарные проявления. Одним из таких направлений является прагматизм. Основатели: американские философы И.С. Пирс (1859–1952) и У. Джемс (1842–1910). Представителем этого течения в середине ХХ века был Д. Дьюи (1859–1952). Считали, что философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, а общим методом решения тех реальных проблем, которые встают перед конкретными людьми в различных жизненных ситуациях.


    Таким образом, современная западноевропейская философия объединила идеи и опыт прошлого, трансформировала их в новые учения и ответы на общие мировоззренческие вопросы, касающиеся мира и человека. Направления философской мысли развиваются и в настоящее время


    Понятие бытие и материя являются исходными в философии, раскрытием их содержания всегда занимались философы разных эпох. Данные понятия раскрывают сущность окружающего мира, ее отражение в мыслях человека. Без ответа на вопрос, что такое бытие, что существует в мире, невозможно решить ни один более конкретный вопрос философии: о познании, истине, человеке, и др.


    Учение о бытии называется онтология (от греч. «онтос» – «сущее» и «логос» – «учение»). Термин «онтология» предложил в XVII веке немецкий философ Г. Гоклениус. Онтология изучает отношения между человеком и миром, материей и сознанием. В онтологии вырабатывается понятие о реальности, о том, что существует. «Быть», «бытие» определяет не только то, что существует, но и то, что гарантирует существование. Во все времена философы обращались к проблеме бытия, говорили о способах и формах его существования, тем не менее, философский вопрос о бытии остается открытым.


    Категория бытие – общая философская абстракция, объединяющая по признаку существования разнообразные предметы и явления материального мира, человеческие общности и отдельных людей, уровни, формы и состояния человеческого сознания


    Бытие имеет и актуальную, и потенциальную формы существования, которые охватываются понятием «реальность». Реальность – это физическое, психическое, культурное, социальное бытие, а также виртуальная реальность. Разнообразные философские направления и школы по-разному решают вопросы о бытии.


    Субстрат в философии – общая основа всех процессов и явлений.


    Субстанция (с лат. «то, что лежит в основе») – объективная реальность, нечто устойчивое, существующее само по себе, не зависящее ни от чего другого. Субстанция означает первооснову всего существующего, но не нуждается в чем-либо для собственного существования, имеет атрибуты. Современная философия понимает бытие как категорию, которая охватывает все сущее, материальное и духовное. Философский смысл категории «бытие» представлен на рисунке 1.



    Рисунок 1 – Философский смысл категории «бытие»

     


    Структура бытия:


    Бытие природы, включающее:

    • бытие состояний природы, которые существуют независимо от человека. Первая природа – объективная и первичная реальность, человек рождается благодаря непреходящей природе и после того, как природа существовала без человека. Вселенная до возникновения человека никем не изучалась. Без первой природы невозможны жизнь и деятельность человека.

    • бытие состояний природы, произведенных человеком (рукотворная природа), зависит от первой природы, но создано при участии труда человека (это материальная и духовная культура). Все предметы второй природы выполняют определённые функции и удовлетворяют потребности человека. Бытие «второй природы» – это новая по сравнению с первой природой природно-духовно-социальная реальность. Бытие «второй природы» – цивилизованное бытие. Между первой и второй природой возможны конфликты в виде экологических, энергетических и других проблем.

    Бытие человека, которое подразделяется на:

    • телесное существование человека как части природы, которое проходит состояния возникновения, становления и гибели. Человеку для существования необходимо постоянное воспроизведение (питание, защита), без тела невозможно мыслить.

    • специфическое человеческое бытие (сознание, мышление).

    Бытие духовного (идеального) делится на:

    • индивидуализированное духовное бытие (внутренний мир человека, его сознание и мышление), смертно вместе с человеком, но его части могут быть преобразованы во внеиндивидуальную форму (например, произведения литературы, искусства).

    • объективное духовное бытие (внеиндивидуальное) сохраняется и передается другим поколениям. Духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь людей в виде языка, идей, норм поведения, ценностей.


    Бытие социального подразделяется на:

    • бытие отдельного человека в обществе (во взаимодействии с другими людьми),

    • общественное бытие (существование самого общества).


    Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Первая предпосылка существования человеческого тела – удовлетворение необходимых материальных потребностей. Чтобы жить, необходимо иметь пищу, одежду, жилище и т.д. Это право человека на жизнь в прямом смысле слова. Но человек должен удовлетворять и духовные потребности. У него есть чувства, эмоции, переживания и т.д. Бытие отдельного человека – единство тела и духа.


    Не
    бытие – диалектическая противоположность бытия, о нем говорили философы разных эпох, сравнивая его с пустотой, отсутствием. Бытие несет небытие в себе (например, мы видим осенью опадающие листья дерева, вчера они были зелеными и относились к категории «бытие», так как существовали, сегодня они опали и скоро перестанут существовать – будут относиться к категории «небытие»).


    Категории бытия человека 
    определяют его жизнь:

    • Любовь возникает благодаря способности человека любить. Любовь сходна с религиозным восприятием человека, видением в нем божественного начала.

    • Творчество, которым занимается каждый человек, стараясь усовершенствовать свою работу, внести что-либо свое, это новое видение известного.

    • Счастье – жизнь в согласии с самим собой, в спокойном видении проблем и невзгод, без страха, счастье возможно в конкретную минуту (здесь и сейчас).

    • Смерть – формирует границы жизни человека. В древнегреческой мифологии самым страшным наказанием для человека считалось
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20


    написать администратору сайта