Главная страница
Навигация по странице:

  • Христиана Вольфа

  • Особенности немецкой классической философии

  • Иммануил Кант

  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель

  • Людвиг Фейербах

  • эссе. Философия. Философия от греч. филео любовь, софия мудрость


    Скачать 263.11 Kb.
    НазваниеФилософия от греч. филео любовь, софия мудрость
    Дата20.03.2022
    Размер263.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #404951
    страница6 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Тема 2.5 Немецкая классическая философия


    Немецкая классическая философия возникает в результате развития естествознания, философии Нового времени, после Французской революции XVIII века, и является противоречивым явлением в духовной жизни Европы конца XVIII – начала XIX века.


    Немецкую классическую философию рассматривают как завершение философии Просвещения XVIII века. Это влиятельное течение философской мысли Нового времени, к которому относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л.Фейербаха. Они по новому поставили многие мировоззренческие проблемы, переходя от анализа природы к исследованию человеческого мира и истории, мира культуры.

    В Германии философской литературы на немецком языке практически не издавалось. Изменение ситуации связано с именем Христиана Вольфа (1679-1754), который провел терминологическую реформу и адаптировал идеи мыслителей XVII века для университетов. В 20–40 годы XVIII века вольфианство стало самым влиятельным философским движением в Германии, которое имело своих противников. С 50-х годов наступает период неопределенности и равновесия различных школ, в Германии начинается бум переводческой деятельности. Французские мыслители пропагандировали в Германии теории Дж. Локка, Д. Юма и др. В результате в Германии сформировалась насыщенная философскими идеями культурная среда.


    Особенности немецкой классической философии:

    • Разработка диалектического метода в процессе критики механико-математической картины мира.

    • Стремление разработать универсальную философскую систему.

    • Разработка философии истории, понимание истории как целостного процесса.

    • Преемственность философских идей.

    • Внимание к исследованию человеческой сущности.

    • Обогащение логико-теоретического аппарата философии.


    Иммануил Кант 
    (1724–1804), родоначальник немецкой классической философии, автор произведений «Критика практического разума», «Критика чистого разума» и др. И. Кант родился в Кенигсберге (сейчас Калининград), закончил Кенигсбергский университет и долгое время преподавал. Изображение И. Канта и его произведения представлены на рисунке 1.



    Творчество И. Канта делится на два периода: до критический (с 1746 до 1770-х гг.) и критический (с 1770-х гг. до его смерти). В докритический период И. Кант занимался вопросами происхождения и развития Вселенной. В критический период происходит переход к вопросам гносеологического и этического порядка.


    И. Кант считал, то главным предметом изучения в мире является человек, попытался систематизировать учение о человеке – антропологию, разделив ее на физиологическую (природный аспект) и прагматическую (человековедение).


    Учение И. Канта о познании называли «коперниканским переворотом» в философии, так как в его теории человек становится активным. Знания возникают в результате человеческой (умственной) деятельности, поэтому не мир действует на человека и переносит в интеллект вещи, а человек сам получает знания. И. Кант противопоставляет сущность («вещь в себе») и явление («вещь для нас»). Истины мышления нуждаются в проверке органами чувств, при этом человек может воспринимать только явление, сущность человек пытается познать с помощью разума, однако сущность является непознаваемой. Так И. Кант раскрыл взаимосвязь чувственного и рационального в процессе познания, а также предложил концепцию трех ступеней процесса познания:

    1. Чувственность – способность к ощущениям,

    2. Рассудок – способность к понятиям и суждениям,

    3. Разум – способность к умозаключениям доходящим до «идей».

    При этом, он соединил скептицизм и научное знание, считал, что результаты науки могут быть общечеловеческой истиной (но не абсолютной), этого достаточно для деятельности людей.


    Учение о моральном законе: «категорический императив» (настоятельное требование), согласно которому необходимо поступать так, чтобы правила твоего поведения стали всеобщим законом, то есть, выбирая определенный тип поведения, человек должен предполагать, что другие люди могут поступать также. Разработал комплекс нравственных обязанностей человека, принцип главенства морали над политикой, когда монарх будет руководствоваться волей граждан. И. Кант считал, что в основе исторического процесса лежат естественные потребности человека.


    Учение И. Канта стимулировало интерес к проблемам человека и процесса познания, что отразилось в развитии ряда других теорий. В том числе высшим достижением немецкой классической философии является учение Г. Гегеля, оказавшее большое влияние на развитие всей европейской философии.

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), немецкий философ, автор работ «Феноменология духа», «Философия природы» и др. Родился в Штутгарте, закончил университет и преподавал, издавал «Критический журнал философии», где впервые были опубликованы его работы. Кроме того, студентами были собраны и опубликованы лекции по философии истории, философии религии, эстетике и истории философии. Изображение Г. Гегеля представлено на рисунке 2.




    Г. Гегель впервые систематизировал диалектическое миропонимание и диалектический 
    метод исследования, считал, что явления объективны, как и сущность. Познавая явления, человек познаёт сущность, разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом. Отсюда вытекает один из тезисов: «Всё действительное разумно, всё разумное – действительно».


    Считал Абсолютный Разум исходным принципом философии (идея, которая существует сама по себе), то есть это система объективного идеализма. Так Г. Гегель развил диалектический метод познания, разработал вопросы взаимосвязи количественных и качественных изменений, предложил законы диалектики:

    1. Закон единства и борьбы противоположностей.

    2. Закон перехода количественных изменений в качественные (например, вода превращается в пар).

    3. Закон отрицания отрицания (развитие как снятие противоречий, синтез идей).


    Человек по природе добр и человек по природе зол, то есть двойственная характеристика человека, имеет природность и волю. Учение Г. Гегеля дает информацию о наиболее общих законах развития природы, общества, человека, имеет много последователей.
    Период немецкой классической философии заканчивается философской системой Л. Фейербаха. Людвиг Фейербах (1804–1872), немецкий философ-материалист, автор работ «Основные положения философии будущего», «К Критике философии Гегеля» и др. Родился в Баварии, обучался в университете, слушал лекции Г. Гегеля, не был с ним согласен, преподавал, был депутатом франкфуртского Национального собрания, занимался экономическими и политическими вопросами. Изображение Л. Фейербаха представлено на рисунке 3.


    Л. Фейербах разработал материалистическую систему взглядов на базе физиологии и психологии человека, то есть систему антропологического материализма. Признание единства духовного и телесного, субъективного и объективного, мышления и бытия. Л. Фейербах критиковал религию, считая, что бог есть то, чем человек хочет быть, считал, что первична Природа. Чем более совершенным мыслится Бог, тем менее совершенным кажется себе человек. Человек должен стать Богом другому человеку.


    Антропология Л. Фейербаха стала переходным пунктом к марксистской философии и философии жизни, развивавшимся в Европе во второй половине XIX века.


    Таким образом, немецкая классическая философия является важным этапом в развитии европейской философии, оказала большое влияние на дальнейшее развитие философии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта