Главная страница

Философия. Философия рекомендовано методическим советом Урфу в качестве учебного пособия для студентов всех направлений и профилей обучения Екатеринбург Издательство Уральского университета


Скачать 1.94 Mb.
НазваниеФилософия рекомендовано методическим советом Урфу в качестве учебного пособия для студентов всех направлений и профилей обучения Екатеринбург Издательство Уральского университета
АнкорФилософия
Дата18.04.2022
Размер1.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла978-5-7996-1162-0_2014.pdf
ТипУчебное пособие
#482220
страница15 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
Тема 2. Ценностное отношение человека к миру. Аксиология. Ценности и философия ценностей – ядро философской антропологии. Этика в составе аксиологии. От этики добродетели к этике от- ветственности.
Ключевые слова аксиология, истоки аксиологии ценности, трактовки ценностей (трансцендентальная, психологическая, куль-
турно-историческая, социологическая. Этика, мораль, нравственность категории этики рационализм и натурализм в этике иерархия ценностей кризис классического гуманизма этическое в современном социальном познании и практике. Ценности и философия ценностей – ядро философской ан-

тропологии.Органическим продолжением и дополнением философской антропологии является аксиология, теория и проблематика ценностей как относительно новый и перспективный раздел философии. Неслучайно эта проблематика начинает складываться у философов-не- окантианцев (В. Дильтей, Г. Риккерт, В. Виндельбанд и др) более чем через полувековой интервал после кантовского антропологического поворота. Апелляция к человеку как субъекту, его внутреннему миру подкрепляется пониманием социального, культурного, языкового, коммуникативного пространства его жизнедеятельности. Соответственно, мир ценностей в качестве значимостей и ориентиров предстает аккумуляцией человеческого отношения к миру, а философия предъявляет себя как способ интеллектуальной аналитики, обоснования, экспертизы и конструирования ценностных систем. Через антропологию аксиология приобретает в составе философии фундаментальный статус.
Может рассматриваться в качестве новой/«старой» грани ее прикладного назначения – заниматься переоценкой ценностей. Аксиология видоизменяет образ философии, ее онтологию, гносеологию, этику.
Являя единство объектного и субъектного, ценности обладают надчеловеческой, надиндивидуальной бытийностью. По отношению к единичному человеку они – система координат норм, стандартов, правил, предписаний. Они иерархично устроены, вертикальны и горизонтальны, пронизывают все сферы жизни. Они тотальны. Представим организм человека, его здоровье как ценностные величины. Дано мне тело. Что мне делать с ним – далеко не риторически спрашивал О. Мандельштам. Вместе стем они существуют в человеческом преломлении восприятии, переживании, осмыслении, интерпретации. Это также естественная грань их бытия. И на этом смыслообразую- щем маршруте они достигают статуса ценностей. Существуют модусы ценностного отношения отчужденные и освоенные, теневые и ар- тикулированные ценности, когда отношение к организму и здоровью своему и не только) становится предметом заботы. На этом уровне открывается познавательно-практический аспект аксиологии.
В тотальном вертикально-горизонтальном поле ценностей векторы движения и изучения разнообразны социальные, этнические, групповые, профессиональные, культурные, гендерные, индивидуальные и пр. Главное, сам человек как единичность и индивидуальность делает себя, личные качества и потенции предметом анализа, вступая в область философско-практической аксиологии. Этика в составе аксиологии. От этики добродетели к этике

ответственности.Этика, будучи учением о должном в человеческом поведении и действии, является завершающим разделом аксиологии. Собственно финализирующей частью философии в ее прикладном назначении. Это демонстрирует исторический процесс развития философии. Этика как философская рефлексия над индивидуальным поступком и человеческими нравами сложилась уже в древних формах философии, что было закреплено Аристотелем соответствующим названием сочинения и термином – этика. Она рассматривалась им в значении практической философии. Это произошло до возникновения аксиологии и осознания проблемы ценностей. Такова была первоначальная этика добродетели, назвавшая ряд безусловных благих человеческих ценностей мудрость, справедливость, владение собой, смелость, скромность, естественность, правдивость. Кант называет этику практическим разумом, вскрывает конфликтность морального действия и этического сознания, обосновывает нормативность и императивность этого разума. Он создает этику долга, для которой рациональная мотивация и внутреннее повеление связаны в обусловленности естественным законом единичного и общечеловеческого единства, названным категорическим императивом. Позиция Канта шлак пониманию человеческого поведения вопреки неблагоприятным обстоятельствам, каких преодолению. В послекантовскую эпоху, в период развивающегося рыночного общества на передний план выходит целевая установка поведения на результативность, эффективность, прибыль. Складывается этика полезности (И. Бентам, У. Джемс, Ч. Пирс, ее не вполне точно называют этикой ценностей, рассматривая ценность в более узком значении полезности. Такая установка закрепляет релятивизацию (относительность) этических ценностей, подменяет их этикетностью, системой групповых, корпоративных обязательств, означает своего рода смерть этики».
Поэтому на рубеже тысячелетий в условиях возрастания рисков, факторов неопределенности частного и общечеловеческого существования все активнее ставится вопрос об обновлении этической теории, обосновании этики ответственности (Г. Йонас). Одновременно наблюдается своего рода реабилитация этического знания и ценностно-эти- ческой проблематики, поиск путей решения конфликтных ситуаций, движение к созданию различных вариантов прикладной этики
РАЗДЕЛ VII. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ. Что такое наука. Атрибуты научного знания. Уровни организации научного знания. Научное познание как деятельность. Наука и общество. Наука и культура.
Ключевые слова наука и философия типы рациональности наука как деятельность научная картина мира развитие научного знания классификация наук методология научно-познавательной деятельности наука как феномен культуры социальные функции науки этика ученого. Что такое наука Сформулировать логически удовлетворительный и философски обоснованный ответ на этот детский, казалось бы, вопрос отнюдь нелегко, поскольку за ним скрываются многочисленные проблемы, не имеющие окончательных решений. Какие же проблемы скрываются за вопросом Что такое наука. Прежде всего, проблема происхождения науки. Подвергнем ее анализу, те. мысленно разделим на составляющие и выделим главные затрудне- ния.
Где и когда впервые возникает наука?Здесь недостаточно ограничиться школярскими ответами, назвать страну или цивилизацию например, Шумер, Древний Египет или Греция) и век. Главная трудность в том, чтобы объяснить и обосновать любой из предлагаемых ответов Почему именно в этой цивилизации и культуре именно в данное время, а не раньше и не позже. Далее, нельзя отождествлять понятия знание и наука первое из них – родовое, второе – видовое. Не всякое знание является научным Кроме того, наука не может существовать в культуре, не имеющей письменности. К тому жене- обходимо учитывать научные достижения древнегреческих мыслителей. К ним относятся три великие научные программы Античности
1) математическая (пифагорейско-платоновская), в рамках которой был сформулирован закон консонансов – первый в истории науки закон природы, выраженный в математической форме, а также идеи симметрии и мировой гармонии, геометрия Евклида, арифметика Диофанта, астрономия Птолемея и др 2) атомистическая программа – попытка создания целостной материалистической картины мира на основе идей
о движении и взаимодействии атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур,
Лукреций и др 3) программа Аристотеля
– учение о материи и форме, учение о движении, идеи непрерывности, актуальной и потенциальной бесконечности, труды по зоологии, психологии, поэтике, риторике. Все это – исторические аргументы. Следующая группа – аргументы логические и методологические. Аристотель впервые разработал логику – науку о мышлении, о доказательстве. Центральная проблема логики Аристотеля – вопрос о том, как должно строиться правильное дедуктивное рассуждение (силлогизм. Термины научное доказательство и доказывающий силлогизм он употребляет как синонимы. Ответ Аристотеля на первый вопрос гласит Наука есть вид бытия, способный доказывать».
Следовательно, первая черта научного знания – его доказательность. Далее, опираясь на идеи Платона, Аристотель сформулировал классическую концепцию истины Истина – это соответствие знаний действительности. При этом подразумевается, что знания выражены в форме суждений, высказываний (например, Трава зеленая, Мед сладкий, логическая форма S есть P), а действительность – это чув- ственно-воспринимаемый мир (реальность, мир вещей. В своих трудах по логике Аристотель разработал также методологию – учение о методах познания в эмпирических (опытных) и теоретических науках. Все эти аргументы доказывают обоснованность еще одного ответа на ранее поставленные вопросы наука – это познание мира по способу древних греков (Дж. Барнет).
Возвращаясь к проблеме происхождения науки, укажем другую ее компоненту. Из чего (из каких форм культуры) возникает наука Отвечая на этот вопрос, исследователи указывают разные истоки технику эпохи неолита, повседневное (обыденное) знание, миф, магию и т. д. Весьма обоснованной является такая версия Наука возникает в материнском лоне философии (П. П. Гайденко). Очевидно, что решение этой проблемы упирается в понимание природы самой науки, в частности – в адекватное понимание специфики научного знания, его структуры, функций и закономерностей развития. Атрибуты научного знания. Уровни организации научного знания. Наука – это организованное знание.Этот тезис, служащий очередным вариантом ответа на вопрос Что такое наука, сформулировал английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820–1903). Такой ответ направляет любого вопрошающего на поиски основных существенных признаков – или атрибутов – научного знания. Три таких атрибута впервые указал Аристотель
Первый атрибут научного знания – его доказательность. Повторим еще раз, что по определению самого Аристотеля, наука есть вид бытия, способный доказывать. Само же доказательство может быть доказательством только о том, что не может происходить иначе, те. о необходимом, а также об общем. Таким образом, научные утверждения
– законы, аксиомы, теоремы и др. – характеризуются необходимостью своего содержания и всеобщностью своего применения. Лучшая иллюстрация этому тезису – закон всемирного тяготения.
Второй атрибут – способность объяснения научное знание успешно выполняет объяснительную функцию. Например, объясняет, почему происходят затмения Луны и Солнца, почему небо голубое, а деревья зеленые, почему происходят экономические кризисы и т. п. Третий атрибут – системность, системная организация научного знания, его единство в сочетании с подчинением одних знаний другим. Системность научного знания имеет множество аспектов. Рассмотрим важнейший из них. Уровни организации научного знания.Прежде всего уточним термины. Во-первых, здесь и далее мы отождествляем понятия научное знание и естественнонаучное знание. Во-вторых, речь идет о фундаментальных естественнонаучных дисциплинах – таких, как физика, химия, биология, астрономия и т. д. В-третьих, о внутренней структуре этих дисциплин. С учетом сказанного можно выделить в указанной структуре следующие три уровня) эмпирический – он включает научные факты, различные формы их упорядочения (систематика, классификация и т. пи эмпирические законы – устойчивые связи между явлениями. Эти факты и законы устанавливаются посредством эмпирических методов наблюдений, измерений и экспериментов. Уместно напомнить афоризм великого русского физиолога И. П. Павлова: Факты – это воздух ученого»;
б) теоретический – он включает гипотезы, модели, теории и другие формы научного знания, выполняющие функции объяснения и предсказания(прогнозирования). Некоторые научные законы приобретают статус принципов (начал. Ценность принципа определяется количеством фактов, которые он объясняет (Р. У. Эмерсон).
Однако научная теория не описывает непосредственно окружающий мир она описывает идеальные объекты (например, материальные точки, идеальный газ, их свойства и отношения. Тем не менее, теоретические законы позволяют понять свойства реальных объектов – это происходит благодаря взаимодействию эмпирического и теоретического знания, благодаря их самокоррекции (Ч. С. Пирс. Взаимодействие эмпирического
и теоретического знания в процессе конкретного исследования, входе историко-научного или методологического анализа познавательной деятельности одна из главных и труднейших проблем философии науки. Ее пытался решить И. Кант в Критике чистого разума, однако его версия априоризм – не выдержала испытания временем. Научная революция в физике на рубеже XIX–XX вв., отмечал А.Эйнштейн, убедительно доказала, что нет прямого пути от опыта к теории. В создании фундаментальных научных теорий заметную роль играют философско-мировоз- зренческие, метафизические идеи, образы, категории;
в) мировоззренческий или уровень научной картины мира (НКМ). Однако в понимании его природы нет согласия среди специалистов. Некоторые исследователи (например, В. С. Степин) характеризуют этот уровень как основания науки, включающие идеалы и нормы исследования, НКМ и философские основания науки. Необходимо подчеркнуть, что в процессе научного познания все указанные уровни организации постоянно взаимодействуют друг с другом, совместно выполняя различные познавательные функции. Например, в истории физики многократно воспроизводились ситуации, в которых первичная гипотеза, в соответствии с которой планировались экспериментальные исследования, была подсказана физической картиной мира. Научное познание как деятельность. Изложенный выше подход к пониманию науки – его можно назвать когнитивным – не является единственными тем более исчерпывающим. Действительно, в немецкой классической философии были разработаны идеи, которые позднее сформировали новый, деятельностный подход в эпистемологии (теории научного познания).
Этот же принцип развивался в философии Маркса, понимаемой многими марксистами как философия практики. В советский период был сформулирован указанный подход к пониманию науки.
Наука – это специализированная деятельность социально организованного субъекта, направленная на познание законов реальности.
Структуру любой человеческой деятельности – в том числе на- учно-познавательной и инновационной – в первом приближении можно отобразить с помощью гегелевской триады Цель – Средства
– Результат. Эта триада категорий позволяет более глубоко понять природу научного познания.
Цель науки.Любая деятельность направляется и регулируется своей целью. Цель ставит субъект, который руководствуется определенными потребностями и ценностями. Поэтому поводу В. С. Степин
пишет Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос для чего нужна таили иная деятельность Цельна вопрос что должно быть получено в деятельности Цель – это идеальный образ продукта. Она воплощается, опред- мечивается в продукте, который выступает результатом преобразования предмета деятельности».
Какова цель науки Получение знаний Но знания, к тому же весьма ценные, мы получаем ив повседневной жизни, ив приобщении к настоящему искусству, и при чтении произведений великих философов и т. д. Следовательно, необходимо уточнить каких знаний В. А. Светлов отвечает так Когда человек нуждается в знании законов реальности, в которой он живет и творит, тогда ему требуется научное знание о ней. Наука давно уже стала главным источником знаний о законах мироздания. Однако многие люди ценят ее прежде всего за практическую полезность и надежность Наука – это ансамбль рецептов, которые всегда выполняются»(Поль Валери).
Почему же выполняются эти рецепты Философы-материалисты дают такой ответ Потому что научные рецепты и прогнозы основаны на объективно истинном знании о природе. Эффективность научного знания определяется и обеспечивается его истинностью, его соответствием объективной реальности. Отыскание истины должно быть целью нашей деятельности это единственная цель, которая достойна ее, – отмечал А. Пуанкаре. Советский философ Э. М. Чудинов утверждал тот же по сути тезис Истина является целью всей познавательной деятельности человека. Понятие истины выражает самую сущность науки. Без нее нельзя понять структуру, динамику развития и цель научного познания. Стремление к знанию, соответствующему объективному миру, составляет важный мотив деятельности ученых [Чудинов, с. 3]. Подчеркнем, что оба философа сходятся в понимании цели науки, несмотря на существенные расхождения по другим вопросам.
Средства НПД. В любой деятельности средства должны соответствовать цели. Например, нельзя отремонтировать ноутбук с помощью кувалды. Согласно Гегелю, истина средства заключается в его адекватности цели. Следовательно, средство той или иной деятельности является адекватным, если оно соответствует поставленной цели (впрочем, это условие есть необходимое, ноне достаточное для достижения цели. Методологи выделяют два вида средств научно-познавательной деятельности:
технические – измерительные приборы, экспериментальные установки, вычислительные устройства и т. д. Их значимость постоянно
возрастает. Так, например, прогресс в физике элементарных частиц во многом обеспечивает стратегическая триада – ускорители, детекторы и компьютеры;
семиотические (знаково-символические, языковые) средства – искусственные языки различных наук, языки программирования и др.
«Математика – это тоже язык, – утверждал Дж. У. Гиббс более того, это универсальный язык современной науки, наряду с естественными языками и языком философии.
Результаты НПД.Учитывая такие существенные особенности современной науки, как единство фундаментальных и прикладных исследований, формирование технонауки, ее результаты следует понимать достаточно широко, не сводя их только к новому знанию. Инновационную деятельность мы рассматриваем как естественное продолжение научно-познавательной деятельности. Можно выделить четыре вида результатов:
новые знания, представленные в форме научного текста – статьи, препринта, монографии и т. д. Современные научные тексты отличаются а) элитарностью, или эзотеричностью, языка б) лаконичностью изложения и его скрытой глубиной в) отсутствием авторской оценки социальной значимости полученных результатов и др.;
технические и/или технологические инновации – речь идет о создании принципиально новых технических устройств (таких, например, как мазер, лазер и др, материалов (полимеры, композиты, лекарств. Все это, говоря словами К. Маркса, есть овеществленная сила знания»;
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта