Otvety_k_Ekzamenu философия. Философия. Вопросы для экзамена. Место философии в системе культуры. Функции философии
Скачать 0.63 Mb.
|
Философия просвещения -всё должно представать перед судом разума -культ науки и прогресс человечества -имей мужество мыслить самостоятельно -пересмотр интеллектуальных ценностей -критика суеверий -деизм -защита естественных прав человека (свободы, равенства) -издание энциклопедий научного знания Вольтер (Аруэ). Вольтер развивал Философию французского просвещения, пытаясь развенчать церковь и монархию, Вольтер порывает с христианской религией и переходит к деизму, с точки зрения которой, Бог творит Вселенную, сообщает ей движение, но затем не вмешивается далее в ее функционирование, позволяя Миру развиваться по собственным законам естества. Вольтер не отказывался от веры в Бога, считая его последним утешением обездоленных. Он заявляет, что если бы не было Бога, то его следовало бы придумать. При развитии философии французского просвещения Вольтер стал на позиции эмпиризма и рационализма, гуманности к простому люду, уважения его прав. Но он считал, что абсолютная монархия – идеал государства, давал рекомендации обустройства такого государства. Ж.Ж.Руссо, полагал, что религия – это орудие правящей власти, которая поддерживает существующий социальный порядок, частную собственность. Руссо критикует христианскую церковь за религиозный фанатизм, неравенство в обществе, суеверия, чрезмерную обрядность. Он выдвинул идею «гражданской религии» любой гражданин с необходимостью должен иметь полезную для общества религию, заставляющую его выполнять гражданские обязанности, быть полезным для общества гражданином. Основные догматы «гражданской религии» – справедливое божество, бессмертие души, загробная жизнь, вера в счастье добрых людей и наказание нечестных. Руссо считал, что культура (цивилизация) развращает людей, делает их нравственно убогими, а подлинная нравственность обнаруживается лишь в «естественном» состоянии, когда цивилизация не подавляет человека, не порабощает его, не превращает в раба культуры. Философия французского просвещения 18 века многим обязана Жан-Жаку Руссо. Дидро полагал, что большинство рождаются добрыми, но в зависимости от тех или иных воздействий законов общества, формируются в добрых или злых. Д.Дидро считал, что нравственность зависит явно от общественного обустройства, если законы общества хороши – хороши и нравы и наоборот, если эти законы дурны, то и дурны и нравы.
И. Кант (1724-1804) -Докритический период (до 1770г): интерес к естественным наукам и натурфилософии. Научные законы не могут объяснить феномен целесообразности жизни, поэтому невозможно обойтись без понятия Бога -Критический период: исследование границ познания (коперниканский переворот – познавательные способности человека определяются образом определяемой вещи, объект – это результат восприятия и мышления субъекта, велика роль воображения) Теория познания -необходимые формы познания заложены в самом разуме и составляют основу знания -Феномены – «вещи для нас» видение мира глазами для нас таковым, какой он есть. -Ноумены – «вещи в себе» непознаваемая часть мира . -Мы познаём мир не сам по себе, а каким он нам является. -Рассудок – высшая познавательная способность, как способность создания правил -Познание – взаимодействие рассудка и чувств. -Разум – способность мыслить предельное (свобода воли, бессмертие души, бытие Бога) -Антиномия – впаление разума в противоречия при попытке постигнуть сущность «вещи в себе» (место веры). Этика Долг – центральная категория этики Моральный долг – желания добра ради него самого (без умыслов, без выгоды) Гипотетический императив – поступок, обусловленный целью. Категорический императив – нравственный закон, не обусл. внешн. целью( человек цель, а не средство) Свобода – необходимое условие морального закона Религия – нравственное единение людей
В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость». 3 закона диалектики Гегеля: 1. Закон единства и борьбы противоположностей (источник развития в борьбе противоположностей) 2. Закон взаимного перехода , количественных и качественных превращений.(накопившиеся количественные изменения приводят к качественным изменениям и к механическому развитию) 3. Закон отрицания (зерно в земле - сгнивает - росток - новое зерно, любая стадия в процессе развития сменяется новой стадией, которая затем сменяется еще более новой стадией) Спираль - иллюстрация закона отрицания отрицания. Система Гегеля консервативна, так как абсолютная идея возвращается сама к себе, но с другой стороы диалектика - это учение о развитии мира, но Абсолютная идея тоже должна развиваться. Противоречия Гегеля между философией с логикой и диалектическим миром усматривается в том, что система консервативна и замкнута, а мир диалектичен, т.е. предполагается бесконечное развитие этой системы. “Философия Гегеля стоит на голове”, говорили марксисты. «Абсолютная идея, — говорит Гегель, — имеет содержанием себя самое как бесконечную форму, ибо она вечно полагает себя как другое и опять снимает различие в тождестве полагающего и полагаемого». Материализм Фейербаха Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней», «С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей». Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией. -Антропологический материализм – понимание человека, как высшего продукта природы (центральный объект философии). -«Не бог создал человека, а человек бога» Человек становится богом для другого человека, в основе лежит чувство любви, мышление вторично по отношению к чувствам. -«Истинная философия не в том чтобы создавать книги, а в том чтобы создавать людей»
Философия марксизма традиционно подразделяется на две части: диалектический и исторический материализм. В то же время следует говорить о диалектико-материалистической концепции как определенной целостности. В своей концепции Маркс и Энгельс попытались преодолеть ограниченность, односторонность положений философии как Гегеля, так и Фейербаха. Они создали синтез гегелевской диалектики и фейербаховского материализма, существенным образом переработав эти философские учения. Маркс и Энгельс обратили внимание на то, что главные, фундаментальные диалектические зависимости и отношения, указанные и логически проанализированные Гегелем, присутствуют в реальных процессах жизни природы и общества, в повседневной практической действительности. Отчетливое проявление диалектических закономерностей постоянно обнаруживается в различных областях знания о действительности. В работах "Анти-Дюринг" и "Диалектика природы" Ф. Энгельс подробно, последовательно и популярно объяснил, как проявляются законы и категории диалектики в неживой и живой природе, общественном развитии, духовном творчестве, и показал, какое огромное значение они имеют для марксистского миропонимания. В отличие от материалистов предшествующего периода, объяснявших мир на основе законов механики, Маркс и Энгельс в объяснении явлений действительности исходили из всего многообразия законов. Они утверждали, что мир, материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям природного и социального мира. Основоположники диалектического материализма ввели в теорию познания практику, которая выступает у них в качестве основы познания и критерия истины. Они утверждали, что мир познается не путем созерцания происходящих,явлений, а в ходе и в результате активной деятельности людей, направленной на изменение тех или иных сторон действительности, в процессе практического воздействия на нее. Маркс и Энгельс считали, что их философские положения не являются истиной в последней инстанции, что они неизбежно будут меняться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и обществен¬ной практики. В марксистской философии материализм и диалектика приобрели свое истинное содержание в результате органической взаимосвязи, которая придает им цельность и качественно новую методологическую функцию.
Философия «русского зарубежья» Философия Н.А. Бердяева носит многоаспектный характер, с преобладанием экзистенциональной и религиозной направленности. основные положения философии Бердяева: -высшей ценностью в окружающем мире является свобода; -свобода, «соборность» (единство духа и воли) - основа существования человека; -свобода человека подвергается угрозе извне; Угроза исходит от общества и государства, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; они стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; -задача человека – сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству уподобить себя другим; -ключевую роль в жизни человека играет также религия; -Бог должен быть нравственным символом, примером для человека; -отношения между Богом и человеком должны быть «на равных»; -Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек – в роли его раба; человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой. Русская религиозная философия конца XIX и ХХ вв. философ и священник П.А. Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т.д.). Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Философия космизма Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир, человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися К.Э. Циолковский был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы – атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезает – оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. Космос по своей сути живой и жизнь – неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. А.Л. Чижевский (1897 – 1964) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) проходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, играет Солнце. Всплески активности Солнца на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы – войны, революции. Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. Он полагал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу. Но главное, по мнению Фёдорова, в учении Христа — весть о грядущем телесном воскрешении, победе над «последним врагом» — смертью он сохранил неколебимо, выдвинув парадоксальную мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества. Фёдоров в конце XIX века уже предвидел то, что в конце XX стали называть «экологическими глобальными проблемами».
«Современная философия» Характерная черта современной философии — отсутствие ярко выраженного господствующего направления, многообразие (плюрализм) конкурирующих философских школ и направлений. Наиболее влиятельные среди них — экзистенциализм, неопозитивизм, философия жизни, постмодернизм и синергетика. «Неопозитивизм» Они развивали следующие идеи: предметом философии должны быть не абстрактные рассуждения, а проблемы, связанные с позитивным знанием, т. е. наукой, прежде всего, это анализ фундаментальных основ науки, разработка её методологии и универсального научного языка. Проблемы, не связанные с точным научным знанием, неопозитивисты считали ложными и недостойными для изучения философией. По сути, все многообразие философских знаний и проблематики они сводили к философии науки, что было крайне односторонним подходом. Во второй половине ХХ в. идеи неопозитивистов получили развитие в работах. Свои исследования они сосредоточили на решении проблемы установления истинности той или иной научной концепции, а также проблемы научных революций и развития науки в целом. Ими было предложено три принципа проверки ценности научных знаний: -«принцип верификации» (в пер. с лат. — «выявление истины») означает, что научные знания являются истинными, только если подкреплены чувственным опытом; -«принцип фальсификации» предполагает, что у подлинно научной теории всегда должны быть факты, которые ставят её под сомнение; теория, не допускающая критики, является ложной; -«принцип конвенции» объясняет, почему некоторые теории доминируют в науке длительное время: эти теории поддерживают сообщества учёных, состоящих в соглашении (конвенции) друг с другом, они используют сходные методы исследования и разделяют общую научную парадигму (наиболее общий подход к изучению окружающего мира). Исходя из этих принципов, постпозитивисты объясняют и само развитие науки как этапы последовательной смены парадигм мышления (Т. Кун), как непрерывный процесс обновления научных знаний (К. Поппер), как конкуренцию различных научно исследовательских программ (И. Лакатос). «Постмодернизм». Основные идеи: стремление создать интегративную философскую систему, которая включала бы лучшие достижения всех философских направлений; признание многообразия реальности — она может выступать в материалистической, идеалистической, мистической и эзотерической формах; стремление обобщить выводы предшествующих философских течений, искать в них общий, глубинный смысл; гносеологический плюрализм (признается множественность точек зрения, каждая из которых по-своему верно может отражать реальность). «Экзистенциализм» («existencio» — существование) — философия существования. Для экзистенциалистов центральный вопрос философии связан с существованием человека. Они считают, что в целом окружающий мир абсурден и враждебен человеку, который всю жизнь вынужден бороться за своё существование. Отдельно взятый человек бесконечно одинок и чаще испытывает страдания от нереализованности своих желаний. Глубинный смысл человеческой жизни раскрывается в «пограничных» кризисных ситуациях (опасность, тяжёлая болезнь и т. д.), когда человек, с одной стороны, наиболее остро осознает неустойчивость и трагедийность своей жизни, а с другой — вынужден делать выбор. Свобода выбора — это и есть смысл человеческой жизни; если есть возможность выбора, значит, есть и свобода. Таким образом, сторонники этого направления являются продолжателями идей И. Канта, основной упор делают на решение этических проблем и, несмотря на некоторый пессимизм, призывают человека к активной жизненной позиции, самостоятельному выбору своего жизненного пути, самосозиданию.
Онтология (ontologie; от греч. on – сущее и logos – учение) – наука о бытии как таковом, о всеобщих определениях и значениях бытия. Онтология – это метафизика бытия. Метафизика – научное знание о сверхчувственных началах и принципах бытия. Бытие – предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения. Бытие – это чистое существование, которое не имеет причины, оно причина самого себя и является самодостаточным, ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым. Онтологией стали называть учение о бытии, сознательно отделенное от теологии. Это произошло в конце Нового времени, когда в философии противопоставлялись сущность и существование. Онтология этого времени признает примат возможного, которое мыслится как первичное по отношению к существованию, тогда как существование является лишь дополнением к сущности как возможности. |