Otvety_k_Ekzamenu философия. Философия. Вопросы для экзамена. Место философии в системе культуры. Функции философии
Скачать 0.63 Mb.
|
Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно-общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т.д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания - уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом "общественная", Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая - рациональным уровнем общественного сознания. Идеология – это теоретический уровень общественного сознания. Социальная психология – обыденный уровень.
Мораль – форма общественного сознания, представляющая совокупность принципов, норм, правил поведения, призванных регулировать отношения между людьми, опираясь на общественное мнение и на сложившиеся в данном обществе представления о добре и зле. Мораль или нравственное сознание – это видение мира сквозь призму добра и зла, это отражение мира, связанное с оценкой человеком отражаемых явлений как хороших или плохих, добрых или злых. Мораль на уровне социальной психологии проявляется в виде нравственных чувств и проявляется в виде нравов, особых норм нравственного поведения. На уровне обыденного сознания мораль представляет собой этнические знания о правилах общежития, обычаях и нравах, которые проявляются во всех сферах жизнедеятельности общества. На уровне теоретическом формируется теоретическая форма знаний о нравственных отношениях, обычаях (формы действий) и нравов (норма поведения), а также создаётся наука об этике. Важными философскими вопросами морали являются вопросы происхождения и сущности морали. «Две вещи наполняют всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, – говорил И. Кант, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Выполняя наряду с появившимся позднее правом роль регулятора поведения людей, мораль в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов: 1. Мораль – такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступени развития общества. Право же является атрибутом только «государственных» формаций, в которых мораль сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей. 2. Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы – всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением, принять ее внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия. 3. Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступают законное и незаконное, правомерное и неправомерное, справедливое и несправедливое, то основными оценочными категориями морали и этики являются: добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни. 4. Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и др.). Сущность морали выражается в ее функциях. Среди множества выполняемых моралью функций основными принято считать следующие: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство В праве отражено понятие «морального вреда», однако мораль остается сферой высших идей, делом совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ. Кроме того, практика тоталитарных режимов показала, что иногда мораль может вступать в противоречие с правом. И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:
Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение. Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д. Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п. Искусство и религия Невозможно отделить зарождение искусства от зарождения религии. С точки зрения оформившейся религии искусство есть лишь символический способ донесения высших истин, проповедуемых данной религией. Долгое время с расцвета христианства до периода Возрождения в европейском мире искусство в основном выполняло заказ церкви.
Глобальные проблемы современности – это совокупность жизненно важных проблем современного человечества, непосредственно связанных с его существованием (экологическая, демографическая, войны и мира, продовольственная, сырьевая, энергетическая). Эти проблемы имеют следующие особенности: планетарный, общемировой характер; угрожают деградацией и гибелью всему человечеству; нуждаются в неотложных и эффективных решениях; требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов; требуют своего рассмотрения сквозь призму общечеловеческих интересов. Глобальные проблемы явились результатом, с одной стороны, огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу и общество, и, с другой стороны, неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой. Экологическая проблема вызвана противоречием между производственной деятельностью человека и стабильностью природной среды его обитания. Давление антропогенных факторов на биосферу может привести к коллапсу –резкому и стремительному ухудшению экологической обстановки и вследствие этого – скоротечной гибели населения планеты. Экологический кризис имеет многоплановый характер: загрязнение окружающей среды, увеличение озоновых дыр, кислотные дожди, парниковый эффект, вымирание ряда животных и растений, истощение энергетических и вещественных ресурсов мира, поднятие уровня мирового океана, таяние ледников и т.д. Демографическая проблема вызвана быстрым ростом населения планеты. Сейчас оно увеличивается со скоростью 75 млн человек в год и к 2025 году превысит 8,5 млрд человек. Особенно быстро растет население развивающихся, бедных стран Африки, Южной Азии. Если к началу нашей эры население мира составляло 250 млн человек, то в 2006 г. – 6.5 млрд. и увеличивается со скоростью около 9 тыс. человек в час. Проблема войны и мира связана с военной угрозой, наращиванием ядерных арсеналов. Ядерным оружием обладают не только страны Запада и России, но и Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Накопленным оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. Если сейчас уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных держав, то не исчезла угроза слепой технологической случайности. Наличие ядерного оружия не помешало возникновению очагов локальных войн, каждая из которых может стать запалом для всемирной войны, в которой не будет победителей. Кризис человеческой телесности связан с опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ: расшатывание генофонда, развитие генной инженерии. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций, идет ослабление иммунного аппарата человека. Глобальной проблемой выступает и возрастание числа зараженных СПИДом, страдающих наркоманией, алкоголизмом. Будущее человечества. Нестабильный, постоянно изменяющийся мир не дает оснований для точных предвидений. Однако некоторые тенденции этого движения можно уловить. Этим занимается футурология. Футурология в качестве самостоятельной дисциплины сформировалась примерно в середине XX в. Если говорить о методах футурологии, то наиболее распространенными среди них являются следующие:
Достоверность любого прогноза невелика. Кроме того, человечество вряд ли захотело бы получить точный прогноз. Не зря в древних мифологиях одним из наиболее страшных наказаний было как раз знание о будущем, обессмысливающее творческие усилия настоящего и прошлого. Осознавая этот факт, человек не столько исчисляет будущее, сколько придумывает его. Футурологические концепции, как бы наукообразно они ни выглядели, остаются более или менее реалистической фантазией как о желаемом, так и о мрачном, ужасном, неприемлемом будущем. Концепции будущего строятся на базе определенных ценностей, мировоззренческих ориентиров, поэтому любое футурологическое размышление есть род философствования. Богатая история философии оказывается необходимым подспорьем такой рефлексии и базой для преодоления современных проблем. |