Формы национально. Формы национальногосударственного устройства унитаризм, федерация, конфедерация
Скачать 83.49 Kb.
|
Классификация общественных организаций и движенийКлассификация движений зависит от множества факторов, связанных как с историей их создания, территориально-географическими особенностями их распространения, спецификой состава, интересов, базовых ценностей, разделяемых и защищаемых членами движений, и т.д. В этой связи могут быть выбраны различные основы для их типологии.По параметрам распространения движения можно подразделить:– на локальные (распространенные в определенном городе, местности, как, например, защитников озера Байкал или Химкинского леса); – региональные (действующие в рамках одного или нескольких регионов, например, Союз горских народов Кавказа и т.п.);– общенациональные (Народные фронты);– международные (например, Движение неприсоединения; движение за установление нового экономического порядка и т.п.). Вместе с тем сохраняется значимость традиционной классификации движений по сферам деятельности. По основным направлениям деятельности выделяются следующие типы общественных движений: – экологические (защита окружающей среды, решение различных экологических проблем, например, движения "зеленых"). Так, в середине 1990-х гг. в ФРГ насчитывалось 46 тыс. членов экологического движения "Союз 90/Зеленые". В России к ним можно отнести движение "Кедр". Эти движения выступают за совершенствование законодательства в пользу охраны природы; за использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; за закрытие вредных производств; против различных форм загрязнения окружающей среды, за предотвращение глобального экологического кризиса; – пацифистские (борьба за мир, против применения силы, особенно вооруженной; против обязательной службы в армии, например, антиядерные движения в Германии, Франции, "Солдатские матери" в России и т.п.). В состав пацифистских включаются антивоенные движения самого широкого профиля – от борцов против войны до борцов против применения противопехотных мин и т.п.; – этнонациональные (национально-освободительные: движения против расовой и национальной дискриминации; за сохранение национальной самобытности и т.п.; в эту группу также включаются разного рода националистические движения и т.п.). В современной России как в многонациональном обществе существует множество этнонациональных движений, стремящихся сохранить культуру, язык и традиции не только малых народов, но и крупных национальностей, таких как русские, украинцы, татары и др.; – конфессиональные (объединения последователей ценностей, характерных для той или иной религии). В середине 1990-х гг. в ФРГ насчитывалось 662 тыс. членов Христианско-демократического союза и 180 тыс. членов Христианско-социального союза. В России существует немало движений православной и исламской ориентации (Русский православный собор, Лига мусульманских организаций); социально-профессиональные (объединяющие людей но профессиональным интересам). Среди них особое место занимают профсоюзы – негосударственные общественные организации работников одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства. Основные функции профсоюзов: защита экономических и социальных интересов работников; организация культурных программ, отдыха и лечения членов профсоюза; представление их интересов по вопросам труда и быта. Долгое время профсоюзы были во многих странах, включая нашу страну, самыми массовыми и обладающими большими возможностями общественными организациями. Сейчас наряду с профсоюзами стали создаваться союзы предпринимателей, защищающие их интересы в спорах как с государственными, так и частными организациями, а также с наемными работниками; – историко-культурные (движения за сохранение памятников старины, за сохранение и развитие различных направлений культуры и т.п.); – социально-демографические: женские (па Западе их чаще называют феминистские, защищающие права женщин: избирательные, трудовые, личные), молодежные, движения пенсионеров и др.; – правозащитные, борющиеся против ущемлений прав личности (например, международное движение "Amnesty International", российские движения защитников прав человека, "Мемориал" и др.); – избирательные объединения. В ходе избирательных кампаний в некоторых странах создается такая разновидность общественных движений, как избирательные объединения, которые занимаются рекрутированием перспективных с точки зрения победы на выборах лидеров и мобилизацией избирателей на их поддержку. Они часто включают в себя несколько заинтересованных групп, движений и даже партий; – инициативные движения граждан (гражданские инициативы). Вне электорального процесса существуют инициативные политические движения граждан в поддержку официального политического курса, конкретных законопроектов и решений (или против них) и т.д. Такие движения иногда объединяют различные группы общественности и носят конъюнктурный и обычно недолговечный характер. Движения наряду с партиями являются разновидностью общественных организаций. Наряду с общими чертами между движениями и партиями существуют заметные различия по их целям, статусу, организационным и идейным основам их деятельности. Движения возникли гораздо раньше, чем партии, они существовали в Средневековье, эпоху Возрождения и Новом времени. В качестве примеров можно привести религиозные движения, движение луддитов и многие другие. Но в отличие от партий общественные движения – это менее традиционные участники политического процесса. Они не так жестко организованы и характеризуются тем, что преимущественной сферой их интересов является решение конкретных проблем, ради которых они и создаются, а не достижение политических целей борьбы за власть. Общественные движения не принимают нормативных решений, обязательных для исполнения организациями и гражданами данного общества. Они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность иногда приобретает и политический характер. Государство не имеет права вмешиваться в их деятельность (конечно, если она носит законный характер), но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством. Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в качестве самостоятельного признается политическое общественное объединение, целью которого является участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан; в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации; в организации и деятельности указанных органов.Политическим общественным объединениям законом запрещается членство или принадлежность к иностранным и международным организациям. Членство в таких объединениях или принадлежность к ним граждан разрешается только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признакам, а также для реализации любительских интересов (подробнее о партиях см. гл. 15). Общественные движения действуют на основе следующих принципов; добровольность; сочетание личных и общественных интересов; самоуправление; равноправие участников; законность; гласность. Общественно-политическое движение в отличие о партии более свободно и маневренно в своих организационных проявлениях. Оно может структурно не оформляться, объединять организации различной политической ориентации, носить временный характер (для решения определенных задач). Принцип тоталитарного государства: запрещено все, кроме того, что приказано. Ранее уже отмечалось, что мировая политическая история знает две разновидности тоталитарных политических систем: коммунистическую и националистическую. Обе разновидности различаются в основном содержанием идеологий, но и с точки зрения организации политической системы имеется много различий внутри самого фашизма. Так, фашистский режим в Италии руководствовался теорией верховенства государства, национал-социалистический – теорией верховенства нации или нации – государства. Итальянский режим отличался стремлением сохранить традиционные структуры, показателем чего служат, например, Лютеранские соглашения (1929 г.), заключенные между Б.Муссолини и Ватиканом. Для режима Муссолини была характерна меньшая концентрация власти. Наряду с фашистской партией значительным влиянием в стране продолжали пользоваться военные, аристократия, церковь, государственная бюрократия. Продолжали функционировать, правда, чисто формально, сенат. Парадокс состоит в том, что Италия оставалась монархией. Муссолини время от времени отправлял отчеты королю Виктору Эммануилу III. Итальянский фашизм отличался также меньшими, чем в Германии, террором и репрессиями. Учитывая эти факторы, можно утверждать, что сущностные характеристики правой разновидности тоталитаризма в наиболее завершенной форме воплотились в германском национал-социализме. При традиционной типологизации фашизм и большевизм располагаются на двух крайних полюсах идейно-политического спектра. Не случайно они вели борьбу не на жизнь, а на смерть вследствие изначальной несовместимости идеологий. Фашисты, как и национал-социалисты, придавая решающую роль политике и идеологии, сохранили частную собственность и рыночные механизмы функционирования экономики. Большевики же пошли по пути полного обобществления средств производства. Если большевики уничтожили рынок, то национал-социалисты его приручили. Гитлер считал более важным социализировать самого человека, а большевики пошли по пути социализации вначале рынка, а затем человека. Национал-социализм откровенно отвергал идею демократии и либерализма, тогда как советский режим декларировал намерение воплотить в жизнь истинно демократические принципы. Гитлер в беседах с Г. Раушнингом настойчиво подчеркивал, что он научился у марксизма методам политической борьбы: «Национал-социализм – это то, чем мог бы стать марксизм, если бы освободился от своей абсурдной и искусственной связи с демократическим устройством». При всем том неоспорим факт близости фашизма и большевизма. Прежде всего, обращает внимание почти полная синхронность их появления на исторической арене. Их истоки приходятся на период так называемой великой трансформации капитализма из свободно-предпринимательского в корпоративный, то есть большевизм и фашизм выступили в качестве соответственно правой и левой альтернативы центристскому реформаторскому пути развития капитализма в социально-экономической сфере и либеральной демократии в политической сфере. Тоталитарные государства ХХ столетия значительно отличаются от деспотических режимов прошлого. Из истории мы знаем, что Петр I в России и Людовик XIV во Франции были весьма могущественными и деспотичными правителями. Однако их власть была ограничена примитивными средствами коммуникаций. Фактически до конца ХIХ столетия все средства сообщения были настолько медленными и малоэффективными, что большинство самодержавных правителей не имело возможности осуществлять полный контроль над всей территорией своих государств. Петр I и Людовик XIV могли требовать внешнего подчинения и получать подтверждения своей власти, но они не могли контролировать все аспекты жизни общества. В ХХ веке, благодаря гигантскому развитию техники появились условия для возникновения тоталитарных государств. Благодаря электронному контролю у государства есть возможность навязывать свою систему ценностей, координировать и централизованно использовать ресурсы общества. Таким образом, в рамках каждого типа политических систем существует множество модификаций, которые объясняются соотношением государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля политического руководства. Главное отличие авторитаризма от тоталитаризма в том, что в авторитарном режиме власть умеренно влияет на общество и степень цензуры гораздо меньшая, чем при тоталитаризме, тогда как тоталитарный режим стремится контролировать каждого гражданина государства, его мысли, поведение и личные идеалы. |