Формы национально. Формы национальногосударственного устройства унитаризм, федерация, конфедерация
Скачать 83.49 Kb.
|
Тоталитаризм как исторический и политический феномен.Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 газета «Таймс» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма».Под тоталитаризмом (от лат. «totalis» - цельность) обычно понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи. Тоталитаризм - это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.К тоталитарным режимам принято относить страны, в которых существует массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом). Как правило, подобная партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Будучи организована недемократическим способом, (формируясь как «круги, расходящиеся от вождя»), партия, транслирует власть от вождя в низ, к массам. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “Библия”. Политический лидер определяет идеологию. Тоталитаризм выстраивается на монопольном контроле производства и экономики, а также на жестком контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д. Для тоталитаризма характерен террористический полицейский контроль.Возникает тоталитаризм в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Именно превращение общества в деструктурированную массу, состоящую из «атомизированных» индивидов, лишенных собственности, независимости и собственного «Я», является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства (X. Арендт). Другой причиной, обусловливающей возникновение тоталитарного режима, является разрушение рыночной экономики и провозглашение организации общественной жизни, основывающейся на едином плане (Ф. Хайек). Принято выделять две разновидности тоталитаризма - «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм возникает в коммунистических странах - в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. «Правый» формируется в фашистской Италии и нацистской Германии. В основе идеологии «левого» тоталитаризма лежат положения марксизма-ленинизма о возможности построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; о необходимости отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; ведущей роли пролетариата; необходимости диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране. Социальной основой «левого» тоталитаризма выступают эксплуатируемые классы, и, прежде всего, пролетариат. С указанных идеологических позиций, класс эксплуататоров реакционен, остальные классы и прослойки — «менее прогрессивны», что «естественным» образом поэтому направляет политику на их искоренение. Правый» тоталитаризм в Германии основывался на идеологии гитлеровского варианта национал-социализма, представлявшей собой смесь этатистских и националистических лозунгов, расистских идеи X. Чемберлена о германцах как ядре «высшей» арийской расы и утверждениях Ж. Гобино о ее упадке, вызванном кровосмешением, идее превосходства немецкой нации и её стремления к мировому господству. Реализация ключевых положений указанной идеологии предполагала воссоздание германского рейха; борьба за чистоту немецкой расы; истребление всех инородных элементов (и, прежде всего, евреев); антикоммунизм. Проблемы демократического транзита в современной политической наукеТранзитпология — раздел политической науки, изучающий политические процессы в странах, совершающих переход от тоталитарных и авторитарных политических систем к демократической. Транзигология тесно связана с теорией политической модернизации. Они близки в теоретико-методологическом плане (общностью категориального аппарата и методологических подходов) и на уровне персоналий (многие видные политологи известны работами и в той и в другой области политологического знания). Но если теория политической модернизации ориентируется на проблематику развивающихся стран «третьего мира», то в центре внимания транзитологии находятся политические процессы в таких государствах, где основные структуры современного общества уже сложились, причем в ряде случаев речь идет о повторной демократизации. Впервые проблемы демократизации стран, уже имевших опыт существования демократических режимов, встали в послевоенные годы в связи с необходимостью преодоления наследия тоталитарных фашистских режимов в Германии, Италии, устранения последствий авторитаризма и милитаризма в Японии. Эти страны уже были индустриально развитыми, причем в Германии и Италии до прихода фашистов к власти несколько десятилетий существовали политические режимы демократического типа. Позднее похожие проблемы возникли в странах Южной Европы — Испании, Португалии и Греции, где также после периода авторитарного правления началось возвращение к демократическим принципам. Одновременно подобные изменения переживали страны Латинской Америки, там тоже военные диктатуры стали уступать место демократически избранным правительствам. И здесь речь шла о возвращении к демократии, а не о становлении ее заново, как в большинстве афро-азиатских стран.С точки зрения прочности и необратимости результатов, С. Хантингтон выделил три модели перехода к демократии. Во первых, линейная, или классическая, модель, примером которой может быть развитие Великобритании, а также стран Северной Европы. Для этой модели характерно последовательное решение задач демократизации, обеспечивающее ее необратимость. Классическая модель перехода к демократии представляет собой процесс постепенной трансформации традиционной политической власти, расширение прав и свобод граждан, возрастание степени их политического участия. Во-вторых, циклическая модель. Выделение этой модели первоначально было основано на обобщении опыта стран Латинской Америки. Во многих из этих государств были сделаны первые попытки перехода к демократии еще в XIX в., сразу же после освобождения от испанского колониального господства. Однако в большинстве латиноамериканских стран стабильных демократических режимов так и не сложилось. Часто демократическое правление прерывалось военными переворотами и установлением военных диктатур, но нередки были и случаи авторитарного перерождения гражданских режимов. Периоды авторитаризма сменялись периодами демократизации, и наоборот. Такое циклическое развитие было следствием того, что переход к демократии в странах Латинской Америки не подкреплялся адекватными социально-экономическими и социокультурными факторами. Начиная с 1960-х гг. печальный латиноамериканский опыт повторяли многие вновь возникающие государства Азии и Африки, в которых периоды демократического и авторитарного правления постоянно сменяли друг друга.В-третьих, диалектическая модель, имевшая место в Германии и Италии, а также в Испании, Португалии и Греции. Всем этим странам удалось в свое время довольно далеко продвинуться по пути политической модернизации. Однако демократические изменения не стали необратимыми. Победившие в этих странах тоталитарные и авторитарные политические режимы перечеркнули развитие демократических институтов. Происшедшее впоследствии возвращение к демократии можно рассматривать как отрицание отрицания, поэтому подобный путь демократического развития и получил название диалектического. Обобщение опыта перехода к демократии многих стран мира позволяет сделать вывод о существовании трех основных этапов такого перехода: 1) кризис авторитарного режима и его либерализация; 2) установление демократии; 3) консолидация демократии. Основными составляющими процесса установления демократии являются формирование конкурентной партийной системы, с одной стороны, и демократическая институциализация механизмов государственной власти, с другой. На этапе установления демократии закладываются конституционные основы новой политической системы. Однако для того чтобы происшедшие перемены стали необратимыми, необходим следующий, третий этап — этап консолидации демократии. На этом этапе осуществляется окончательная легитимация демократических институтов, происходит адаптация общества к новым механизмам политической власти. На основе обобщения опыта перехода к демократии в различных странах и регионах политологи сделали следующие выводы о закономерностях такого перехода: существует органическая и неразрывная связь между рыночной экономикой и политической демократией; для перехода к демократии необходим определенный уровень технологического, социокультурного и социально-экономического развития; социальной базой демократизации является занимающий ведущее положение в обществе средний класс; становление демократии невозможно без формирования гражданского общества. Первоначально проблемы становления демократических режимов в бывших социалистических странах исследовались на основе традиционных для теории политической модернизации и транзитологических концепций подходов. Перспективы утверждения в посткоммунистических странах новых экономических и политических институтов оценивались исходя из опыта посттоталитарного и поставторитарного развития Германии, Италии, стран Южной Европы, Латинской Америки. |