Главная страница
Навигация по странице:


  • Чтобы управлять национальными отношениями и процессами, нужно разработать государственную национальную политику, которая определяет цели управления, его основные задачи, пути и средства их решения.

  • Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние.

  • К основным внутренним функциям государства относятся: установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;

  • К главным внешним функциям государства относятся: защита границ и оборона страны при нападении извне;

  • Группы интересов выполняют следующие функции.

  • 3. Группы интересов дополняют официальное представительство граждан в органах власти, помогают гражданам участвовать в законодательном или избирательном процессе.

  • Формы национально. Формы национальногосударственного устройства унитаризм, федерация, конфедерация


    Скачать 83.49 Kb.
    НазваниеФормы национальногосударственного устройства унитаризм, федерация, конфедерация
    Дата28.12.2021
    Размер83.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФормы национально.docx
    ТипДокументы
    #320636
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1. Формы национально-государственного устройства: унитаризм, федерация, конфедерация.


    Проблемами форм государственного устройства занимались и занимаются многие исследователи. Когда вопросы государственного устройства попали в поле зрения Маркса и Энгельса, они считали, что унитарное государство имеет преимущество перед федеративным. Более высокая обобщенность труда, более тесные связи между трудящимися должны были, по их мнению, способствовать активизации революционного процесса, чего нельзя было достичь при федеративных началах. Однако такая посылка оказалась справедливой для таких стран, как, скажем, Германия, Франция, стран в национальном отношении практически однородных, где не было и не могло быть сколько-нибудь серьезных межнациональных конфликтов. Когда же они обратили свои взоры к Великобритании, то увидели, что под британскими колониями существуют четыре разных народа: английский, шотландский, ландский, валиийский и, что если государство там станет унитарным, то неизбежно размежевание не по классовым, а по национальным признакам. То есть, английский рабочий объединится с английским буржуа, шотландский с шотландским и т. д. Для того, чтобы избежать этого, утверждали Маркс и Энгельс, Британии необходима федеративная форма государственности, которая обеспечит равноправие различных народов, снимет национальный вопрос и станет средством консолидации различных национальностей. Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Унитаризм - одна из двух форм территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство его частей не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находится отдельные автономные образования, в том числе имеющие многие атрибуты собственной государственности (например наличие в составе унитарной Украины Республики Крым). Как правило, в унитарном государстве - только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов государственной власти. Составные части имеют статус единиц административно-территориального деления: они управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения. Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся унитарные государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц. назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан) Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации – самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны. Федерация (лат. Federation – союз, объединение) — это форма государственного устройства, предполагающая объединение субъектов (что это?), обладающих определенными признаками политической самостоятельности, в рамках единого государства. Значение Федерации как формы государственного устройства в настоящее время очень велико. Мною уже было сказано, что федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Но эти показатели, которые делают федеративную форму наиболее эффективной, в вопросе о делении государства, не главные. Главное, на мой взгляд, то, что государства с федеративной формой устройства более динамичны в плане развития правовых отношений, по сравнению с унитарной формой и в разной степени в таких странах, но может осуществляться всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.

    1. Национальная политика как важнейшая составная часть государственной политики.

    2. Управлять национальными отношениями можно и нужно. Под управлением национальными процессами отнюдь не имеется в виду вмешательство в естественноисторический ход развития наций, в национальную жизнь, межнациональные отношения. Конечно, речь не идет об изменении этнических признаков национальных общностей. Недопустимы также насильственная ассимиляция и межэтническая интеграция. Говоря иначе, управление национальными процессами несовместимо с субъективизмом и волюнтаризмом. Суть управления национальными процессами заключается в том, чтобы в точном соответствии с законами и тенденциями, объективно действующими в системе национальных отношений, создать благоприятные условия для развития этнических общностей, разрешать проблемы и противоречия, возникающие в сфере их взаимоотношений. Если многонациональность общества из фактора его слабости становится одним из факторов силы и могущества, значит, управление национальной сферой осуществляется на основе продуманной, взвешенной национальной политики.Как правило, управление национально—этническими процессами осуществляется опосредованно, через экономические, социальные, духовные, демографические, миграционные и иные факторы общественной жизни. Управление национальными отношениями представляет собой процесс целенаправленного воздействия властных структур на всю совокупность общественных условий жизнедеятельности наций.

    3. Чтобы управлять национальными отношениями и процессами, нужно разработать государственную национальную политику, которая определяет цели управления, его основные задачи, пути и средства их решения.

    4. Национальная политика – система мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. Это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства. Национальная политика особенно тесно увязана с региональной и демографической политикой.

    5. Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в содержании национальной политики – отношение к национальным интересам с учетом их: а) общности; б) расхождения; в) столкновения. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерасти в столкновение, конфликт. Ее главным назначением является управление интересами и через интересы национальностей.Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам. Целями национальной политики могут быть национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение, слияние наций. Наряду с этим национальная политика бывает нацелена на национальное обособление, замкнутость, отстаивание этнической «чистоты», защиту национального от инонационального влияния. По содержанию она может быть как гуманной, так и антигуманной. По направленности – миротворческой, созидательной или же воинственной, разрушительной. Национальная политика может осуществляться в формах господства, подавления, репрессий, унижений или же ненасилия, толерантности. В национальной политике следует различать стратегические цели и задачи, требующие концептуального подхода, и задачи ближайшего характера. Задача современной национальной политики российского государства – достижение межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение

    6. Народ Казахстана как этнополитическая общность. Казахстан как поликонфессиональное общество.

    7. В Суверенном Казахстане сегодня очень актуальными являются этнополитические, этнокультурные процессы. В Казахстане существуют все предпосылки для превращения этнокультурного многообразия страны в позитивный фактор общественного развития, поскольку представители всех наций осознают себя созидателями новой культурной общности - казахстанского народа. Казахстан - социально дифференцированное полиэтническое сооб­щество, где для субьектов характерно наличие разных интересов и разная степень их куль­турной и политической активности. Казахстан­ская модель политического и государственного устройства, сочетает в себе общепризнанные закономерности демократического развития. За годы независимости в стране реализована собственная модель обеспечения общественной стабильности, межэтнического согласия, фор­мирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма. Следует отметить то, что в Республике Казахстан созданы условия для свободного употребления   народами   Казахстана родных языков. В этих целях создан ряд специали­зированных школ, где преподавание ведется на родных для некоторых народов Казахстана языках. Кроме того, появился ряд программ на телевидении и радио внутри РК для многих народов Казахстана. К сожалению, порой в СМИ широко освещаются и раздуваются некоторые случаи конфликтов не столько межэтнического, сколько социально-экономи­ческого, бытового характера, возникающих между соседями и т. д. Таким образом, по существу в реальной жизни мы сталкиваемся с пропагандой голой субъективности личности, что порождает различного рода негативные явления: разгул анархии, рост преступности и насилия. Нельзя политизировать любое социальное явление, придавая ему национальную окраску. Форми­рование культуры межнационального общения и межнационального согласия являются глав­ными целями нашего государства. Так , Указом Президента РК от 25 июня 2006 года были определены «Основные концепции развития гражданского общества на 2006-2011 годы» и принятая Правительством от 28 июня «Программа развития Казахстанской модели межэтнического и конфессионального согласия на 2006-2008 годы». Эти документы являются основополагающими в работе всех органов которые занимаются государственной, национальной политикой. Политический состав населения является характерной чертой большинства современных стран мира. Именно данное обстоятельство делает вопрос обеспечения межэтнической стабильности первостепенной задачей для государства, так и для общества в целом. Говоря о межэтнической стабильности, о формиро­вании культуры межнационального общения, мы должны рассматривать их как составляю­щую общей концепции национальной безопас­ности. Казахстан является полиэтническим сообществом, где проживают представители различных этнокультурных образований. В этой связи профессор Байдельдинов Л.А. отмечает: «Хотя в Казахстане проживают представители многих национальностей, это не означает что в республике имеется много наций. В Казахстане живет одна нация, для которой земля казахов является издревле их исторической родиной. Это казахская нация. Остальные граждане Республики Казахстан являются представи­телями этнокультурных образований, функцио­нирующих в виде диаспор или отдельных небольших этнических групп» Годы суверенного развития Казахстана шли по законам возрождения идей этничности по всем направлениям жизнедеятельности общест­ва: государственное строительство, культурная политика, рост этнического самосознания. И этот процесс был присущ всем без исключения этническим общностям. Специфическими факторами, оказывающими влияние на характер межнациональных отношений, является полити­ческие и социальные условия, а также личност­ные ориентации, которые обусловливают ее общение с различными культурами. Казахстан как модель межнациональных отношений получила самую высокую оценку ООН, ОБСЕ и ряда других авторитетных международных организаций не случайно казахстанцы всецело поддерживали законное стремление всех нацио­нальных общин на развитие своей культуры. В Казахстане создан уникальный эффектив­ный механизм реализации национальной поли­тики, межэтнического, межрегионального диалога в лице Ассамблеи народа Казахстана. Данный орган является центральным звеном в гармонизации межнациональных отношений и играет значительную роль в поддержании политической стабильности, упрочения общест­венного согласия и мира. Важную конструк­тивную роль в укреплении культуры межнацио­нального общения играют и многочисленные национально-культурные центры и объедине­ния, действующие в каждом регионе Казахстана. В целом в стране накоплен богатый и уникальный опыт сохранения и укрепления единства политического, полиэтнического общества казахстанского народа. Все это в комплексе в значительной мере и составляет модель единства многонационального казах­станского народа. Объединяющей, консоли­дирующей     основой     культур различных этнических групп страны должно являться изучение и овладение языком, культурой, традициями и обычаями государствобразую-щего казахского народа при одновременном обеспечении условий для развития языков, культуры, традиций и обычаев всех этнических групп Казахстана.Таким образом, казахстанская модель этнополитики базируется на этническом многообразии, самобытности всех этносов Казахстана, при одновременном укреплении патриотизма, толерантности и согласия. Можно сказать, что решение внутренних проблем Казахстана и созданная им модель полиэтни­ческого общества может, в известном смысле, послужить образцом для международного сообщества и присоединения других стран к культуре согласия, взаимодействия и взаимо­обогащения.

     Понятие политической системы как взаимодействия общества и власти

    Политическая система — одно из ключевых понятий современной политологии. Как и многие другие, оно пришло в политологию из социологии. Так, еще Г. Спенсер и Э. Дюркгейм в своих работах оперировали такими понятиями социальной теории системы, как «институт», «функция», «регулятивная система общества», «политическое управление». Однако свои концептуальные очертания понятие «политическая система» обретает после Второй мировой войны.Политическая система общества — это целостная, упорядоченная совокупность «государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Наряду с государством как основным звеном политической системы, в нее входят партии, профсоюзы и другие организации[1]. В образовании политической системы как совокупности социально-политических групп и институтов присутствуют такие элементарные единицы, как индивиды, группы, организации — правительственные и неправительственные, группы давления, политические партии и др. Определяющим в понятии политической системы выступает возможность граждан принимать участие в управлении обществом. Она же, исходя из особенностей политической системы, определяет последнюю как интегрированное выражение власти и политики в социально-политических институтах, политических отношениях, обеспечивающих управление и регулирование социально-политической жизнью общества. Политическая система — это взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности, которые признаются всем обществом. Основным ее назначением является как осуществление функции распределения этих ценностей, так и призыв к принятию этого распределения большинством членов общества[2]. Именно эти функции политической системы характеризуют ее как одну из специфических подсистем общества. Решения и политические действия, осуществляемые системой в ответ на требования и поддержку, называют выходами. Они обусловлены самой сущностью и природой политической власти, что является главным предназначением политической системы. Если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев общества, то поддержка, оказываемая политической системе, усиливается. Если же власть индифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание только своим собственным требованиям и идеям, то решения и действия не всегда находят понимание и поддержку. Такие политические решения могут иметь негативные последствия, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. Основными средствами, с помощью которых можно справиться с напряженностью в политической системе, считается адаптация, самосохранение, переориентировка усилий, изменение целей и т.д. Это возможно лишь благодаря способности власти реагировать на поступающие в систему импульсы. Это особенно важно учитывать, если власть стремится сохранить минимальный уровень поддержки политической системы. Более того, она должна искать новую основу поддержки. Обратная связь является одним из механизмов устранения кризисных или предкризисных явлений.
    Структура и функции политической системы

    Политическая система, как уже отмечалось, состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем, однако их можно сгруппировать по функциональному признак Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и СМИ, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров. Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан. Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе. Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств. В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункции Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Т. Алмондом и Дж. Пауэллом (рис. 8.3). Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают "сохранение системы через ее изменение". Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов (миф об "американской мечте"), идеалов и представлений, которые признаются большинством населения страны несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них: 1) отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации; 2) ориентация на личный успех, дающая уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь богатства можно, только полагаясь на свои способности, и т.д. Жизнеспособность системы обеспечивается се способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу. Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества. Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов, которые она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и иной среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной) функции Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

    1. Признаки государства, его функции и цели. Типы государства.

    Основные направления государственной деятельности по управлению государством сосредоточены в функциях государства, которые на протяжении всей истории человечества постоянно изменялись. Ещё древние мыслители считали, что главная задача государства — это защита своих поданных от внешних врагов и поддержание порядка внутри страны. В XVII веке устами английского философа Т. Гоббса родилось представление о естественном состоянии людей как о войне «всех против всех». В этой связи государство стало рассматриваться как своеобразный «Левиафан», который должен сплачивать общество, управляя его делами, в обмен на большую часть гражданских прав и свобод, вплоть до физического уничтожения (казни) гражданина в интересах государства. Эпоха Просвещения и зарождение капитализма породили новые идеалы взаимоотношений общества и государства, которые нашли свое воплощение в идеях английского экономиста Адама Смита. Смит считал, что в условиях развития свободного рынка государство должно выполнять функции «ночного сторожа», то есть, не вмешиваясь в права и свободы граждан (особенно в их экономические отношения), поддерживать правопорядок, содержать на налоговые поступления армию и полицию, защищать жизнь и имущество граждан, заботиться об образовании низших классов, вести внешнюю политику и ограждать общество от внешней угрозы. В течение всего XIX века точка зрения А. Смита считалась определяющей для функционирования государства, пока Первая мировая война и Великая депрессия не породили феномен тотального государства, которое считало себя в праве вмешиваться в любые области жизни своих граждан — «Всё для государства, ничего кроме государства, ничего против государства» . Альтернативой ему стали идеи государства «всеобщего благоденствия», основы которого заложил американский президент Ф. Д. Рузвельт в своей программе «Новые рубежи», и послевоенная эволюция развития Америки и стран Западной Европы, которая строилась на поиске компромисса между интересами всех граждан страны и полномочиями государства. Государство как организация власти в обществе отличается от форм власти в догосударственных первобытных сообществах людей рядом важных признаков. Основные из них таковы: Наличие публичной власти. Это те или иные органы законодательной и исполнительной власти, аппарат чиновничества, суды, полиция (полиция, например, была уже в Древнем Египте), армия. Административно-территориальная организация. При государственном управлении возникает деление страны по административно-территориальному принципу. Это необходимо для более рационального управления обществом, сбора налогов и т. п. В первобытном обществе организация основывалась на кровнородствен­ных связях. Регулярный сбор налогов. Он необходим для содержания армии, государственного аппарата, проведения общественных работ. Суверенитет государственной власти. Это монопольное право государства на законодательство и управление внутри страны, а также его самостоятельность и независимость в отношениях с другими странами. Аппарат принуждения. Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние.

    К основным внутренним функциям государства относятся:

    • установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;

    • организация экономической жизни, денежного обращения в стране;

    • осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и
      т. п.);


    • социальная функция — организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.

    К главным внешним функциям государства относятся:

    • защита границ и оборона страны при нападении извне;

    • внешнеполитическая деятельность — представление страны в отношениях с другими странами;

    • организация экономических связей с другими странами.



    1. Понятие гражданского общества. Генезис и эволюция гражданского общества. Понятие гражданского общества — одно из ключевых в современной политологии. Актуальность его теоретических и практических аспектов обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества: экономической, политической, социальной, духовной. Широко известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в области разрядки международной напряженности, в оказании помощи народам, пострадавшим от стихийных бедствий, катастроф и других социальных невзгод. В основе успехов — развитие деятельности гражданского общества, высокая активность граждан и их добровольных объединений. Это достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе. Успехи приходят там, где повышается деловая активность граждан и создаваемых ими негосударственных структур, где ограничивается государственное вмешательство в экономическую, социальную и духовную жизнь, т.е. где развивается и совершенствуется гражданское общество. Понятие "гражданское общество" восходит и к идее полиса Аристотеля, идеям естественного права. Быть членом общества означало быть гражданином — членом государства и тем самым обязанным жить и действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам. Вместе с тем Аристотель анализировал жизнь граждан и в других сферах жизнедеятельности общества: экономической, брачно-семейной, духовной, нравственной, научной, религиозной, где государственное вмешательство до определенного уровня развития производительных сил и отношений просто не требовалось. Поэтому будет справедливым отмстить в трудах Аристотеля определенное разделение государства и гражданского общества. Итак, из приведенных выше взглядов на гражданское общество виднейших представителей политической философии различных стран можно сделать следующие выводы. Во-первых, гражданское общество есть продукт исторического развития человечества, появившийся в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Во-вторых, обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан обретения экономической самостоятельности на базе частной собственности. В-третьих, важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. В-четвертых, гражданское общество — это сила, находящаяся с государством в постоянном сложном, противоречивом, диалектическом единстве. В-пятых, в XX в. в развитых странах сформировался определенный тип гражданского общества, для которого характерны приоритет частной собственности и частнособственнических интересов, наличие значительного "среднего класса", высокий уровень жизни, большое количество разнообразных общественно-политических организаций, выражающих интересы различных социальных групп, своеобразный социально-психологический и политический менталитет и другие признаки. Наконец, в-шестых, в странах, вступивших на путь глубоких реформ, формируется переходный тип гражданского общества, в котором причудливо переплетаются некоторые свойства и черты как авторитарного, так и демократического.

    Понятие правового государства и его отличительные признаки Правовое государство – одна из центральных категорий теории государства и права, характеризующая идеальную разновидность государства, вся деятельность которого подчинена праву.Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода. Следует признать, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. По мнению представителей философии и политологии, правовое государство – государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости. Одновременно утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, принятому демократическим путем, закону, который выражает и защищает интересы общества, а не интересы господствующего слоя. В отечественной юридической науке правовым признается такое государство, которому свойственны институт разделения властей, независимость суда, законность управления, правовая защита граждан от нарушения их прав государственной властью, возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением и др. Нередко также отмечается, что правовое государство – это государство, где на практике обеспечено верховенство норм права, где власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется[1]. Соответственно можно сказать, что сущность правового государства заключается в первенстве нрава над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, всех государственных, общественных субъектов и граждан действующему праву. Основной закон правового государства — конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модем, общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Ее приоритет — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство. Правовое государство основывается на принципах:закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать; права граждан защищены государством; держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом. Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.Этапы формирования правового государства:Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права. Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты. Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

    Проблемы формирования гражданского общества и правового государства в Казахстане Совершенствование существующей ныне общественной системы требует от нас повышения качества населения. Под качеством населения мы понимаем высокий уровень образования и культуры, богатый интеллектуальный и научный потенциал, создание которого возможно только в условиях экономического роста и в атмосфере высокого морального состояния общества. Гражданственность не отрицает национальных особенностей граждан. Именно культура, язык, обычаи и традиции народа хранят в себе в большей мере, чем другие сферы общественной жизни, национально-особенное, специфическое, присущее именно этой нации, народности, этнической группе. Менталитет любой нации не только не должен растворяться в мировом потоке культуры, напротив, он должен остаться национальным достижением, но в обогащенной форме благодаря тому, что усваивает внешние духовные ценности, делясь с другими своими собственными. В самом широком смысле менталитет – это не только самоидентификация, т.е. отнесение человеком себя к той или иной национальности, общественному слою, профессии, но и определенные знания о своей принадлежности, а именно: о культуре, языке и территории проживания, историческом прошлом. Обращение к ментальному опыту идентификации оправдано пониманием того, что человек не может существовать и нормально развиваться при отсутствии у него осознания собственной идентичности. Гуманизация гуманитаризацию образования, включая и естественнонаучное и техническое образование, гуманитаризацию управления, которое исключает насилие одного человека над другим. Активный призыв к формированию общеказахстанского патриотизма в начале переходного периода в Казахстане послужил своего рода общенациональной идеологией. Думается, что есть серьезные основания для дальнейшего распространения и развития этой идеи в нашем обществе. В основе казахстанского патриотизма должны лежать, по мнению казахстанских исследователей, казахский патриотизм, который может формироваться на основе уважения к государству, почтения к истории, традиции, культуре и языку самого казахского этноса Человек, который не проявляет интереса к изучению своего языка - не патриот своей страны. Речь идет прежде всего о русскоязычной части казахского этноса, игнорирующей основные требования этнической социализации. Необходимо отметить о том, что в новых реалиях казахстанского общества, развивающиеся партнерские отношения между государством и обществом внесли свои коррективы в формирование патриотических качеств человека. Гуманизация деятельности органов государственного управления и в целом общественной жизни может способствовать быстрому и активному развитию патриотических качеств граждан. Таким образом, патриотизм можно рассматривать как систему отношений, где сохраняется баланс интересов целого и части. Например: государство рассматривает человека как ценность, человек думает о благе государства. В свою очередь, патриотические качества личности являются реальной основой формирования гражданственности населения.В качестве компонентов, свидетельствующих о необратимом процессе формирования правового государства выделю следующие Первый – справедливое законодательство, а именно наличие правовых законов. При этом главными критериями справедливых или правых законов является поддержка законов большинством населения, формальное равенство всех перед законом, непротиворечие законов международным договорам о правах человека и др. Второй компонент правового государства – это система государственных органов, работающих на основе конституционных норм и законов Третий компонент- это представления широких слоев населения о месте и роли права в обществе. Без изменения правового сознания и при отсутствии правовой культуры говорить о формировании правового государства  невозможно. Главная задача для Казахстана как страны, стремящейся стать правовым государством состоит в том, чтобы сделать Конституцию РК с ее ориентацией на личность подлинным, реально действующим основным законом, чтобы системой мер — правовых, организационных, нравственных — создавать в обществе глубокое уважение к пра­вам личности.

    1. Группы интересов: понятие, функции, типология. Группы давления.

    Группы интересов — различного рода, по преимуществу добровольные социальные организации и ассоциации, приспособленные или специально созданные людьми для отражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами; коллективные (групповые) акторы политики. Члены этих групп, не претендуя на решающее участие в политической власти, стремятся воздействовать на государственные органы, а также иные общественные организации, с целью добиться их поддержки и принятия решений, отвечающих соответствующим групповым интересам. Группой интересов в широком смысле слова называется любая организация, целенаправленно влияющая на органы власти и государственный аппарат путем официальных и неофициальных контактов с их представителями, а также посредством массовой агитации, публичных выступлений, рассчитанных на создание определенного общественного мнения с целью оказать воздействие на процессы выработки и принятия различных политических решений. Понятие группы интересов было введено в политическую науку американским исследователем А. Бентли в работе «Процесс правления» (1908), который предложил анализировать и рассматривать не только формальные политические институты, но и особые группы людей, влияющих на властные структуры и процесс принятия политических решений — группы интересов. Дальнейшее развитие это понятие получило в работе Д. Трумена «Правительственный процесс» (1951), который определил группу интересов как «группу совместных отношений», которая выдвигает некоторые требования к другим группам в обществе. Если же она выдвигает свои требования к правительственным институтам и через них, то получается «политическая группа интересов». Следует отличать группу интересов от политической партии. Так, они различаются по целям. Стратегическая задача любой политический партии состоит в том, чтобы одержать победу на выборах, прийти к власти; в то время как основная функция групп интересов не связана с непосредственным осуществлением властных полномочий и состоит в выражении интересов конкретной группы и воздействии на государство и другие группы в своих интересах. Затем, группы интересов более конкретны, чем политические партии, точнее выражают интересы определенных групп и кругов. Кроме того, имена партийных кандидатов обычно идут в избирательных бюллетенях с указанием названия политической партии, а группы интересов обычно не указывают своего наименования в избирательных бюллетенях, хотя они могут поддерживать тех или иных партийных кандидатов. Есть и другие отличия.Группы интересов имеют три основные характеристики: организованность, одинаковость стремлений (совместный интерес), использование правительственных институтов для реализации своих целей. Они включают самые различные организации и движения: предпринимателей (торговые и промышленные палаты, ассоциации владельцев недвижимости, объединения владельцев и управляющих корпораций и т.д.), профсоюзы и другие ассоциации, молодежные и женские организации, национально-этнические, религиозные объединения, различные организованные движения, преследующие групповые политические, экономические, культурно-духовные и иные цели. В США, например, иод определение «группа интересов» подпадают около 15 тыс. организаций. Наиболее влиятельные из групп интересов обычно официально регистрируются и получают соответствующие юридические права: организации бизнеса, движения экологистов и др. В то же время многие из них могут не иметь официального статуса.

    Группы интересов выполняют следующие функции.

    • 1. Они являются связующим звеном между обществом (гражданским обществом, если оно сформировано) и органами власти, «приводным ремнем» между нуждами индивидов и правительственными институтами. Деятельность этих групп помогает правительству определить те взгляды, которые ему следует принять во внимание.

    • 2. Группы интересов обычно способствуют активизации участия граждан в политической жизни. Они информируют своих членов о вновь принятых или готовящихся правительственных решениях, разъясняют, каким образом можно оказать влияние на эти решения и содействуют оказанию такого влияния. Участие в работе общественных организаций и ассоциаций способствует развитию навыков социальной и политической деятельности.

    • 3. Группы интересов дополняют официальное представительство граждан в органах власти, помогают гражданам участвовать в законодательном или избирательном процессе.

    • 4. Группы интересов могут служить важным средством разрешения конфликтов в обществе. Их активная деятельность, соревнование и компромиссы между ними — характерная черта плюралистической демократии. Учет правительством интересов наиболее представительных и влиятельных социальных групп ведет к большему уровню взаимопонимания в политике и обществе, снижает социальную напряженность, позволяет решать назревшие проблемы в неконфронтационной манере.

    Важность изучения и понимания роли групп интересов вытекает из сущности политики, которая представляет собой процесс распределения ценностей в обществе, который требует исследования состояния различных групп и их организаций, влияющих на решение различных проблем, а также на определение их первоочередности. Группы интересов различаются по характеру деятельности на одноцелевые (складывающиеся и существующие только в связи с достижением определенной цели) и многоцелевые (чья деятельность не ограничена спецификой отдельных задач). Распространено деление групп интересов по территориальным признакам, по уровню и масштабам деятельности, а также по численности. Принято выделять основные типы групп интересов, в соответствии со степенью их специализации и организованности. Спонтанные (аномические) группы интересов: стихийные, эфемерные и часто ориентированные на насилие (например, манифестации, бунты). Неассоциативные группы интересов: неформальные, непостоянные и ненасильственные группировки (на основе родственных связей, веры и т.п.), характеризующиеся отсутствием непрерывности существования и организованности. Институциональные группы интересов: формальные организации с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (администрация, армия, церковь), наделенные и другими функциями, кроме выражения интересов, но обладающие способностями жить этими интересами (сплоченная группа офицеров, руководящий орган администрации др.). Ассоциативные группы интересов, т.е. добровольные и специализирующиеся на выражении интересов организации: профсоюзы, группировки деловых людей или промышленников, этнические или религиозные ассоциации граждан, нацеленные на решение широкого круга социально-политических задач. Именно эти группы обладают такой степенью организованности и специализации, которая характерна для эффективных групп давления. В целом характер деятельности различных групп интересов может быть как открытым: обращение к массам, информирование органов государственной власти, консультирование их представителей, гак и закрытым (более характерно для групп давления): шантаж, коррупция, расходы на избирательную кампанию и т.д

    Генезис политических партий

    Термин «партия» происходит от латинских слов partis («часть», «группа») и parti («дело», «разделяю»). Следовательно, в дословном переводе он означает: отдельная часть общества, замкнутая группа людей. Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались различные сословные и политические группировки, соперничающие между собой в сфере политики в Античном мире и в Средневековье. Процесс трансформации европейских протонартий в институт политических партий точно и емко выразил в свое время видный немецкий социолог и политолог Макс Вебер (1864—1920). По его мнению, генезис европейских политических партий имел три этапа: партии как аристократические группировки, партии как политические клубы и, наконец, партии как современные массовые организации1. Данная трактовка генезиса партий сегодня считается классической и подтверждается многими примерами. Так, все три названных этапа были пройдены британскими консервативной и либеральной партиями. Как известно, будущие либералы и консерваторы вышли, начиная с 60-х гг. XVII в., из двух парламентских политических группировок под названием «виги» и «тори». Первые выступали за ограничение власти короля, а вторые ориентировались на короля и защищали его права. Что же способствовало превращению данных группировок в политические партии? Во-первых, успешная борьба парламента за ограничение власти короля и превращение парламента Англии в ведущий властный институт формирующейся демократической политической системы. Так, право короля отвергать законы, принятые парламентом (так называемое абсолютное вето), перестало применяться с 1707 г. Во-вторых, активное участие парламентских группировок «виги» и «тори» в формировании и проведении политического курса, определяемого парламентом, привело к возникновению в конце XVII в.[1] [2] и последующему развитию в течение XVIII в. государственной системы «партийного правления».

    В-третьих, в результате проведения под эгидой парламента трех избирательных реформ 1832, 1867 и 1884 гг. не только значительно увеличилось количество избирателей, но и организация выборов окончательно перешла от правительства к партиям. Поэтому сравнительно быстро произошло развитие территориальной и кадровой инфраструктуры политических партий. В итоге в 1867—1868 гг. был создан Национальный союз консерваторов, а в 1877 г. возникла Национальная федерация либералов. Вслед за Англией похожий путь (способ) генезиса прошли французские политические партии за период XVIII—XIX вв.Как известно, неоценимый вклад в изучение института партий внес известный французский политолог второй половины XX в. Морис Дюверже (1917—2014). Считая иартогенез первейшей частью своей исследовательской концепции, Дюверже вслед за М. Вебером выдвинул более углубленные трактовки иартогенеза, выражающие два пути создания партий. Первый из них — «электоральное и парламентское происхождение партий». Раскрывая его, Дюверже подчеркивал: «Общий механизм генезиса прост: сперва создаются парламентские объединения, затем возникают избирательные комитеты; наконец, устанавливается постоянная связь этих двух образований»1. Сам «электоральный и парламентский путь» происхождения партий может иметь, согласно Дюверже, два взаимосвязанных варианта создания партий. Первый вариант — по преимуществу электоральный, когда выборщики на местах (после введения всеобщего избирательного права) образуют избирательный комитет и через него выдвигают от своего имени (снизу) кандидатов в парламент на основе общности политических позиций. Притом, что данная позиция выборщиков удовлетворяет существующую парламентскую группу. И второй возможный вариант, когда парламентское объединение (сверху) проводит своих кандидатов через избирательные комитеты в парламент, а затем формирует из их числа политическую партий. Не случайно Дюверже по поводу данных возможных вариантов заявляет: достаточно было постоянной координации и регулярных связей двух этих однажды возникших материнских клеток — парламентских объединений и избирательных комитетов, чтобы появилась настоящая партия. Второй «путь» формирования политических партий — это, согласно Дюверже, «внешний путь». И таким путем, но мнению французского политолога, политическую партию могут породить весьма многочисленные и разнообразные объединения. Итоговый вывод Дюверже таков: электоральный и парламентский путь генезиса партии характерен для определенной фазы эволюции демократии, когда формируется всеобщее избирательное право при прогрессирующем вовлечении массы избирателей. Второй же путь — внешний путь генезиса партий — заявляет о себе, как считает Дюверже, тогда, когда появление новых партий наталкивается на барьер уже существующих партийных структур, и чтобы преодолеть данный барьер, разрозненных местных инициатив, по мысли Дюверже, уже недостаточно, требуется вовлеченность заинтересованных общественных объединений[3] [4]. Как свидетельствует политическая история, в России процесс генезиса политических партий начался позднее европейского. Однако его отправным фактором стала, как и в крупнейших западноевропейских странах, складывающаяся в конце XIX — начале XX в. мощная революционная ситуация.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта