Главная страница

формирование позитивной я концепции. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я- концепции ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ. Формирование позитивной яконцепции подростка в семье


Скачать 0.74 Mb.
НазваниеФормирование позитивной яконцепции подростка в семье
Анкорформирование позитивной я концепции
Дата28.08.2022
Размер0.74 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я- концепции ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ.docx
ТипРеферат
#655006
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ я-концепции ПОДРОСТКОВ

    1. Структура и содержание Я-концепции подростков


В специальной литературе как научное понятие Я-концепции вошло сравнительно недавно, возможно, именно поэтому ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет единой его трактовки. Своим теоретическим и прикладным развитием это понятие обязано трудам ученых Э. Эриксона, К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Бернса, В.В. Столина, П.Г. Ананьева, Д.А. Леонтьева, И.С. Кона, А.А. Реана [6].

Важность исследования структуры личности, остовом которой является Я-концепция, становится актуальной в связи с возрастающей ролью человеческого фактора в современном мире.

Анализируя различные подходы к определению феномена Я-концепция в психологии, можно столкнуться с разнообразием используемой терминологии («самосознание», «Я-концепция», «образ Я», «Я-схема» и т. д.). Так же существует разнообразие представлений о структуре Я-концепции. Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.

В психологии под самосознанием, или Я, понимается либо процесс накопления представлений о себя, либо результат этого процесса. В первом случае исследователя интересуют динамические аспекты самосознания: появление и формирование самосознания, его развитие на протяжении жизни человека, появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т. д.

Во втором случае рассматриваются в большей степени: форма этого опыта, его структура и организация, его функции в жизнедеятельности человека. В вопросе классификации различных сторон самосознания, или Я- феномена, важными являются два критерия. Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах: Я как представитель определенной профессиональной группы; Я как член семьи; Я как член определенных общественных организаций и т. д. [11]

Существенным критерием классификации Я - феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя. Временная точка зрения на себя:

  • прошлое Я – каким я был раньше;

  • настоящее Я – какой я сейчас;

  • будущее Я – каким я вижу себя в будущем.

С точки зрения различных ценностей: каким я хотел бы быть сам – личные ценности; каким меня хотели бы видеть друзья – ценности референтной группы.

Выделяют такие функции самосознания в жизнедеятельности человека, как:

1. Я является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным Я, иначе говоря, это личное знание, личный опыт.

2. Самосознание, Я, выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.

Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Профессиональная Я-концепция личности может быть реальной и идеальной [13].

Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

Реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным как к негативным, так и к позитивным следствиям.

С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. Многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией.

Для того чтобы определить место Я-концепции в современной теории психологии, следует познакомиться с взглядами отечественных и зарубежных исследователей на феномен Я-концепции, его определение и структуру в целом [42].

В психологии выделяются такие подходы к изучению Я-концепции, как гуманистический, интеракционистский, когнитивный, онтопсихологический, функциональный и другие. Подобное многообразие подходов, с одной стороны, позволяет выяснить различные ее компоненты, а с другой, затрудняет определение конкретного содержания данного понятия.

В современных отечественных исследованиях проблемы Я-концепции отмечается, что «различные теоретические конструкции и методологические подходы к изучению Я-концепции не соотносятся друг с другом, поскольку разные ученые, отправляясь в своих исследованиях от разных целей и задач, приходят к противоречивым взглядам на данную категорию, ее структурные содержательные составляющие» [43].

Анализ исторического аспекта проблемы Я-концепции в психологии, показывает, что данная проблема разрабатывается в четырех направлениях:

  • определение содержания «образа Я» - категории, в которых индивид осознает свои особенности, наличие или отсутствие у себя тех или иных черт;

  • выявление структурных компонентов Я-концепции; куда входят: Я-реальное, Я-идеальное, Я-демонстрируемое;

  • происхождение Я-концепции, засматривающееся как результат общения ребенка с взрослым;

  • исследование регулятивной функции Я-концепции, которая была обнаружена: в ситуации целеполагания; в ситуациях противоречия между непосредственными желаниями и соответствием поведения собственным ценностям; в ситуации морального выбора; в ситуации самовоспитания [29].

По мнению И.С. Кона, понятие Я-концепция включает в себя оценочный аспект самосознания. «Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов» [32].

В процессе социального взаимодействия Я-концепция формируется как обязательный и всегда уникальный результат психического развития человека; как относительно устойчивое, но подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое новообразование. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости.

Первоначально, Я-концепция значительно зависит от внешних влияний, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека, как сформированный, относительно устойчивый стержень личности.

Факторов формирования Я-концепции человека множество. Степень их важности меняется в различные периоды жизни, но можно выделить наиболее важные на всех периодах:

  • представление о своем теле (телесное Я);

  • язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях;

  • субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе; идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина – женщина);

  • практика воспитания детей в семье [44].

Исследованием проблемы Я-концепции, вплотную занимался Роберт Бернс. Его теория основывается на взглядах таких ученых, как Э. Эриксон, Дж. Мид, K. Роджерс. Я-концепция, по Р. Бернсу, связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. По его мнению, следует из выделять описательную и оценочную составляющие. Описательную составляющую Я-концепции автор называет образом Я, как отношение к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя.

Как отмечает Бернс, выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В своих исследованиях Р. Бернс определяет Я-концепцию не только как то, что собой представляет индивид, но и как то, что он думает о себе, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем [19].

Р. Бернс выделяет в структуре Я-концепции три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий [19].

Структурное строение профессиональной Я-концепции и Я-концепции личностной остается сходным, но проявляются различия в их субъектах-носителях. Если Я-концепция относится к личности в целом, то профессиональная Я-концепция относится к личности как субъекту деятельности.

Когнитивная составляющая установки – представление индивида о самом себе; способы самовосприятия, формирующие образ Я [19].

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Характеристики, употребляемые для описания какого-либо абстрактного индивида, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа, они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в поведении индивида, а с другой – избирательность его восприятия. То же самое происходит, когда человек описывает самого себя: пытаясь выразить словами основные характеристики привычного самовосприятия.

К ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание жизненных целей и т. д. Все они входят в образ Я, но одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Значимость же 10 элементов самоописания и их иерархия, могут изменяться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или под влиянием момента. Подобного рода самоописание – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

Эмоционально-оценочная сторона – аффективная оценка образа Я (самооценка), которая может обладать различной интенсивностью, так как конкретные черты образа Я могут вызывать различной силы эмоции, связанные с их принятием или осуждением [22].

Самооценка изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний и различных представлений индивида о себе, является его социокультурное окружение, в котором эти оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида, могут быть также и социальные реакции на какие либо его проявления и самонаблюдения. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, самопринятия и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его образа Я. Проявляется в сознательных суждениях индивида о себе. Она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом Я идеального. Если человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет не адекватной. Так же, на самооценку влияет интериоризация социальных реакций. В большей степени, индивид оценивает себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер [39].

Я-концепция личности может быть представлена как когнитивная система, выполняющая функцию регуляции поведения в соответствующих условиях. И. С. Кон, в своих исследованиях структуры Я-концепции, обозначает две большие подсистемы: личностную и социальную идентичность. Личностная идентичность относится к самоопределению, проявляющемуся в физических, интеллектуальных и нравственных личностных чертах [41].

Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения [41].

По мере взросления и накопления реального опыта в общении и деятельности, у молодых людей складывается более реалистичная оценка собственной личности.

Здесь так же имеется два варианта развития: позитивная и отрицательная Я-концепция.

Позитивная Я-концепция – самопринятие, чувство самоуважения и самоценности, благоприятно влияют на постановку и достижение целей.

Отрицательная Я-концепция – неадекватная самооценка, низкий уровень притязаний, сниженное самоуважение, имеют обратное влияние на жизнь индивида [37].

Таким образом, научное понятие Я - концепции вошло в специальную литературу сравнительно недавно, но тема исследования феномена уже является достаточно разработанной. Важность исследования структуры личности, остовом которой является Я-концепция, становится актуальной в связи с возрастающей ролью человеческого фактора в современном мире.

    1. 1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта