Главная страница
Навигация по странице:

  • Фридрих Ницше «По ту сторону добра и зла» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru64

  • Фридрих Ницше «По ту сторону добра и зла» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru65

  • Фридрих Ницше «По ту сторону добра и зла» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru66

  • Фридрих Ницше «По ту сторону добра и зла» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru67

  • Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеФридрих Ницше По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего
    Дата22.02.2021
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаNietzsche_Po_tu_storonu_dobra_i_zla.pdf
    ТипДокументы
    #178512
    страница13 из 21
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21
    219
    Моральное суждение и осуждение – это излюбленная месть умственно ограниченных лю- дей людям менее ограниченным, это в некотором роде возмещение того, что природа плохо по- заботилась о них, это, наконец, случай сделаться умнее и утонченнее: злоба развивает умствен- но. В глубине души им очень приятно, что существует масштаб, перед которым им равны люди, богато одаренные умственными сокровищами и преимуществами, – они борются за «всеобщее равенство перед Богом», и уже для этого им нужна вера в Бога. Между ними встречаются силь- нейшие противники атеизма. Они пришли бы в ярость, если бы им кто-нибудь сказал, что «вы- сокое умственное развитие остается вне всякого сравнения с какою бы то ни было честностью и достопочтенностью исключительно морального человека»: я остерегусь сделать это. Напротив, я склонен скорее польстить им, говоря, что высокое умственное развитие само есть лишь послед- ний выродок моральных качеств; что оно есть синтез всех тех состояний, которые приписывают- ся «исключительно моральным» людям, после приобретения их порознь, долгой дисциплиной и упражнением, быть может, целой цепью поколений; что высокое умственное развитие есть оду- хотворение справедливости и той милостивой строгости, которая сознает себя призванной блю- сти табель о рангах в мире, даже среди вещей, – а не только среди людей.
    220
    При теперешнем столь популярном восхвалении «бескорыстного» нужно, быть может, не без некоторой опасности, уяснить себе, в чем собственно народ видит корысть и о чем вообще больше всего печется заурядный человек, в том числе и люди образованные, даже ученые и, если не ошибаюсь, пожалуй, и философы. При этом обнаруживается тот факт, что громадное боль-

    Фридрих Ницше «По ту сторону добра и зла»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    64
    шинство вещей, интересующих и привлекающих более тонкие и избалованные вкусы, более воз- вышенные натуры, кажутся среднему человеку совершенно «неинтересными», – если же, не- смотря на это, он замечает приверженность к ним, то называет ее «desinteresse» и удивляется то- му, что возможно поступать «бескорыстно». Были философы, сумевшие дать этому народному удивлению еще и обольстительное, мистически-нездешнее выражение ( – не потому ли, быть может, что они не знали высшей натуры из опыта? –) вместо того, чтобы установить голую и в высшей степени простую истину, что «бескорыстный» поступок есть очень даже интересный и
    «корыстный» поступок, допуская, что… «А любовь?» – Как! даже поступок из любви к кому- нибудь «неэгоистичен»? Ах вы, дурни –! «А хвала жертвующего?» – Но кто действительно при- нёс жертву, тот знает, что он хотел за это получить нечто и получил, – быть может, нечто от себя самого за нечто своё же, – что он отдал здесь, чтобы получить больше там, быть может, чтобы вообще быть больше или хоть чувствовать себя «большим». Но это целая область вопросов и от- ветов, в которую неохотно пускается более избалованный ум: тут истина должна употребить все силы, чтобы подавить зевоту, если ей приходится отвечать. Но в конце концов ведь она женщина
    – не следует применять к ней насилие.
    221
    Случается иногда, сказал один педант и мелочной лавочник морали, что я уважаю и отли- чаю бескорыстного человека: но не потому, что он бескорыстен, а потому, что, на мой взгляд, он имеет право приносить пользу другому человеку в ущерб самому себе. Словом, вопрос всегда в том, что представляет собою первый и что – второй. Например, у человека, предназначенного и созданного для повелевания, самоотречение и скромное отступание были бы не добродетелью, а расточением добродетели – так кажется мне. Всякая неэгоистичная мораль, считающая себя без- условною и обращающаяся ко всем людям, грешит не только против вкуса: она является под- стрекательством к греху неисполнения своего долга, она представляет собою лишний соблазн под маскою человеколюбия – и именно соблазн и вред для людей высших, редких, привилегиро- ванных. Нужно принудить морали прежде всего преклониться перед табелью о рангах; нужно внушать им сознание их высокомерия до тех пор, пока они наконец не согласятся друг с другом, что безнравственно говорить: «что справедливо для одного, то справедливо и для другого». –
    Итак, заслуживал ли действительно мой педант морали и bonhomme, чтобы его высмеяли, когда он подобным образом увещевал морали быть нравственными? Но нужно быть не слишком пра- вым, если хочешь иметь на своей стороне насмешников; крупица неправоты есть даже признак хорошего вкуса.
    222
    Там, где нынче проповедуется сострадание, – а, в сущности говоря, теперь уже не пропове- дуется никакая иная религия, – пусть психолог навострит уши: сквозь все тщеславие, сквозь всю шумиху, свойственную этим проповедникам (как и всем проповедникам), он услышит хриплый, стонущий истинный вопль самопрезрения. Оно находится в связи с тем помрачением и обезоб- ражением Европы, которое возрастает в течение целого столетия (и первые симптомы которого достоверно описаны уже в одном наводящем на размышления письме Галиани к m-me д'Эпине), – если только оно не является его причиной! Человек «современных идей», эта гордая обезьяна, страшно недоволен собой – это неоспоримо. Он страдает, а его тщеславие хочет, чтобы он только «со-страдал»…
    223
    Европейский метис – в общем довольно безобразный плебей – непременно нуждается в ко- стюме: история нужна ему, как кладовая, наполненная костюмами. Конечно, он замечает при этом, что ни один из них не приходится ему впору, – и вот он все меняет и меняет их. Присмот-

    Фридрих Ницше «По ту сторону добра и зла»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    65
    ритесь к девятнадцатому столетию, обратите внимание на эти быстрые смены пристрастий к маскарадам разного стиля, а также на минуты отчаяния, вызываемого тем, что нам «ничто не идет».
    – Тщетно выряжаться в романтическом, или классическом, или христианском, или флорен- тийском стиле, или в стиле барокко, или в «национальном», in moribus et artibus: все это нам «не к лицу»! Но «дух», в особенности «исторический дух», усматривает и в этом отчаянии свою вы- году: благодаря ему постоянно пробуется, перекладывается, откладывается, укладывается, преж- де всего изучается что-нибудь новое из древнего и иностранного, – наш век является первым по части изучения «костюмов», я хочу сказать, моралей, верований, художественных вкусов и рели- гий; он подготовлен, как никакое другое время, к карнавалу большого стиля, к духовному мас- леничному смеху и веселью, к трансцендентальной высоте высшего тупоумия и аристофанов- ского осмеяния мира. Быть может, именно здесь мы откроем область для наших изобретений, ту область, где еще и мы можем быть оригинальными, например как пародисты всемирной истории и шуты Божьи – быть может, если и ничто нынешнее не имеет будущности, все-таки именно смех наш еще имеет ее!
    224
    Историческое чувство (или способность быстро отгадывать ранговый порядок оценок, ко- торыми руководствовался в своей жизни данный народ, общество, человек, «пророческий ин- стинкт», прозревающий отношения этих оценок, отношения авторитета ценностей к авторитету действующих сил) – это историческое чувство, на которое мы, европейцы, притязаем как на нашу особенность, явилось к нам в свите того чарующего и сумасбродного полуварварства, в которое Европа погрузилась благодаря демократическому смешению сословий и рас, – лишь де- вятнадцатому столетию известно это чувство, как его шестое чувство. Благодаря этому смеше- нию в наши «современные души» вливается прошлое всех форм и образов жизни, прошлое куль- тур, раньше тесно соприкасавшихся друг с другом, наслаивавшихся одна на другую; наши инстинкты теперь устремляются назад по всем направлениям, и сами мы представляем собой не- что вроде хаоса – в конце же концов «дух», как сказано, усматривает в этом свою выгоду. Благо- даря полуварварству нашей плоти и вожделений нам всюду открыт тайный доступ, чего не было в век аристократизма, и прежде всего доступ к лабиринтам незаконченных культур и к каждому полуварварству, когда-либо существовавшему на земле; а так как наиболее значительная часть человеческой культуры была до сих пор именно полуварварством, то «историческое чувство» означает почти то же, что чувство и инстинкт ко всему, то же, что вкус ко всему, – чем оно сразу и выказывает себя неаристократическим чувством. Мы, например, снова наслаждаемся Гомером: быть может, это наше счастливое преимущество, что мы умеем наслаждаться Гомером, которого не так-то легко могут и могли усвоить люди аристократической культуры (например, французы семнадцатого столетия, как Сент-Эвремон, упрекающий его за esprit vaste, и даже отзвук их –
    Вольтер), – наслаждаться которым они едва разрешали себе. Слишком определенные Да и Нет их вкуса, их легко возбуждаемое отвращение, медлительная сдержанность по отношению ко всему чужестранному, боязнь безвкусия, кроющегося даже в живом любопытстве, и вообще не- желание всякой аристократической и самодовольной культуры признать в себе новые вожделе- ния, неудовлетворенность собственным, удивление перед чужим – все это настраивает их недоб- рожелательно даже по отношению к самым лучшим вещам в мире, если они не составляют их собственности или не могут сделаться их добычей, – и никакое иное чувство не является менее понятным для таких людей, чем именно историческое чувство с его покорным плебейским лю- бопытством. Не иначе обстоит дело и с Шекспиром, с этим изумительным испанско- мавританско-саксонским синтезом вкуса, который уморил бы со смеху или разозлил бы древнего афинянина из поклонников Эсхила, – мы же, напротив, принимаем с тайным дружелюбием и сердечностью именно эту дикую пестроту, эту смесь самого нежного, самого грубого и самого искусственного, мы наслаждаемся ею как нарочито для нас сбереженными ухищрениями искус- ства, причем нас так же мало беспокоят зловония и близость английской черни, в соседстве с ко-

    Фридрих Ницше «По ту сторону добра и зла»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    66
    торой живут искусство и вкус Шекспира, как и на Chiaja в Неаполе, где мы проходим, очарован- ные, несмотря на всю вонь, которая несется из кварталов черни. Мы, люди «исторического чув- ства», имеем как таковые, бесспорно, и свои добродетели – мы непритязательны, бескорыстны, скромны, мужественны, полны самопреодоления, готовы на самопожертвование, очень благо- дарны, очень терпеливы, очень предупредительны, – при всем том, быть может, мы не обладаем большим вкусом. Сознаемся-ка себе наконец: ведь то, что нам, людям «исторического чувства», труднее всего постичь, почувствовать, попробовать на вкус, полюбить,то, к чему в сущности мы относимся с предубеждением и почти враждебно, есть именно совершенное и напоследок со- зревшее в каждой культуре и искусстве, истинно отборное в творениях и людях, их мгновение гладкого моря и халкионического самодовольства, то золотое и холодное, что свойственно всем законченным вещам. Быть может, наша великая добродетель исторического чувства является не- обходимым контрастом хорошему или, по крайней мере, наилучшему вкусу, и мы лишь в слабой степени, лишь с трудом и принуждением можем воспроизвести в себе те краткие мгновения высшего счастья и преображения человеческой жизни, сверкающие порою там и сям, те чудес- ные мгновения, когда великая сила добровольно останавливалась перед безмерным и безгранич- ным, – когда ощущался избыток тонкого наслаждения, порождаемого моментальным укрощени- ем и окаменением, остановкой и твердым стоянием на колеблющейся еще почве. Мера чужда нам, сознаемся в этом; нас щекочет именно бесконечное, безмерное. Подобно всаднику, мчаще- муся на фыркающем коне, мы бросаем поводья перед бесконечным, мы, современные люди, мы, полуварвары, – и там лишь находим наше блаженство, где нам грозит и наибольшая опасность.
    225
    И гедонизм, и пессимизм, и утилитаризм, и евдемонизм – все эти образы мыслей, опреде- ляющие ценность вещей по возбуждаемому ими наслаждению и страданию, т. е. по сопутству- ющим им состояниям и побочным явлениям, отличаются поверхностностью и наивностью, на которую каждый, кто чувствует в себе творческие силы и совесть художника, не может смотреть без насмешки, а также без сострадания. Сострадание к вам! это, конечно, не сострадание в том смысле, как вы понимаете его: это не сострадание к социальным «бедствиям», к «обществу» и его больным и обездоленным, порочным и изломанным от рождения, распростертым вокруг нас на земле; еще менее сострадание к ропщущим, угнетенным, мятежным рабам, которые стремятся к господству, называя его «свободой». Наше сострадание более высокое и более дальновидное: мы видим, как человек умаляется, как вы умаляете его! – и бывают минуты, когда мы с неопису- емой тревогой взираем именно на ваше сострадание, когда мы защищаемся от этого сострада- ния, – когда мы находим вашу серьезность опаснее всякого легкомыслия. Вы хотите, пожалуй, – и нет более безумного «пожалуй» – устранить страдание; а мы? – по-видимому, мы хотим, чтобы оно стало еще выше и еще хуже, чем когда-либо! Благоденствие, как вы его понимаете, – ведь это не цель, нам кажется, что это конец! Состояние, делающее человека тотчас же смешным и презренным, – заставляющее желать его гибели! Воспитание страдания, великого страдания, – разве вы не знаете, что только это воспитание возвышало до сих пор человека? То напряжение души в несчастье, которое прививает ей крепость, её содрогание при виде великой гибели, её изобретательность и храбрость в перенесении, претерпении, истолковании, использовании не- счастья, и всё, что даровало ей глубину, тайну, личину, ум, хитрость, величие, – разве не было даровано ей это под оболочкой страдания, под воспитанием великого страдания? В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть материал, обломок, глина, грязь, бессмысли- ца, хаос; но в человеке есть также и творец, ваятель, твёрдость молота, божественный зритель и седьмой день – понимаете ли вы это противоречие? И понимаете ли вы, что ваше сострадание относится к «твари в человеке», к тому, что должно быть сформовано, сломано, выковано, разо- рвано, обожжено, закалено, очищено, – к тому, что страдает по необходимости и должно стра- дать? А наше сострадание – разве вы не понимаете, к кому относится наше обратное сострада- ние, когда оно защищается от вашего сострадания как от самой худшей изнеженности и слабости? – Итак, сострадание против сострадания! – Но, скажем еще раз, есть более высокие

    Фридрих Ницше «По ту сторону добра и зла»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    67
    проблемы по сравнению со всеми проблемами наслаждения, страдания и сострадания; и каждая философия, которая занимается только этим, – наивность. -
    226
    Мы, имморалисты! – Этот мир, который близок нам, в котором нам суждено бояться и лю- бить, этот почти невидимый, неслышимый мир утонченного повелевания, утонченного повинов- ния, мир, где царствует «почти» во всех отношениях, крючковатый, коварный, колючий, нежный, – да, он хорошо защищен от грубых зрителей и фамильярного любопытства! Мы опле- тены крепкой сетью и кожухом обязанностей и не можем выбраться оттуда – в этом именно и мы, даже мы, суть «люди долга»! Порою, правда, мы танцуем в наших «цепях» и среди наших
    «мечей»; чаще же, и это тоже правда, мы скрежещем зубами под их тяжестью и мечемся нетер- пеливо в сознании таинственной суровости нашего жребия. Но мы можем делать что угодно: болваны и очевидность говорят против нас – «это люди без чувства долга», – болваны и очевид- ность всегда против нас!
    227
    Честность – допустим, что это наша добродетель, от которой мы не можем избавиться, мы, свободные умы, – так что же, будем работать над этой единственно оставшейся у нас добродете- лью со всей злобой и любовью, будем неустанно «совершенствоваться» в ней: пусть некогда блеск ее озарит, подобно позолоченной лазурной насмешливой вечерней заре, эту стареющую культуру с ее тупой и мрачной серьезностью! И если, однако, наша честность в один прекрасный день устанет и начнет вздыхать, и протянет члены, и найдет нас слишком суровыми, и захочет, чтобы ей сделалось лучше, легче, чтобы с ней обращались мягче, как с приятным пороком, – останемся все-таки суровыми, мы, последние стоики! и пошлем ей на помощь всю свойственную нам чертовщину – наше отвращение ко всему грубому и приблизительному, наше «nitimur in vetitum», наше мужество авантюристов, наше изощренное и избалованное любопытство, нашу тончайшую, переодетую до неузнаваемости духовную волю к власти и покорению мира, волю, которая алчно реет и носится над всеми царствами будущего, – придем на помощь нашему «Бо- гу» со всеми нашими «чертями»! Очень вероятно, что из-за этого нас не узнают и перепутают с другими, – но что в этом! О нас скажут: «их «честность» – это их чертовщина, и ничего более!» что в этом! И даже если бы это было справедливо! Разве не были до сих пор все боги такими ка- нонизированными, перекрещенными чертями?.. И что же знаем мы в конце концов о себе? И как называется тот дух, который ведет нас (все дело в названиях)? И сколько духов таим мы в себе?
    Позаботимся же о том, мы, свободные умы, чтобы наша честность не сделалась нашим тщесла- вием, нашим нарядом и роскошью, нашей границей, нашей глупостью! Каждая добродетель тя- готеет к глупости, каждая глупость – к добродетели; «глуп до святости», говорят в России, – по- заботимся же о том, чтобы не сделаться в конце концов от честности святыми и скучными! Разве жизнь не слишком коротка, чтобы скучать! Ведь нужно верить в вечную жизнь, чтобы…
    228
    Да простят мне открытие, что вся моральная философия была до сих пор скучна и относи- лась к числу снотворных средств – и что, на мой взгляд, «добродетели» больше всего вредила эта скучность ее ходатаев, чем, однако, я еще не хочу сказать, что не признаю общеполезности такого ее качества. Очень важно, чтобы о морали размышляло как можно меньше людей, – сле- довательно, чрезвычайно важно, чтобы мораль не сделалась когда-нибудь интересною! Но на сей счет можно не беспокоиться. И нынче дело обстоит все так же, как обстояло всегда: я не вижу в
    Европе никого, кто имел бы (или дал бы) понятие о том, что размышление о морали может быть опасным, рискованным, соблазнительным, – что в нем может заключаться нечто роковое. При- смотритесь, например, к неутомимым, неустранимым английским утилитаристам, как тяжело-

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21


    написать администратору сайта