Главная страница
Навигация по странице:

  • Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV

  • Фома Аквинский Фома Аквинский (1225-1274 г.)

  • ДУАЛИЗМ МЕТАФИЗИКИ ДЕКАРТА

  • УЧЕНИЕ СПИНОЗЫ О СУБСТАНЦИИ

  • Основу философской системы Спинозы составляет учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна, она есть причина самой себя ( causa

  • Мир состоит из мельчайших элементов, или монад

  • ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

  • Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

  • Выделяются три базовых закона диалектики

  • Гераклит о Первоначале мира. Диалектика Гераклита Выдающимся пре. Гераклит о Первоначале мира


    Скачать 200.11 Kb.
    НазваниеГераклит о Первоначале мира
    Дата08.05.2022
    Размер200.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГераклит о Первоначале мира. Диалектика Гераклита Выдающимся пре.docx
    ТипДокументы
    #517271
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Основатель кинизма – ученик Сократа Антисфен, а яркий представитель данного учения – Диоген Синопский. Киники считали своим учителем Сократа, но они не смогли продолжить его дело. В основе данной философии лежали спокойствие, самообладание и неприхотливость Сократа. Но вследствие нехватки интеллектуализма все сводилось к полной апатии, к безразличию, к особо тяжким требованиям аскезы. Латиняне называли киников циниками, в наше же время цинизмом считается весьма и весьма бедная, жалкая и вырожденная форма философствования.

    Школа эпикуреизма.Эпикур основал в Афинах в 306 г. до н.э. школу, где и преподавал свою философию наслаждения. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания. Говорит ли Эпикур о богах, о вселенной, о дружбе и т.д., он всегда подчеркивает необходимость научиться наслаждаться всем этим. Все основные философские понятия он рассматривает через призму духовного наслаждения. По своему содержанию эпикуреизм намного богаче кинизма. В этой школе очень четко разграничивают составные части философии:

    а) Физика (Все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий).

    б) Логика (Мир чувств признается главным содержанием познания. Чувства – подлинная реальность).

    в) Этика (И Бог, и люди состоят из атомов.

    Школа стоицизма.Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: "Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизенным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы."

    а) Физика (Признается всепроникновение и всеохватность космоса, единство Бога и природы).

    б) Логика (Центр познания находится в представлении, познание происходит с помощью чувств).

    в) Этика (Смысл мира познается в представлении, человек считается подверженным космосу. Процесс познания приводит к атараксии, к душевному спокойствию, к невозмутимости. Счастье достижимо только в случае следования космическим и божественным законам).

    Школа скептицизма

    Основатели скептицизма – Пиррон Элидский и Секст Эмпирин. Термин «скептицизм» происходит от греческого слова скепсис – рассмотрение, сомнение, воздержание. Скептики считают своей целью опровержение всех других философских направлений.

    а) Физика (Мир признается весьма относительным и непостоянным).

    б) Логика (Непостоянность мира приводит к отсутствию истины, к противоречию разума, к лживости чувств. Скептики утверждают, что познание носит вероятный характер).

    в) Этика (Также вследствие изменчивости мира не признается наличие ни добра, ни зла. Считается, что человек должен лишь сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание).

    В поздней эллинистической философии зародились идеи неоплатонизма. Основателем данного направления философии был Плотин. Он считал, что центр всего – это душа, существующая в теле. Ум воспринимается как обязательное условие для существования тела. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему космосу. Неоплатоники утверждали и доказывали истинность суждений о переселении душ, об их перевоплощении. Плотин создал концепцию определенной иерархии: Единое – Благо – Мировой Ум – Мировая душа – Материя. Переполняя само себя, Единое Благо постепенно проходит через все, вплоть до Материи. Если же Единого Блага нет, то, значит, нет и добра. Неоплатонизм является последним направлением эллинистической философии.

     

    Фома Аквинский

    Фома Аквинский (1225-1274 г.)Знания, по Аквинскому, обладают умностью, но ещё более необходимо человеку вера. Важнейшую часть философии Фомы Аквинского составляет егоучение о бытие, которое он развивал, опираясь прежде всего на Аристотеля, в частности, на его идеи о соотношении материи и формы. Вечным бытием обладает только всевышний, по Аквинскому. Он имел возможность создать любой мир, но сотворил тот в котором он живёт. Мир этот единственный и конечный в пространстве, обладает приходящим бытием и характеризуется материей и формой. Примером существования не материальных форм могут служить небесные существа – ангелы. В материальных вещах она выражает общее содержание (сущность) вещи, в то время как материя объясняет индивидуальность и конкретность её существования. В зависимости как форма реализуется в вещах, форма выделяетчетыре уровня ихбытия:1. Представлен неорганической, косной природой, где формавыражает «заставшую» сущность вещей; 2. Мир растений. Здесь форма выступает какконечная причина, задающая целесообразность, как бы формирующую тела изнутри;3. Здесь форма выступает как действующая причина, определяющая как цель, так идеятельное начало сущего – как устроены животные; 4. Форма представляет уже какдух или человеческая разумная душа.

     

    УЧЕНИЕ ДЕКАРТА О МЕТОДЕ

    "Диоптрика", "Метеоры" и "Геометрия" были изданы в 1637 году вместе с "Рассуждениями о методе" одной книгой. Эти произведения содержали ряд приложений философских принципов, выработанных Декартом, в учении о мире, но "Геометрия" подводила читателя ближе к истокам мысли философа, чем "Диоптрика" и "Метеоры". Однако этого Декарту казалось недостаточно, и тогда, он решил написать еще одну работу, которая могла бы пролить свет на философские основы его научных взглядов и методов. Ее полное название - "Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину в науках". Эта работа, написанная точным языком, изобилует замечаниями, в которых запечатлелся богатый жизненный опыт автора, знание общества, людей и их поведения. "Рассуждение" сжато и выразительно излагает историю научного развития философа, принципы и метод его учения.
    Эта работа состоит из шести частей. В первой окажутся различные соображения относительно наук; во второй — основные правила метода, найденного автором; в третьей — некоторые из правил морали, извлеченных автором из этого метода; в четвертой — доводы, с помощью коих он доказывает существование Бога и человеческой души, которые составляют основание его метафизики; в пятой можно будет найти последовательность вопросов физики, какие он рассмотрел, и, в частности, объяснение движения сердца и рассмотрение некоторых других трудных вопросов, относящихся к медицине, а также различие, существующее между нашей душой и душой животных; и в последней — указание на то, что, по мнению автора, необходимо для того, чтобы продвинуться в исследовании природы дальше, чем это удалось ему, а также объяснение соображений, побудивших его писать. Рассмотрим их по порядку.


     

    ДУАЛИЗМ МЕТАФИЗИКИ ДЕКАРТА

    Рене Декарт - французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Cредневековья.

    Материальная субстанция, главным атрибутом которой является протяжение, Декарт отождествляет с природой, а потому она подчиняется чисто механическим законам - механике. Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связывающее звено между ними бог, который вносит в природу движение и инвариантность законов.

    В основе мира две субстанции–духовная и материальная. На практике у Декарта три субстанции. Субстанция–причина самой себя и всего сущего. Субстанции были созданы богом. 3 субстанции: материя–делимая до бесконечности, дух–неделимая, Бог).

    Атрибут - неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют атрибуты. С помощью разума можно получить знание(сфера духовного), которое применимо в материальной сфере. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и материальную сферу с помощью бога. Это гарант синхронности субстанций.

     

    УЧЕНИЕ СПИНОЗЫ О СУБСТАНЦИИ

    Субстанцияу Спинозы, — то, что «существует само по себе и представляется само через себя» (Э:I, опр.). Субстанция (она же «природа», она же «бог») существует только одна, то есть она естьвсёсуществующее. Таким образом, Бог Спинозы не является личностным существом в традиционном религиозном понимании: «в природе Бога не имеют место ни ум, ни воля». Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция, по определению, неделима: делимость — лишь видимость конечных вещей. Любая «конечная» вещь (конкретный человек, цветок, камень) является частью этой субстанции, её модификацией, её модусом.

    Основу философской системы Спинозы составляет учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна, она есть причина самой себя (causa sui). Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая субстанция . Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного верховного существа. Такой подход называется пантеизмом.
    Субстанция обладает двумя главными атрибутами (свойствами): мышлением и протяжением (пространственностью), посредством которых человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов, присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме нее самой.
    От субстанции, представляющей собой необусловленное бытие, Спиноза отличает конечные вещи, для которых он использует понятие модуса. Конечные вещи, или модусы, отличаются от субстанции тем, что зависят от внешней причины. Они характеризуются не только своей конечностью, но и такими качествами, как изменение, движение. Между модусами существует взаимодействие. Единичные, конкретные вещи (модусы) - это природа сотворенная. Модусов существует бесконечное множество.


     

     

    МОНАДОЛОГИЯ ЛЕЙБНИЦА

    Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646- 1716) - чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания, но наибольшее значение имеют его труды по философии. Он развивал идеи, заложенные в платоновском наследии. Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера.

    Мир состоит из мельчайших элементов, илимонад(единое или единица с греч.), - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Следовательно, к понятию субстанции прибавляется понятие деятельной силы.

    Каждая дв. силы есть единица бытия или монада. Монада единица бытия, духовный атом. Лейбниц “изъял” из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его виновником и господином. Единство и согласованность монад есть результат Богом “предустановленной гармонии”. Так “низшим” монадам присущи лишь смутные представления (неорганический мир и растения); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека – ясного понимания, осмысления.

    Признавая с одной стороны, основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой- защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики. Монада – зеркало единой и бесконечной Вселенной. Т.о.все в мире живое и одушевленное.

    Монадология Лейбница обязана открытию микроскопа, которым он восхищался. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.

     

    ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

    Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э.
    Философия - "любовь к мудрости" (фило - "люблю", софия - "мудрость"). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия.
    Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.
    Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих взглядов на мир и место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.
    Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия. В центре внимания философии находятся 3 ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек.
    Философское мировоззрение характеризуют 2 основные черты: системность и теоретический характер системы философских взглядов.
    Вопрос соотношения материи и сознания - основной вопрос философии.
    Две стороны этого вопроса: 1. Что первично - материя или сознание? 2. Познаваем ли мир?
    Разное отношение к первой стороне этого вопроса делит философов на материалистов и идеалистов, ко второй стороне вопроса - на гностиков и агностиков (последние отрицают возможность познания действительности).
    Отношение человека к миру троякое: 1. позновательное, 2. практическое, 3. Ценностное. Каждое из этих отношений решают свой вопрос (И. Кант): 1. что я могу знать? 2. что я должен делать? 3. на что я могу надеяться. Ответ на эти вопросы - ответ на главный вопрос: что есть человек?
    Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.


     

    МЕТАФИЗИКА И ДИАЛЕКТИКА

    Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уточнение явлений природы и общества. Субъективная диалектика - это отражение объективной диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей. Диалектика как учение о развитии, рассматривает три круга проблем: 1)особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, 2)вопрос об источнике развития, 3)его формах. Еще древнегреческими философами высказывались гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира. Например, Гераклит говорил, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку. В середине века активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения в учениях Коперника, Бруно и Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом. Гораздо дальше своих предшественников пошел Гегель, который подытожил историю диалектики. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития имеет духовную природу. В истории развития философского метода, помимо диалектического, существует и другой - метафизический. Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным в своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям. С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое; для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении развитии; метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя к круговороту. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях; метафизика во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей, считая их внутренне не противоречивыми. Метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, т.к. был связан с начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Анализ требовал рассматривать вещи как законченные данные вне связи с другими. Диалектика же требует исследовать явление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий и взаимообусловленности.

     

    ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

    Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являютсязаконы диалектики.

    Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.)своей всеобщностью и универсальностью,поскольку они:

    охватывают все сферы окружающей действительности;

    раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

    Выделяютсятри базовых закона диалектики:

    единства и борьбы противоположностей (вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов);

    переход количества в качество (вскрывает механизм диалектическог
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта