УМК Новая история Европы и Америки1 ДО. Государственное учреждение высшего профессионального образования стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб биишевой
Скачать 4.37 Mb.
|
Банковская система - совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного пространства. Как правило, в рамках банковской системы существует структура центрального государственного банка и сеть коммерческих банковских организаций. Основу банковской деятельности составляет комплекс мероприятий по привлечению и размещению денежных средств, ценных бумаг, осуществлению расчетов. Различаются активные операции (размещение банками имеющихся финансовых ресурсов, т. е. предоставление кредита, покупка ценных бумаг), пассивные (консолидация финансовых ресурсов, деятельность по привлечению средств и их аккумулирование для дальнейшего использования), комиссионные (посреднические поручения). Банковский капитал - денежный капитал, привлеченный банком из разных источников, используемый для проведения банковских операций, образующий финансовые ресурсы банка. Бизнес - инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или наемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главной целью получение прибыли и развитие собственного дела. «Бритва Оккама» - принцип, согласно которому более простым теориям нужно отдавать предпочтение перед более сложными, если и те и другие в равной степени согласуются с опытными данными. Воспроизводство - воссоздание израсходованных факторов производства (природных ресурсов, рабочей силы, средств производства) посредством их последующего производства. Стадии производства, распределения, обмена и потребления образуют в совокупности единый воспроизводственный цикл движения экономического продукта. Как отдельная сфера воспроизводства общественного продукта выделяется воспроизводство капитала - постоянное возобновление капитала. По характеру экономических процессов различаются простое воспроизводство - воспроизводство в неизменных размерах и расширенное воспроизводство - воспроизводство во все увеличивающихся размерах. Гражданское общество - сообщество граждан, комплекс социальных, Экономических, политических, культурных отношений и институтов, опирающийся на развитую систему гражданского права и относительно автономная от государственной структура. Гражданское общество как система институтов служит для непосредственной саморегуляции социума, независимой от властной иерархии. Государственное устройство - понятие, дающее широкую характеристику государственного строя страны, системы государственного управления. Структура государственного устройства образуется политическим режимом, формой правления и формой территориально-политического устройства. Демократия - «народовластие», т.е. власть народа, властвование от лица народа или во имя народа. Исторически под демократией можно иметь в виду практически любые политические режимы, возникшие после слома традиционного (монархического) авторитаризме с его сакральным характером. Соответственно все иные режимы выступают как различные вариации власти второго возможного суверена - народа. Но суверенитет народа может быть истолкован совершенно по разному, может быть ограничено само понятие народ в соответствии с тем или иным критерием. Соответственно разнится и понятие «демократия». Исторически первой возникла либеральная модель демократии, которая опирается на признание главенства принципа свободы личности, уважения к правам человека, приоритета реальных интересов каждого человека. Народ признается источником власти, но при этом под народом понимается не столько все население страны, сколько корпус избирателей, т.е. активных граждан. Избирательный ценз, как и весь комплекс гражданства, обусловлен различными требованиями (образование - как способность решать проблемы политики, оседлость -как гарантия интегрированности в общество, материальный достаток -как реальный интерес), которые в совокупности определяют круг людей, способных эффективно решать общественные вопросы с точки зрения интересов всего народа, т.е. той самой свободной личности. Соответственно либеральная модель демократии предполагает гражданскую элитарность, связанную с защитой системы прав и свобод личности. Либерально-демократическое народовластие строится в соответствии с принципом партиципации, т.е. права граждан (народа) участвовать в решении государственных дел через избрание государственных органов либо через референдумы (которые впрочем организуются теми же народными избранниками). Для блокирования естественной элитарности этой системы служит политический режим с определенным набором механизмов и принципов (политический плюрализм и гласность, принцип разделения властей, соревновательность в политическом процессе, равные возможности для участия лиц и организованных групп в политическом процессе, самоуправление профессиональных, территориальных и иных коллективов). Также см. в последующих разделах тезауруса понятия авторитаризм и тоталитаризм. Динамика социальная - термин, характеризующий процесс качественного изменения общества, транссрормации его основных системных элементов. Впервые понятие «социальная динамика» было рассмотрено О. Контом в рамках теории общественного прогресса. Доминион - государство в составе британской колониальной империи, главой которого признается английский король, но при этом существует внутреннее политическое и административное самоуправление. Часть бывших колоний, вошедших в состав Британского Содружества, сохранили этот конституционный принцип и на современном этапе. Индустриализация - создание крупной, технически развитой промышленности, значительное увеличение доли промышленного производства в экономике. В качестве экономического процесса индустриализация является логическим продолжением промышленной революции. Одновременно индустриализация представляет собой комплексный процесс с кумулятивным социокультурным эффектом - именно в период индустриализации характер общественного развития окончательно приобретает техногенный характер, что непосредственно отражается на общественной психологии, социальной структуре, политико-правовой сфере и т.д. В этом отношении индустриализация завершает длительный процесс генезиса индустриального общества, а ее завершение открывает этап качественной трансформации самой индустриальной системы. Индустриальное общество - тип общества, для которого характерны развитая система разделения труда при сильной его специализации, массовое производство товаров на широкий рынок, машинизация и автоматизация производства и управления, научно-техническая революция, разветвленные системы средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и урбанизации, качественные сдвиги в структуре национального потребления. Индустриальное общество - это исторически первая общественная система, техногенная по своему характеру. В основе развития данного общества, равно как и в основе жизни его отдельных членов, лежат факторы, связанные с производством, экономической занятостью, технико-технологическими процессами. Связь эта во многих случаях опосредованна, но она проявляется с высокой степенью очевидности практически во всех сферах жизни общества. В частности, этапы качественных изменений в социальной структуре, государственно-правовом устройстве, политической идеологии, формах культурной жизни и досуга, поведенческих стереотипах и морально-этических нормах все в большей степени отражают эволюцию технико-технологической базы зрелого индустриального общества, структурные изменения в макроэкономическом механизме. Рубежами этих этапов с начала XIX в. выступают структурные экономические кризисы (теория -длинных волн» развития индустриального общества). Идентификация - процесс и результат эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом или идеалом. Отражая механизм упрощенного подражания внешним образцам поведения, идентификация одновременно представляет собой более широкое явление, связанное с целостным процессом социализации личности, приобретения и закрепления комплекса социально детерминированных и востребованных качеств, норм, мотивов, стереотипов, т. е. комплекса навыков, позволяющих вести себя адекватно общественным нормам и эффективно реализовывать социально значимые функции. Процесс социализации базируется прежде всего на внутренних, психологических механизмах самоидентификации - ассоциации собственного «я» с определенными социальными категориями, ценностями, стереотипами, образцами поведения и мышления, что и формирует социальные и этические координаты становления личности. Формирующаяся личность чрезвычайно уязвима для внушения иллюзорного чувства групповой или индивидуальной самодостаточности, поскольку наиболее легкий путь самоидентификации - это противопоставление образов «я» и «они», «мы» и «другие». Но действительно глубокое познание собственного «я» происходит не на противопоставлении «другим», а на утверждении себя среди «других» и наравне с ними, т. е. при позитивном восприятии окружающего социального пространства. Казус белли - формальный повод к объявлению войны и началу военных действий. Классы - социальные группы, образуемые в зависимости от отношения к формам собственности и места, занимаемого в системе общественного производства. В качестве социально-экономических категорий классы являются неотъемлемым компонентом любой общественной системы, будучи отражением доминирующих отношений собственности и иерархии статусов, возникающих в процессе воспроизводства. Однако только в индустриальном техногенном обществе классовые факторы социализации личности приобретают самодостаточность и становятся базовыми для образования реальной социальной структуры. В широком смысле понятие «классы» употребляется к разного рода относительно устойчивым социальным группам, имеющим общие интересы, ценности, формы самовоспроизводства. Кондоминиум - совместное осуществление на данной территории государственной власти двумя или более государствами. Консерватизм - идеологическая система, сформировавшаяся в конце XVIII - середине XIX в. в качестве доктрины, отражавшей негативную реакцию элитарных социальных групп феодального общества на политические, социальные, экономические аспекты процесса модернизации. В то же время консерватизм представлял собой нечто большее, нежели антиреволюционную политическую программу. Он превратился в целостную мировоззренческую систему, особый тип мышления, восприятия окружающего мира. Первоосновой консервативной идеологии можно считать традиционализм - специфическую сторону общественного сознания, связанную с естественным стремлением человека стабилизировать, сохранить, укрепить существующий социальный порядок как привычную среду обитания. Ценности традиционализма являлись важнейшей составной частью мировоззренческого комплекса доиндустриальных общественных систем, хотя в большей степени проявлялись как доминирующее умонастроение, определенный стиль поведения (так называемый «инстинктивный традиционализм»). С появлением либерализма и социализма - альтернативных мировоззренческих систем, отражающих духовную ориентацию индустриального общества, возникли и объективные предпосылки для формирования столь же целостной, рационально аргументируемой социальной доктрины, связанной с идеалами традиционализма -так называемого охранительного или традиционного консерватизма. Лейтмотивом этой концепции стал протест против безусловного прогрессизма, культа индивидуалистических и эгалитарных ценностей, морального релятивизма, материалистической, сугубо прагматичной ориентации политики. Консерватизм отвергал саму рационалистическую «количественную» форму мышления как основу человеческих представлений о мире и обществе. Механическому восприятию действительности, культу логики и рационализма, экономическому детерминизму консерватизм противопоставлял познание, основанное на целостном восприятии жизни, признание ценности интуитивного опыта человека. Консервативная идеология базировалась на особого рода социальном пессимизме - отказе видеть в человеческом разуме феномен, способный рационально осознать все стороны общественного бытия, познать смысл сущего, сознательно сконструировать и реализовать принципиально новый общественный механизм. По представлению консерваторов, развитие общества есть процесс естественный и стихийный, социальное творчество заключается не в радикальной ломке общественного порядка во имя рационально избираемых глобальных целей, а в решении ситуативных, текущих задач путем проб и ошибок, накопления позитивного опыта, поиска баланса между прагматичной политикой и базовыми традиционными ценностями. Либерализм-идеологическая система, сформировавшаяся в ХVIII-ХIХ вв. в качестве целостного духовного комплекса, интегрирующего экономические, социальные, политические, правовые, культурные аспекты модернизации в единую цивилизационную парадигму. Классический либерализм превратился в символ индустриального общества и систематизировал базовые ориентиры его поступательного развития. Основу либеральной социальной философии составило представление о самоценности автономной личности и, как следствие, о безусловном преобладании индивидуального начала в общественной жизни. Человек, являющийся с точки зрения либеральной доктрины полноценной личностью уже в силу своего рождения, обладает правом полностью распоряжаться собственной судьбой, самостоятельно избирать ориентиры жизнедеятельности, пути реализации своих желаний и стремлений. Свобода личности как выражение естественных индивидуальных прав и равенство людей в естественном праве каждого на свободу составили основу либерально-демократической ценностной системы. Категория свободы в классической либеральной традиции воспринималась сквозь призму проблемы освобождения личности в условиях распада феодального общества. Процесс первичной модернизации включал в себя помимо созидания нового общественного порядка и борьбу против устоев предыдущего. Тем самым сложились основы для формирования особого негативного понимания свободы как «свободы от» - от диктата общества, искусственных, навязанных извне ценностей, внешних ограничений. Либерализм трактовал свободу не в качестве средства обеспечения определенного социального устройства, а как самоцель. Образовалась устойчивая психологическая установка на неограниченность процесса преодоления состояния несвободы, абсолютизацию этой ценностной категории. Символом либеральной модели общественных отношений стал принцип «laisser-faire» («позволяйте делать») - представление о том, что социальное творчество освобожденного человека и естественный, нерегламентированный ход общественного развития могут наилучшим образом решить практически все проблемы, стоящие перед человечеством. Маргинальность - социально-психологическое состояние групп и отдельных людей, связанное с резким изменением внешних условий жизни и сложностью адаптации к ним. Маргинальность является своеобразной психологической «неприкаянностью», когда личность лишается прежних жизненных ориентиров, приобретая новую социальную среду, но не успевает приспособиться к ней, не имеет соответствующей этой среде внутренней мотивации, мировоззрения и мировосприятия. В отличие от люмпенизации и пауперизма, маргинальность не обязательно влечет обнищание, социальную деградацию личности, ее выпадение из социальной структуры общества. Маргинальной психологией могут обладать и представители весьма преуспевающих общественных групп, внутренне не приспособившиеся к своему положению и тяготящиеся им. Марксизм - система философских, экономических, социально-политических взглядов, впервые разработанных К. Марксом, отражающих классовую идеологическую доктрину пролетариата. Ключевые идейные положения классического марксизма - Марксов анализ экономической системы капитализма, основанный на понятиях прибавочной стоимости и обобществления производства, философская система исторического материализма, в том числе выводы об исторической роли пролетариата, стали основой для нового этапа международной интеграции социалистического рабочего движения во второй половине XIX в. Доминирующей в этот период оставалась и революционная ориентация марксистской социал-демократии. Однако, несмотря на пафос антагонистического классового противостояния, марксизм генетически был связан именно с той общественной системой, которую принципиально отрицал. Подобно либерализму, марксистская традиция опиралась на формирование определенной модели глобального переустройства мира, идею всеобщей социальной, духовной, мировоззренческой революции в сочетании с экономическим детерминизмом предстоящих изменений. Как и либерализм, классический марксизм отличался ощущением исторического оптимизма и порожденной им крайней безапелляционностью, бескомпромиссностью, жесткостью в решении вопроса о социальных издержках реализуемого проекта. Такой максимализм обосновывался ссылками на объективность, научность предлагаемых теорий, их универсальный характер, соответствие естественному порядку вещей, природе человеческой личности. В обоих случаях отстаивалась идея демократии как справедливого общественного устройства, связанного с освобождением человека. Свобода трактовалась как безусловное общее благо, а освобождение - как основной ориентир общественного прогресса. Демократия же рассматривалась как политический и правовой строй, призванный гарантировать защищенность и дееспособность основного субъекта свободы - личности для либерализма и общества в целом (точнее класса, способного обеспечить такого рода свободу) для марксизма. Все эти схожие черты классических вариантов либеральной и марксистской идеологии являлись результатом общности их происхождения - обе идеологические концепции отражали специфику процесса становления индустриальной цивилизации. Меморандум - дипломатический документ, детально изучающий существо вопросов, является предметом дипломатической переписки. Модернизация - собирательный термин, характеризующий различные аспекты перехода от традиционного к индустриальному обществу, а также поступательную эволюцию форм самого индустриального общества. Процесс модернизации носил комплексный характер и включал формирование капиталистической системы общественного производства, основанной на индустриальной технологии и частном предпринимательстве, расширенном производстве и переходе от вещного богатства к капиталу, распространение адекватных форм производственного и личного потребления, доминирование классовой формы социальной стратификации, образование либерально-демократической государственно-правовой системы, в том числе широкого партийного спектра и электоральной модели массового политического поведения, рост урбанизации и создание духовной среды, основанной на дифференциации и индивидуализации ценностных ориентации, секуляризации и рационализации общественного сознания, переход от мировоззренческого знания к науке, от ценностной рациональности к утилитарной «целерациональности». Различаются отдельные формы модернизации: органическая модернизация (является результатом эволюционного развития общества, сбалансированного изменения всех сфер общественного сознания и бытия; вектор такой трансформации идет «снизу», процесс носит естественный, объективный характер); неорганическая модернизация (основана на модели «догоняющего развития», осуществляется «сверху», главным образом за счет целенаправленных реформ, ускоренного развития отдельных сфер индустриального производства, переноса отдельных элементов либеральной государственно-правовой системы; процесс носит несбалансированный, во многом искусственный характер, сопровождается обострением противоречий между привнесенными и традиционными формами общественных отношений, локализуется в нескольких очагах и не приводит к формированию целостной общественной модели); первичная модернизация (модернизация в странах «старого капитализма», охватившая период от эпохи Реформации до промышленной революции и характеризующаяся преемственностью в развитии общественных форм, их сбалансированностью, органичностью); вторичная модернизация (спровоцированная «внешним вызовом» модернизация в странах «молодого капитализма», начавшаяся на рубеже ХIХ-ХХ вв. и носившая неорганический характер). |