Главная страница
Навигация по странице:

  • Банкротство

  • Временная стабилизация капитализма

  • Демаркация

  • Закон спроса и предложения

  • Идеологии «третьего пути»

  • Иностранный капитал

  • Клиенелистские отношения

  • Компрадорская буржуазия

  • УМК Новая история Европы и Америки1 ДО. Государственное учреждение высшего профессионального образования стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб биишевой


    Скачать 4.37 Mb.
    НазваниеГосударственное учреждение высшего профессионального образования стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб биишевой
    АнкорУМК Новая история Европы и Америки1 ДО.doc
    Дата29.03.2017
    Размер4.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУМК Новая история Европы и Америки1 ДО.doc
    ТипДокументы
    #4333
    страница54 из 56
    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   56

    Акционерное общество - хозяйственное общество, уставной капитал которого разделен на определенное количество акций. Акционер -владелец акции, лицо, обладающее акцией и пользующееся всеми вытекающими отсюда правами, Акционеры отвечают по обязатель­ствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью об­щества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Орган уп­равления акционерным обществом - совет директоров, избираемый общим собранием. Закрытое акционерное общество распространяет свои акции в форме закрытой подписки по решению учредителей. От­крытое акционерное общество распространяет свои акции посредством открытой продажи.

    Американоцентризм - одна из разновидностей европоцентризма, рас­сматривающая Америку как цитадель новой культуры. Идеологами Нового света Америка рассматривается как бастион гражданских и религиозных свобод. В рамках американоцентризма Европа и другие части мира представляются плацдармом для укоренения американской культуры.

    Анархо-синдикализм - специфическая разновидность корпоративной идеологии. Ведущим идеологом анархо-синдикализма был Жорж Сорель (1847-1922). Он продолжил разработку синдикалистской теории профсоюзного движения, сторонники которой считали синдикаты -профессиональные объединения - основой социальной, политической и духовной жизни общества. Синдикализм рассматривал консолида­цию профессиональных групп и первенство их интересов как основ­ное средство ликвидации эксплуататорской экономической системы и трансформации государственно-политического организма на солидаристских принципах. Тем самым, он чрезвычайно близко подходил к логике корпоративных идеологий, но опирался именно на рабочее дви­жение. Сорель внес в синдикалистскую идеологию два важных тези­са, точно отразивших специфику политической стилистики многих кор­поративных движений первой половины XX в. Он сформулировал так называемую «теорию политического мифа», согласно которой в со­временной общественной жизни не сокращается, а, напротив, возрас­тает значимость иррациональных факторов. Сорель считал, что лю­бые идеологические доктрины все в большей степени оказываются представлены не рациональными теориями, а системой политической мифологии, обращенной к чувству, эмоциям человека. Их эффектив­ность зависит не от доказательности и аргументированности, а от спо­собности увлечь массу, ослепить ее яркими идеями, чувственно вос­принимаемыми образами. При определении методов деятельности синдикалистского движения Сорель, соответственно, предлагал ори­ентироваться на «теорию прямого политического действия». Наибо­лее важными признавались политические акции, не обремененные рациональными целями, не направленные на конкретные, утилитар­ные результаты, а выполняющие именно моральную, нравственную функцию, важные для создания в обществе особой моральной атмосферы, для духовной консолидации движения. Эти идеи Сореля, пред­ставленные в книге «Размышления о насилии» (1908), получили осо­бенно большую поддержку среди самых разнообразных оппозицион­ных движений послевоенного времени.

    Антисемитизм - одна из форм национальной нетерпимости, выражаю­щаяся во враждебном отношении к евреям. Антисемитизм сформиро­вался исторически на базе религиозной мотивации, в качестве реак­ции на конфессиональные особенности иудаизма. На рубеже ХIХ-ХХ вв. антисемитизм превратился в достаточно мощную политическую силу, окончательно утратив религиозную основу и отражая чисто экономи­ческие и социальные аспекты «антимодернизационного бунта». Осо­бенно характерен в этом отношении был немецкий антисемитизм. В публицистических работах его классиков - Е. Дюринга, О. Глагау. В. Марра, антисемитская пропаганда тесно увязывалась с идеями на­родной общности, национального социализма.

    Банкротство - долговая несостоятельность, отказ предпринимателя пла­тить по своим долговым обязательствам.

    Биржевая паника - наиболее острый период биржевого кризиса, харак­теризующийся резким падением курса акций.

    Биржевая спекуляция - получение посредством сделок на фондовой бирже спекулятивной прибыли за счет разницы между курсами цен­ных бумаг в момент заключения и исполнения сделки.

    Временная стабилизация капитализма - понятие, первоначально свя­занное с концепцией мировой пролетарской революции, разрабаты­вавшейся в рамках коммунистического движения - как «временная стабилизация мирового капитализма после революционного подъема послевоенных лет и перед новым этапом активизации революционно­го движения пролетариата», в дальнейшем соотносилось с динамикой циклов развития капиталистического производства в межвоенный пе­риод. Основной причиной стабилизации 20-х гг. была деформация циклического развития, вызванная первой мировой войной, - образо­вание широкого отлаженного потребительского и производственного спроса, восстановление инвестиционной мощи монополий в период войны. Вместе с тем, эффективность капиталистического производ­ства существенно возросла в этот период и в связи с широким внедре­нием так называемой фордовско-тейлоровской системы организации труда.

    Вывоз капитала - экспорт капитала в другие страны государством, пред­приятиями, фирмами, частными лицами с целью наиболее выгодного его размещения, использования.

    Грюндерство - массовое неупорядоченное учредительство акционерных обществ, банков, страховых компаний, сопровождаемое обширной эмиссией ценных бумаг, биржевыми спекуляциями, созданием времен­ных фиктивных фирм, мошенничеством.

    Демаркация - установление государственной границы на местности.

    Депрессия - застой в экономике, характеризуемый отсутствием подъе­ма производства и деловой активности, низким спросом на товары и услуги, безработицей. Обычно депрессия возникает после и в резуль­тате экономического кризиса. Депрессия после кризиса свидетельству­ет, что экономический кризис перешел в завершающую фазу и следу­ет ожидать оживления, а затем и подъема экономики.

    «Закат Европы» - духовный кризис индустриальной общественной сис­темы, основанной на принципе самодостаточности индивидуума. Вос­торжествовавшая в эпоху империализма «свобода от» подвергла раз­рушению не только религиозные, сословные «оковы» личности, но и саму духовную и социальную преемственность человеческой жизни. Идея безусловного прогресса - идол индустриальной системы - ока­залась ловушкой. Слепая вера в будущее превращала реальность во временное, условное состояние, а прошлое - в темный временной про­вал, лишенный какого-либо самостоятельного значения. Отказавшись же от себя вчерашнего, человек лишался и пространства для осмыс­ления всей жизни в целом, смысла своего существования. Вся система общественных оценок, мировоззренческих стимулов, моральных устоев оказывалась под сомнением. Индивидуалистическая соци­альная философия, прагматизм и деловитость, возведенные в ранг общечеловеческих ценностей, деформировали сам психологический строй личности. Ключевыми ориентирами жизнедеятельности стано­вились независимость, эффективность, благосостояние. Развитие лич­ности как духовного феномена приносилось в жертву дееспособности человека в качестве производителя материальных благ. В итоге, раз­рушив традиционное общество, новая цивилизация не столько обосо­била индивидуума, сколько поместила его в систему обезличенных, но чрезвычайно жестких связей. Ее основу составила индустриальная машина, превращающая человека в своего рода механизм с опреде­ленными производственными и потребительскими функциями. Внеш­не спонтанная, хаотичная рыночная стихия складывалась в монолит­ный, нависающий над человеком молох, регламентирующий стандар­ты поведения, стиль межличностного общения, образ мышления. Общество, провозгласившее приоритетной ценностью интересы лич­ности, пришло в своем развитии к отрицанию ее самобытности, к «де­персонализации» личности. «Человек достиг возможности физического полета при полнейшей духовной привязанности к земле» (А. М. Ла­дыженский}. В философской мысли начала XX в. эта ситуация получи­ла название «кризис европейского пессимизма», «закат Европы» -нарастающее разочарование в самих духовных основах индустриального общества, осознание ограниченности идеалов нового времени.

    Закон спроса и предложения - закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению спроса на товар и увеличению объема пред­ложения этого товара при прочих равных условиях.

    Идеологии «третьего пути» - идеологические доктрины, связанные с преодолением модернизационного дуализма общественного развития, отказом от балансирования между традицией и «вызовом Запада», принципиальным неприятием как охранительного консерватизма, так и прогрессизма (классического либерального или марксистского). Сам тезис о «третьем пути» общественного развития по своему происхож­дению был связан с моделью партийно-политического спектра, сло­жившейся в XIX в. и основанной на противостоянии -правой» (охрани-, тельной) и «левой» (прогрессистской) идеологии. «Третья идеология» формировалась «по ту сторону левого и правового» (С. Франк) и по своему духу противостояла радикальным вариантам консервативного традиционализма и либерально-марксистского прогрессизма не в ка­честве умеренной, центристской линии, а как принципиально новая политическая философия, особым образом преломляющая отличитель­ные черты классических концепций. Как и консерватизм начала XX в., это направление ориентировалось на "реальную», «конкретную» по­литику в противовес «формальной логике» классовых идеологичес­ких концепций. Но. подобно своим оппонентам из либерального и мар­ксистского лагеря, его сторонники делали ставку на глобальные изменения, а не частичные реформы, создание принципиально новой социальной системы. В центре поиска «третьего пути» оказались обыч­ные для консерватизма ценности социальной солидарности, представ­ление об обществе как едином взаимосвязанном организме. Но орга­ническая концепция была дополнена некоторыми базовыми категори­ями прогрессистской идеологии, в том числе понятием свободы как ценностной ориентации общественного развития. Вот только понятие свободы в данном случае было уже совершенно иным - как свободы «качественной» (К. Манхейм), связанной с преодолением любых форм отчуждения человека. Основным источником отчуждения называлась формализация социальных отношений в современном обществе, свя­занная с нарастанием эгалитарных тенденций. Причем подразумева­лись не только леворадикальные варианты уравнительной идеологии, но и сам классовый подход, превращавший человека в безликую фи­гуру, чей общественный статус определяется стандартным набором социально-экономических характеристик. Отвергалась и формализа­ция человеческих отношений, связанная с либеральной трактовкой индивида как носителя неких универсальных естественных прав, вне-личностных по своему характеру. Идеалом идеологии «третьего пути» являлась свобода «конкретной личности», гарантированная «подлин­ными субъектами» социальных отношений - коллективами, сообще­ствами, социальными группами, семьей, религиозной общиной и т.п., т. е. корпоративная свобода, а не индивидуальная или классовая (кор­порация как реальный социальный организм, сформированный общ­ностью целей, интересов, качеств конкретной группы людей). Предпо­лагалось, что корпоративная свобода отдельного человека не проти­востоит интересам всего общества, а дополняет и расширяет их. Корпоративизм представлял собой как новый политический проект, так и особую форму социальной философии, связанную с отказом от рационального способа познания мира. Свойственное для этой идео­логии преобладание априорных ценностей и интуитивного познания отражало принципиальное признание иррационализма действитель­ности, исключительной значимости нематериальных факторов обще­ственной и индивидуальной жизни. Сама личность рассматривалась в этой связи как феномен духовный, а не материально детерминиро­ванный. При этом присущее консерватизму упование на стихийность и естественность развития общества сменилось стремлением к ради­кальным и целенаправленным преобразованиям. Основой их должно было стать не экономическое и политическое, а духовное строитель­ство, совершенствование самого человека, социальное творчество, по­рожденное интуитивным стремлением к естественным формам чело­веческих отношений. Первоначально корпоративные движения ориен­тировались прежде всего на внутреннюю духовную консолидацию, распространение своих идей, а не вступление в непосредственную борьбу за власть. Концептуальные особенности корпоративной идео­логии предопределили скептическое отношение ее сторонников к фор­мированию жесткой рациональной доктрины. Речь шла скорее о вы­работке базовых идеологических принципов, отражающих общую духовную ориентацию движений. Результатом явилось формирование сразу нескольких самобытных направлений, имеющих сходные соци­альные истоки, общую функциональную направленность, но совершен­но разные отправные идеи. Крупнейшими из них стали социально-хри­стианская доктрина, солидаризм, фелькишское течение, анархо-син­дикализм и раннее фашистское движение.

    Иностранный капитал - инвестиции, капиталовложения других стран в экономику данной страны, осуществляемые в самых различных фор­мах.

    Империализм - период в истории индустриального общества (70-х гг. XIX - 20-х гг. XX в.), непосредственно связанный с существованием особой макроэкономической модели монополистического капитализ­ма. В качестве особого этапа цивилизационного развития индустри­альной цивилизационной системы эпоха империализма стала перио­дом наиболее полной и последовательной реализации базовых принципов модернизационной парадигмы, торжества идеалов раскре­пощенной, независимой личности, обладающей правом на свобод­ное творчество, наиболее полного распространения принципа «сво­боды от» («laisser-faire») на все стороны общественных отношений, тотальной экспансии этих принципов. Именно эпоха империализма при этом окончательно разрушила великую мечту нового времени -мечту о гуманности человеческой природы, всесилии Разума, готов­ности человечества к духовному и социальному совершенствованию. Нарастание противоречий в экономической, правовой, политической, культурной сферах имело единые истоки - кризис общественной си­стемы, основанной на принципе самодостаточности индивидуума. Запад стоял на пороге сложной цивилизационной трансформации. Суть ее объективно заключалась в «социализации» общественного устройства, отказе от крайностей индустриального техницизма, воз­рождении духовной природы личности, укреплении ее социальных связей.

    Интервенция - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Интервенция мо­жет быть военной, экономической, дипломатической, идеологической. Все виды интервенции запрещены международным правом.

    Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленное повышением их качества. Инфля­ция вызывается переполнением рынка денежной массой при отсутствии увеличения количества товаров. Различают различные формы инф­ляции: административная инфляция - инфляция, порождаемая ад­министративно управляемыми ценами; галопирующая инфляция -инфляция в виде скачкообразного роста цен; гиперинфляция - инф­ляция с очень высоким темпом роста цен; импортируемая инфляция -инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным поступлением в страну иностранной валюты и повыше­нием импортных цен; кредитная инфляция - инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией; непредвиденная инфляция уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный пе­риод; открытая инфляция - инфляция за счет роста цен потребитель­ских товаров и производственных ресурсов, подавленная (скрытая) инфляция, возникающая вследствие товарного дефицита, сопровож­дающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне. В этой ситуации происходит «вымывание» товаров на открытых рынках и переток их на теневые рынки, где цены растут; ползучая инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном рос­те цен; инфляция спроса, проявляющаяся в повышении спроса над предложением, что ведет к росту цен,

    Квалификация - профессиональная зрелость работников, их подготов­ленность к качественному выполнению конкретных видов работ, оп­ределяемая наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта.

    Клерикализм - идеологическая доктрина, предусматривающая приори­тет церкви и духовенства в общественной жизни. Классический кле­рикализм являлся консервативной охранительной идеологией. На про­тяжении XIX в. его влияние ослабевает, а на смену жесткому клерика­лизму приходит политический католицизм - движение за широкую общественно-политическую эмансипацию католиков в условиях демок­ратической государственности. Современные формы клерикализма по своему происхождению связаны с формированием на рубеже XIX-XX вв. обновленной солидаристской социальной доктрины христиан­ской церкви и попытками рассмотрения этой доктрины в качестве един­ственной эффективной альтернативы решения конфликтных проблем индустриального общества. В частности, клерикализм тесно связан с воинствующим антикоммунизмом.

    Клиенелистские отношения - особая форма отношений, например между главарем клана или мафии и их членами, руководителем группы или партии и их членами, предпринимателя и его наемных рабочих и т.д., построенные на принципах взаимности, когда подчиненные готовы безоговорочно поддерживать своих начальников за предоставляемые им материальные или иные блага или поощрения.

    Коммюнике - официальное правительственное сообщение о междуна­родных переговорах и соглашениях, о важных событиях внутренней жизни страны, военных действиях и т. д.

    Компрадорская буржуазия - буржуазия экономически отсталых стран, осуществляющая посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком.

    Концентрация производства - сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на весьма крупных предпри­ятиях, в пределах небольшого региона. Тенденция концентрации произ­водства была очевидной на протяжении всего XIX в. Сама рыночная система создавала предпосылки для увеличения размера предприятий как важного фактора их конкурентоспособности. Долгое время сохра­нялась достаточно узкая отраслевая структура, обусловленная медлен­ным (по сравнению с последующим периодом) ростом платежеспособного спроса и небольшими темпами накопления капитала. В результате реинвестирование сосредоточивалось преимущественно в уже сложив­шихся отраслях, в рамках уже действующих производственных единиц. Укрупнению предприятий способствовал растущий отрыв ведущих стран Запада в процессе модернизации промышленности, их господство на мировом рынке - мелкие предприятия имели меньше шансов самосто­ятельно действовать на внешних рынках сбыта. Однако все эти факто­ры способствовали главным образом экстенсивному росту производ­ства. Технологическая революция конца XIX в. и формирование принци­пиально новой энергетической базы производства привели не только к следующему витку в процессе концентрации, но и существенно изме­нили всю техническую базу производства. Тем самым были созданы предпосылки и для глубоких организационных преобразований.
    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   56


    написать администратору сайта