Главная страница
Навигация по странице:

  • Правовая семья

  • Ратификация

  • Страты

  • Циклы и кризисы капиталистического производства

  • «Закат Европы»: кризис индустриального общества в эпоху империализма (конец XIX в. – первая треть XX в.). Аграризм

  • УМК Новая история Европы и Америки1 ДО. Государственное учреждение высшего профессионального образования стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб биишевой


    Скачать 4.37 Mb.
    НазваниеГосударственное учреждение высшего профессионального образования стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб биишевой
    АнкорУМК Новая история Европы и Америки1 ДО.doc
    Дата29.03.2017
    Размер4.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУМК Новая история Европы и Америки1 ДО.doc
    ТипДокументы
    #4333
    страница53 из 56
    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   56

    Омбудсмен - уполномоченный по правам человека в англосаксонских странах (странах так называемой системы общего права).

    Парламентаризм - политическая система, при которой парламенту, со­гласно конституции, принадлежит руководящая роль в системе госу­дарственных органов. Парламентская система опирается на принци­пы представительной демократии.

    Плебисцит - опрос населения, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории. Формально процедура проведения ничем не отличается от референдума. Во Франции - синоним последнего.

    Правовая семья - исторически возникшая система правовых норм, обы­чаев, практики, обладающая особой спецификой и преемственнос­тью в развитии. Различаются: континентальная (романо-германская) правовая семья (особенности - деление права на частное и публичное, строгая отраслевая классификация при приоритетном зна­чении конституционных, административных, гражданских, уголовных норм, систематизация и классификация законодательства, норматив­ная упорядоченность и структурирование источников, общие теоре­тические концепции, в том числе признание доктрины правового го­сударства, закрепление принципа разделения властей, обеспечение системы конституционного контроля, регулирование административ­ной юстиции, гарантии развития многопартийной системы, обеспе­чения местного самоуправления), англосаксонская правовая семья, или система общего права (развитие, связанное не с университет­ской практикой теоретических обобщений, а с деятельностью юри­стов-практиков, преобладание судебного прецедента как источника права, сохранение в качестве источника права обычая, отсутствие строгой отраслевой классификации и четкого деления права на час­тное и публичное, безусловный приоритет процедурного права над материальным, специфика терминологии), правовые семьи рели­гиозно-нравственной ориентации (исламское право, основанное на сакральных источниках - Коране и суннах, с минимальным струк­турированием правовых предписаний, их немодернизированным ха­рактером, большой ролью практиков-юристов; дальневосточная пра­вовая семья, основанная на конфуцианской традиции с ее нравствен­ными императивами и культом государства, африканская семья с преобладанием обычного права и пережитками родоплеменного, при­оритетом моральных, а не юридических прав), североевропейская и восточноевропейская правовые семьи (основанные на синтезе систем общего и континентального права), латиноамериканская правовая семья (основанная на синтезе континентального права с традициями обычного права).

    Правовое государство - государственная система, характеризующаяся господством права над прямым политическим действием (в конститу­циях, как правило, не содержится формулировки «правовое государ­ство», но признается приоритет прав человека, высшей юридической силы основного закона - конституции, верховенства закона в обще­ственной и политической жизни, равной ответственности перед зако­ном и т.д.).

    Прибавочный продукт - термин марксистской политической экономии, означающий часть чистого продукта, созданного в процессе производ­ства сверх необходимого продукта. Стоимость прибавочного продук­та получила название прибавочной стоимости.

    Ратификация - утверждение верховным органом государственной влас­ти данной страны международного договора, заключенного ее пред­ставителем.

    Система - упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных меж­ду собой и образующих целостное единство с общими закономернос­тями развития. По сложности системы делятся на простые, большие и иерархичные, по динамике - на динамичные и статичные, по характе­ру процессов - на детерминированные и стохастические, по взаимо­действию с внешней средой - на открытые и закрытые. Общество -особая система, обладающая специфическими институтами для са­мосохранения и самовоспроизводства в качестве взаимосвязанного социального пространства.

    Социальное движение - массовые действия представителей одной боль­шой социальной группы или нескольких, направленные на обеспече­ние групповых или общественных интересов, потребностей.

    Стратификация - дифференциация социального пространства общества, ранжирование социальных статусов и ролевых комплексов, обособле­ние социальных групп (страт) в соответствии с имущественными, эт­ническими, религиозными, возрастными, психологическими и иными факторами, образование на этой основе иерархичной социальной структуры общества. Исторически первой формой стратификации, в рамках традиционного общества, стало обособление сословных и ка­стовых социальных групп, представляющих собой закрытые сообще­ства, принадлежность к которым определялась по рождению. В осно­ве сословно-кастовой стратификации лежали первые формы обще­ственного разделения труда в сфере властных отношений -обособление функций руководства, защиты, духовного воспроизвод­ства. Тем самым формировалась корпоративная система стратифи­кации («корпо» - тело), органическая по своему характеру. Основой формирования социальной структуры техногенного индустриального общества являлась классовая система стратификации, основанная на отношении отдельных социальных групп к средствам производства и их роли в общественном воспроизводстве. Классовый принцип при­обрел со временем самодовлеющее значение и превратил социальную структуру общества, связанную с ней систему социальной мотивации и морально-этических категорий, в достаточно точный аналог индустриальной экономической иерархии. По мере трансформации индуст­риального общества в постиндустриальное образовывалась новая форма стратификации - статусная. Базовыми ее критериями стали модели потребления, образ жизни, образование, профессиональная специализация, конфессиональная и этническая принадлежность и т.п., разноплановые факторы, превращающие процесс социализации лич­ности в децентрализованный, многомерный. В результате статусной стратификации образуется многомерная социальная структура, в зна­чительной степени преодолевающая жесткое противостояние двух основных классов индустриального общества - буржуазии и пролета­риата.

    Страты - социальные группы, образующиеся в зависимости от критери­ев социализации личности, доминирующих факторов самоидентифи­кации.

    Унитаризм - государственное устройство, характеризующееся центра­лизованным руководством административно-территориальными еди­ницами и отсутствием самостоятельных государственных образова­ний.

    Федерализм - государственное устройство, характеризующееся нали­чием субъектов, обладающих государственно-политической автономи­ей. Отношение и разграничение функций между центром (федераци­ей) и субъектами федерации строятся на конституционной основе при соблюдении суверенитета субъектов. Природа суверенитета субъек­тов федерации - спорная проблема и решается в зависимости от мест­ной специфики. В целом в правовой доктрине современных государств считается, что субъекты не обладают государственным суверенитетом, в том числе не предоставляется реального права на выход из состава государства - сецессию (в конституционной практике XX в, исключе­ние составляла конституция СССР).

    Циклы и кризисы капиталистического производства - капиталисти­ческая экономика имеет циклический характер развития, порожден­ный действием стихийных рыночных факторов. Выделяется три ос­новные разновидности циклов капиталистического производства: крат­косрочные циклы («циклы Китчина», 3-3,5 года) - колебания производства и сбыта, вызванные временным несоответствием спро­са и предложения, спад производства восстанавливается изменением экономической конъюнктуры; среднесрочные циклы («циклы Жуглара», 7-10 лет) - сочетание фаз роста производства, кризиса перепро­изводства (или циклического кризиса, связанного с относительным насыщением потребительского рынка и падением покупательного спро­са, как следствие - сокращением производства), депрессии (с мини­мальной деловой активностью), оживления (с «ценовым выходом» из кризиса - понижением цен на продукцию наиболее сильными в фи­нансовом отношении производителями, а также использованием ими технических и технологических нововведений, разорение более сла­бых конкурентов позволяет компенсировать в будущем понесенные потери), нового роста производства; долгосрочные циклы («волны Кондратьева», около 50 лет)-длительные периоды развития всей экономической системы, завершающиеся структурным кризисом - кризисом перенакопления капитала (когда новые инвестиции перестают обеспечивать постоянный рост прибылей), в этом случае для выхода из кризиса недостаточно снижения цены или отдельных технических изменений, требуется перестройка всей структуры экономической системы. Примерами таких структурных изменений являются переход от мануфактуры к фабрике, формирование акционерного капитала, об­разование монополий, создание системы ГМК, ввод неконсервативной экономической модели.
    «Закат Европы»: кризис индустриального общества в эпоху империализма (конец XIX в. – первая треть XX в.).
    Аграризм - идеология популистского толка в «периферийных» странах и регионах Юго-Восточной Европы, генезис которой был связан с осо­бенностями политической культуры, конфессиональной спецификой, социальной структурой населения с преобладанием крестьянских сло­ев. Ключевое для популизма понятие «народ» органично соединялось в ней с идеализированным образом крестьянства. Аграризм базиро­вался на признании уникальности социальных, экономических, духов­ных качеств крестьянина, ключевой роли крестьянства в сохранении этнического ядра и государственного суверенитета нации. С точки зре­ния аграриев именно крестьянское хозяйство, основанное на соедине­нии института частной собственности и "трудового начала», представ­ляет собой идеал социально-экономической организации общества, а крестьянство выступает в роли гаранта социального мира, слоя, спо­собного преодолеть классовое противостояние буржуазии и пролета­риата. Аграризм вошел в идейный арсенал крестьянских партий и дви­жений восточноевропейских стран («Странництво людове» в Польше, Болгарский земледельческий народный союз, Партия мелких сельс­ких хозяев в Венгрии, Хорватская народная крестьянская партия). Даль­нейшая идеологическая эволюция аграризма шла в двух направлени­ях - сближение с буржуазно-реформистскими партиями и перенос ак­цента в программных установках на идеи антимонополистической политики, укрепления парламентской демократии и проведения уме­ренной аграрной реформы или развитие идей «аграрной демократии» как «особого пути» развития своих стран.

    Австромарксизм - идеология центристской ориентации, возникшая в пе­риод раскола международного рабочего движения в конце XIX - нача­ле XX в. Центристы критиковали идеологический экстремизм больше­виков и реальный опыт осуществления диктатуры пролетариата в Со­ветской России, но не принимали и стремление последователей Бернштейна отказаться от самой идеи диктатуры пролетариата и ре­волюционного пути преобразования общества. Основную роль в раз­работке идеологической платформы центризма сыграли лидеры авст­рийской социал-демократии - Макс Бауэр, Карл Реннер, Фридрих и Макс Адлеры. В их теоретических построениях пролетарская револю­ция представлялась как достаточно долгий процесс, состоящий из трех фаз - политической, национальной и социальной революций. Политическая революция должна была уничтожить старые государственно-
    правовые формы, связанные с дискриминацией отдельных классов, социальных, этнических, конфессиональных групп, и создать демок­ратический парламентский государственный строй. од национальной революцией австромарксисты подразумевали не решение собственно национального вопроса, а формирование новой государственности в пределах экономически эффективного региона. Если две первые фазы должны были решить общенациональные задачи, то социальная рево­люция носила уже классовый, пролетарский характер. Идеологи авст ромарксизма отвергали революционный опыт большевиков и рассмат­ривали социальную революцию как длительную цепь социально-поли­тических и экономических реформ. Приход к власти пролетарской партии должен был совершиться не в ходе политического путча, а пу­тем победы на демократических выборах. Правящая пролетарская партия получала возможность начать строительство социализма, фор­сируя социализацию общественного производства. Но суть этого про­цесса заключалась не в прямом изменении форм собственности, а в ликвидации социальной несправедливости и эксплуатации человека человеком. Такая задача могла быть решена не столько контролем государственных органов управления, сколько за счет координирую­щей деятельности на всех «этажах» экономической системы особых согласительных комиссий, включавших представителей предпринима­телей, рабочих, потребителей и государства. Учет интересов каждой из сторон в сочетании с приоритетом общенациональных задач мог стать залогом примирения различных классов и социальных групп. Лик­видация же института частной собственности, по мнению австромарксистов, противоречила духу социализации и являлась одной из наибо­лее радикальных форм социальной несправедливости. Залогом эфективности процесса социализации австромарксисты считали проведение культурной революции. Подразумевался комплекс мер, призванных повысить не только классовую ознательность, но и об­щий образовательный и духовный уровень пролетариата, подготовитьего к равноправному сотрудничеству с другими социальными группа­ми, превратить в класс, способный стать действительным авангардомобщества. Австромарксисты считали, что интеграция рабочего классав современное культурное пространство не может рассматриваться как
    результат эволюционного преобразования общества, а является задачей целенаправленной политики рабочих партий и отвечает именно классовым интересам пролетариата. В таком же ключе решался и воп­рос о диктатуре пролетариата и судьбе демократической государствен­ности. Форма диктатуры, в соответствии с идеологией австромарксизма, не обязательно подразумевает политическое насилие. Диктатура какого-либо класса устанавливается вследствие его полного полити­ческого, социального и экономического преобладания. Диктатура бур­жуазии, отражающая авангардную роль этого класса в период разви­тия индустриального общества, осуществлялась в условиях парламент­ской демократии. По мере консолидации пролетарского движения и активизации социал-демократических партий появляется возможность использовать демократическую государственную власть уже в обще­национальных интересах. Тем самым, начинается «период классового равновесия» (режим «функциональной демократии»). На этом этапе в силу возрастания численности рабочего класса, повышения его орга­низованности и культурного уровня и складываются предпосылки для установления диктатуры пролетариата без применения политическо­го насилия и отказа от демократических форм государственного уст­ройства. Социальная революция как процесс изменения самих основ общественного устройства охватывает все периоды развития классо­вой демократии, а в результате ее победы возникнут предпосылки для формирования строя социальной демократии - то есть бесклассового общества. Идеология австромарксизма объективно являлась компро­миссом между социал-реформизмом и большевизмом, попыткой со­хранить традиции революционной социал-демократии в условиях им­периалистического развития.

    Авторитаризм - политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или одном властном органе, снижени­ем роли представительных институтов, сведением к минимуму оппо­зиции, диктаторскими методами правления. Традиционная авторитар­ная форма правления основывается на сакральном монархизме. В XX в. воссоздание авторитарной модели происходит в специфических усло­виях «ситуации вызова» - ранней фазы ускоренной модернизации, когда массовая негативная маргинальность создает предпосылки для установления диктатуры во имя сохранения стабильности и спокой­ствия народа, но недостаточно глубокое влияние модернизации не позволяет режиму использовать механизмы массовой мобилизации. В результате складывается элитарная политическая модель, схожая с традиционной системой авторитарных властных институтов (вождь, опирающийся на чиновническую бюрократию, армию, часто церковь, как корпоративные, закрытые, элитарные институты). Отличие авто­ритарных диктатур XX в. по сравнению с традиционными диктатура­ми - принцип вождизма, как персонификация политического руковод­ства (не занимаемое место, пост, а личность, харизма делают лидера переворота всенародным вождем, обеспечивают легитимность режи­ма). По содержанию политики авторитарные диктатуры делятся на кон­сервативные и прогрессистские. В условиях прогрессистской ставит­ся стратегическая цель ускоренных и стабилизирующих реформ во имя блага народа, но без демократии, с преобладанием силовых, дирек­тивных методов.

    Авторитарная личность - особый тип массовой социально-политичес­кой психологии, формирующийся в условиях ускоренной модерниза­ции с присущим ей стремительным изменением уклада жизни, харак­тера общественных ценностей, мотивации социального поведения. В основе формирования «авторитарного характера» - психологическая неготовность значительного количества людей к этой насильственной трансформации привычных социальных отношений, к ответственнос­ти за собственную судьбу, к необходимости постоянного личного вы­бора. Не выстраданная, а подаренная свобода ассоциировалась в этой ситуации скорее с одиночеством, изоляцией, порождала растерянность и неприкаянность. Психологической реакцией на издержки ускорен­ной модернизации стало появление массовой маргинальности, особо­го рода политической агрессивности. Мировоззрение и мироощуще­ние «авторитарной личности» основывалось на понятиях власти и силы. Сила привлекала не идеями, которые она утверждает, а в качестве фактора стабильности и спокойствия. Бессилие вызывало презрение и желание напасть, чтобы скрыть собственную неуверенность и сла­бость. Соответственно раздваивалось и отношение к власти. «Авто­ритарная личность» оказывалась способна на крайнее бунтарство, если сталкивалась со «слабым государством», но с удивительной легкос­тью подчинялась системе сильной и жесткой, приобщение к которой давало иллюзию собственного величия. Такие люди оказывались склон­ными к полному нигилизму, будучи уверенными в том, что жизнь под­чиняется и определяется внешними, сторонними силами. Но они были способны и на глубокую веру, преданное служение «высшим» идеям и идеалам. Так рождался феномен «невостребованной свободы», а точ­нее поиска иной, «настоящей свободы», связанной с идеалами равен­ства и справедливости, спокойного труда без страха за будущее, сво­боды, основанной не на возможности спонтанного, индивидуального выбора, а на коллективных усилиях по достижению общих, конкрет­ных целей. Ища опору и поддержку вовне, эти люди постепенно ра­створялись в единой массе. Масса, как и толпа, на знала социальных различий и могла включать люмпенов и аристократов, чиновников и пролетариев, но в отличие от толпы являлась феноменом психологи­ческим, признаком бегства от одиночества, желания раствориться в чем-то большом и сильном. Масса, как особая коллективная форма сознания, генерировала и адекватные модели политического поведе­ния. «Человек массы» стал основой для формирования социальной базы раннего фашистского движения.
    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   56


    написать администратору сайта