Главная страница
Навигация по странице:

  • Либерально-консервативная идеология

  • Мандатная система

  • Массовая культура

  • Милитаризм

  • «закрытые монополии»

  • (шовинизм)

  • Панамериканизм

  • Раннее фашистское движение

  • Реваншизм

  • УМК Новая история Европы и Америки1 ДО. Государственное учреждение высшего профессионального образования стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб биишевой


    Скачать 4.37 Mb.
    НазваниеГосударственное учреждение высшего профессионального образования стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб биишевой
    АнкорУМК Новая история Европы и Америки1 ДО.doc
    Дата29.03.2017
    Размер4.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУМК Новая история Европы и Америки1 ДО.doc
    ТипДокументы
    #4333
    страница55 из 56
    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   56

    Концессии - договор о передаче принадлежащих государству источни­ков природных богатств или хозяйственных объектов в эксплуатацию на временный срок иностранным фирмам или частным лицам.

    Либерально-консервативная идеология - умеренно-реформистская концепция, сформировавшаяся в странах «второго эшелона» в усло­виях форсированного индустриального рывка на рубеже ХIХ-ХХ вв. В основе ее лежал синтез на консервативной основе традиционных цен­ностных ориентации и новой либеральной парадигмы. С точки зрения либерального консерватизма реформаторство может носить лишь праг­матический и ограниченный характер, тогда как приоритет нацио­нальных, культурных, религиозных ценностей является бесспорным. Речь может вестись только о реформах, призванных продолжить исто­рически избранный путь нации. Тем самым конечной целью преобра­зований считалось благо государства, а специфика проводимых мо-дернизационных реформ зависела прежде всего от своеобразия на­циональной государственности, религиозно-конфессиональной системы ценностей. Либеральный консерватизм предлагал проект до­статочно радикального переустройства общества, но смысл этой кон­цепции определялся идеей поступательного развития конкретного об­щества, а не универсальными категориями общечеловеческого про­гресса. В отличие от либерализма, в том числе и социального, для которого ограничение свободы индивидуума определяется в конечном счете приоритетом прав других людей и ответственностью общества перед ними, либеральный консерватизм ориентировался на развитие самого общества как единого организма. Усиленная пропаганда идей органической солидарности и национального единства дополнялись в идеологическом арсенале либерального консерватизма новой элитар­ной концепцией государственной власти - теорией элит.

    Либертаризм - интегрированная идеологическая доктрина, основанная на консервации классических либеральных принципов в условиях об­щественного развития конца XIX - XX в. Причиной возникновения либертарной идеологии стала функциональная трансформация класси­ческих либеральных и консервативных идеологий в индустриальном обществе, прошедшем путь первичной модернизации и закрепившем в основных экономических, социальных и политико-правовых институ­тах базовые либерально-демократические принципы. Если дальней­шая эволюция либерализма была связана с социализацией его уста­новок, преодолением социальной философии крайнего индивидуализ­ма, то ниша консервативной идеологии оказалась занята новой охранительной концепцией, отражавшей ценности созданной индуст­риальной модели. Обновленная консервативная идеология не только отстаивала принципы классического либерализма, но и придавала им гипертрофированный характер. Большую роль в этом сыграли тради­ционные для консерватизма идеи стихийности и естественности об­щественного развития, скептическое отношение к рациональным про­ектам создания общества всеобщего благоденствия и самой способ­ности человеческого разума контролировать ход общественного развития. В итоге из доктрины классического либерализма в наиболь­шей степени оказались востребованы идеи абсолютной экономичес­кой свободы, борьбы стихийных рыночных сил, государственного не­вмешательства в экономику. Тем самым, осуществился синтез либе­ральной концепции «laisser-faire» с присущими консерватизму традиционалистскими идеалами. Наиболее ярким вариантом подоб­ной эволюции консерватизма стала доктрина социал-дарвинизма.

    Мандатная система - система, 8 рамках которой отдельным государствам предоставлялись мандаты на управление территориями, составлявши­ми раньше владения колониальных держав, потерпевших поражение в первой мировой войне.

    Массовая культура - понятие, отражающее наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. В самом общем виде означает производство культурных ценностей, рассчитан­ное на массовое потребление.

    Милитаризм - политика роста вооружений и активной подготовки к зах­ватническим войнам.

    Монополизация - процесс структурной перестройки капиталистической системы воспроизводства на основе концентрации производства и централизации капитала. Само стремление к вытеснению конкурен­тов и монопольному положению на рынке перманентно было присуще капиталистической экономике. Но только в последней трети XIX в. воз­никли условия для образования монополий как особой формы органи­зации производства и капитала. Укрупнение производственных еди­ниц сокращало число конкурирующих предприятий и повышало воз­можность согласованной политики производителей на рынке сбыта. Стремительно растущая капиталоемкость производства создавала высокий инвестиционный барьер для организации новых предприятий, что также сокращало конкуренцию. Важным фактором монополиза­ции стала уязвимость крупных предприятий с большим основным ка­питалом - горнодобывающих, нефтеперерабатывающих, металлурги­ческих, машиностроительных. Они оказались недостаточно маневренны по отношению к быстрым изменениям рыночного спроса, ориентированы на стабильное расширенное воспроизводство и нуждались в дополнительных гарантиях конкурентоспособности. Именно отрасли тяжелой индустрии с меньшей степенью специализации про­изводства и его массовым, стандартизированным характером оказа­лись основным очагом образования монополий. Наконец, большую роль в монополизации сыграли банки, заинтересованные в получении кон­троля над целыми отраслями, способные обеспечить для этого необ­ходимую финансовую базу. Таким образом, монополия конца XIX -начала XX в. - это прежде всего соглашение об особой политике на рынке, договор, заключаемый с целью обеспечения контроля над рын­ком сбыта или сферой производства. Производственная и технологи­ческая система, основанная на монополистической конкуренции, яв­лялась принципиально новой модификацией индустриальной эконо­мической модели и в то же время представляла собой результат всего предшествующего развития капиталистической системы, закономерный итог абсолютизации принципов свободного, неограниченного рынка.

    Монополия - 1) форма производственных отношений, связанная с зак­лючением договора об особой политике на рынке производства и сбы­та продукции. Цель монополии - достижение привилегированного по­ложения в рамках определенной отрасли или сферы производства, в том числе за счет монопольной цены на продукцию. Различаются ос­новные типы монополий: картель (договор о регулировании объема производства, условий найма и сбыта при сохранении производствен­ной и торговой самостоятельности предприятий), синдикат (аналогич­ное соглашение, дополненное созданием единого торгового предста­вителя, т.е. потерей торговой самостоятельности), трест (соглашение, создающее единое управление производством и сбытом), концерн (соглашение, предусматривающее фактическое слияние капитала и создание единой финансово-производственной системы); 2) исключи­тельное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежа­щее одному лицу, в том числе «закрытые монополии» (защищенные юридическими ограничениями) и «естественные монополии» (воз­никшие в силу специфики использования тех или иных ресурсов).

    Национализм - система взглядов, идеология, в основе которой трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В ХIХ-ХХ вв. нацио­нализм выступал в качестве объединяющей силы в борьбе за нацио­нальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии, странах Ла­тинской Америки. Сопровождаемый идеями национального превосход­ства и национальной исключительности, нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внут­ренним или межгосударственным конфликтам.

    Нейтралитет - статус неприсоединения к военным блокам в мирное вре­мя и к какой-либо из воюющих сторон во время войны.

    Пангерманизм - политическая доктрина, основанная на идее воссоеди­нения немецкой нации путем территориального расширения Германии с присоединением областей с компактно проживающим немецким на­селением. Пангерманизм стал катализатором шовинистических, на­ционалистических настроений в Германии на рубеже XIX - XX в.

    Панамериканизм - идейно-политическая доктрина, провозглашающая общность интересов всех стран американского континента и необхо­димость их единства.

    Панъевропеизм - политические концепции, основанные на идеях созда­ния общеевропейских межгосударственных органов и объединений (проекты «Соединенных Штатов Европы», «Федерации народов Евро­пы» и т.д.). Панъевропеизм получил распространение еще в XIX в., но особенно стал влиятелен после первой мировой войны. В 1926 и 1932 гг. состоялись I и II Панъевропейские конгрессы, где обсуждались раз­личные формы политического, экономического и культурного сближе­ния европейских стран. С нарастанием фашистской угрозы в Европе панъевропейское движение утратило прежнее значение, однако многие идеи паневропеизма возродились после второй мировой войны в связи с развертыванием интеграционного процесса в Западной Европе.

    Пацифизм (от лат. pacificus - умиротворяющий) - 1) мировоззрение, ос­нованное на идеалах ненасилия, социальной солидарности, всеобще­го мира; 2) философия международных отношений, получившая ре­альное распространение с середины 20-х гг. XX в., основанная на прин­ципах создания международного правового пространства, системы международного арбитража, политики разоружения, отказа от войн как средства политики; 3) общественно-политическое движение, выступа­ющее с морально-этическим осуждением агрессивной внешней поли­тики и милитаризации, тесно смыкающееся с правозащитным движе­нием.

    Популизм - идеология, распространенная в конце XIX - XX в. в странах европейской «периферии» и опирающаяся на патриархально-патер­налистскую традицию (от лат. populus - народ). Доктрина популизма строилась вокруг понятия «народ», трактуемого весьма близко к на­роднической и фелькишской традиции. При идеализации «народного» образа жизни и апеллировании к традиционным ценностям популизм не подвергал сомнению прагматичную целесообразность модернизационных реформ. Идея исторической самобытности не противопостав­лялась пониманию единства цивилизационного развития западного общества и не становилась основой для мессианского синдрома. Кол­лективистское начало, достаточно сильное в идеологиях такого типа, соседствовало с влиятельной демократической струей. В конечном счете популизм являлся мобилизующей идеологией, которая была спо­собна соединить на определенное время интересы достаточно разных социальных групп, выступающих за более сбалансированный и есте­ственный ход модернизации. Проблема их организационной консоли­дации решалась преимущественно за счет персонификации, усиления роли лидеров, харизматических личностей, способных увлечь за со­бой достаточно широкие массы и внушить доверие новым нацио­нальным элитам. Это создавало предпосылки авторитарного перерож­дения популизма, что в идеологическом отношении выражалось в идеях прямой народной демократии, критике либерально-демократического государственно-правового устройства, роли государственной бюро­кратии. Особенно заметным явлением эта тенденция стала в странах Латинской Америки, где существовали прочные традиции политичес­кой клановости, патерналистских отношений «каудильо» (вождя) и зависимой от него «клиентелы». С другой стороны, все большую роль здесь начинали играть революционно-демократические движения, столь же авторитарные с точки зрения политической практики, но от­вергающие элитарность и персонификацию государственной власти. Все это резко увеличивало роль насилия в общественно-политичес­кой жизни латиноамериканских стран, наслаивалось на специфичес­кую политическую культуру этого общества с присущими ей импуль­сивностью, эмоциональностью, вспышками бунтарских настроений.

    Прогрессизм - собирательное название политической идеологии, ори­ентированной на идеалы общественного развития прогресса, проти­воборство с консервативными тенденциями. Пиквлияния прогрессизма - начало XX в., когда его идеи были связаны с проектами либе­рального реформизма, утверждением идей социальной демократии, понимания того, что либеральный идеал свободы личности не проти­воречит, а предполагает защиту индивида от обстоятельств, его связь с обществом, этику взаимопомощи, существование неких приоритет­ных общественных интересов, до известной степени ограничивающих индивидуальные права личности.

    Раннее фашистское движение - пестрый конгломерат группировок и дви­жений в европейских странах «второго эшелона» на рубеже ХIХ-ХХ вв., не обладавших каким-либо цельным и четко оформленным доктринальным комплексом. Ранний фашизм в наибольшей степени проявил об­щую особенность корпоративных идеологий - приоритет духовной кон­солидации движения, опережающей складывание политической докт­рины. Основой генезиса раннего фашизма стал не определенный круг идей, порожденных осмыслением разрушительных последствий уско­ренной модернизации, а сам психологический импульс, вызванный этим кризисом и минимально опосредованный какими-либо рациональными доводами. Фашизм наиболее чутко отреагировал на психологические запросы «человека массы». Фашистский синдром складывался из про­тиворечивых, подчас исключающих друг друга стремлений «человека массы», порожденных причудливым переплетением традиционных и модернистских ценностей. Простота мировосприятия, основанная на системе упрощенных стереотипов, высокая эмоциональность в ущерб рационализму, мистический оттенок духовности, подсознательное не­доверие к технике и «городам», вера в возможность предопределенно­го, гармоничного, идеального порядка вещей сочетались с безуслов­ным стремлением к коренным переменам революционного характера, стремлением лично участвовать в них, отношением к технологии как к неизбежному злу, способному ускорить общественные преобразования. Ранний фашизм аккумулировал негативную энергетику маргинальной среды, не пытаясь перевести ее в какое-либо конструктивное русло. Фашистской идеологии было свойственно иррациональное и даже мис­тическое ощущение естественности насилия, желание увидеть гибель всего фальшивого мира с его поддельной культурой и притворной мо­ралью. Культ силы, неразборчивость в средствах, спокойное отноше­ние к массовым убийствам, жестокость воспринимались как проявле­ния естественной человеческой сущности. Название «фашистских» по­лучили военизированные отряды в послевоенной Италии (от слова «фашио», т. е. «пучок» - еще в конце XIX в. в Италии действовали кре­стьянские повстанческие отряды, эмблемой которых был пучок стеб­лей, символизировавших братство по оружию). Позднее это слово ста­ло применяться для обозначения всех подобных группировок. Их отли­чительными чертами был политический радикализм, воинственность, бунтарство, массовый характер, преобладание негативных, разруши­тельных целей и в то же время подчеркнутое стремление к внутреннему единению, боевому братству. Идейный арсенал раннего фашизма по­полнялся уже достаточно известными понятиями и категориями, но в наиболее острой, радикальной интерпретации (солидаристские идеи, в том числе сословно-корпоративного устройства общества, анархо-син-дикалистская «теория прямого политического действия», фелькишская концепция народа как единого социального организма в сочетании с жесткими формами национализма, радикальный вариант социал-дар­винизма, представленный в трудах Ж. Габино, X. Чемберлена, О. Аммона, антисемитизм, а также мистическая традиция начала XX в., в том числе отраженная в трудах Г. Листа, Й. Ланца, С. Рида Тида, Г. Горбиге-ра, П. де Ларагда).

    Реваншизм - политическая идеология, основанная на идеях возмездия, реванша за военные поражения, ущемление национальных и государ­ственных интересов.

    Репарация - возмещение государством причиненного им ущерба в де­нежной или иной форме. От репарации нужно отличать контрибуцию -платежи побежденным государством стране-победителю (со­временным международным правом запрещена).

    Сегрегация - существовавший в некоторых государствах (США, ЮАР, Австралийский союз и др.) вид расовой дискриминации: отделение коренного населения от белых (запрещение жить в одних домах и даже одних частях города с белыми, посещать театры, рестораны, в кото­рых бывают белые и т.д.) и законодательное ущемление его прав.

    Солидаризм - светская концепция солидаризма, аналогичная по базо­вым ценностным ориентирам социальному христианскому учению. Целостная концепция солидаризма была представлена в начале XX в. в трудах Л. Буржуа, Ш. Жида, Л. Дюги. Французские солидаристы отталкивались от идеи «естественной солидарности», понимая под ней «взаимную зависимость всех частей одного и того же организ­ма», универсальную для любых форм жизни. Чем более сложным, Дифференцированным являлся организм, тем более интенсивной ста­новилась и взаимосвязь его внутренних элементов. С этой точки зрения, современное общество, обладающее высокой степенью разде­ления труда, идеологическим плюрализмом, разнообразием полити­ческих и государственно-правовых моделей, объективно создает предпосылки для развития как естественных, так и социальных (выс­ших) форм солидаризма. В качестве естественных рассматривались различного рода ассоциации, кооперативное движение, синдикаты и корпорации, т. е. все виды договорных отношений, порожденных об­щими экономическими и производственными интересами. Однако подобные формы «вспомоществования» противоречат принципам социальной справедливости, так как защищают лишь интересы от­дельных групп в ущерб иным. Они должны быть дополнены солидаристским этическим императивом, моральным долгом человека по отношению к обществу. Тем самым, солидаризм предполагал уста­новление особых отношений между личностью и обществом - отно­шений этического характера, где «социальная мораль восполняет мораль личную». При необходимости, низкий уровень морального вос­питания, «недостаток совести» должны дополниться действием за­кона. Закон призван не оказывать давление на индивида в интере­сах общества, а превратить моральные нормы в правовые, обеспе­чить действенность морального императива. Государство, служащее «органическому закону общественной жизни» (Л. Дюги), имеет пра­во требовать от индивида правовой дисциплины, укрепляя социальную солидарность членов общества и обеспечивая им минимум существо­вания. Солидаризм превратился в первой трети XX в. в общеевро­пейское идейно-политической явление. Но национальные разновид­ности этой идеологии отличались определенной спецификой. Фран­цузский солидаризм, ставший основой доктрины партии радикалов и радикал-социалистов - одной из наиболее влиятельных в период Тре­тьей республики во Франции, акцентировал свое внимание на эконо­мических и правовых аспектах. Важнейшее значение для него имел принцип персонализма, рассматриваемый как антитеза и индивиду­ализму, и коллективизму. Персонализм предполагал, что интересы личности являются более значимой ценностью, чем общественные, но высший личный интерес - это гармония отношений с другими людь­ми, которая может быть гарантирована только обществом. Тем са­мым именно персонализм придавал солидаристской концепции осо­бое социальное звучание, проводил четкую грань между солидариз-мом и коллективистским социализмом, но в то же время защищал его и от эволюции в сторону индивидуалистической этики. Подобная трактовка, а также безусловное признание демократических форм государственности сближали французский, равно как и английский солидаризм с социальным либерализмом. Немецкий, австрийский, русский солидаризм оказались в большей степени связаны с этичес-кими, религиозными аспектами концепции, а также национальной идеей. Русский солидаризм начала XX в. развивал традиции нацио нальной идеологии соборности, этического комплекса православия (представители - Н. Лосский, С. Франк, И. Ильин). Немецкий солида­ризм отличался большей политизацией, хотя по своему происхож­дению был тесно связан с социально-христианской доктриной (представители - М. Шпанн, Э. Штадлер, А. Штегервальд). В даль­нейшем немецкий солидаризм эволюционировал к идеям нацио­нально-социальной диктатуры и оказался связан с генезисом фа­шизма.
    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   56


    написать администратору сайта