УМК Новая история Европы и Америки1 ДО. Государственное учреждение высшего профессионального образования стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб биишевой
![]()
|
Социал-дарвинизм - либертарная идеологическая концепция. Родоначальником социал-дарвинизма считается английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Исследования Спенсера строились на основе органической концепции - через проведение аналогий между человеческим обществом и биологическим организмом и отстаивании идей естественной взаимосвязи всех сторон общественной жизни, способности общества к саморегулированию, эволюционного характера его развития. Спенсер полагал, что в основе как биологической, так и социальной эволюции лежат законы естественного отбора, борьбы за существование, выживания наиболее приспособленных видов (причем впервые подобные идеи английский социолог высказал еще за десять лет до появления известного труда Чарлза Дарвина «Происхождение видов»). Естественным дополнением подобной концепции стали идеи абсолютной экономической свободы, полного невмешательства государства в частную жизнь, неограниченного индивидуализма. Особым успехом идеи социал-дарвинизма пользовались в США. Американские предприниматели Д. Хилл, Д. Херст, Э. Карнеги, Д. Рокфеллер использовали идеи социал-дарвинизма для легализации практики лоббирования государственной политики, борьбы против антитрестовского законодательства. Лидером американского социал-дарвинизма выступил профессор Йельского университета Грэм Самнер (1840-1910). Идеи Самнера воспроизводили основные постулаты теории Спенсера в чрезвычайно радикальной, агрессивной форме. Самнер и его единомышленники подвергали сомнению целесообразность не только социальных революций, но и любых целенаправленных реформ, нарушающих «естественных ход» развития общества. Социал-реформизм - идеологическое направление, образовавшееся в социал-демократическом движении конца XIX - начала XX в. преимущественно в европейских странах, отличающихся стабильным социальным развитием (Франции, Великобритании, Нидерландах, Бельгии). Основой социал-реформизма стала теория Э. Бернштейна, связанная с пересмотром постулатов революционной концепции классического марксизма. Бернштенианство представляло собой реакцию на изменение объективных задач рабочего движения в странах, завершивших процесс первичной модернизации и вставших на путь социализации классической модели капитализма. Его основой было признание неэффективности революционных методов борьбы рабочего класса, в том числе отказ от концепции диктатуры пролетариата, ставка на реформаторское совершенствование самого капиталистического общества, а не его разрушение. Большую роль в распространении социал-реформизма сыграл «казус Мильерана» (включение члена французской социалистической партии Александра Мильерана в 1899 г. в состав республиканского правительства Р. Вальдека-Руссо), впервые показавшего, что рабочие партии могут быть интегрированы в либерально-демократическую политическую систему. Активная парламентская работа, опыт участия в правительственных кабинетах, ответственность бремени государственной власти, необходимость консолидации разнородных политических сил для решения проблем общенационального значения, растущий потенциал классового партнерства в условиях «социализации» либеральной идеологии стремительно меняли политическую психологию руководства западной социал-демократии. Первая мировая война стала переломным моментом в трансформации идеологического кредо многих марксистских партий, переходу их на позиции социал-реформизма. Подавляющее большинство лидеров довоенной социал-демократии выступило в поддержку государственных программ «довооружения», как отвечающих общенациональным интересам, фракции этих партий голосовали в парламентах за военные кредиты. II Интернационал, основанный на приоритетном принципе международной (наднациональной) солидарности рабочего движения, оказался дезорганизован. Распад II Интернационала окончательно превратил социал-реформизм в самостоятельную ветвь организованного рабочего движения, а в дальнейшем - в основу современной модели социал-демократии. Социальная христианская идеология - концепция, развивающая базовые ценности христианства в качестве идеологии «третьего пути» общественного развития. Первые попытки выработки новой христианской социальной доктрины были связаны с деятельностью в 30-40-х гг. XIX в. аббата Ф. Ламенне, священников С. Кингсли и Ф. Морриса. В общем виде доктрина социального католицизма сформировалась в период понтификата папы Льва XIII (1878-1903). В папских энцикли-ках 80-х гг. окончательно были сформулированы новые принципы политической программы Святого престола - позитивное отношение к идеям либеральной демократии, признание гражданского долга христиан, отказ от христианизации государства. В энциклике Льва XIII «Rerum novarum» («О новых вещах», 1891 г.) впервые было заявлено о новом отношении Ватикана к социальному вопросу. В «Rerum novarum» жесткой критике подверглись рабочее революционное движение, пафос классовой борьбы, насаждаемый марксизмом, равно как и капитализм, общество экономической эксплуатации, система, разрушающая моральный облик человека, проповедующая нигилизм, безверие и агрессивность, предлагались новые ориентиры общественного развития, переводящие традиционные ценности христианской любви к ближнему в ранг главенствующих социальных принципов. Верующие, и прежде всего рабочие, призывались к последовательному внедрению идей солидарности и взаимопомощи в повседневную жизнь, моральному очищению общества, настойчивому отстаиванию своих прав, минуя крайности политической борьбы. В энциклике «Graves de commini» («Тяжкие всех», 1901 г.) Лев XIII еще более настойчиво подчеркнул неполитический характер христианско-социального учения, рассматривая его как внеклассовую идеологию, направленную на изменение самих устоев современного общества. В период понтификата папы Пия XI (1922-1939) произошло окончательное складывание социально-христианской доктрины. Программные энциклики «Ubi arcano Dei» (1922 г.) и «Quadragesimo anno» (1931 г.) не только отстаивали традиционные ценности брака, семьи, моральной чистоты, но и содержали идеи коренного переустройства общества на началах солидаризма. В основу католической трактовки солидаризма были положены два базовых принципа: сословно-корпоративного устройства общества и субсидиарности. Корпоративизм рассматривался уже не только как общая идея социальной солидарности, но и в качестве принципа реального общественного устройства, призванного преодолеть классовые противоречия и поставить в центр государственной жизни «реальные» интересы корпораций, сословий. В отличие от феодального сословного строя этот проект предполагал открытость сословной организации, экономическую (отраслевую) основу ее формирования. Принцип субсидиарности (от «subsidium» - помощь, защита) подразумевал сохранение индивидуальной ответственности человека за свое будущее при его праве рассчитывать на поддержку общества. Субси-диарность, в интерпретации Пия XI, представлялась как эффективный правовой принцип, позволяющий сохранить индивидуальную свободу и независимость личности, частную инициативу и заинтересованность при жестком упорядочении общественной организации, обеспечении социальной справедливости и морального возрождения. Идеи, адекватные социальному католицизму, также распространялись в немецкой евангелической церкви, американском протестантизме, англиканской церкви. Особенно заметным явлением стал американский социальный евангелизм - идеологическое движение в протестантской церкви США, возникшее в «прогрессистскую эпоху» конца XIX - начала XX в. В его основу легли идеи «социального спасения» - сочетание традиционной протестантской трактовки догмата о спасении, связанного с личной моральной ответственностью перед Богом, с понятием социальной ответственности человека и церкви. «Царство Божие включает всю социальную жизнь человека». Ведущим идеологом социального евангелизма являлся У. Раушенбуш. Социальный либерализм - доктрина, представлявшая собой результат идейного генезиса классической либеральной традиции в странах, прошедших путь первичной модернизации. Концептуальные особенности социального либерализма были связаны с пересмотром трактовки базовых либеральных ценностей - свободы и равенства. Была отвергнута негативная идея свободы как «свободы от», рожденная пафосом разрушения враждебной социальной системы. На смену ей пришла идея «свобода для», связанная с возвращением к позитивному восприятию понятия социальной справедливости. С точки зрения социального либерализма, общество, гарантирующее свободу как всеобщее и безусловное право каждого, должно обеспечить и необходимые условия для пользования этим правом, т. е. гарантированный минимум жизненных средств, позволяющий реализовать собственные способности и таланты, занять достойное место в общественной иерархии и получить адекватное вознаграждение за общественно полезный труд. Социальный либерализм по прежнему отрицал уравнительные эгалитарные принципы, подчеркивал приоритетную значимость индивидуальной инициативы и ответственности, но отказывался видеть в личности самодостаточный феномен, отрицающий роль общественной взаимопомощи. Переосмыслению подверглась даже трактовка природы частной собственности - на смену представлению о безусловной связи собственности с вкладом и деятельностью отдельного индивида пришло понимание роли общества в охране и обеспечении эффективного функционирования любых форм собственности. Это вело к осознанию права государства как представителя общественных интересов на необходимые полномочия в сфере регулирования собственнических отношений, обеспечения консенсуса между отдельными социальными группами, в том числе между работодателями и наемными работниками, производителями и потребителями. Социальный либерализм не отрицал полярность классовой структуры индустриального общества, однако ориентировался на достижение гармонии в отношениях классов и групп на основе их взаимозаинтересованности и сотрудничества. Большая роль отводилась государственным реформам, ориентированным на «улучшение общества». Теория элит - элитарная государственно-правовая идеологическая доктрина, сменившая в странах ускоренной модернизации традиционный сакральный монархизм. Родоначальниками ее были представители итальянской и немецкой политической науки Гаэтано Моска (1858-1941), Вильфредо Парето (1848-1923), Макс Вебер (1864-1920), Роберт Михельс (1876-1936). Лейтмотивом разрабатываемой ими концепции стало представление о делении любого общества на управляемое большинство и управляющее меньшинство («политический класс» - Моска), о естественности политического насилия, легитимированного традициями, харизмой властвующих лиц или рациональной правовой системой. С этой точки зрения даже демократия является системой элитарного властвования, но с особым механизмом формирования элиты и осуществления ею своих полномочий. Последовательная реализация принципа народовластия может создать лишь предпосылки для распада государственного механизма, для торжества интересов толпы. В соответствии с «теорией элит», демократия, понимаемая как непосредственное народовластие, является отвлеченной идеей, несовместимой с подлинным предназначением власти. Она переносит лейтмотив политической жизни с поиска эффективных механизмов обеспечения реальных потребностей всего народа на совершенствование форм волеизъявления большинства, не готового к ответственности за свои решения. Тем самым, именно демократия становится основой для политического произвола и не легитимного насилия. Подобная угроза, а также целый ряд новых особенностей государственной жизни (в частности, рост требований к профессионализму политиков, быстрая бюрократизация, изменение текущих целей государственного управления в условиях крупномасштабных реформ, идеологизация государственного управления) вели к еще большему усилению роли властвующей элиты, формированию на ее основе политической олигархии («железный закон олигархии» - Михельс). Фелькишское движение - германское политическое движение народнического типа на рубеже ХIХ-ХХ вв. В центре народнической идеологии находилось понятие «народ» как особая органическая общность, единый социальный организм, обладающий собственной душой, характером, волей, судьбой. Именно народ - неделимый на автономные единицы носитель коллективного разума, морали, веры - обладает правом определять пути общественного развития, выступает связующим звеном между прошлым и будущим. Идеология и движение «фелькиш» в Германии, как и народничество в России, выходили за рамки обычной политической идеологии. Они составили особый пласт национальной культуры, образовали целостные мировоззренческие системы, отражающие специфичный строй мышления, социально-психологический комплекс, сформированный на базе этнического самосознания. Радикальная критика буржуазного образа жизни как ложного и чуждого национальным традициям сочеталась в этих концепциях с выдвижением нового социального проекта, основанного на демократических и социалистических (коллективистских) началах, идеалистических представлениях о социальном бытии под знаком единства «крови и почвы». При этом идеология «фелькиш» отличалась особенно обостренным национальным чувством, переходящим в открыто антисемитские, расистские идеи. «Социализм» фелькишских группировок носил подчеркнуто «немецкий» характер, претендовал на возрождение «истинно немецкого образа жизни» как в нравственном, психологическом, так и в расово-биологическом, генетическом отношении. Фелькишское движение активно поддерживало пангерманские идеи и выступало за укрепление имперской государственности. Оба эти аспекта обладали для «фелькиш» высшим, сакральным смыслом, рассматривались как путь к реальному «соучастию» («Anteilnahme») народа-организма в политике, способ решения национальных задач общими усилиями. Российская народническая традиция в дефиниции "кровь и почва» переносила акценты на второй компонент. Фермеризация - процесс трансформации социально-экономических основ жизни сельскохозяйственного населения в ходе последней фазы модернизации. Фермеризация сохраняла семейное хозяйство в качестве основной единицы сельскохозяйственного производства, но существенно меняла его техническую и технологическую базу. Происходит механизация труда, внедрение новейшей агротехнологии. Через систему кредита фермерское хозяйство оказывается связанным с общей структурой межотраслевого финансово-инвестиционного рынка. Организация централизованного снабжения и сбыта, развитие кооперации формирует новую систему агробизнеса. Тем самым, значительно повышается общая производительность сельскохозяйственного труда, освобождается значительное количество рабочей силы. Это приводит к новому и самому значительному витку урбанизации, массовому оттоку населения в города. Существенно меняется демографическая модель воспроизводства сельского населения - на смену многодетным патриархальным крестьянским семьям, состоящим из нескольких поколений, приходят «малые» фермерские, включающие, как правило, супружескую пару и несовершеннолетних детей. Все это позволяет фермерскому слою достаточно органично интегрироваться как в производственную систему, так и в социальную структуру индустриального общества. В качестве социального процесса фермеризация являлась одним из косвенных источников урбанизации. Фордовско-тейлоровская система - система конвейерной линии производства с так называемой инженерной организацией труда, разработанной Фредериком Тейлором. Модель поточного производства дополнялась здесь разделением всего производственного цикла на простейшие трудовые операции с измерением точного времени, необходимого на каждую из них и на цикл в целом. Управленческо-инженерные кадры осуществляли тщательное наблюдение за производственным процессом, систематизацию передового опыта и любых рационализаторских предложений. На основе обобщения навыков и знаний квалифицированных рабочих организовывалось обучение персонала с учетом узкой специализации в рамках конвейерного цикла. Такая модель позволяла значительно оптимизировать организацию труда за счет ритмичного конвейерного потока, максимального сокращения потерь рабочего времени и четкой специализации кадров. Специализация оборудования в сочетании со стандартизацией продукции составляли технологическую базу этой модели. Г. Форд попытался разработать на основе тейлоровской системы новую социальную философию индустриального производства. Он полагал, что конвейерное производство, организованное на научной основе, ликвидирует взаимные претензии рабочих и предпринимателей и создает возможность их конструктивного сотрудничества. Эффективность производства, по его мнению, должна достигаться за счет оптимизации труда каждого работающего, а не сохранения минимально возможного уровня заработной платы. Более того, лишь высокий заработок может обеспечить остро необходимую в условиях конвейера рекреацию рабочей силы. Наконец, заработная плата, превышающая прожиточный минимум, превращала рабочих в потенциальных потребителей предметов длительного пользования, тем самым обеспечивая расширение сбыта и рост конечной прибыли. В связи с этим Форд применил и принципиально новую стратегию конкурентной борьбы. Ставка была сделана не на получение монопольной сверхприбыли, а на дальнейшее расширение поточного производства и продажу широкого потока стандартизированной продукции по достаточно доступным ценам в сочетании с мощной рекламной кампанией. Усилиями Форда символом американской «потребительской мечты» стал первый в истории массовый автомобиль «Форд-Т» - автомобиль «среднего американца». фундаментализм - общее название сторонников ортодоксальных взглядов и идей, главным образом религиозных. Харизма - исключительная одаренность. Харизматическим лидером принято называть человека, наделенного в глазах его последователей авторитетом, основанном на исключительных качествах его личности. Таким образом, в основе харизматичности лежит культ личности конкретного человека, не связанный непосредственно с занимаемым им местом в государственной, политической иерархии. В то же время возникновение харизматичности имеет и объективные причины, связанные с резкой ломкой политического сознания, формированием альтернативных, формально нелегитимных моделей политического поведения. Персонификация властных отношений, крайней формой которой выступает харизматичность, является характерной чертой переломных периодов в истории. Централизация капитала - процесс широкого изменения инвестиционной базы производства, первоначально связанный с широким распространением в конце XIX в. акционерных обществ, позволявших аккумулировать капиталы мелких и средних собственников, направляя их на развитие ведущих отраслей экономики. Эта тенденция значительно изменила методы рыночной политики банков. Обладание контрольным пакетом акционерного общества позволяло банку определять стратегию развития производства, масштабы и характер инвестиций. Тем самым происходило реальное сращивание банковского и промышленного капитала (возникшую новую форму капитала марксистские исследователи назвали «финансовым капиталом», в дальнейшем в экономической науке закрепилось название «промышленно-финансовая группа»). Прямое или косвенное участие банков в промышленных инвестициях увеличивало динамичность самого банковского капитала. Результатом стала растущая дифференциация банковского сектора экономики, выделение крупнейших банков в элитарные группы, контролирующие большую часть инвестиционного рынка. Постепенно ведущие банки начали аккумулировать и большую часть мелких вкладов. Захват финансовых рыков сопровождался быстрым вытеснением или поглощением более мелких банков. Электорат (от лат. еlесtоr - избиратель) - круг граждан, имеющих право принимать участие в парламентских, президентских, муниципальных выборах. 1 Пономарев М.В. и Смирнова С. Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. – Ч. 2. – М.: ВЛАДОС, 2000, – С. 80 – 81. |