Ответы. Ответы на вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума по о. Характеристика педагогики как науки
Скачать 160.18 Kb.
|
1. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств). В конце 50-х годов в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в области образования (например, «Information et innovation en education», «Educational Innovation in the United States» и др.). В нашей стране происходили те же самые процессы, однако назывались они иначе. Речь шла об избирательном внедрении, распространении педагогического опыта, готовности и возможности перенять его практическими работниками, новизне предлагаемых новшеств и способах их оценки. Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Инновация расширяет известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании. Полученное знание открывает новые грани проблемы, которые ранее не были известны. В целом новшество не меняет картину, а дополняет ее. Примером этого же типа инновации в практической педагогической деятельности служит широко известный опыт начальных классов средней школы № 109 г. Москвы Е.Н. Потаповой по созданию методики оптимизации обучения шести-семи-летних детей письму (см. Е.Н. Потапова. Радость познания. М., 1990). Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта в обновлении школы продемонстрировали в своей работе такие педагоги и ученые России, как И.П. Волков, Г.И. Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А. Ямбург и другие. Их педагогические находки, результаты их педагогических новшеств уже стали достоянием учительства всей страны. 5. Инновационные учебные заведения Новшества могут применяться как к решению отдельных вопросов, так и к работе образовательных учреждений в целом. Различают функционирующий (пассивно-приспособительный) и инновационный (развивающий) типы развития учреждения, при котором управленческие решения принимаются на основе учета возможных социально-педагогических изменений и осуществляющие опережающую реакцию на них Именно последние относятся к инновационным образовательным учреждениям, т.к. их педагогические системы находятся в постоянном приближении к удовлетворению все возрастающих запросов личности и общества. В режиме развития работает большинство так называемых авторских школ. Авторская школа Это образовательное учреждение, деятельность которого основана на психолого-педагогической идее автора или авторского коллектива. Авторские школы различаются по имени их создателей, а также философской или психолого-педагогической концепции, лежащей в их основе. Они могут реализовывать как старые (например, идея школы Л.Н. Толстого, идея школы Монтессори, идея вальдорфской школы, идея школы Френе, идея школы дальтон-план, идея самоценности детства (школа Корчака), так и новые идеи (например, идея школы диалога культур, идея школы-парка, идея школы-клуба, идея школы обучения детей без отбора, идея школы свободы и сотрудничества, идея педагогической поддержки, идея разновозрастного коллектива, идея Диалектического обучения и др.). В настоящее время отдельными учеными или коллективами составлены авторские программы по различным направлениям обучения и воспитания, например «школа диалога культур» (B.С. Библер, С.Ю. Курганова), «школа развивающего обучения (В.В. Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский), разработка психолого-педагогических основ формирования здорового образа жизни Н.Т. Терехова, Центр «Дошкольное детство им. А.В. Запорожца», программа обучения «Одаренный ребенок» Н.Б. Шумакова, интеграция детей-инвалидов в среде здоровых детей в совместной учебной и досуговой деятельности Л.И. Солнцева и др. 29. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли. Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции мирового образования. Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике. Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития. Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность. Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество. Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом - преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования напервый план общественного развития. Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными возможностями как учащихся, так и преподавателей. Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий. 30. Происхождение воспитания и основные теории, объясняющие этот феномен. Важнейшей стороной и условием прогресса общества и человечества является историческая преемственность поколений с древнейших времен до наших дней. В свою очередь развитие поколений немыслимо без воспитания, этого как социального, так и педагогического явления. Воспитание так же древне, как и само человечество и оно будет существовать до тех пор, пока есть люди. В этом смысле воспитание — вечная категория. Но кто и когда его “придумал”, “изобрел”? Каким образом оно появилось? В истории педагогики особый интерес представляет изучение возникновения и развития воспитания. Это исследование представляет большую трудность, так как этот процесс продолжается тысячелетия, он сокрыт завесой бесконечно далеких времен и потому непосредственных его свидетелей нет. Известна биологическая теория, которую выдвинул и подробно развивал французский социолог Ш. Летурно (1832—1902). В книге “Эволюция воспитания у различных человеческих рас” (русск. перевод в 1900 г.) он полагает, что процесс воспитания и обучения есть и у животных, причем даже у беспозвоночных; у них есть учителя и ученики, а также — сознательное наставление и обучение. В мире животных можно наблюдать некоторые примитивные воспитательные приемы, используемые по отношению к детенышам и потомству: кошка “учит” котят ловить мышей, птица “учит” летать оперившихся птенцов и т.п. Ш. Летурно и его сторонники (Э. Леруа, А. Эспинас и другие) ошибочно сводят явления социальной жизни, какими является воспитание, к биологическим, инстинкты животных приравнивают к сознательным действиям человека. В этом состоит слабая сторона названной теории. Другая теория, которую предложил американский педагог П. Монро (1869 -1947), объясняет происхождение воспитания бессознательным подражанием детей старшим членам общины. Эту теорию называют психологической, так как подражание - это явление психологическое. Конечно, подражание было и в те времена, оно значительно и сейчас, особенно у детей в младшем возрасте. А также, например, как подражание идеалу. Но выводить воспитание только из подражания — не полно и не точно. К этой же психологической теории происхождения воспитания правомерно отнести идею Г.Н. Волкова о чувственной основе происхождения воспитания. “Оно (воспитание. — И.Пр.) возникло на чувственной основе и первым чувством в сфере воспитания была любовь к детям. В частности, распространена точка зрения, что старшее поколение передает свой опыт подрастающему через воспитание, потому что старшее проявляет заботу о детях, о продолжении своего рода сначала в соответствии с природным инстинктом, а потом уже сознательно. Но такое суждение верно лишь отчасти. Оно не учитывает активности со стороны младших. Дело в том, что не только старшие должны заботиться о детях (в соответствии с инстинктом продолжения рода), но и дети необходимо вынуждены усваивать и присваивать опыт старших, чтобы выжить. Как известно, воспитание относится не только к отдельному человеку. Оно представляет собой также и явление общественной жизни. Таким образом, генезис воспитания (возникновения и динамики развития) как явления жизни отдельного человека, а также явления общественной жизни представляется нам в следующей последовательности: В. Дольник, доказательно отвергая теорию Ф. Энгельса о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека, считает, что человека создал естественный отбор и первым это понял Ч. Дарвин. Следуя извилистому и во многом случайному пути, “естественный отбор интеллектуально возвысил одну из линий человекообразных, — пишет В. Дольник. — Громадным же отрывом от остальных животных человек больше всего обязан речи”. А поскольку жизнь и деятельность человека связаны с приобретением опыта и его передачи детям, то именно здесь заключены истоки воспитания как социального явления. Таким образом, динамика становления воспитания из зародышевой формы, выглядела, вероятно, следующим образом. Первобытный человек, который обладал элементарными умениями и сложными переживаниями, прежде всего, инстинктивно передавал сложные программы поведения, а также те немногие и по форме простые приемы и умения, унаследованные от предков и частично вновь приобретенные в процессе тяжелой борьбы за существование и выживание. Тысячелетия прошли в таком примитивном однообразном воспитании. Некоторые различия были в отдельных группах охотников, а также оседлых группах, начинающих переходить к земледелию. Здесь детей учили охотничьим или, соответственно, — примитивным земледельческим навыкам. Кроме того, можно предполагать, что детей приобщали к примитивному мировоззрению племени, т.е. к верованиям первобытного человека. С дальнейшим историческим развитием усложняется и воспитание. Со временем накапливается опыт. Этот опыт отражается в фольклоре народа, племени, общины; закрепляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах; опредмечивается в предметах материально-бытовой культуры данного племени, народа; в закодированном виде фиксируется в предметах культа, тотемах, игрушках и т.д. Именно весь этот опыт и передается и в виде знаний, и в виде практики от старших к младшим, а младшими он усваивается. Так складывается народная педагогика. 31. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Под воспитанием, в самом общем значении этого слова, следует разуметь совокупность всех усилий, употребляемых для приспособления (каждого нового поколения) к тому общественному строю, к которому его призывает поступательное движение человечества. Сен Симон Воспитание — для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, Ибо его назначение — передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы... в зависимости от типа культуры (первобытно-общинной, античной, средневековой, нововременной, современной). К.Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет...» Особенностью, знамением времени и всех изменений, происходящих в современной школе, является смена парадигмы воспитания, которая повлекла за собой появление целого ряда новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания. Сутью смены парадигмы воспитания является переход от идеи командно-административного влияния педагогического процесса на формирование личности ребенка (подростка) согласно эталону, заданному обществом, к гуманистической идее создания в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития ребенка (подростка), его самоактуализации в статусе полезного члена общества на основе потребностей и потенциальных возможностей. Теоретическое обоснование новой парадигмы воспитания происходит на стыке современного знания из областей многих наук: философии воспитания, педагогической культурологии, акмеологии, аксиологии, синергетики, антропологии, психологии, педагогики, методики воспитания, современных педагогических технологий... Содержательные аспекты воспитания уходят корнями своими в смежные науки - этику, эстетику, экономику, экологию, политологию, культурологию, медицину, валеологию, сексологию и многие-многие другие. Сформулированные идеи прорабатываются в опытно-экспериментальной работе ученых и практиков. Таким образом, уже сегодня можно сформулировать целый ряд прогрессивных идей, на которых должен быть построен современный процесс воспитания. 1. Ребенок (дети) в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. 2. Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности. На этом основании строится система воспитания. 3. Суть воспитания — развитие отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому... 4. Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитывающей деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, общественной, трудовой, художественной, физкультурной, деятельности свободного общения. 5. Вся система образования (обучения и воспитания) в современной школе ориентирована на личностный подход — «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия» 6. В таком понимании воспитания и позиции педагога в воспитательном процессе продуктивной является идея педагогической поддержки как особого подхода в воспитании, определяемого как «привентивная (предупреждающая, предохранительная. - Л.М.) и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением» 7. Продуктивное обучение и воспитание строится в режиме диалогового общения педагога и воспитанника. М.М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения». Вот почему в практику воспитания входят: «диалог культур», диалоговое общение «воспитатель о воспитанник», диалоговые формы отношений в организованной детской (подростковой) среде и т.д. И последнее: назначение и позиция воспитателя. Ее очень хорошо выразил учитель-новатор Е,Н. Ильин в пяти определяющих глаголах: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать». 32. Культурологические основания воспитательного процесса. Практически во всех цивилизованных странах мира идет непрерывный процесс совершенствования национальных систем образования. Разворачивается, набирает силу образовательная реформа и в нашей стране. Главной целью дальнейшего развития образования является гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны. Модернизация российской системы образования направлена на повышение качества обучения, на выработку у обучающихся широкой и целостной системы фундаментальных знаний, навыков и способности самостоятельного творческого мышления. Основной стратегической целью модернизации образования является создание механизмов устойчивого и постоянного развития системы образования, обеспечение современного качества образования на основе сохранения фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностями личности, общества и государства. Развитие образования в мире подвергается критике, доказывающей слабость концептуальных основ образовательной политики, ориентиры которой во многих развитых странах ограничивались узко педагогическими и формально-управленческими подходами. Эти подходы не учитывали социокультурную сущность и культурную контекстуальную обусловленность образования, не располагали общими методологическими принципами модернизации образования как общественной подсистемы. Для преодоления кризисной ситуации в системе образования за рубежом и в России предлагаются различные подходы. Одним из них применительно к российскому образованию является культурологический подход, который нацеливает на поиск тех вариативных структур, отношений, связей, которые обеспечивают рассмотрение образования как части культуры, интеграцию разнообразных элементов образовательной системы в единое культурно-образовательное пространство. Анализ педагогической реальности, рассматриваемой в контексте культуры, показывает, что в ней доминируют гуманитарные методы и средства педагогического взаимодействия, обеспечивающие возврат образования к духовным основам бытия, к креативной деятельности человека в поле культуры и другим гуманистическим принципам. Среди современных научных подходов исследователи выделяют интегративный, личностный, ценностно-смысловой, феноменологический, деятельностно-творческий, культурологический. Последний, как нам представляется, наиболее адекватно отражает духовную ситуацию времени, ядром которой являются идеи культуросообразного развития и гуманизации ф человека и общества. Значительный вклад в исследование отдельных аспектов образования, ориентированных на культуру, внесли отечественные философы и психологи: М.М. Бахтин (идея диалога культур), B.C. Библер (культура как диалог), Л.С. Выготский (культурно-исторический подход к развитию личности), Г.С. Батищев, М.К. Мамардашвили (представление о культурном поле личности). Основы культурологического подхода к образованию разработаны Амонашвили, А.Г. Асмоловым, Е.В. Бондаревской, А.П. Валицкой, О.С. Газманом, В.П. Зинченко, И.Б. Котовой, СВ. Кульневичем, В.В. Сериковым, В.А. Сластениным, Я.С. Турбовским, Е.Н. Шияновым и др. Их исследованиями созданы теоретические предпосылки для дальнейшей разработки теоретико-методологических проблем культурологического подхода в образовании. В философии и истории культуры существует небезосновательная позиция, согласно которой цивилизация противостоит культуре, ее духовной сущности, создает ситуацию разрушения и упадка культуры (Шпенглер, Бердяев). Соглашаясь с мнением столь авторитетных ученых, выдающихся мыслителей, мы считаем, что образование является тем социально- педагогическим механизмом, который необходимо использовать для воспитания человека, который способен быть человеком культуры и вести культурный образ жизни в условиях цивилизации, не быть только потребителем ее благ, а реализовывать свой творческий потенциал в деятельности по созданию ценностей культуры. Культуросообразные цели образования, выдвигаемые современной социокультурной ситуацией, требующей осуществления образования в контексте культуры как естественной среды, обеспечивающей его культуросообразность, гуманистическую направленность, духовность, культурную идентификацию, ориентированность на воспитание человека как субъекта культуры, истории, собственной жизни; Гуманистическая парадигма образования, возникшая в период последней образовательной реформы, интегрирует в обобщенном виде культурологические основания современного образования; культурные смыслы современного образования, выявленные в исследовании: понимание образования как человекообразующего процесса и как условия решения кризисных проблем современного общества и жизненных проблем человека; как процесса, обеспечивающего социализацию и культурную идентификацию личности; как среды, сохраняющей культурные ценности и традиции этноса; как фактора опережающего развития экономики, сохранения культуры, стабилизации общества, повышение качества жизни; 33. Основные противоречия, закономерности и принципы воспитательного процесса. |