ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества . Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности . Эта особенность открывает уникальный потенциал для раз- вития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимо- отношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством .
Музыка действует на невербальном уровне и развивает та- кие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия . Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур .
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и пере- дачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого . Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности . Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения пред- ков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне .
Музыка — временнóе искусство . В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым .
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности . Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей .
Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету «Музыка» . Она позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв . приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г .
№ 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г ., 31 декабря 2015 г ., 11 декабря 2020 г .); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04 .02 .2020 Федерального учебно-методического объединения по общему обра- зованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г . №2/20);
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложен- ные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала .
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала . Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности .
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся . Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество) .
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации; формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности .
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания . Осознание социальной функции музыки . Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека . Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства . Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей . Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия . Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства . Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей . Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др .);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства .
6 . Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания .
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и на- правления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9 «Жанры музыкального искусства» .
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно .
Предлагаемые варианты тематического планирования могут служить примерным образцом при составлении рабочих программ по предмету . Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и утвердить иной вариант тематического планирования, в том числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы воспитания образовательного учреждения . При этом необходимо руководствоваться принципом регулярности занятий и равно- мерности учебной нагрузки, которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю . Общее количество — не менее 136 часов (по 34 часа в год) .
При разработке рабочей программы по предмету «Музы- ка» образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы) .
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство»,
«Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др .
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3—6 часов учебного времени . Для удобства вариативного распределения в рамках календарно- тематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г) . Модульный принцип допускает перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками . Могут быть полностью опущены отдельные тематические блоки в случае, если данный материал был хорошо освоен в начальной школе .
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений театров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и творческими проектами . В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации (п . 25 .3 ФГОС ООО) . Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования вне- урочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе «На выбор или факультативно» .
Модуль № 1 «Музыка моего края
№ блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
| А)
3—4 учебных часа
| Фольклор — народное творчество 3
| Традиционная музыка — отражение жизни народа .
Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др .)
| Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи . Определение на слух:
принадлежности к народной или композиторской музыке; исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
жанра, основного настроения, характера музыки . Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр
|
Б)
3—4 учебных часа
| 4
Календарный фольклор
|
|
| 3 В случае, если в начальной школе тематический материал по блокам 1 и 2 уже был освоен на достаточном уровне, целесообразно повторить его сокращённо и увеличить количество учебных часов на изучение других тематических блоков .
4 При выборе данного тематического блока рекомендуется включать его в тематическое планирование в четверти, соответствующей конкретному календарному сезону .
| В)
3—4 учебных часа
| Семейный фольклор
| Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания
| Знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла . Изучение особенностей их исполнения и звучания. Определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов .
Разучивание и исполнение отдельных песен, фраг- ментов обрядов (по выбору учителя) .
На выбор или факультативно
Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента . Исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора»
| Г)
3—4 учебных часа
| Наш край сегодня
| Современная музыкальная культура родного края .
Гимн республики, города (при наличии). Земляки — композиторы, исполнители, деятели культуры . Театр, филармония, консерватория
| Разучивание и исполнение гимна республики, города; песен местных композиторов .
Знакомство с творческой биографией, деятельно- стью местных мастеров культуры и искусства .
На выбор или факультативно
Посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов; написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии .
Исследовательские проекты, посвящённые деяте- лям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам) .
Творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съёмка, монтаж и озвучивание любительского фильма и т . д .), на- правленные на сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края
|
|
|
|
| Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» 5
| № блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
| А)
3—4
учебных часа
| Россия — наш общий дом
| Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны .
Музыка наших соседей, музыка других регионов 6
| Знакомство со звучанием фольклорных образцов близ- ких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи .
Определение на слух:
принадлежности к народной или композиторской музыке; исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); жанра, характера музыки .
Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России
|
5 Изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с изучением модуля «Музыка моего края», устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных разделов программы между собой.
6 При изучении данного тематического материала рекомендуется выбрать не менее трёх региональных традиций. Одна из которых — музыка ближайших соседей (например, для обучающихся Нижегородской области — чувашский или марийский фольклор, для обучающихся Краснодарского края — музыка Адыгеи и т. д.). Две другие культурные традиции желательно выбрать среди более удалённых географически, а также по принципу контраста мелодико-ритмических особенностей. Для обучающихся республик Российской Федерации среди культурных традиций обязательно должна быть представлена русская народная музыка.
| Б)
3—4
учебных часа
|
Фольклорные жанры
|
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец
| Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио- и видеозаписи . Аутентичная манера исполнения . Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных на- родов .
Выявление общего и особенного при сравнении танце- вальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России .
Разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний . Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен .
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты, посвящённые музыке разных народов России . Музыкальный фестиваль «Народы России»
| В)
3—4
учебных часа
| Фольклор в творчестве про- фессиональных компози- торов
| Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, ха- рактеров, важных исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне
| Сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке . Разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке .
Знакомство с 2—3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации и т .
п .), в которых использованы подлинные народные мелодии . Наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала .
На выбор или факультативно
Исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов (на примере выбранной региональной традиции) . Посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвящённого данной теме . Обсуждение в классе и/или письменная рецензия по результатам просмотра
| Г)
3—4
учебных часа
| На рубежах культур
| Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга .
Этнографические экспедиции и фестивали .
Современная жизнь фольклора
| Знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях 7 . Выявление причин- но-следственных связей такого смешения .
Изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно-исполнителей, исследователей традиционного фольклора .
На выбор или факультативно
Участие в этнографической экспедиции, посещение/ участие в фестивале традиционной культуры
| 7 Например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка и т. п.
| Модуль № 3 «Музыка народов мира» 8
| № блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
|
А)
3—4
учебных часа
|
Музыка — древнейший язык человечества
|
Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних .
Древняя Греция — колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др .)
| Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации .
Импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному животному и т . п .)
Озвучивание, театрализация легенды/мифа о музыке .
На выбор или факультативно
Квесты, викторины, интеллектуальные игры . Исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древ- ней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков»
|
Б)
3—4
учебных часа
|
Музыкальный фольклор наро- дов Европы
|
Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора 9
Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов
| Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы
Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора на- родов России .
Разучивание и исполнение народных песен, танцев . Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо)
| 8 Изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных разделов программы между собой.
9 Для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2—3 национальных культур из следующего списка: английский, австрийский, немецкий, французский, итальянский, испанский, польский, норвежский, венгерский фольклор . Каждая выбранная национальная культура должна быть представлена не ме- нее чем двумя наиболее яркими явлениями . В том числе, но не исключительно — образцами типичных инструментов, жанров, стилевых и культурных особенностей (например, испанский фольклор — кастаньеты, фламенко, болеро; польский фольклор — мазурка, полонез; французский фольклор — рондо, трубадуры; австрийский фольклор — альпийский рог, тирольское пение, лендлер и т . д .) .
|
В)
3—4
учебных часа
|
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки
| Африканская музыка — стихия ритма .
Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии 10, уникальные традиции, музыкальные инструменты .
Представления о роли музыки в жизни людей
| Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии . Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора на- родов России .
Разучивание и исполнение народных песен, танцев.
Коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах .
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки»
| Г)
3—4
Учебных часа
| Народная музыка Амери- канского континента
| Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др .) . Смешение интонаций и ритмов различного происхождения
| Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского, латино-американского фольклора, прослеживание их национальных истоков. Разучивание и исполнение народных песен, танцев . Индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции
| 10 Для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1—2 национальные традиции из следующего списка: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция.
| Модуль № 4 «Европейская классическая музыка» 11
| № блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
| А)
2—3
учебных часа
| Национальные истоки классической музыки
| Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф . Шопена, Э . Грига и др .
Значение и роль композитора —основоположника
Национальной классической музыки .
Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка
| . Разучивание, исполнение не менее одного вокального
произведения, сочинённого композитором-классиком
(из числа изучаемых в данном разделе) .
Музыкальная викторина на знание музыки, названий
и авторов изученных произведений .На выбор или факультативно. Исследовательские проекты о творчестве европейских композиторов-классиков, представителей национальных школ .
Просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в классе .Посещение концерта классической музыки, балета,
драматического спектакля
| 11 Изучение тематических блоков данного модуля строится по принципу сопоставления значительных явлений, стилей, образов на примере творчества крупнейших композиторов Западной Европы. Однако биографические сведения из жизни композиторов предполагаются к использованию лишь в качестве контекста и не должны подменять собой освоение, постижение смысла самих музыкальных произведений.
В календарном планировании данный модуль целесообразно соотносить с изучением модуля «Музыка на- родов мира», переходя от фольклора той или иной страны к творчеству профессиональных композиторов, в котором изученная национальная традиция получила продолжение и развитие.
|
Б)
2—3
учебных
часа
|
Музыкант и публика
| Кумиры публики (на примере творчества В . А . Мо-
царта, Н . Паганини, Ф . Листа и др .) . Виртуоз-
ность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя . При знание публики . Культура слушателя . Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня
| Знакомство с образцами виртуозной музыки . Размышление над фактами биографий великих музыкантов- как любимцев публики, так и непóнятых современниками .
Определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие ритм интонации .
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
Знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил поведения в концертном зале, театре оперы и балета .
На выбор или факультативно
Работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения) .
Посещение концерта классической музыки с последующим обсуждением в классе .
Создание тематической подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания
| |