Главная страница
Навигация по странице:

  • Базовые логические действия

  • Базовые исследовательские действия

  • 2 . Овладение универсальными коммуникативными действиями

  • 3 . Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация

  • Самоконтроль (рефлексия)

  • Эмоциональный интеллект

  • Модуль № 1 «Музыка моего края»

  • Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»

  • Модуль № 3 «Музыка народов мира»

  • Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»

  • Модуль № 5 «Русская классическая музыка»

  • Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»

  • Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»

  • Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»

  • Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»

  • Вариант 1. Распределение тематических модулей по учебным четвертям

  • Вариант 2. Распределение тематических модулей по месяцам (концентрический принцип): 1-я

  • Музыка. Характеристика учебного


    Скачать 107.51 Kb.
    НазваниеХарактеристика учебного
    Дата27.08.2022
    Размер107.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМузыка .docx
    ТипПояснительная записка
    #654183
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета

    «Музыка»:

    1 . Овладение универсальными познавательными действиями

    Базовые логические действия:

    устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

    сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

    обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

    выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

    выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

    самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования .
    Базовые исследовательские действия:

    следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

    использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

    формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

    составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

    проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

    самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования .
    Работа с информацией:

    применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

    понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

    использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

    выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

    использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
    оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

    различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;

    самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др .) в зависимости от коммуникативной установки .

    Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа ин- теллектуальной деятельности — музыкального мышления .

    2 . Овладение универсальными коммуникативными действиями

    Невербальная коммуникация:

    воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

    передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

    осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

    эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

    распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения .

    Вербальное общение:

    воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

    выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

    понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

    вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

    публично представлять результаты учебной и творческой деятельности .

    Совместная деятельность (сотрудничество):

    Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально- психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

    понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

    принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

    оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой .
    3 . Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация:

    ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво про- двигаться к поставленной цели;

    планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
    самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

    выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

    самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

    делать выбор и брать за него ответственность на себя .
    Самоконтроль (рефлексия):

    владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

    давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

    предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

    объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;

    использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т . д .

    Эмоциональный интеллект:

    чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в дан- ной сфере;

    развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;

    выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций .
    Принятие себя и других:

    уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

    признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

    принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;

    осознавать невозможность контролировать всё вокруг .
    Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т . д .) .
    ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни .

    Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:



    • осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

    • воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;

    • сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, пони- мают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);

    • понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества .

    • Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений .


    Модуль № 1 «Музыка моего края»:

    знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;

    характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;

    исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины .

    Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:

    определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Се- верного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учите- ля);

    различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

    определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно- шумовых инструментов;

    объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны .
    Модуль № 3 «Музыка народов мира»:

    определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям1;

    различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

    определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно- шумовых инструментов;

    различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров) .
    Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»:

    различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

    определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);

    исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;

    характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

    характеризовать творчество не менее двух композиторов- классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений .
    Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:

    различать на слух произведения русских композиторов- классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

    характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
    1 На выбор учителя . Например: Испания, Китай, Индия или: Франция, США, Япония и т . п . — не менее трёх национальных культур, значимых в мировом масштабе .
    исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными тема- ми) сочинения русских композиторов;

    характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений .
    Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»:

    различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;

    исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;

    приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора .
    Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»:

    определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;

    различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;

    исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности .

    Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:

    определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

    различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;

    импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т . п .) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;

    высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполните- лях музыкального произведения .
    Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»:

    различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т . д .), знать их разновидности, приводить примеры;

    рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;

    выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров .

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Календарно-тематическое планирование представлено по модулям и годам обучения в двух вариантах . Тематическое наполнение модулей также допускает перекомпоновку, исключение отдельных блоков, изменение по количеству учебного времени, отводимого на изучение того или иного блока с учётом возможностей региона, образовательной организации, возможностей дополнительного образования и внеурочной деятельности, уровня общего и музыкального развития обучающихся .

    Вариант 1. Распределение тематических модулей по учебным четвертям

    1-я четверть (8 часов)

    2-я четверть (7 часов)

    3-я четверть (10 часов)

    4-я четверть (9 часов)

    5 класс

    Музыка моего края (А, Б)

    Русская классическая музыка (А, Д)

    Европейская классическая музыка (А, Б)

    Связь музыки с другими видами искусства (А, Б)

    6 класс

    Народное музыкальное творчество России (А, Б или А,

    В или Б, В)

    Русская классическая музыка (Б, В)

    Европейская классическая музыка (В, Г)

    Жанры музыкального искусства (А, Б)

    7 класс

    Музыка народов мира

    (А, Б)

    Истоки и образы русской

    и европейской духовной

    музыки (А, Б или А,

    В или Б, В)

    Европейская

    классическая музыка

    (Д)

    Жанры музыкального

    искусства

    (В)

    Связь музыки с другими

    видами искусства (В, Г)

    8 класс

    Музыка моего края

    (В, Г)

    Жанры музыкального

    искусства (Г)

    Русская

    классическая музы-

    ка (Г)

    Европейская

    классическая музыка

    (Е)

    Русская

    классическая музы-

    ка (Е)

    Современная музыка: основные жанры и направления (А, Б)


    Вариант 2. Распределение тематических модулей по месяцам (концентрический принцип):


    1-я четверть (8 часов)

    2-я четверть (7 часов)

    3-я четверть (10 часов)

    4-я четверть (9 часов)

    Сентябрь (4 часа)

    Октябрь (4 часа)

    Ноябрь (3 часа)

    Декабрь (4 часа)

    Январь (3 часа)

    Февраль (4 часа)

    Март (3 часа)

    Апрель (5 часов)

    Май (4 часа)

    5 класс

    Музыка моего края (А)

    Народное музыкальное творчество Рос- сии (А)

    Жанры музыкального искусства (А)

    Русская классическая музыка (А)

    Музыка народов мира (Б)

    Европейская классическая музыка (А)

    Истоки и образы рус- ской и европейской духовной музыки (А)

    Связь музыки с другими видами искусства (Б)

    Современная музыка: основные жанры и направления (А)

    6 класс

    Музыка моего края (Б)

    Народное музыкальное творчество Рос- сии (Б)

    Музыка народов мира (А)

    Европейская классическая музыка

    (Г)

    Истоки и образы русской и европейской духовной музыки (Б)

    Русская классическая музыка (Б)

    Связь музыки с другими видами искусства (А)

    Жанры музыкального искусства (Б)

    Современная музыка: основные жанры и направления (Г)

    7 класс

    Музыка моего края (В)

    Народное музыкальное творчество России (В)

    Русская классическая музыка (В)

    Истоки и образы русской и европейской духовной музыки (В)

    Европейская классическая музыка (В)

    Жанры музыкального искусства (В)

    Связь музыки с другими видами искусства (В)

    Современная музыка: основные жанры и на- правления (Б)

    Музыка народов мира (В)

    8 класс

    Музыка моего края (Г)

    Народное музыкальное творчество России (Г)

    Жанры музыкального искусства (Г)

    Русская классическая музыка (Г)

    Европейская классическая музыка (Б)

    Связь музыки с другими вида- ми искусства (Г)

    Музыка народов мира (Г)

    Истоки и образы русской и европейской духовной музыки (Г)

    Современная музыка: основные жанры и направления (В)

    При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании .


    1   2   3   4


    написать администратору сайта