|
Музыка. Характеристика учебного
14 Уточнение различий между музыкой католической и протестантской церкви зависит от уровня подготовки обучающихся (как по музыке, так и по ОРКСЭ) и может быть раскрыто позднее или факультативно по усмотрению учителя . Также на усмотрение учителя данный перечень может быть дополнен образцами исламской, буддийской культуры, иудаизма в зависимости от особенностей конкретного учебного заведения и религиозных верований, распространённых в данном регионе.
Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства» 15
| № блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
|
А)
3—4
учебных
часа
|
Камерная музыка
|
Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др .) . Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др .) .
Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма .Куплетная форма др .) . Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др
Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма .Куплетная форма
| Слушание музыкальных произведений изучаемых
жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа. Определение на слух музыкальной формы и составление её буквенной наглядной схемы .
Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров .
На выбор или факультативно
Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ
-пение без слов, вальс
- трёхдольный метр и т . п .) .
Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме .Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок,
пластический этюд
| Б)
4—6
учебных
часов
| Циклические формы и
жанры
| Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструмен-
тальных). Принцип контраста . Прелюдия и фуга .
Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст ос-
новных тем, разработочный принцип развития
| Знакомство с циклом миниатюр . Определение принципа, основного художественного замысла цикла. Разучивание и исполнение небольшого вокального цикла . Знакомство со строением сонатной формы . Определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат .
На выбор или факультативно Посещение концерта (в том числе виртуального) .
Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты) . Последующее составление рецензии на концерт
| В)
4—6
учебных часов
| Симфоническая музыка
| Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина) . Симфония
| Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии . Освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развёртывания музыкального повествования . Образно-тематический конспект .
Исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки . Слушание целиком не менее одного симфонического произведения .
На выбор или факультативно
Посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки. Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты) . Последующее составление рецензии на концерт
| Г)
4—6
учебных часов
| Театральные жанры
| Опера, балет . Либретто . Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал . Массовые сцены .Сольные номера главных героев
Номерная структура и сквозное развитие сюжета .
Лейтмотивы . Роль оркестра в музыкальном
спектакле
| Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов. Разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы . Слушание данного хора в аудио- или видеозаписи . Сравнение собственного и профессионального исполнений . Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов .Разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы . Слушание данного хора в аудио- или видеозаписи . Сравнение собственного и профессионального исполнений . Различение, определение на слух:
— тембров голосов оперных певцов;
— оркестровых групп, тембров инструментов;
— типа номера (соло, дуэт, хор и т . д .) .
Музыкальная викторина на материале изученных
фрагментов музыкальных спектаклей .
На выбор или факультативно. Посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального) . Предварительное изучение информации
о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера) .Последующее составление рецензии на спектакль
| 15 Изучение тематических блоков данного модуля строится по биографическому принципу. В календарном планировании его целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», переходя от русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие круга национальных сюжетов, образов, интонаций.
| Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»
| № блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
| А)
3—4
учебных часа
| Музыка и литература
| Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др .) . Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др .) Программная музыка
| Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки .
Импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодия- ми, сочинёнными композиторами (метод «Сочинение сочинённого») .Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения.
Рисование образов программной музыки . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
| Б)
3—4
учебных часа
|
Музыка и живопись
| Выразительные средства музыкального и изобрази- тельного искусства . Аналогии: ритм, композиция, линия мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т . д .
Программная музы- ка . Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов,
К . Дебюсси, А . К . Лядова и др .)
| Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки . Выявление интонаций изобрази- тельного характера .Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений .
Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности. Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта .
На выбор или факультативно
Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера .
Сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников
| В)
3—4
учебных часа
|
Музыка кино и телевидения
| Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э . Грига, Л . ван Бетховена, А . Г . Шнит- ке, Д . Д . Шостаковича и др .) .
Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.
| Знакомство с образцами музыки, созданной отече- ственными и зарубежными композиторами для драматического театра .Разучивание, исполнение песни из театральной постановки . Просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня .Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей .
На выбор или факультативно
Постановка музыкального спектакля .
Посещение театра с последующим обсуждением (устно или письменно) роли музыки в данном спектакле . Исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра
|
Г)
3—4
учебных часа
|
Музыка кино и телевидения
|
Музыка в немом и звуковом кино .
Внутрикадровая и закадровая музыка . Жанры фильма- оперы, фильма-ба- лета, фильма-мюзикла, музыкально- го мультфильма (на примере произведений Р . Роджерса, Ф . Лоу, Г . Гладко- ва, А . Шнитке)
| Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов .
Просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой .
Разучивание, исполнение песни из фильма .
На выбор или факультативно
Создание любительского музыкального фильма . Переозвучка фрагмента мультфильма. Просмотр фильма-оперы или фильма-балета . Анали- тическое эссе с ответом на вопрос «В чём отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?»
| Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления
| № блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
| А)
3—4
учебных часа
|
Джаз
| Джаз — основа популярной музыки XX века . Осо- бенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, им- провизация) Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене
| Знакомство с музыкальными произведениями, сочинёнными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль) .
Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзи- клов в современных СМИ .
Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки .
Разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов .
| В)
3—4
учебных часа
|
Молодёжная музыкальная культура
| Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX— XXI веков (рок-н- ролл, рок, панк, рэп, хип-хопи др .) . Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры
| Знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодёжной культуры (группы «Битлз», «Пинк-Флойд», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и др .) .
Разучивание и исполнение песни, относящейся к од- ному из молодёжных музыкальных течений .
Дискуссия на тему «Современная музыка» .
На выбор или факультативно
Презентация альбома своей любимой группы
| Г)
3—4
учебных часа
|
Музыка цифрового мира
| Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники) . Музыка на любой вкус (безграничный вы- бор, персональные плейлисты) . Музыкальное творчество в условиях цифровой среды
| Поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас .
Просмотр музыкального клипа популярного исполнителя . Анализ его художественного образа, стиля, вы- разительных средств .
Разучивание и исполнение популярной современной песни .На выбор или факультативно
Проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека .Создание собственного музыкального клипа
| ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных .
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности . Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1 . Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изуче- нию истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края .
2 . Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местно- го сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий .
3 . Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учеб- ной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов .
4 . Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства .
5 . Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способа- ми исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступно- го объёма специальной терминологии .
6 . Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека .
7 . Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности .
8 . Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества .
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурса- ми в стрессовой ситуации, воля к победе .
|
|
|