ПРОЕКТ.. Хипхоп культкура как один из способов социализации подростков
Скачать 160.33 Kb.
|
1 2 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9» ХИП-ХОП КУЛЬТКУРА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ Научный руководитель: Купреева Ирина Юрьевна учитель обществознания Выполнила: Белозёрова Анастасия Алексеевна учащаяся 10 «Б» класса Абакан, 2022 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Социализация как процесс становления личности…………………….5 Понятие и сущность социализации…………………………………5 Факторы социализации личности…………………………………..6 Механизмы и средства социализации личности…………………...8 Фазы и этапы социализации личности…………………………….12 Специфика социализации подростков…………………………….13 Глава 2. Хип-Хоп как социально-общественная культура…………………….17 2.1. Понятие……………………………………………………..................17 2.2.История возникновения Хип-Хоп культуры на Западе. Знаковые личности и основные элементы культуры…………………………………….18 2.3. Хип-Хоп как молодёжная субкультура в российском обществе и её Социальная польза…………………………………………………...........24 Глава 3. Влияние Хип-Хоп культуры на жизнь людей: практические аспекты. 3.1. Анализ опроса……………………………………………………...…26 3.2. Особенности Хип-Хоп культуры, способные положительно повлиять на процесс социализации подростка………………………….31 Заключение……………………………………………………………………….33 Список использованной литературы……….......................................................34 Введение Актуальность Подростковый возраст - это один из самых сложных периодов в жизни человека. В этом возрасте человек начинает задумываться о будущем и начинает активнее взаимодействовать с обществом, в целях получения какой-либо информации. В настоящее время у подростков есть возможность попробовать себя в абсолютно разных направлениях . Популярной среди молодого поколения на данный момент является социально-общественная культура - Хип-Хоп. В ходе своей работы я бы хотела выявить те особенности этой культуры, которые могут положительно повлиять на становление личности подростка, а также сделать этот процесс более лёгким и интересным. Цель Познакомиться с Хип-Хоп культурой и выявить те её особенности, которые могут положительно сказаться на процессе социализации людей в подростковом возрасте. Объект исследования Социализация подростков. Предмет исследования Хип-Хоп культура как один из способов социализации подростков. Гипотеза Хип-Хоп культура является общественно-социальной, этот факт позволяет предположить, что, углубившись в её изучение, можно выявить и структурировать те её аспекты, которые могут благоприятно повлиять на процесс социализации подростков. Задачи Познакомиться с понятием «социализация» и изучить особенности этого процесса в подростковом возрасте. Изучить Хип-Хоп культуру как общественно-социальное явление. Выявить и структурировать особенности данной культуры, положительно влияющие на становление личности подростков. Методы исследования Наблюдение. Изучение и обобщение. Анализ и синтез. Теоретическая значимость Проведено обобщение материала о положительном влиянии Хип-Хоп культуры на процесс социализации подростков. Практическая значимость Материал, собранный в ходе выполненной работы, можно использовать на школьных классных часах, посвящённых вопросам подросткового досуга, а также в целях расширения кругозора подростков. Новизна Научная новизна данной работы заключается в рассмотрении молодёжной культуры Хип-Хоп как способа социализации подростков в современном мире. Глава 1. Социализация как процесс становления личности. 1.1.Понятие и сущность социализации. В современной научной литературе нет однозначного определения понятия «социализация». Поэтому необходимо для различно-аспектного и всестороннего виденья процесса социализации рассмотреть определения, данные в философских, социологических, психологических словарях и определения ученых-исследователей, занимающихся данной проблематикой. В философских энциклопедиях в широком смысле слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, «в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе». В других философских энциклопедиях социализация рассматривается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.[1] В социологии социализация – есть сложное научное понятие, подразумевающее процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Отечественный социолог А.Н. Тесленко дает другое определение понятию «социализация» – это самое широкое понятие в становлении личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (в отличии от воспитания), сколько выработку собственных ценностных ориентаций, своего стиля поведения, позволяющих человеку само реализовываться как личности.[4] В социальной психологии социализация в специальном смысле слова является чрезвычайно важным для общества в целом и различных групп социальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей. В социальной психологии дается и более сжатое определение социализации – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Так, в психологическом словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова социализация (от латинского socialis - общественный) – это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.[2] Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс развития человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду, предполагающее социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие. 1.2. Факторы социализации личности. В самом общем виде факторы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики; во вторую – индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности. К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств. Макрофакторы – это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей. Страна, государство (в обыденном понимании синонимы) – понятия, принятые для выделения людей, проживающих в определенных территориально-административных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи. Культура – система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека – биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем-либо), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения – орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения). Мезофакторы – это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины. Этнос (нация) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во многом определяет специфику социализации личности. Региональные условия – условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющих свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие). Тип поселения – село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации людей, в них проживающих. Средства массовой коммуникации – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории. Микрофакторы – это детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении). Не менее значимыми являются Индивидуально-личностные факторы социализации личности. С точки зрения психологии социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и тс же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. [3] 1.3. Механизмы и средства социализации личности. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести вскармливание младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а так же методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, в спорте, а так же в семейной, профессиональной, общественной и религиозной сферах. Каждое общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) вырабатывает в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций – способов внушений и убеждений, предписаний и запретов, мер принуждения и давления, вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих мер и способов поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет, а А.В.Петровский закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные А.В. Мудрик с точки зрения педагогики выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах. К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующее. Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на его жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних этапах возможно запечатление каких либо образов, ощущений. Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание – следование какому либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом. Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различным «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. [12] К механизмам социализации можно отнести следующие. Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. [10] Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные для его социализации, так и реализующие социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а так же средства массовой коммуникации) Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представлении образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного выполнения социальных норм. Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. [7] Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола. Но нередки случаи, когда общение со значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. [12] 1.4. Фазы и этапы социализации личности. Процесс социализации пронизывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называют еще основными жизненными циклами. Таких циклов можно выделить четыре: детство (от появления на свет до полового созревания) – освоение элементарных навыков человеческого общежития; юность (от 12–14 до 18–20 лет) – подготовка к активному трудовому периоду; зрелость (18–60 лет) – активный трудовой период; старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода. Этим жизненным циклам соответствуют четыре основные фазы (этапы) социализации: первичная социализация – этап социализации младенческого возраста; вторичная социализация– этап, совпадающий с получением формального образования; социализация зрелости – этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи; социализация старости– этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности и превращение в своеобразного «иждивенца» (государства или собственных детей – в зависимости от уровня развития общества). Каждый из этих этапов связан с обретением нового статусного набора и освоением новых ролей. Продолжительность каждого из этапов и его содержание определяющим образом зависят от уровня развития общества. [8] Социализация начинается уже в момент рождения человека. Семья обеспечивает ребенку удовлетворение биологических потребностей и чувство безопасности. Когда малыш начинает говорить, его когнитивная активность увеличивается. Он последовательно приобретает навыки обращения с предметами, позволяющими удовлетворять потребности, например, самостоятельно есть или одеваться. Приобретение этих навыков растягивается во времени. В то же время ребенок усваивает правила, оправдывающие такой, а не иной способ выполнения этих действий. Однако главная задача первичной социализации – усвоение правил и норм, определяющих способы вступления в отношения с социальной средой. Другими словами, ребенок изучает базовый набор социальных ролей: сын или дочь, брат или сестра, внук или внучка. Процесс первичной социализации обусловлен многими социальными факторами: внутренняя структура и уклад семьи; социально-экономический статус семьи; культурные традиции в семье. Первичная социализация плавно переходит к следующему этапу, который является вторичной социализацией, когда ребенок обнаруживает существование общих социальных правил. Вторичная социализация — процесс, который начинается у детей старшего возраста, прошедших первичную социализацию, и продолжается на протяжении всей взрослой жизни. Ребенок, который приобрел определенные навыки в семье, переходит на новый этап, в новую специфическую среду, например, в школу, колледж, ВУЗ и позже на работу. В этот период социализации человек изучает преобладающие правила и модели поведения своего сообщества, соответствующие данной культуре, обретает способность справляться с проблемами, учится осознанному выбору. Это время профессионализации и выбора своей роли в определенном сегменте общественной жизни. Бывает, что знания и навыки, приобретенные на этом этапе жизни, менее прочные, чем те, которые были получены в процессе первичной социализации. Тогда индивид сознательно стремится имитировать механизмы из первого этапа социализации. [14] 1.5.Специфика социализации подростков Социализация личности наблюдается на всех этапах жизнедеятельности человека. Но самыми интенсивными периодами социализации являются детский, подростковый и юношеский возраст. Часть исследователей акцентируют внимание на особенностях возраста в процессе социализации, так как есть существенные различия в специфике данного процесса в разном возрасте. К примеру, отечественный автор А.В. Петровский утверждал, что подростки стремятся проявлять свою индивидуальность, вследствие чего индивидуализация личности происходит очень активно. Процесс социализации в данном возрасте помогает решить противоречие, с которым сталкивается подросток: во-первых, он идентифицирует себя с окружающим социумом, я а во-вторых, он стремится обособиться от социума, так как считает себя уникальной личностью. Таким образом, успех социализации индивида подросткового возраста подразумевает следующие моменты: адаптацию подростка к окружающему обществу и его системе норм, правил и ценностей; саморазвитие подростка, определение его уникальных способностей, что будет способствовать развитию его уникальности, а не стремления быть как другие. Особенности социализации индивида в подростковом возрасте зависят от нескольких фаз его жизненного развития. Фаза детства характерна процессом активной адаптации. Фаза отрочества сопровождается активной индивидуализацией личности. Фаза юности характерна интеграцией личности и сохранением ее уникальных способностей. Обычно, будучи юным или подростком, человек стремится попасть в какое-то объединение, группу, что даст ему возможность раскрыть свои новые стороны и способности. Между вышеперечисленными фазами могут появляться противоречия, мотивирующие человека либо становиться лучше в выбранной сфере развития, либо примерять на себя другие социальные роли и пробовать себя в новых сферах деятельности. Социализация подразумевает удовлетворение потребностей индивидов, находящихся в этом процессе. Таким образом, особенность социализации индивида-подростка – это удовлетворение его потребностей, а именно самостоятельности, независимости, самоидентификации, общения со сверстниками с целью обмена опытом и знаниями. Каждому подростку свойственно желание доказать, что он уже самостоятельный, может принимать решения и быть независимым от взрослых. Это желание вполне естественно и может быть осуществимо. Подросток уже может применять полученные на предыдущих этапах жизни знания и опыт, поведенческие образцы, которые могут быть приняты либо не приняты обществом. В любом случае индивиды продолжают развиваться и примерять на себе различные социальные роли. Подростки стараются занять свое место в обществе и проявить себя, как авторитетную личность. Данное стремление является стремлением приобрести высокий общественный статус и достигнуть признания в обществе. Часть подростков стремятся к чему-то большему, им не достаточно ценностей и норм, усвоенных в семье и в кругу сверстников. Однако большинство довольствуется этим. Для некоторых пиком развития является признание сверстников, и обычно эти подростки пользуются не социальными методами, например, начинают курить, употреблять алкоголь, с целью выглядеть в глазах своих товарищей "крутыми". Но всё это зависит от воспитания индивида. Так, если в семье показывали примеры других способов достижения успеха и завоевания авторитета, соответствующих социальным ценностям, то скорее всего человек в подростковом возрасте не будет прибегать к вышеприведенным действиям. В процессе поиска своего места в социальной среде, случается так, что подростки теряют себя. В данном возрасте у человека очень нестабильная психика и он подвержен навязыванию ложных норм и ценностей, которые воспринимаются в этот период как единственно правильные. Тем более, подростки часто меняют своё окружение. Они занимаются в различных секциях, кружках, так как хотят найти что-то интересное для себя. В поиске собственных уникальных возможностей подростки часто меняют различные виды деятельности и социальные группы. Так как подростки стремятся достичь признания и авторитета, они часто подражают взрослым, пользующимся успехом у других. Важнейшими факторами социализации подростков есть особенности воспитания и поведения в семье, отношение родителей и родственников к различным объектам, явлениям и общественным процессом. Важны также приоритеты и установки, ценности, неформальная обстановка, сверстники, с которыми они дружат. Значительную роль играет атмосфера в школе, отношение индивида к системе ценностей, развивающихся в процессе обучения. Таким образом, главными институтами социализации для подростка есть: семья - мать, отец, сестры, братья и другие родственники, принимающие участие в воспитании подростка; неформальная группа - это друзья, сверстники, которые окружают индивида, показывают пример поведения и отношения к социальным ценностям; школа - это учителя и одноклассники. Социализация оценивается отношением подростков к процессу учебы, по его взаимоотношениям со сверстниками и педагогами. [11] Глава 2. Хип-Хоп как социально-общественная культура. 2.1. Понятие. Хип-хоп – это культурное движение, которое, зародившись в 70х гг. прошлого века в одном из черных кварталов Нью-Йорка, известно и популярно во всем мире. Оно объединяет в себе многое: музыку, танцы, наглядное творчество (граффити), модные тенденции в одежде, образ мыслей и стиль жизни. Изначально, хип-хоп был независимой и некоммерческой формой выражения молодежи через музыку и танцы, со временем же он превратился в сферу, сопряженную с многомиллионными гонорарами и дорогостоящими «знаками отличия». [6] Более чёткое объяснение изучаемого понятия нам даёт Википедия: Хип-хоп-культура (англ. hip hop culture или hip-hop culture) — культурное и художественное направление, созданное афроамериканцами, латиноамериканцами и американцами стран Карибского бассейна в Бронксе, Нью-Йорк. Происхождение названия часто оспаривается. Также спорят о том, зародился ли хип-хоп в Южном или Западном Бронксе. В то время как термин хип-хоп часто используется для обозначения исключительно хип-хоп-музыки (включая рэп), хип-хоп характеризуется четырьмя ключевыми элементами: исполнение «рэпа» (также называемый эмсиинг), ритмичный вокальный стиль рифмования; диджеинг (и тёрнтейблизм), то есть создание музыки с помощью виниловых проигрывателей и диджейских микшеров (слуховое/звуковое и музыкальное оформление); би-боинг/би-гёрлинг/исполнение брейк-данса (движение/танец); и рисование граффити. Пятым элементом, который хоть и является спорным, обычно считается уличное знание, либо хип-хоп-мода или исполнение битбокса.[15] 2.2. История возникновения Хип-Хоп культуры на Западе. Знаковые личности и основные элементы культуры. Cool Herc Отцом-основателем Хип-Хоп культуры считается иммигрант с Ямайки – Клив Кемпбел, известный в музыкальной среде как Cool Herc. Он приехал в Южный Бронкс (афро-американское гетто Нью-Йорка) в 1967 году, и стал известен тем, что устраивал дворовые вечеринки, на которых был тем, кого сейчас называют Ди-джеем или МС (мастер церемонии). На одной из таких вечеринок в 1973 году он впервые использовал прием «врезания» части одной композиции в другую. Это нововведение очень понравилось молодежи, которая сразу придумала использовать эти вставки (брейки) для определенного вида танцев с использованием разного рода акробатических элементов, которые приобрели название брейк-данс. Grandmaster Flash Джозеф Саддлер жил в Южном Бронксе и изучал электротехнику. Но куда большую тягу он испытывал к музыке. С подросткового возраста он экспериментировал с виниловыми пластинками папы, и однажды пришел к мысли о том, что вертушка может внести революцию в музыку. Он стал первым, кто дотрагивался до пластинок руками по ходу их проигрывания, и манипулировал звучанием. Afrika Bambaataa Уроженец Южного Бронкса, известен как один из первых рэперов в музыкальной истории. Он был лидером Black Spades, одной из наиболее печально известных и жестоких группировок того времени. Когда он направил свою энергию в русло новой культуры, он повел за собой многих знакомых. Это привело к превращению Black Spades в новую организацию, направленную на саморазвитие и всеобщий мир. С того момента и по сей день она, под названием Zulu Nation, она процветает в мирной сфере хип-хоп культуры. Bambaataa и его последователи резко снизили уровень преступности в нестабильных районах Нью-Йорка. Если раньше бедная молодежь решала все проблемы между собой драками и стычками, то теперь конфликты решались в танцевальных поединках (баттлах), соревнованиях в репе, и даже граффити. 1982 Африка совершил турне по Европе, сделав огромный вклад не только для распространения хип-хопа, но и для его обогащения новыми направлениями, такими как «электро» (с которым Баамбаата познакомился в Германии). После смешения электро с хип-хопом на свет появилась композиция «Planet Rock», которая вскоре стала очень популярной. Наряду с ди-джеингом и тесно с ним связанное, развивалось и танцевальное направление хип-хоп культуры. Брейк-данс, «ломаный танец», зародился тогда же, когда Кул Хёрк сделал свою первую «фирменную» вставку. Этот стиль был абсолютно не похож на популярные танцы предыдущих поколений. Впрочем, можно проследить историю его становления. В 1969 году танцор Дон Кэмпбел изобрел такой вид танца, в котором танцор как бы зацикливается в определенном положении на некоторое время («ticking»), а в ритмических припевах тело двигается свободными волнами («waiving»). Это было названо кембелокинг, и теперь более известно как просто локинг. Многое в этом направлении перенималось из национальных культур, например, в лосанджелесской пантомиме «boogie» слышны отголоски негритянской культуры. В середине 70х годов Локотрон Джон и Шабаду создали такую форму танца, которую мы сейчас и называем хип-хопом: объединенные стили «locking» и «popping». Тогда же появляется и начинает развиваться стиль «робот». Первыми, кто сумел вырваться из толпы и продемонстрировать свои индивидуальность в брейк-дансе, стали участники коллектива Rock Steady Crew. Он было создан в 1879 году двумя би-боями (так называют танцующих брейк-данс) Jimmy D и Jojo. Один из виднейших би-боев Ричард Колон, по прозвищу Crazy Legs, сделал существенный вклад в разнообразие танцевальных элементов и разработку сложных акробатических приемов брейк-данса. Также благодаря своему таланту, он способствовал популяризации танцев и распространению термина би-бой (b-boy). Пик популярности танцевального направления хип-хопа пришелся на первую половину 80-х годов, когда внимание молодежи приковали к себе фильмы «Breakin» и «Beat street». Граффити – это еще один аспект культуры хип-хопа, который нельзя оставлять без внимания. Само слово происходит и от греческого слова "Graphein" - "писать", и от итальянского "Graffito" - "царапать". Современное понимание этого феномена связано у современных жителей мегаполисов с разрисованными парадными и заборами, лифтами и стенами домов, на которых буквально все свободное пространство может быть заполнено не совсем понятными, а иногда и слишком хорошо понятными фразами и словечками. Считается, что первую надпись в стиле граффити, точнее, в современном его понимании, сделал тогда еще молодой житель Нью-Йорка в 60х годах 20 века. Он расписывал своим именем Julio 204 (204 – номер улицы) подземку родного города, но мелочиться он не стал, и вскоре о существовании человека с псевдонимом Julio 204 узнали жители всех районов города. Эту идею вскоре подхватил еще один молодой житель того же города, 17-летний грек Demitrios, который также оставил свои «теги» "Taki 183" (tag – так обозначается надпись или псевдоним) во всех частях Нью-Йорка. На этот раз это не прошло незамеченным, и один журналист разыскал юношу, чтобы взять у него интервью и выяснить, с какой целью он делал эти надписи. Ответ на этот вопрос он изложил в статье 'Taki 183 spawns pen pals', которая стала первой из посвященных граффити. Вскоре молодежь стала активно расписывать все попавшиеся на глаза предметы своими «тэгами», и этот феномен превратился в настоящее движение, которое стали называть хип-хоп граффити. Одним из объектов, пользующихся наибольшим вниманием и любовью райтеров, были поезда. Многие группировки предпочитали одни линии метро другим, в зависимости от их маршрута, качества покрытия вагонов, и количества пассажиров, которые могли бы увидеть их творения. Последнее было наиболее важно, так как вся культура хип-хоп основана на массовости и публичности. Известность среди населения ценилась представителями всех направлений.[6] «Знание» (Knowledge) - последний в списке, но не последний по значимости элемент Хип-Хоп культуры . Он свидетельствует о том, что в Хип-Хоп среде отчётливо понимают факт, что снять фильм, видеоклип, написать статью или организовать мероприятие, посвященное хип-хопу без человека, достаточно разбирающегося в этой культуре, невозможно. Главным образом это объясняется большим количеством отличий в мировоззрении участников Хип-Хоп движения и людей со стороны, разности их подхода к искусству и самовыражению. Для неподготовленного зрителя восприятие элементов хип-хопа без дополнительных объяснений или упрощений становится также трудной, а иногда и неинтересной задачей. Хип-хоп культура без знания ее истории может казаться дилетантской: граффити – нелегальной мазней на стенах, а брейк-данс – агрессивным кривлянием. Именно поэтому все большее количество людей из самой хип-хоп среды должно участвовать в общественной деятельности движения и увеличивать свою социальную активность, доносить свое «Знание» до всего мира. [5] 2.3Хип-Хоп как молодёжная субкультура в российском обществе и её социальная польза. В СССР первая волна хип-хоп культуры прокатилась в середине 1980-х гг. Источником информации о хип-хопе были фильмы, которые привозились из-за границы частными лицами. Джазовый ансамбль «Арсенал» (рук. А. Козлов) одним из первых стал строить танцевальную часть концертов на основе брейк-данса. Появившиеся первые команды, ориентированные на хип-хоп, не встречают сопротивления власти в условиях социальной аномии и поддерживаются демократической общественностью. Проводятся фестивали брейк-данса, образцы брейка появляется в фильмах («Диск-жокей», «Женский клуб», «Танцы на крыше», «Гремучая дюжина», «С роботами не шутят» и др.). В настоящее время хип-хоп культура в России не воспринимается как контркультурное образование. Первоначально оно рассматривалось как прямое свидетельство американизации общественного сознания российской молодежи, но теперь более ясна адаптивность хип-хопа в отношении различных социокультурных систем, в частности менталитета россиян. Часто молодежные хип-хоп коллективы приглашают на различные крупные презентации, праздники, форумы, фестивали. В ряде мест группам хип-хопа оказывается поддержка органами государственной власти, общественными объединениями (в частности, Российский союз молодежи разработал программу «Хип-хоп старт»). При поддержке мероприятий в области хип-хоп культуры учитывается, что по происхождению хип-хоп связан с бескорыстным интересом городской молодежи к самовыражению и освоению окружающего мира в своеобразных субкультурных формах. Поскольку особенности хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера. «Сражения» между ди-джеями, соревнования между мастерами брейк-данса и рэпа, по данным исследований, привели к ощутимым положительным последствиям: снизилась общая агрессивность разборок между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другой форме, молодежь, увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком требует спортивной подготовки. Хип-хоп заметно оздоровил обстановку в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов Америки и Европы, других регионов мира. В своих некоммерческих формах хип-хоп культура не требует от молодежи больших финансовых вложений, дает возможность организовать активный досуг определенной части молодежи, ориентированной на ценности этой субкультурной конструкции. [9] Социальная польза хип хоп культуры заключается в том, что оно играет огромную роль в процессе самоидентификации молодежи коренных малочисленных народов, проживающих на территории Российской Федерации, на привитие культурных ценностей, традиций, повышение знаний населения страны о культуре коренных народов, посредством изучения философских начал хип хоп культуры. Один из российских хип хоп деятелей Bobish, изучающий хип хоп культуру передает его содержание так «…мы в хип-хопе преодолели то, над чем ломали голову великие идеологи и политические партии, а именно: разрыв между богатыми и бедными, предрассудки полов, расовые и национальные различия». По утверждению Zephyr, одного из людей, стоявших у истоков новой культуры: «…хип-хоп является методом интерпретации, системой мышления, направлением жизни. В своей основе совместными компонентами его являются не просто брейк-данс, диджеинг, граффити и эмсиинг, а соучастие, социальный актинизм и мультикультурность». Субкультуры имеют огромное влияние на молодежь. Они выполняют, прежде всего, функции социализации молодых людей, являются формой их адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества в целом, а также решает проблемы конфликта поколений. Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней, т.е. идентифицирует себя с ней. Социализация в условиях молодежных субкультур часто оказывается неконтролируемой, у молодежи появляется определенный стиль жизни, который может не способствовать ее успешной социализации и самореализации. Хип-хоп субкультура одна из современных, массовых молодежных субкультур, которая получила широкое распространение во многих странах мира и в России в том числе. [13] 1 2 |