Политология. Литература Малыхин А., Чернышев В. Наука о политике. Социальнополитические науки. 1991, 1
Скачать 172.74 Kb.
|
Тема 1. Политическая наука: предмет, структура и задачи. План. Предмет политической науки, методы, законы и категории. Место и роль политологии в системе социально-гуманитарных наук, ее функции. Литература Малыхин А., Чернышев В. Наука о политике. – Социально-политические науки. 1991, №1 Кокошин А., Зубок В. М. Современная социология и политология США (наблюдения и размышления). –США: Экономика, политика, идеология. 1991,№1 Александров Н. Сулимов В. С. О некоторых методологических основах политологии. – Социально-политические науки. 1990.№7 Федун Л. А. О предмете и методе политологии. – Социально-политические науки. М., 1991, №3 Бутенко А. П. Политология как наука и как учебная дисциплина в современной России. – Социально-политический журнал. – 1993.№9-10 Тихомиров В. Б. профессионализм политолога: анализ, принятие решений, управление событиями. – социально-политический журнал.1993. №3 Введение в политологию. Под ред. Фарукшина М. Х. – Казань,1992. Гл.1 Основы политологии. Курс лекций. Под ред. Пугачева В. П. М.,1992, лекция 1 Политология занимает одно из важных мест в современном обществознании. Такое положение определяется прежде всего прикладной ее значимостью, что особенно важно на современном этапе развития нашего общества. Политология, помогающая постичь тайны политической жизни и включиться в нее, приносит практическую пользу государству, политическим лидерам, бизнесменам, простым гражданам, в целом всему обществу. Попытки осмысления политики зародились еще в глубокой древности, но период становления политологии как самостоятельной дисциплины приходится на вторую половину XIX столетия. В 1857г. создается кафедра «Истории и политической науки» в Колумбийском колледже США. Через 13 лет в этом же учебном заведении организуется первая школа политической науки, а в начале XX века (1903г.) создается американская ассоциация политических наук, которая функционирует и по сей день. В политологии вопрос о ее предмете не имеет единой трактовки. Одними из трудностей в определении предмета политической науки можно назвать сложность самого изучаемого феномена – политики, а также некоторое перекрещивание политологии с другими отраслями политических знаний – политической философией, политической психологией, политической социологией, политической антропологией. Предмет политологии определяется по-разному. Сторонники одной точки зрения ограничивают предмет политической науки институциональным аспектом политики, не считают политологию самостоятельной дисциплиной. Другие – отождествляют политологию и политическую социологию, что позволяет, с одной стороны, провести целостное исследование политической сферы жизни общества, но с другой стороны, утратить дифференцированный подход при анализе политических явлений. Третьи – рассматривают политологию как интегральную систему научных знаний о политике во всем ее многообразии, включающую в качестве составных элементов политическую философию, политическую экономию и другие частные политические науки. Но несмотря на многообразие определений предмета политологии хочется обратить внимание на следующее. На наш взгляд, предмет политологии следует рассмотреть как в широком, так и в узком смысле слова. В широком – политическая наука находится в зоне обществознания, поскольку ее целью является исследование социальной действительности. С этой точки зрения политология изучает политическое в общественном бытии. В узком смысле слова – политическая власть. Она является центральным, животворящим фактором политических отношений. Именно процесс становления, функционирования и развития политической власти находится в центре внимания политических исследований. В политологии можно выделить методы двух уровней: эмпирические и теоретические. К первым относят такие, как: наблюдение, или как еще именуют его «качественное исследование»; количественный метод – его популярная форма – выборочный опрос; анализ документов. Особый интерес для исследователя могут представлять так называемые иконографические документы – фильмы, фотографии, портреты. Ко второму уровню относятся в первую очередь исторический и сравнительные методы. Первый метод предполагает изучение одного и того же явления на различных стадиях его развития. Второй – позволяет сопоставить определенным параметрам какое-либо однопорядковое явление. Политология выполняет следующие функции: а) познавательную – получение новой информации о политической жизни; б) теоретико-методологическую – представляет возможность более глубокого исследования какого-либо явления, связанного с политикой; в) идеологическую – обоснование и пропаганда политических целей, идеалов, ценностных ориентаций; г) прикладную – сокращение возможностей в совершении ошибок в определении какого-либо политического курса. В системе социально-гуманитарных наук политология занимает свое определенное место. В силу того, что она имеет свой объект и специфический предмет познания, политология является самостоятельной наукой. Наряду с политологией, политическую сферу общественной жизни изучают философия, социология, право, история и другие науки, но для каждой из них характерен свой специфический предмет исследования. Философия рассматривает наиболее общие вопросы политики. Философское обоснование политики используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов. Политическая экономия, обосновывая политические процессы сквозь призму экономических отношений, позволяет обнаружить в политических процессах экономические позиции, интересы различных социальных групп. Политология дает научное обоснование государственной экономической политики, ее основных принципов и положений. Существует тесная связь между правом и политической наукой. Она заключается в том, что без наличия социальной структуры политической системы реализации правовых норм просто невозможна. С другой стороны, без правового оформления политической власти не сможет функционировать в полной мере. Политология имеет свою систему закономерностей, характеризующих наиболее существенные и устойчивые тенденции развития и использования власти. Л. А. Федун выделяет три основные группы в зависимости от сферы их проявления. Первая группа охватывает политико-экономические закономерности, отражающие прежде всего соотношение: экономическая основа общества – политическая власть общества. Вторая группа закономерностей – политико-социальные. Они характеризуют процесс формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государстве и обществе. Третья группа – политико-психологические закономерности. Они рассматривают отношения: личность и политика, личность и власть, процесс достижения и удержания власти политическим лидером. (См. подробнее: Л. А. Федун. О предмете и методе политологии. – Социально-политические науки – 1991 №3. с.5-69) Важное место в политологии занимают научные категории, где основной категорией является «политическая власть». Категории и понятия раскрывают различные стороны политической власти, отношения к ней. Тема 2. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ План. Содержание и периодизация истории политической мысли Политическая мысль России. Литература Аристотель. Политика. Соч. в 4-х т. Т.4 М., 1983 Працианский П. С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIIIв. – М. 1984 Золотухина Н. М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. – М. 1985 Исчев И. А. Политико-правовая утопия в России, конец XIX-начало XX века. – М., 1991 История политической мысли и современность. – М. : Наука , 1988 Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. – М.: Юридическая литература.1988 Политическая культура России. М.: ИНИОН, 1990 Ретроспективная и сравнительная политология. Публикации и исследования. – М.: Наука, 1991. Вып.1 Основы политологии. Курс лекций. – М.: МГУ,1992 Социально-политическая мысль в Древней мире. История социально-политических учений имеет глубокие корни. Первые попытки объяснить явления, происходившие в общественное жизни, появились в период разложения общинного строя. В них обосновывались отношения между людьми как богом определенные, вечность и непоколебимость социальных устоев, обеспокоенность углубляющейся дифференциацией общества на богатых и бедных. Ответы на многие вопросы, поставленные противоречивыми процессами, - освобождение от первобытнообщинных отношений и переход к частнособственническим устоям - в основном носили мифологический характер. Наибольшего расцвета социально-политическая мысль древности достигла в Греции. Появившиеся в Элладе многие социально- политические учения содержали в зародыше почти все позднейшие теории, оказали глубокое влияние на учения средневековья и нового времени. Демокрит (460-370г.г.до н.э.) один из первых дал естественное объяснение происхождения человека и общества. Он сторонник демократической формы правления, но наличие рабства не считал безнравственным. Другой выдающийся мыслитель Древней Греции Платон (427-347г.г. до н.э.) выражал точку зрения рабовладельческой аристократии. Его идеи и взгляды на развитие общества и государства оказали огромнее влияние на всю последующую историю социальной и политической мысли. Ученик Платона Аристотель (384-322г.г. до н.э.) внес немалый вклад в развитие социально-политической мысли. Аристотель, также как и его учитель, явился теоретиком рабовладельческого государства, но был сторонником рабовладельческой республики, частной собственности. Считал, что именно она может сплотить воедино все общество в целом. Идея о единстве человечества получила свое развитие в учении стоиков (Зенон, Посидоний, Сенека 3-1в. до н. э.). Они рассматривали человека как гражданина Вселенной, которому неведомы ни сословные, ни этнические различия. Государство для них являлось творением природы, а не рук человека. Сенки одними из первых начали говорить о естественных правах человека. Впоследствии из этой идеи выросла теория естественного права. Социально-политическая мысль эпохи европейского средневековый развивалась в основном благодаря стараниям религиозных деятелей, так как в эпоху феодальной раздробленности (V-Х в. в.) католическая церковь, занимая прочные позиции во всех сферах общественной жизни, не могла не оказывать свое влияние на духовную жизнь средневековья. И вполне закономерно, что главным в распространении социально-политический идей явилась пропаганда о ничтожности земного бытия, что жизнь на земле предопределена свыше и является лишь слабым отпечатком небесной. Самыми видными представителями социально-политической мысли эпохи средневековья в Европе следует назвать Аврелия Августина (354-430г. г.), прозванного «блаженным», и Фому Аквинского (1225-1274г. г.). В 1323г. Фома Аквинский был причислен к лику святых римско-католической церкви, а его учение было призвано официальной идеологией католицизма. В ХIV-ХVв. В. начинают происходить большие перемены в социально-экономической и культурной жизни Западной Европы. Эти новые веяния не могли не вызвать к жизни новые мысли и идеи, выразителей которых вызывали гуманистами, потому что в центре своего внимания они ставили человека. Они отрицательно относились к церкви, а богословие считали лженаукой. Яркими представителями эпохи Ренессанса являются Петрарка и Бокаччо, Никколо Макиавелли, Эразм Роттердамский, Жан Боден, Томас Мор и др. Они стремились создать новую, светскую культуру, требовали освобождения от господства церкви во всех сферах общественной жизни, прославляли человеческую личность, ее честь и достоинство. Центральное место в социально-политической мысли эпохи Возрождения занимала проблема прав и свобод человека. Гуманисты отстаивали, прежде всего, его права на индивидуальность личности, ее свободу. Для них значение личности доминировало над любой социальной общностью. На смену эпохи Ренессанса в XVII-XVIII в. приходит эпоха Просвещения. Просветители (Джон Локк, Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо и др.) выступали против феодальной эксплуатации и, политического произвола, сословного неравенства и привилегий, выступали в защиту интересов народных масс. Они считали, что единственный путь преобразования общества – это распространение передовых идей, борьба с церковью и невежеством, с господствовавшей официальной моралью и искусством. Просветители развили далее идею “естественного права”, наполнили ее новым содержанием: прежде всего имелось в виду быть свободным в убеждениях и действиях, обладать и распоряжаться собственностью, иметь гарантии от произвола власть придержащих. Частную собственность они рассматривали как основу нового общественного порядка, покоившегося на человеческом разуме, на нравственных качествах человека. Либеральные идеи Нового времени нашли свое отражение в политических учениях Алексиса Токвиля (1805-1859), Джона Стюарта Милля (1808-1873) и др. В своем главном труде “О демократии в Америке”, написанном в 1835г., А.Токвиль рассматривает развитие буржуазного общества под углом зрения соотношения в нем равенства и свободы, взаимодействия политической власти и общества в целом. Проанализировав общественную систему и ее составляющие элементы, А. Токвиль приходит к выводу, что политическая и административная централизация является основным направлением развития общества, что неминуемо, по мнению Токвиля, ведет к деспотизму и тирании в буржуазном обществе. Либерально-консервативные идеи Токвиля оказали большое влияние на формирование таких видных мыслителей, как Дюркгейм, М. Вебер и др. Макс Вебер (1864-1920), немецкий социологи, философ и историк сделал существенный вклад в политическую мысль XXв. Рассматривая проблемы социальной структуры и классового конфликта, Вебер разработал свою концепцию, в которой подчеркивал многомерность классовых различий и положений. Нельзя не упомянуть и о таких крупных фигурах в философии и политической науке как Карле Пеппере (1902г.) и Герберте Маркузе (1898-1979г.г.). Первый рассматривал сферу политической деятельности, призывал к использованию рационального метода к решению проблем общественного переустройства, который заключался, по его мнению, в постепенной и последовательной социальной инженерии. Г. Маркузе является одним из основателей Франкфуртского института социальных исследований. Изучая вопросы социального развития, приходит к выводу, что рабочий класс развитых капиталистических стран, идентифицируясь с обществом, утрачивает свою классовую боевитость и роль одного из движущих сил революции. Революционная инициатива переходит к обездоленным массам “бедных” стран, которые противостоят “богатым” (к богатым странам Г. Маркузе причислял и капиталистические и страны бывшего социализма). Тема 3. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ XIX В.-НАЧАЛА XX ВЕКА План. Общественно-политическая мысль России первой половины XIXв. Политические идеи в российском обществе второй половины XIXв Политическая мысль России в дооктябрьский период. Литература. Акулина В.Н. Философия всеединства: от В. Соловьева к П. Флеренскому.- Новосибирск,1990 Бакунин М.А. Избранные философские сочинения.- М.1987 Бердяев Н.А. Судьба России. – М.,1990 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.,1990 Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. – М.,1990 Егоров В.Ф. Петрашевцы. – Л.,1988 Лященко Л. М. Революционные народники. – М.,1989 Милюков П. Н. Воспоминания. М.,1991 История политических учений. /под ред. К.А. Мекичева/. М.,1972, в 2-х томах. Нечкина М.В. Декабристы. – 2-е изд. М.,1984 Оржехевский И.Я. Самодержавие против революционной России (1826-1880г.г.). М.,1982 Рассматривая первый вопрос темы, прежде всего следует указать на присущее России своеобразие в развитии политический мысли по сравнению с европейской общественно-политической традицией. Она состояла в следующем. Во-первых, в России прогрессивная политическая идея сочеталась с отсталым (если сравнивать с Европой) экономическим базисом. В России сформировался особый тип хозяйствования, в структуре которого уживались зарождающиеся фермы капиталистического производства с феодально-капиталистическими формами управления обществом с крепостническим (основанном на рабском труде) методом ведения хозяйства. Такое положение не могло не поразить и соответствующие российско-политические традиции, когда идеи социально-экономической и общественно-политической модернизации общества наталкивались на догматизм самодержавной власти, что породило трагические события как 1825г., так и 1917г. Во-вторых, своеобразие эволюции политической мысли России было ее особое географическое положение, определявшее в значительной мере разрешение старинного вопроса - каким путем идти, каково отношение общего и особенного в российской, европейской, азиатской и мировой цивилизации. Ибо в начале 20 века в связи с зарождением рыночного уклада и усилением экономических связей России с Западом, так и с Востоком, перед общественной мыслью вновь стало вопрос о выборе пути развития. Россия - страна евроазиатская, отсюда она всегда подвергалась всестороннему влиянию как со стороны более передового в экономическом отношении и более свободного политически Запада, так и со стороны более отсталых с несвободными замкнутыми системами стран Востока. Поэтому российской общественной жизни всегда была присуща многовариантность идей, соперничающих друг с другом, и в то же время уживающихся на обширной почве российской политики. Все это объединяло Россию с мировой цивилизацией, а со времен Петра I устойчивой стада тенденция европеизации России. В-третьих, своеобразие российской политической мысли заключалось также в несвободе российского народа по сравнению с народами стран Запада. Разделяя идеи свободы, равенства (особенно после Великой Французской революции) в условиях самодержавия и крепостничества, передовая часть российской интеллигенции отчетливо осознала необходимость освобождения человека от крепостничества и тирании. Поэтому в сознании россиянина на долгое время борьба за свободу стада первоочередной политической идеей, развившей в нескольких поколениях дух противостояния верховной власти, как наиболее очевидной формы сохранения несвободы народа. Указанные особенности эволюции политической мысли России находили выражение в конкретных политических теориях и действиях. В начале XIХ века впервые на арену политической борьбы выходит организационно-оформленная группа русских интеллигентов радикальной направленности – декабристы. О движении декабристов, их программах, теоретических возражениях к практических действиях, политических и социальных последствиях написана масса литературы; наряду с рекомендованной в списке литературой можно ознакомиться и с другими работами (см. например: Иосифова В. Декабристы.- М.1989; Федоров В.А. "Своей судьбой гордимся мы...": Следствие над декабристами - М.1988. и др.). Характеризуя роль и значение движения декабристов, необходимо указать на причини декабризма: они коренились в кризисе феодализма и абсолютизма, в роста самосознания русского народа, в распространении в российском обществе идей французского и русского просветительства конца ХVIII в., идей свободы и демократии, в неудачах экономического и политического реформирования в России "сверху" и др.; необходимо подчеркнуть, что основу взглядов декабристов на общество и человека составили идеи просветительства о природном равенстве, о рабстве как результате нарушения естественного права; целью движения декабристов было - осуществление буржуазно-демократических преобразований в духе передовых европейских стран, создание гражданского общества, соблюдение прав человека и гражданина; нравственную основу декабризма составила идея страдания за русский народ, искупления через страдания своей вины перед ним. Разгром декабристского движения тем самым надолго задержал вызревание передовой идеи о переходе России на путь европейской цивилизации. Далее следует отметить, что в 30-40-е годи в общественно-политической жизни страны наступил период просветительства. Разгром декабристов не давал возможности открыто призывать к борьбе за освобождение. Передовые идеи декабризма принимают форму иную - Форму социальных утопий, литературных изысканий, знаменует появление потерянного поколения, "лишних людей" и т.д. Новое время выдвигает новые политические идеи, вершину которых в 30-40-е годы представляют воззрения Чаадаева П.Я. (см. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.1-2. |