Политология. Литература Малыхин А., Чернышев В. Наука о политике. Социальнополитические науки. 1991, 1
Скачать 172.74 Kb.
|
Политическая культура представляет собой относительно самостоятельный вид культуры наряду с материальной и духовной культурами. Своеобразие ее определяется особенностями сферы действия (сфера политики, функционирования политической власти) и специфики элементов, характеризующих данный вид культуры (политические представления и ценности, политические установки и поведение). Политическая культура вбирает в себя наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и поведение основной массы населения, те политические стереотипы, которые преобладает в данном обществе. В западной политологии наиболее известной является классификация политической культуры, предложенная Г, Алмондом и С. Вербье в книге "Гражданская культура" (1963 г.). Они выделили три "чистых" типа политической культуры: патриархальный - для него характерно отсутствие у граждан интереса к политической жизни; подданический - это сильная ориентация граждан на политические институты, сочетающаяся с их низкой индивидуальной активность»; активистский - это тип политической культуры свидетельствует о заинтересованности граждан в политическом участии и проявлявших такую активность. На практике эти три типа политической культуры активно взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. А самой массовой и одновременно оптимальной с точки зрения обеспечения политической стабильности режима является, по мнению Г. Алмонда, и С. Вербье, культура "гражданственности", где преобладают подданнические установки и соответствующие им формы участия в политике, большинство граждан России исповедует подданническое отношение и перманентную лояльность к государству, к центру реальной власти - эту особенность политической культуры населения России отмечают западные политологи. В обществе наряду с политической культурой существует политические субкультуры. В политической литературе субкультура рассматривается как совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от "культурных ориентаций, доминирующих в обществе". Речь идет о особенностях политических культур отдельных общественных групп (жители города, деревни, области, края, республики и т.д.; женщины, пенсионеры, молодежь и т.д.). Каждая политическая субкультура включает в себя и то общее, что характеризует доминирующую в обществе политическую культуру и то специфическое, что отличает данную субкультуру. Ее особенности обусловлены различиями в положение общественных групп в экономической и социальной структуре обществе, различиями по этническому, расовому, религиозному, образовательному, половозрастному и другим признакам. Так, по данным западных политологов, субкультуре женщин свойственны такие особенности, как склонность к поддержке партий и организаций консервативного направления, что обуславливается рядом факторов: узостью социальных контактов, меньшей, по сравнению с мужчинами, вовлеченностью в общественные движения, привычкой следовать сложившимся традиционным шаблонам поведения и др. Значительной спецификой отличается молодежная политическая субкультура. Политологи на Западе отмечают, что для молодежи характерно преобладание таких ценностей, как возможность общения и качество жизни, в то время как наибольшей ценностью для старших поколений остаются материальный достаток и обеспечение. Серьезными основаниями для формирования разных политических субкультур являются социально-этнические различия. Например, субкультуры 21 республики, входящих в Российскую Федерацию, не совпадают по своим качественным характеристикам. Эти субкультуры нельзя разделить по принципу "лучше-хуже", "высокая-низкая". Они просто разные, обусловленные прежде всего особенностями социально-культурного развития этих народов. Фрагментарность, резкие различия в политической культуре особенно проявляются в переломные периоды общественного развития, когда рушатся привычные представления и установки, прерывается преемственность норм политической культуры, образуется определенный разрыв между политической культурой старших поколений и формирующейся политической культурой новых поколений. История многих обществ говорит, что фрагментарность политической культуры негативно влияет на стабильность политической системы. Стабильность политической жизни предполагает соответствие политической культуры и политической системы обществе. Когда такого соответствия нет, или оно является недостаточным, среди различных общественных групп возникает политическая апатия, индифферентность к идеалам и целям режима и даже политическая враждебность. Таким образом, осознание понятия "политическая культура" необходимо для понимания политических процессов, протекавших в современных обществах. Тема 15. CОВРЕМЕННЫЙ МИР И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Акцентируя внимание на характеристике современных связей, данная тема выполняет важную роль в познании особенностей политического взаимодействия государств в современном мире. План 1, Многообразие и целостность современного мира. 2. Основные тенденции международных отношений. Литература Поздняков Э.А., Шадрина И.П. О гуманизации и демократизации международных отношений. МЭМО. 1989.№4 Проскурин С.А. Баланс интересов государств - основа прогресса цивилизации. - Социально-политические науки. 1991. №4. Борисов Е.Ф. Мировое экономическое пространство в конце XX столетия. Социально-политический журнал. 1993. № 1—2. Современный мир предоставляет собой единство разнообразных стран и народов, более 200 государств нашей планеты населяют 5,3 млрд. человек. Бросается в глаза несхожесть всех стран между собою, нельзя обнаружить среди них "близнецов" с одинаковым социальным обликом. И это естественно: каждый народ имеет свое неповторимую судьбу, прокладывает свой путь в истории. И потому обречены на провал попытки всех и всяких "реформаторов" творить историю своего народа по какому-либо шаблону, заимствованному из-за рубежа. В основе различий между странами лежат многие факторы, среди которых важными являются климат, географическое положение, наличие тех или иных природных ресурсов, достигнутый уровень производства, политическое устройство, традиция, культур народа и др. Если в качестве критерия прогресса избрать степень развития машинного производства, то окажется, что сейчас все страны мира находятся на разных ступенях индустриального развития: 1. Страны с доиндустриальным производством (африканские страны: Гвинея, Гвиана, Сенегал и др.). Здесь осуществляется, главным образом, сельскохозяйственное производство. 2. Страны с индустриальным производством (Россия, страны Восточной Европы, Латинской Америки). Здесь развита промышленность, преобладает городское население. 3. Страны, в которых идет движение от машинной индустрии к информационному обществу (США, Япония, Германия и др.) в промышленности здесь преобладают автоматизированные производства, робототехника, электроника. Несмотря на существенные различия в уровнях развития стран и народов в целом в современном мире происходят процессы объединения, интернационализации разных сторон их жизни. Это проявляется в развитии таких тенденций: в области экономики: интернационализация производительных сил, чтобы не отстать в экономическом развитии, государства осуществляют непрерывный обмен технологиями, машинами, научными идеями и др. Многие предприятия по своему производственному циклу разнесены по десятку стран. Интернациональным стал и рынок рабочей силы. Интернационализация системы мировых производственных отношений. Образование транснациональных корпораций, совместных предприятий, консорциумов, международных банков и сообществ, свободных зон свидетельствует о стремлении выхода производственных отношений (собственности, распределения, потребления и обмена) за пределы национально-государственных рамок. В области социально-политических отношений - развитие системы межгосударственных отношений, охватывающей все стланы (ООН с ее различными международными организациями), региональных и международных политических и общественных организаций и союзов, которые, с одной стороны, накладывают определенные ограничения на внешнюю политику отдельных государств, а с другой - способствуют становлению цивилизованных межгосударственных отношений путем поиске компромиссов и баланса интересов. Известно, что история взаимоотношений между разными странами и народами была насыщена силовыми способами решения противоречий. За последние 5,5 тыс. лет мир на Земле царил лишь 300 лет, а в остальное время было более 15 тыс. войн, в которых погибло огромное количество людей, разрушены и ушли в небытие достижения культуры. В настоящее время на Земле накоплена такая масса средств уничтожения ,что грозит уже всему живому. Поэтому опора на силовые методы решения межгосударственных проблем становится все более шаткой. Человечество должно переходить от политики конфронтации к политике договоров, соглашений, мирного урегулирования спорных вопросов. Новые механизмы, обеспечивающие стабильность мирового порядка, еще только начинают формироваться. В этих условиях нельзя не замечать тенденций к росту "эгоизма" и "индивидуализма" отдельных государств и наций в меняющемся мире. В то же время нарастает взаимодействие всех участников международных отношений, развиваются интеграционные процессы, впервые формируются предпосылки для понижения непроницаемости национально-государственных границ. Все это способствует тенденции демократизации международных отношений и международной политики. Другая сторона растущей взаимозависимости стран и народов характеризуется появлением общих интересов, которые создают основу для сближения государств. Развитие на базе интернационализации интеграционных процессов ведет к созданию новых типов взаимоотношений государств в рамках интеграционных союзов. С тенденцией демократизации международных отношений и международной политики неразрывно связана тенденция их гуманизации, проблема обеспечения всеобщего мира. И цель, и средства в гуманистической борьбе за мир тесно переплетены. Главное в стратегии международной политики - это освобождение человеческого сознания от предвзятости, стереотипов, связанных с образом врага. Международная политика все больше должна становиться гуманистической стратегией по объединение людей независимо от их национальной, государственной или социальной-классовой принадлежности. . |