Главная страница
Навигация по странице:

  • .

  • сущность

  • 1. Диалог

  • 1992.№ 6-7.

  • политологии.


  • Помните, как

  • один

  • невозможен

  • принят

  • Но

  • Авторита

  • осуществляют

  • жения.

  • Политология. Литература Малыхин А., Чернышев В. Наука о политике. Социальнополитические науки. 1991, 1


    Скачать 172.74 Kb.
    НазваниеЛитература Малыхин А., Чернышев В. Наука о политике. Социальнополитические науки. 1991, 1
    АнкорПолитология
    Дата23.01.2022
    Размер172.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkniga_politologia.docx
    ТипЛитература
    #339745
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Политический плюрализм означает состояние соперничества множества относительно независимых социальных групп, организаций в
    их борьбе за власть. Это означает, что при наличии режима политического плюрализма:


    • никто и ни одна группа лиц не имеет и не претендует на монополию на власть;

    • политический плюрализм отождествляется с многопартийностью;

    • есть все признаки свободы в экономической, социальной и др. сферах жизни;

    • заметно развитая политическая культура, которую отличает:

    а)высокое место демократии в иерархической структуре ценностей населения; б) наличие прочных установок на демократические принципы и нормы жизни; в) наличие в общество демократического опыта и демократических традиций;

    • безусловным признаком описываемого режима является реальная оппозиция.

    Наконец, реальным средством перераспределения властных полномочий всех ветвей власти в условиях политического плюрализма является только и только выборы и референдумы как наиболее полные формы народного волеизъявления.

    Далее студентам предлагается на основе данного теоретическо­го материала перейти к анализу практики жизни.

    ТЕМА 10. ТОТАЛИТАРИЗМ И АВТОРИТАРИЗМ

    План

    1. Тоталитаризм: его сущность и разновидности.

    2. Авторитаризм: его признаки и свойства.
    Литература

    1. Диалог о власти. Макиавелли-Монтескье. - Диалог. 1990. №12.

    2. Ильин В.В. Человек в тоталитарном обществе. - Социально-политический журнал. 1992.№ 6-7.

    3. Тоталитаризм как исторический феномен. (Философское общество) М., 1989.

    4. Основы политологии. Курс лекций под ред. Проф. В.П. Пугачева. М. 1992. С.189-201

    5. Политология, Энциклопедический словарь. М. 1993. С. 15,16,375.
    При изучении первого вопроса студент сразу должен для себя уяснить, что тоталитаризм есть определенный тип политической и общественной системы. Сам термин тоталитаризм означает: лат. totalis- цельность, полнота, от totalis - весь, полный.

    Принято считать, что тоталитаризм - порождение ХХ века, од­нако сама по себе идея подчинения части целому восходит к древ­ности. Например, Платон обосновывал исключительное право государ­ства на землю и даже на обобществление жен и детей, доказывал необходимость регламентирования законами даже частной жизни, за­прет гражданам посещать чужие страны по частным надобностям и т.д.

    Позже Руссо в воспетом им всевластном государстве доказывал, что отдельная личность должна как бы раствориться в этом "полити­ческом теле".

    В современном понимании тоталитаризм есть такой политический режим, в котором государственная власть, являясь сосредоточием узкой группы лиц и основываясь на свертывании демократии, ликвидирует конституционные гарантии прав и свобод личности посредст­вом насилия, полицейско-приказных методов воздействия на население, духовного порабощений людей, полностью поглощает все формы и сферы самоуправления общественного человека.

    Считается, что предпосылкой тоталитаризма нового времени послужило индустриальное развитие общества, отличающегося услож­нением общественных отношений, связей и стремлением всеобъемлющего контроля за личностью. Как говорил Муссолини, чем сложнее ста­новится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности.

    При этом государство выступает в роли выразителя общей цели, во имя которой приносятся в жертву люди. Помните, как у Ленина, государство как особая машина для классового подавления, а социалистическое общество как одна фабрика, один всенародный государственный синдикат, и в этом смысле тоталитаризм по-своему при­влекателен, особенно для людей с психологической неудовлетворенностью, он дает им возможность преодолеть собственную неполно­ценность и социальное ничтожество.

    Тяготение к тоталитаризму возрастает в периоды социально-экономических кризисов, в условиях которых резко возрастают люмпен­ские настроения, маргинализация населения. Именно в условиях кризиса становятся востребованными идеи "революционной целесообразности": "все отнять, конфисковать и поделить". Тогда же появ­ляются тоталитарные движения и партии нового типа, в основном с полувоенной структурой, со своим стремлением поставить под непосредственный контроль и общество и личность.

    Тоталитаризм невозможен без усреднения человеческой личности, без культивирования стадных чувств, первобытнообщинного коллективизма, взаимной подозрительности, доносительства, зависти, без образа врага, без утраты бдительности и т.д. В этой связи тоталитаризм нельзя представить без всеобщего прессинга, без подавления инакомыслия. Не случайно же в нацистской Германии был принят закон, предусматривающий для всех немцев единую идеологию.

    Как следствие, при тоталитаризме все общество делится на своих и чужих. Естественно, "чужие" становятся автоматически изго­ями общества, личность оказывается беззащитной и всецело зависи­мой от государства или от правящей партии. Демократия носит безальтернативные формы, при которых обеспечивается чрезвычайно высокая формальная политическая мобилизация населения (99,9% - на выборах).

    Дифференциация общества происходит в зависимости от принадлежности к власти.

    Экономическое проявление тоталитаризма характеризуется ликвидацией частной собственности, конкуренции, введением планирования, монополии государства и партии на распоряжение всеми ресурсами в стране и самим человеком.

    Но данный политический режим в силу своего антигуманизма, воспроизводством иждивенчества, порождением всевозможных временщиков, бесхозяйственности несовместим с развитием личности, пред­приимчивости и т.п. и потому антиисторичен, враждебен человеческой цивилизации.

    Новейшему времени стали известны следующие разновидности тоталитаризма: коммунистический тоталитаризм, фашизм, национал-социализм.

    Студентам предлагается, с учетом общих черт, проанализировать некие особенности трех исторических форм разновидности тоталитаризма.

    Авторитаризм - такая форма власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе, чем снижается роль других ветвей власти и прежде всего представительных институтов.

    На практике авторитаризм может ориентироваться либо на тоталитаризм, либо на демократию. Потому его определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом, а сами граждане являются обычно свободными, но без гарантий своей автономии и безопасности.

    Студентам нетрудно будет отыскать определенное сходство авторитаризма с тоталитаризмом, например, в сходстве роли государст­ва пои этих политических режимах. Всесилие государства и при авторитаризме может принимать форму всемогущества вождя или правящей партии.

    Такое государство подавляет все слои общества, соответствен­но и исключает наличие гражданского общества.

    Авторитаризму постоянно присуща идея на ведения порядка во имя высшего блага, что открывает ему путь к тоталитаризму.

    В целом авторитаризму свойственны три признака, отличающие его от других типов правления:

    1. централизация власти;

    2. безапелляционный командный метод руководства;

    3. безусловное повиновение.

    Во всем этом весьма заметен акцент на принуждение к исполнению воли правящего лица или группы лиц.

    Человеческой истории известны весьма распространенные форма авторитаризма: монархия, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты.

    В 40-50-е годы нашего века родились новые представления об
    авторитаризме как элитарном и технократическом, где роль авторитарного правления
    осуществляют лица, обладающие высоким профессионализмом и компетентностью.

    Все больше авторитаризм в наше время принимается за решение реформ, преобразование общества силами власти сверху, что сделало его весьма уязвимым со стороны народа, т.к. действия авторитарных властей не всегда бывают успешны.

    Жизнестойкость авторитаризма объяснима промежуточностью его положения. В тех случаях, когда авторитарная власть ориентируется на демократию, она может оказаться эффективным средством при сломе тоталитаризма и спокойно может трансформироваться в демократическую систему.

    Далее студенты самостоятельно могут привести примеры современных трансформаций авторитаризма.



    Тема 11. ГОСУДАРСТВО КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
    Цель семинара - раскрыть сущность государства как политическую форму организации жизни общества, которая складывается в результате возникновения и деятельности публичной власти – особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения.

    План

    1. Эволюция представлений о государстве.

    2. Истоки государства
      Сущность и типы государства.

    3. Трансформация функций государства в границах политического прогресса.

    Литература

    1. Аристотель. Политика. М., 1993

    2. Бурлацкий Ф.М., Галкин А. А. Современный левиафан. M.,1989,

    3. Каленский В.Г. Государство как объект социологического анализа. М., 1977

    4. Ленин В.И. Государство и революция, Т.33.

    5. Основы политологии (под ред. В. Пугачева). М.,1992.

    6. Мишель Анри. Идея государства. М.,1909.

    7. Сен-Симон. Избр.соч. М., I968. T.I.



    Раскрывая первый вопрос, следует подчеркнуть, что длительное время не существовало разграничения понятий общества и государства. Первый шаг к разграничение этих понятий сделал Н. Макиавелли. Вплоть до ХIII века во взглядах на государство преобладала тенденция, связывавшая цели государства с усилением его могущества. В ХIII веке теоретические требования о правах граждан приобрели форму требований ограничения государственной власти. Предельно завершенная антигосударственная позиция была сформулирована анархистами, которые выступали за ликвидацию государства и переход к безгосударственному обществу, Наиболее плодотворной оказалась точка зрения социал-демократов, выступавших против слома старой государственной машины, считая возможным постепенный ее захват и последующее использование в интересах всего общества.

    Во втором вопросе нужно показать, что вопрос об истоках государства включает в себя ряд концепций. Теократическая концепция связывает происхождение государства с божьим установлением. Договорная - выводит государство из соглашения между правителем и подданными. В 19 веке широкое распространение имела теория завоевания. Особый характер носит социально-экономическая концепция происхождения государства. Логическим следствием этой идеи является тезис об отмирании государства в связи со становлением бесклассового общества. Суждение об отмирании государства, независимо от способа обоснования - развитием науки и индустрии (Сен-
    Симон), классовым фактором (Маркс) или становлением самоуправления (Луман) - все же является гипотезой. Пока же везде наблюдается укрепление позиций государства в обществе, приумножение его функций.

    Существует определенное научное согласие в характеристике
    предпосылок возникновения государства. Среди них: экономический, экологический, демографический, психологический, внешний. Однако выделить определяющий фактор возникновения государства практически невозможно.

    При рассмотрении третьего вопроса надо показать, что в современном понимания государство представляет собой многофункциональную, внутреннее дифференцированную целостность. От других политических сил оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Основными признаками государства являются: наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм государственного управления. Специфическое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция, служба безопасности.

    Государству принадлежит исключительное право на нормирование
    жизни всего общества, права на издание законов, имеющих общеобязательный xapактер. Другим исключительным правом государства является взимание налогов, имеющее для населения всеобщую обязательность. Существенным признаком государства является территория, пределами которой ограничена данная государственная власть. Традиционно выделяются три ветви государственной власти - исполнительная, законодательная и судебная. Возможен и иной подход к структурированию государства с выделением верховной власти и ее носителей, образующих центры принятия государственных решений, и гос. бюрократии, играющей вспомогательную, служебную роль. В зависимости от способа организации высшей власти государства могут быть монархическими или республиканскими, хотя самодержавные, абсолютные монархии сегодня крайне редки. Преобладают же конституционные монархии, которые мало чем отличаются от республик. Отличие президентских и парламентских республик состоит в том, что в
    них
    по-разному проводятся выборы президента и депутатов, по-разному формируется исполнительная власть. Национально-территориальная организация определяет подразделение государств на унитарные и федеративные.

    При освещении четвертого вопроса следует обратить внимание

    на то, что и развитии современного государства наблюдаются две
    взаимосвязанные тенденции. Первая состоит в усилении роли государства в обществе, росте госаппарата и его материализованных
    структур. Вторая - дезтастская, связана с ограничением государственной власти, уходом ее к другим политическим и иным структурам.


    Первая обусловлена борьбой с новыми видами преступлений, необходимостью активнее привлекать государственный капитал для заполнения экономических ниш о неблагоприятными условиями воспроизводства, усилившейся потребностью в регулировании социальной жизни, расширением международных связей и т.д. В то же время в обществах с развитой политической системой власть государства всегда ограничивается представительными учреждениями, развитой политической самодеятельностью, массовыми движениями, оппозицией.

    ТЕМА .12 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ

    Задача семинара состоит в том, чтобы выяснить характерные
    признаки политической партии, истоки их происхождения, способы формирования, основные функции и сущность партийных систем.


    План

    1. Определение партии.

    2. Происхождение и развитие политических партий.

    3. Типология партий и партийных систем.


    Литература

    1. Политические партии. Справочник. М., 1986

    2.Социология политических отношений. М.,1979.
    3. Голубев В. Многопартийность в советском обществе. - Социально-политические науки.1991,№3

    4. Евлохов А. Кризис КПСС: истоки и уроки. М.,1991.

    5. Россия сегодня. Политический портрет. 1985-1990.М. 1991
    6. Новые политические партии в России и СНГ.М.1992

    7. Шмачкова Т. Мир политических партий.1992. №1-2
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта