Главная страница

Доклад по Этнографии России. Хозяйство и материальная культура русского народа


Скачать 102.81 Kb.
НазваниеХозяйство и материальная культура русского народа
Дата03.01.2022
Размер102.81 Kb.
Формат файлаodt
Имя файлаДоклад по Этнографии России .odt
ТипДоклад
#323532
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

ВОПРОСЫ

Самая популярная зерновая культура?(озимая рожь)

Основные орудия труда в древности?(2 и 3 зубые сохи)

Из чего сделана борона-"суковатка" (из еловых сучьев).

Главным рабочим животным являлась? (страдная лошадь)

Самая распространеная паровая система? (трехполье)

Назовите ценную породу коров? (ярославская)

Назовите метод для борьбы с сорняками? (зябь (осенняя вспашка))

Кргда появилось травосеенье? (18 в)

До какого города доходила северная граница разведения посадок вишни? (до Новгорода)

Какой новый способ возделывания земли появился в 18 в? (многополье)

ЛИТЕРАТУРА

Агеева Е.А. Аграрная история Северо-Запада России XVI в. Л., 1978.
Аграрная история Северо-Запада России. Вторая половина XV - начало XVI в. Л., 1971.

Бусыгин ЕМ. Русское население Среднего Поволжья: Ист.-этногр. исследование материальной культуры. Казань, 1966.

Тр. ГИМ. М., 1941. Вып. XV. Вдовина Л.Н. Земледелие и скотоводство // Очерки русской культуры XVII в. М., 1979.

Власова И.В. Традиции крестьянского землепользования в Поморье и Западной Сибири в XVH-XVIII вв. М., 1984.

Горская И.А. Земледелие и скотоводство//Очерки русской культуры XVI в. М, 1977. Ч. 1. Горский АЛ. Сельское хозяйство и промыслы // Очерки русской культуры XIII-XV вв. М., 1969. Ч. 1.

Громыко ММ. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII --- первая половина XIX в.). Новосибирск, 1975

1989. Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство. М., 1977. Данилова JI.B. Очерки по истории землевладения и хозяйства в Новгородской земле в XV---XVI вв. М., 1955.

Зябловский Е.Ф. Новейшее землеописание Российской империи. СПб., 1807.

Куфтин Б.А. Материальная культура русской Мещеры. М., 1926. Ч. I.

Левашова В.П. Сельское хозяйство // Очерки по истории русской деревни: Тр. ГИМ. М., 1956. Вып. 32.

Маслова Г.С, Станюкович Т.В. Материальная культура русского сельского заводского населения Приуралья (XIX - начало XX в.)

Милое Л.В., Вдоеина Л.Н. Культура сельскохозяйственного производства // Очерки русской культуры XVIII в. М., 1985. Ч. 1.

Милое Л.В. О роли переложных земель в русском земледелии второй половины XVIII в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы за 1961 г. Рига, 1963.

Покровский Н.Н. Актовые источники по истории черносошного землевладения в России XIV - начала XVI в. Новосибирск, 1973.

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт ист.-этногр. исследования. Л., 1963.

Пругавин B.C. Сельская община, кустарные промыслы и земледельческое хозяйство
Юрьевского уезда Владимирской губернии. М., 1884.

Русакова Л.М. Сельское хозяйство Среднего Зауралья на рубеже XVIII-XIX вв. Новосибирск, 1976.

Тихоницкая Н.Н. Сельскохозяйственная толока у русских // СЭ. 1934. № 4.
Историографией вопроса традиционных ремесел и промыслов у русских в дореволюционный период занимался:

Фёдор Самойлович Илиш(1822—1867) — российский химик.Написал книгу: Полное руководство винокуренного, пивоваренного и медоваренного производства. СПб., 1862. Ч. 1

Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII—XX вв.. — М., 1960.

Историографией вопроса традиционных ремесел и промыслов у русских в послереволюционный период занимались:

Академик Борис Александрович Рыбаков (3 июня 1908, Москва — 27 декабря 2001, Москва) — русский патриот, археолог и историк. Выдающийся специалист по истории, культуре славян и Древней Руси. Он написал книгу: Русское прикладное искусство Х-ХШ вв. Л„ 1971.
Николаева Татьяна Васильевна (1921-1984). Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова в 1944 г., аспирантуру Института истории материальной культуры АН СССР в 1948 г. С 1948 по 1966 гг. работала в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике.Она написала книги:Древнерусская мелкая пластика из камня. М., 1983;Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976.

Историографией вопроса традиционных ремесел и промыслов у русских в современный занималась:

Ольга Владиславовна Белова— российский этнолингвист, фольклорист-славянист, писатель. Доктор филологических наук (2006). Традыцыйная мастацкая культура беларусаў. Т. 1. Магiлёўскае Падняпроўе; Т. 2. Вiцебскае Падзвiнне; Т. 3. Гродзенскае Панямонне; Т. 4. Брэсцкае Палессе. С. 102–105. (№6.)
РЕМЕСЛА И ПРОМЫСЛЫ

У многих народов, издавна были развиты занятия, во многом связанные с земледелием, сосуществовавшие с ним в виде разнообразных домашних ремесел и промыслов. Их возникновение было обусловлено в первую очередь потребностью в обеспечении собственного хозяйства необходимыми товарами. с изменением социально-экономических условий на селе и развитием торговли все большее количество изделий крестьянских ремесленников поступало на рынок, в том числе и за пределы Украины. Ремеслами и промыслами, естественно, занимались и горожане. Общеизвестно, что города издавна являлись центрами сосредоточения ремесленного производства. Корни ремесел и промыслов украинцев уходят в эпоху Киевской Руси. В конце XV - начале XVI в. на Украине началось объединение городских ремесленников в цехи. В XVI-XVII вв. украинское ремесленное производство достигло высокого уровня развития и насчитывало свыше 270 специальностей.

ПРЯДЕНИЕ И ТКАЧЕСТВО

Одним из древнейших домашних занятий крестьянской семьи и наиболее распространенными домашними промыслами были прядение и ткачество, которые являлись обязанностью женщин. Умение хорошо прясть и ткать, шить и вышивать было важнейшим условием выдачи девушек замуж, и их приобщали к этим занятиям с детства. В прядении и ткачестве можно выделить подготовительный этап - цикл работ, связанных с обработкой растительного волокна (льна, конопли) и шерсти, существовавшей на территории нынешней Украины, судя по археологическим данным, уже в эпоху трипольской культуры (^-111 тысячелетия до н.э.). В XIX - начале XX в., как и в предшествующие столетия, процесс обработки льна и конопли был весьма трудоемким. Лен дергали с корнем, когда поспеет семя. Коноплю в отличие от льна “брали” в два приема. Когда конопля отцветала, “выбирали” мужские стебли (плоскінь), а после созревания семени “брали” женские (матірка). Обмолотив женские стебли, коноплю вязали в маленькие снопики (горстки). Плотообразно соединенные горстки погружали в водоемы, где их две-три недели “мочили”. Лен после обмолота чаще “стлали”: тонким слоем расстилали длинными полосами на мокром лугу (росяне мочіння), где он лежал четыре-шесть недель, пока костра на стеблях не сгниет, после чего она легко отпадала. Коноплю и лен, тщательно высушенные после стлания и мочения, у украинцев, как и у других славянских народов, мяли (тіпали) на деревянных мялках (битка, битёльня) - коротких деревянных колодах на двух (древнейшая разновидность) или четырех ножках. Вдоль колод делали паз, в их нижней части закреплялось вырезанное из ствола “било” (мёчик), заканчивающееся рукояткой. В Карпатах и Закарпатье была известна двусторонняя мялка с закрепленными в центре колоды двумя мечиками, рукоятки которых находились на противоположных концах. По заложенной в паз колоды горстке конопли или льна многократно ударяли мечиком, отделяя волокна от остатков костры (костриця). Иногда на завершающем этапе этой операции лен обрабатывали еще на терниці - мялке с небольшим, более тон- ). Трепание льна. Поднепровье. Конец XIX - начало XX в. КИМ мечиком (рис. 40,7). Бительня разламывала костру, а терниця удаляла ее с волокон. Для более полного очищения волокон конопли от костры каждую горсть ее женщины в течение двух часов топтали босыми ногами (м'яли) на положенной на землю доске. А на Полтавщине, как и в Курской губ., для стряхивания костры коноплю и лен трепали (тіпали), ударяя пучок стеблей о стойки мялки или о столб. В завершение волокно чесали (мйкали). Накладывая маленькими пучками между зубьев вертикального деревянного гребня с длинной рукояткой, вставленной в скамью, его расчесывали небольшой вертикальной же деревянной гребенкой и щеткой из щетины, а то и с деревянными или железными (из проволоки) зубьями. Полученные после чесания длинные волокна - кудель (кудёля, кужіль) - в давние времена навивали на деревянный остроконечный колышек с несколькими “рожками” посередине (кужіль), а позднее - на гребень. Из кудели пряли нитки для изготовления различных тканей. Шерсть (едена) получали в основном от овец (в меньшей мере от коз). Чтобы очистить шерсть от грязи, овец перед стрижкой мыли в водоемах. Стригли их обычно весной, когда становилось уже достаточно тепло. Считалось нежелательным стричь овец “до Мыколы” (9/22 мая), хотя в Карпатах в связи с выгоном отар на полонины стрижка проводилась и “на Юрия” (23 апреля/6 мая). При стрижке овец пользовались известными с древнейших времен в Европе, в том числе и в славянских странах, железными овечьими ножницами из цельной упругой пластины, согнутой вдвое. Состриженную шерсть тщательно мыли в реке или озере, иногда используя при этом щелочь. После сушки ее расчесывали и сортировали. Если шерсти было немного, ее разбирали руками (скубли). Если предстояло расчесать и отсортировать большое количество шерсти, пользовались специальными приспособлениями - “лучком”* (струна) и грёмплями (драчкою). * На Гуцульщине, Бойковщине и в Покутье “лучки” не применяли. Орудия для ткацкого производства 1 - терниця; 2 - щетка для расчесывания шерсти; 3 - щетка для очистки волокон льна и конопли; 4 - гребень; 5 - мотовило; 6 - віялка (Бойковщина), свіяжка (Полтавщина), вітушка, бйльця; 7 - веретена, кудель; 8 - кужіль с куделью “Лучком” шерсть “били”. Внешне напоминая смычок, он представлял собой палку чуть длиннее 1 м, на концах которой, слегка отступя от края, были приделаны дощечки - “кобылки”. “Струна” из овечьих кишок натягивалась поверх “кобылок” с помощью “натяговича” (натягач) - короткой палочки, вставлявшейся между кобылкой и “лучком” в петлю, образованную “струной”. При работе “лучком” шерсть укладывали на деревянную решетку и, держа “лучок” над ней левой рукой, правой натягивали и отпускали “струну”. Ударяя по шерсти, “струна” не только взбивала ее, делала мягкой, пушистой, но и отделяла сор, который проваливался в отверстия решетки. С помощью гремплейу состоявших из специальной доски с вбитыми остриями вверх и загнутыми гвоздями, и своеобразных проволочных щеток овечью шерсть вычесывали и сортировали. В зависимости от длины волосков ее разделяли на тонкую {довга волосінь) и грубую {шпинь). Первая шла на изготовление тонких шерстяных полотен, декоративных тканей, а иногда и ковров. Вторая служила сырьем для грубошерстного сукна. Растительное волокно и шерсть обычно пряли с помощью веретена и прялки, известных на территории Украины с эпохи неолита. Употреблявшиеся с незапамятных времен лопато- и палкообразные прялки к началу XX в. были вытеснены самопрялкой {прядка), имевшей две разновидности - с вертикальным и наклонным положением колеса, а также ряд вариантов, различавшихся расположением боковых станин, расстоянием между ними, наличием или отсутствием вертикального винта {шруб) и пр. С веретен или шпулек прялки нитки перематывали на мотовило. И уже с него с помощью вороба {вітушка^ віялка, свіяжка) сматывали их в мотки* (міток) либо полумотки (півміток). Тканье начиналось со снования ниток, осуществлявшегося двумя способами: снованием по колышкам на стене и на специальном приспособлении - сновалке. При первом, более древнем способе в стену, немного отступя от угла, на расстоянии 15-20 см друг от друга по вертикали вбивали колышки. Между ними натягивали нужное количество ниток, образуя так называемые “губки”. При втором способе пользовались рамочной и вертящейся сновалкой. Рамочная сновалка (оснівниця) представляла собой деревянную раму, в боковые планки которой втыкались колышки. Вертящаяся сновалка (снівниця) состояла из двух больших четырехугольных рам с колышками, перпендикулярно вставленных одна в другую и вращающихся на проходящей посередине и скрепляющей их вертикальной оси (штырь). С помощью штыря снівниця закреплялась на положенном на пол бруске или на полу.

Начало XX в. (ГМШ) у украинцев, как и у русских и белорусов, были распространены вертикальные и горизонтальные ткацкие станки. Более древним был вертикальный стан, представлявший собой прямоугольную стоячую раму с одной или двумя поперечинами. Были известны два его типа - для тканья ковров (в Поднепровье и на Левобережье Днепра их называли кросна, в Западной Украине - разбоі) и для тканья рогож. Горизонтальный станок также был двух типов: архаичные станки на сохах, так называемые сохі или стави, сохранились преимущественно в Полесье; поздний, усовершенствованный ткацкий станок верстат был распространен по всей Украине. Те и другие станки назывались также кросна. Гладкое полотно ткали на станке с двумя подножками. На двух подножках с использованием так называемых “прутиков” ткали и узорчатые полотна браной техникой (перебірання). Однако обычно узорное тканье (скатерти, полотенца, покрывала и пр.) в елочку (в сосонку) - заволікання - осуществлялось с помощью^ четырех подножек. Известны были украинцам и техника ажурного тканья (у вічко), а также тканье под закладку, применявшееся при изготовлении женской поясной одежды и ковров. Квадратные или ромбовидные рисунки (окружки, кружки) ткали на шести подножках. Шерстяные полотна, предназначавшиеся для верхней одежды, чтобы придать им большую плотность, валяли {били) на специальных “терках” {валюші), устраиваемых нередко при водяных мельницах. Окраска тканей осуществлялась с помощью растительных красителей, получаемых из коры ольхи и березы (желто-коричневый цвет), кожуры лука (оранжевокоричневый), ряда трав и даже из ботвы картофеля (зеленый) и пр. Из личинок кошенили {червёцъ) изготовляли краситель ярко-красного цвета. В XIX - начале XX в. на Украине большое распространение получила раскраска тканей с помощью специальных досок - манер, так называемая набойка {вибійка) (рис. 42). Широко практиковались также отбеливание полотен на солнце и морозе, золение и выпаривание с добавлением щелока {луг). В конце XIX в. в связи с обезземеливанием крестьянства в ряде районов Украины стали появляться ткачи-профессионалы, работавшие на заказ.

ДЕРЕВООБРАБОТКА

Ремесла и промыслы, связанные с обработкой дерева, - одни из древнейших. На Украине из дерева издавна делали кухонную посуду (ковши, тарелки, половники, солонки и пр.), домашнюю утварь (скамейки, полки, ведра, шайки, ушаты и пр.), сани и телеги, орудия прядения и ткачества и др. Наибольшее развитие деревообрабатывающие промыслы получили в Полесье и лесостепных районах Украины, где имелся большой выбор древесины. Простейшим и, надо полагать, наиболее древним приемом обработки дерева, сохранявшимся в XIX - начале XX в. в виде пережитков, было изготовление изделий способом выжигания или выдалбливания. Так делали кадки {кадоби), бочки без дна для золения белья {жлукто), ступы, челны, корыта, ульи, солонки, ложки и пр. Ложки, половники, ковганки (мера) делали из груши, березы, липы, осины. Ложки были простые {мужицькі, циганські) и окрашенные с помощью специальной техники в золотистый и темно-красный цвета {руські). К числу позднейших промыслов, требовавших более сложных техники и инструмента, относилось бондарство, связанное с изготовлением емкостей, предназначенных для хранения и транспортировки жидких и сыпучих продуктов. Ассортимент бондарных изделий был довольно широк: кадки {бддні), дежи {діжки), ушаты {цёбри), бочонки {барила), баклаги и пр. Значительное место среди бондарных изделий занимали различные по назначению и размерам бочки: 50-60-ведерные бочки ДЛЯ КОННОЙ транспортировки воды, снабженные двумя днищами и отверстием для стока; небольшие, на 5-10 л, ручные бочки - баклаги и барилки; бочки для пива и кваса на 20-30 л; для засола рыбы, грибов, овощей и фруктов; для браги. Другую группу бондарных изделий составляла ведрообразная посуда: ведерки {коновки), лохани (ишплики), подойники {дійниці), жбаны {дзбани) и др. Одни из них имели форму сужающегося, другие, наоборот, расширяющегося кверху щілиндра. Бондарный промысел требовал от столяра высокого мастерства и необходимой сноровки. Украинские мастера хорошо разбирались в особенностях различных сортов древесины и для каждого изделия подбирали наиболее подходящую породу дерева, предварительно подвергая его необходимой обработке. Срубленные деревья распиливали вручную и на лесопилках {тартакй), использующих энергию падающей воды, затем доски тщательно высушивали, сортировали. Значительного развития достигло на Украине стёлъмаство - изготовление саней и телег, в том числе колес к последним. Материал для ободьев, дуг, полозьев к саням предварительно распаривали в специальных парильнях {парні) - небольших срубных землянках с печью и чаном, дымоходом и отверстием для отвода пара. Известна была и более древняя разновидность этого сооружения - неглубокая яма с ДЫЯЩИМСЯ костром {суха парня), накрытая дерном, поверх которого укладывали предназначенный для гнутья материал. Одним из видов обработки дерева было столярное мастерство. С помощью рубанка и фуганка на столярном верстаке изготавливали передвижные скамейки {ослони), стулья, полки для посуды {мисники), кровати; рамы для окон и рамки для пчелиных ульев; деревянные части бороны и плуга, а также многие другие изделия. Округлые по форме предметы - фигурные колонны для церквей и крылечек, детали для самопрялок, веретена и скалки {качалки), детские игрушки и пр. - вытачивались на простейшем токарном станке по дереву. Столяры-гребенщики {гребінники), используя струг, а также специальные шила {швайки) и пилы, делали гребни и гребенки для прядения, выпиливали и выжигали зубцы в заготовках из клена и груши. Столяры-бердники, выстругивая и полируя тонкие деревянные пластинки, монтировали из них берда для ткацких станков. Строительством жилища и хозяйственных построек из дерева (комор, сараев, клунь и пр.) занимались преимущественно плотники {теслярі). С распространением на Украине отходничества сельские плотники и столяры, объединяясь в артели, выполняли нередко работы по строительству водяных и ветряных мельниц, церквей, монастырей и прочих крупных сооружений. Украинские ремесленники старались орнаментировать свои изделия и отдельные детали построек. Так, наличники окон обычно украшали резьбой. Потолочную балку в доме - матицу {сволок) - орнаментировали различными надписями, крестами, розетками. С помощью резьбы, выпиливания или выжигания, раскраски декорировали дуги, ярма, спинки возов и саней и многие другие изделия из дерева, вплоть до грядилей плугов. Особенно тщательно орнаментировали сундуки {скрині), в которых хранилось приданое невесты. В полесских районах Украины заметное место среди деревообрабатывающих промыслов и ремесел занимало плетение из луба, бересты и лозы разнообразных корзин и кошелок. Коробки-севалки гнули из дранки - тщательно обструганных и распаренных в печи тонких широких дощечек, отколотых от толстых колод дерева. Из более узких и тонких полос драни, а также из бересты, луба и лыка плели кошелі для собирания ягод, грибов и транспортировки сравнительно легкой поклажи в руках или через плечо. Многие изделия, особенно полусферические корзины-верейки, используемые при сборе картофеля и других овощей, плели из лозы. Ряд изделий бытового и производственного назначения, в том числе коробки-севалки, кадки, короба для хранения зерна {солом'яники), брыли, плели из соломы. В Полесье из лыка плели лапти {личаки). В настоящее время плетение на Украине, за исключением лычаков, которые полностью вышли из употребления, сохраняется главным образом как художественный промысел.

КОЖЕВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА

Кожевенные промыслы и ремесла были связаны с обработкой шкур животных и получением кожи и меха. Первое занятие известно на Украине под названием чинбарство (в Западной Украине - гарбарство), а выделка меха, главным образом овчины, - кушнірство. При этом в чинбарстві различалась еще выделка сыромятной кожи, идущей на изготовление сбруи и на другие хозяйственные нужды. Выделка последней называлась лимарством (шорничество). К кожевенным промыслам относилось также шитье обуви и одежды из кожи и меха. Традиционная технология обработки кожи, а также употреблявшиеся при этом инструменты и приспособления сходны у всех восточных славян. Еще больше единства в традиционных способах обработки кожи наблюдалось в разных районах самой Украины, хотя в деталях, в номенклатуре имелись и локальные отличия. Выделку шкур для получения различных сортов кожи, выполнявшуюся сельскими кустарями обычно на заказ, начинали с их растягивания и сушки*, для чего использовали сараи, чердаки домов, а иногда и специальные помещения, служившие мастерскими. Последующие операции сводились к размачиванию сырья, известкованию его в специальных ямах, чанах или корытах (иногда с добавлением пепла или хлебного кваса) и очистке от волоса, а также от мясных и жировых остатков, которая обычно производилась на специальном приспособлении {кобилиця) с помощью изогнутого двуручного ножа {струг.) Далее шкуру тщательно промывали в проточной воде, смазывали хлебной закваской {розчина) и дубили. Раствор для дубления готовили из коры разных деревьев, но предпочтение отдавалось дубовой коре. После дубления шкуры отжимали от рассола, смазывали жиром, высушивали и разминали. При выделке сыромятной кожи на каждую операцию отводилось меньше времени, за исключением разминания, которому уделялось особое внимание. Последняя операция осуществлялась либо вручную, либо с помощью круга - двух деревянных кругов, насаженных на вертикально вкопанный в землю столб и вращаемых вокруг него лошадьми.Сыромятная кожа {сирйця) употреблялась украинцами не только на сбрую. Из нее шили легкую бескаблучную обувь - постоли. Выделка шкур для получения меха имела ряд существенных особенностей. Производимые операции не должны были повлиять на прочность меха. Поэтому особое внимание уделялось хранению и очистке {міздрювання) шкур, которую после размачивания их в воде производили тупым ножом {скафа) на специальном станке {п'яла). Затем шкуры вымачивали 8-12 дней в “квасе” (ржаная мука или отруби с подсоленной водой) После просушивания их растягивали и выминали с помощью так называемого ключа. В завершение мездру натирали мелом, гипсом или алебастром и еще раз тщательно очищали скафой от остатков жира. Выровненную и лощеную овчину либо оставляли белой, либо красили в нужный цвет, чаще всего светло-коричневый, оранжевый, светло-желтый или темно-зеленый. Последний получали из экстракта сандалового дерева. Приблизительно так же выделывали шкуры диких зверей, мех которых шел на подкладку одежды крестьян и на шубы горожан. Специфическими особенностями отличалась технология получения мерлушки {смушок) и каракуля, употребляемых на шапки и воротники. Так, например, на Буковине появившегося на свет ягненка туго обматывали тряпкой, которую время от времени поливали молоком. Через неделю ягненка резали и снятую с него шкуру выделывали, как обычную овчину. Начиная с XIX в. чинбарство все больше приобретало форму промышленного производства. Во многих городах Украины появились мастерские и кожевенные фабрики, специализирующиеся на выделке шкур и получении различных сортов кожи. Кушнірство в городах было менее развито, поскольку спрос на овчину наблюдался больше со стороны сельских жителей. Городское кушнірство и связанное с ним кожухарство (шитье тулупов) бытовали чаще в форме мелких мастерских, а в крупных городах - также и цехов. Обработка шкур была связана с выполнением сложных и физически трудных операций, поэтому ею занимались почти исключительно мужчины. Только у гуцулов в Карпатах этим промыслом изредка занимались женщины. Сапожный {шевський) промысел также относился к компетенции мужчин. Он издавна был распространен в городах Украины в виде цехового, а в селах в виде кустарного и полукустарного ремесел. Инструментами сапожника были разнообразные шила, ножи, молотки, клещи, колодки. В качестве необходимых принадлежностей использовались также дратва, воск, смола, щетина, гвозди, в том числа деревянные, подковы, пистоны, доска для раскроя шкур и пр. Большинство этих принадлежностй, включая колодки, сапожники заготавливали обычно сами. С конца XIX в. стали распространяться колодки фабричного производства. Кроме основного “русского” покроя (сапоги цельнокроеные или с головками из отдельного куска кожи, пришитыми к голенищу на подъеме в виде язычка), существовали и другие. В частности, в Закарпатье наряду с “русским” был известен и так называемый “венгерский” покрой. В этом случае головки и задники кроили из отдельных кусков и, стягивая, сшивали по бокам. 132 Шили разнообразную обувь: сапоги {чоботи), полусапожки {півчобітки), башмаки {черевики), постоли, а также цветные, чаще всего желтые и красные, сафьяновые женские сапожки, послужившие прототипом современных фабричных женских сапожек. Сапожники работали как на заказ, так и на рынок. В XIX в. в крупных городах началось фабричное производство обуви, при котором использовались уже швейные машины и другие усовершенствования, что позволило делать более элегантную легкую обувь - туфли, штиблеты и пр. Праздничная обувь и фабричного, и кустарного производства обычно орнаментировалась с помощью тиснения, вырезания, нанесения декоративных швов и т.д. К концу XIX - началу XX в. более совершенными становились изделия и сапожников-кустарей. Для украинцев этого времени характерны сапоги и башмаки на каблуках. Только в Карпатах в виде пережитков сохранялись бескаблучные сапоги на массивных подковах. В сельской местности большое распространение получило связанное с кушнірством кожухарство - шитье разнообразных тулупов {кожухи) и других видов женской и мужской меховой одежды.Тулупы обычно богато орнаментировались цветными (шерстяными или гарусными) нитками, а также тесьмой, шнурками, опушкой из меха диких зверей. Набор инструментов, которыми пользовались кожухарі {кожушники), состоял из ножей, сделанных нередко из лезвия косы, разнообразных игл, аршинов и пр. Важнейшими принадлежностями кожухарского мастерства являлись вощеные пеньковые и льняные нитки (иногда вымоченные в настое ольховой или дубовой коры), наперстки, мел и т.д. Из овчины и мерлушки шили также меховые шапки. Этим промыслом занимались шапошники {шапкарі). Следует отметить, что кожухарство и шапкарство еще в конце XIX - начале XX в. сохраняло много специфических национальных черт, в то время как портновское ремесло на Украине уже в ХVІІІ-ХІХ вв. во многом имело общеевропейский характер.

ГОНЧАРСТВО

Гончарство известно на территории нынешней Украины со времен неолита. В далеком прошлом керамическая посуда делалась вручную, способом налепа, позже - с помощью ручного гончарного круга. Приблизительно в ХI-ХV вв. на Украине стал употребляться более совершенный и производительный ножной гончарный круг, до второй половины XIX в. - так называемый “шленский” (силезский) круг {шестерня, головатий), в котором верхний и нижний диски были соединены вертикальными штырями. Позже распространился “волошский” (румынский)ТИП гончарного круга с подвижной осью. Гончары делали разнообразную посуду для хранения, приготовления и подачи пищи на стол: горшки, миски, полумиски, глеки, глёчики, гладишки, тикви (большие тыквообразные кувшины с очень узким горлом), бочонки {барильця), довжанки, баньки, куманці, а также декоративную посуду, изразцы {кахлі), черепицу, кирпичи, дымовые трубы, детские игрушки, мелкую скульптуру. Расцвету гончарного промысла на Украине способствовали объективные условия залежи в ее недрах высококачественных, преимущественно красных, красно-бурых и светло-бурых глин, являющихся основным сырьем для гончаров. Наличие подобных глин и обусловило в значительной мере образование конкретных центров керамического производства. В Среднем Поднепровье такими центрами были города Васильков, Обухов, Канев, села Дибинцы, Моринцы, Гнилец и некоторые другие. Посуда, в частности миски, изготавливаемые в двух последних селах, была свекловичного цвета, с белым петушком на дне. Края украшались белой извилистой полоской. Село Дибинцы прославилось изготовлением высокохудожественных глазурованных изразцов с сюжетами на историческую (козак на коне) и бытовую тематику (троїста музика*; цыган с медведем; женщина, держащая за руку ребенка), обрамленных яркими растительными орнаментами. Кувшины, макитры, тикви и другая покрытая глазурью посуда, изготовленная в этом центре, отличаются конструктивной завершенностью форм и свидетельствуют об утонченном вкусе мастеров. Своеобразная “столица” гончарства - г. Опошня на Полтавщине. Для посуды из Опошни, в районе которой имелись большие запасы высококачественных глин, были характерны тонкостенность и двух-трехцветные (различные сочетания белого, серого, иногда красного) росписи в виде извилин, черточек, точек. Выполненные с большим вкусом, чувством ритма и движения, эти орнаментальные мотивы, как и растительные узоры, придавали изделиям опошнянских мастеров неповторимую выразительность. Опошня прославилась также декоративной керамической скульптурой и детскими игрушками. Центрами наибольшего развития керамического производства на Черниговщине были города Ичня, Нежин, Олешня, Кролевец, где имелись крупные гончарные мастерские (горшёчш). Ичня, а также местечко Городня известны производством высокохудожественных изразцов. Гончарным промыслом занимались и в ряде сел. В северных районах Волыни, на западе Полесья, преобладала чернолощеная керамика серого, черного, иссиня-черного цвета (сиваки), декорированная разнообразными геометрическими элементами в виде прямых и косых полосок, волнистых, зигзагообразных и спиральных линий, образующих незамысловатые узоры: “сосенки”, “столбики”, “елочки”, “клетки”. На Подолье главными гончарными центрами были села Бар, Кришинцы, Бубновка. Подольское гончарство характеризовалось большим разнообразием творческих стилей мастеров. В частности, изделия с. Бубновка, в XIX в. в значительной мере связанные с именем Андрея Гончара, позднее --- с именами братьев Якима и Якова Герасименко, отличались огненно-красным фоном и оригинальной орнаментировкой, включавшей пышные цветы, ветви с плодами, в том числе гроздья винограда и пр. В западных районах Украины центры гончарства начали складываться с XVIII в. Наиболее известны среди них Косов и Коломыя на Ивано-Франковщине, а также села Ольховка и Дубовинка в Закарпатье. Мастера Косова, где и в настоящее время функционируют художественно-промышленные артели и фабрики, создали высокохудожественную технику гравированной росписи. Выполненные в этой технике оригинальные изразцы, светильники, расписные миски и много других неповторимых изделий и по сей день украшают интерьеры жилищ, а также экспонируются во многих украинских и зарубежных музеях. Технологическому процессу производства керамических изделий предшествовала заготовка глины, которую копали в местах ее залегания в специальных ямах --- глйнищах. Привезя глину домой, гончары ссыпали ее либо во дворе (в отгороженное досками специальное хранилище под открытым небом), либо в углу избы и оставляли для “дозревания”. Время от времени глину перелопачивали и поливали водой. Подготовка формовочной массы при некоторых локальных различиях в основном сводилась к сбиванию глины деревянным молотом {довбня) и строганию ее стругом или двуручным ножом, чтобы, измельчив, сделать глину однородной. Хорошо разбираясь в глине, в степени ее “жирности”, мастера обычно смешивали различные по пластичности ее сорта в расчете на получение необходимых для формовочного материала качеств - огнеупорности, нужного цвета и пр. “Обработанную” несколько раз глину через один-два дня месили руками или ногами и формовали из нее лепешки, рассчитанные на изготовление того или иного сосуда. Приступив к работе, гончар бросал на верхний диск (верхняк) гончарного круга лепешку и, вращая круг (толкая ногами спідняк, т.е. нижний диск) по часовой стрелке с помощью деревянного ножа (стек), придавал сосуду необходимую форму, а его стенкам - нужные толщину и гладкость. Ручки к сосудам, игрушки и декоративную скульптуру изготавливали часто вручную (лепили). Пальцами рук, а также специальными палочками делали рельефный орнамент. Роспись и цветные орнаменты обычно наносили куриным перышком или с помощью так называемого рожка при медленном движении круга. Закончив работу, гончар тонкой проволокой срезал готовое изделие с гончарного круга, получая таким образом ровное плоское дно, и ставил его на специально устроенные в избе у потолка полки для сушки. После сушки изделия обжигали в гончарных печах - горнах, выложенных из кирпича или камня. На Украине известны два вида печей: 1) горны с двухъярусной камерой, совмещающей функции топки и обжига; 2) горны с двухъярусной камерой, где топка и обжиг посуды разделены. Горны второго вида бытовали в двух раз136 новидностях - с открытой и закрытой обжиговыми камерами. По форме горны бывали квадратные, круглые и грушевидные. Для обжига в горн загружали одновременно от 150 до 500 изделий в зависимости от их величины и вместимости печи. Обжиг длился пять-семь часов и являлся наиболее важным и ответственным моментом производственного процесса, в круглых и двухъярусных четырехугольных горнах процесс обжига посуды совершался в два этапа. Сначала в течение пяти-семи часов при сравнительно невысокой температуре керамику окончательно высушивали. Затем на протяжении четырех-пяти часов при температуре до 900° ее обжигали. Глазурованную посуду обжигали дважды: первый раз в сыром виде и второй раз после нанесения глазури. Гончары чаще всего сами реализовывали свои изделия, разъезжая по селам на телегах с высокими плетеными корзиноподобными кузовами, загруженными доверху посудой. Они оглашали все вокруг призывами “по горшки”, привлекая покупателей. Стоимость каждого изделия обычно определялась количеством зерна, которое вмещал сосуд (продажа так называемым “насыпом”). Гончары привозили свой товар и на местные торжища. Расположенные в гончарном ряду прямо на земле разнообразные керамические изделия - одна из примечательных черт традиционных украинских ярмарок, придающая им особый колорит. Иногда гончары сбывали свою посуду оптом торговцам, специализирующимся на ее перепродаже. В настоящее время в связи с распространением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной фабричной посуды традиционный гончарный промысел пришел в упадок. Многие его центры прекратили свое существование. Возрождаемые усилиями государства и общественности в ряде районов (Опошня, Косов и др.) керамические производства специализируются на выпуске преимущественно декоративной посуды и скульптуры.

ДРУГИЕ ПРОМЫСЛЫ

Производство стекла и изделий из него известно на территории Украины со времен Киевской Руси. Наибольшее распространение этот промысел получил в Черниговском, Киевском и Волынском Полесье, где имелись необходимые запасы воды и исходных материалов - кварцевого песка, извести и мела, а также древесины, использовавшейся для получения поташа и топлива. Начиная с XVI в. в этих и в ряде других районов (Слобожанщина, Подолье, Буковина, Галиция) появилось значительное количество небольших стекольных предприятий (гути), расположенных в окрестностях городов, а также в сельской местности и производивших “гутное” стекло. Стекольщики делали различные сорта “простого”, зеленого, синего, дымчатого стекла, а также хрусталя, оконное стекло, разнообразную кухонную и винно-водочную, часто фигурную, посуду (разных размеров, форм и цветов бутылки, баклаги, штофы, рюмки, стаканы, блюда, тарелки), ламповое стекло, вазы и пр. Многие изделия, главным образом фигурная посуда в виде медведей, зайцев и других зверей и птиц, расписывались масляными красками. В XVIII - первой половине XIX в. наряду с небольшими семейными гутами стали появляться более крупные помещичьи и магнатские стеклоделательные мануфактуры и заводы, на которых работали наемные рабочие и мастера стекольного дела - гравировщики и шлифовщики, в основном приезжие, в том числе и из-за рубежа. Под влиянием мастеров из Чехии и Богемии на Украине распространилась западноевропейская технология стеклоделия, стал изготавливаться так называемый богемский хрусталь. В XVIII в. мастера-стеклодувы, формовавшие стеклянные изделия с помощью простых ручных орудий, а также “травники”, расписывавшие посуду эмалями и золотом, занимали заметное место среди украинских ремесленников. В городах и местечках открывались специализированные лавки по продаже 137 стеїсла и стеклянных изделий, нередко с каталогами. Стеклянная посуда стала распространяться не только среди горожан, но и среди сельского населения. К середине XIX в. производство гутного стекла, основанное на ручном труде, начало приходить в упадок. Оно оказалось не в состоянии конкурировать с появившимися в период капитализма более крупными предприятиями, оснащенными прессовочными станками и другими машинами. В настоящее время производство гутного стекла сохраняется как один из видов декоративно-прикладного искусства. Оно возрождается и поддерживается на Киевской, и особенно на Львовской керамико-скульптурной фабриках, выпускающих художественное стекло. На месте многих других гут развилось современное стекольное производство. Близким к гутному был лесохимический промысел по производству (выварке) поташа - щелочного вещества (углекислый калий), использовавшегося при варке стекла и мыла, изготовлении красителей и лекарств, в кондитерском деле и пр. Производство поташа было сосредоточено в основном в Полесье, поскольку получали его из золы и, следовательно, исходным сырьем для него была древесина. Поташ производили на так называемых будах, состоявших из специальных построек с необходимым оборудованием, окруженных складскими помещениями и жильем для рабочих (обычно необмазанными и небелеными, крытыми тесом или дранью избами). Отдельные центры поташного производства дали названия большому числу населенных пунктов, особенно на Левобережье (Буда, Середина-Буда, Марчихина Буда и пр.). Процесс производства поташа начинался с вырубки леса и сжигания уложенных в конусообразные “будки” (отсюда термин “буда”) деревьев для получения золы. Из золы, разбавив ее водой в специальных деревянных “корытах” и прикорйтках и отфильтровав полученный раствор через солому с последующим отстаиванием его в збірнях, получали щелочь, которую медленно лили на дрова, горевшие на дне специально устроенного кирпичного ящика. Во время этой процедуры вода из щелочи испарялась. Поташ в виде твердого вещества выпадал на дно ящика. Завершив операцию, рабочие крошили поташ ломами и укладывали в бочки для транспортировки. Процесс получения поташа был довольно трудоемким и длился приблизительно два-три месяца, требуя значительного количества рабочей силы - перевозчиков {вожкарї), пепельщиков {попелярі), поливальщиков {поливачі), упаковщиков {пакувальники) и др. Поташ изготавливали как для местных нужд, так и на экспорт, в том числе в западноевропейские страны, куда он вывозился через балтийские, а со второй половины XVIII в. и через черноморские порты. К этому времени был разработан уже более совершенный, “котловой” способ получения поташа. Теперь его “варили” в чугунных, железных и медных котлах, а затем прокаливали и высушивали в специальных печах, устроенных в закрытых помещениях. Со второй половины XIX в., с развитием капиталистического производства, появлением соды, сокращением лесных массивов и т.д., поташный промысел начал приходить в упадок. В настоящее время он полностью заменен современными видами лесохимической промышленности. Из других лесохимических промыслов значительное распространение имели выжигание древесного угля, а также гонка {куріння) смолы (из сосновой древесины) и дегтя (из березовой коры), употреблявшихся крестьянами для смазывания колес и в народной медицине. Смолу-живицу добывали, подрезая кору сосен специальным резцом. По нанесенным полосообразно, восходящим или нисходящим насечкам смола стекала в подставленные лейки или черпаки, а потом собиралась в бочки. Уголь получали либо в процессе гонки смолы, производившейся в специальных ямах, либо сжигая бревна. В последнем случае распиленные на чурки бревна укладывали в лежачие и стоячие кучи (бревна устанавливали вертикально в виде конуса), которые обкладывались дерном, чтобы замедлить горение, и поджигали. Интенсивность горения регулировалась углежогами с помощью лопат путем увеличения размеров и количества отдушин. Через одну-две недели костер гасили, и затем в течение двух-трех дней извлекали из него уголь. В середине XIX в. смолокурение, технология которого стала более совершенной, превратилось в смоло-скипидарное производство. Однако к началу XX в. в связи с сокращением лесных массивов и использованием новых видов сырья оно пришло в упадок. По этим же причинам исчезли и народные способы выжигания древесного угля. Сравнительно поздними являются ремесла и промыслы, связанные с обработкой металла, которая на Украине также имела давние традиции. К XV в. она включала кузнечное ремесло {ковальство), ювелирное {золотарство), литье металлов {ливарство), металлургию. Выплавка железа из болотной руды, запасы которой на Украине, особенно в Полесье, были весьма значительны, известна на ее территории давно. До V-VII вв. железо выплавляли в так называемых земляных печах - сравнительно небольших круглых ямах, обмазанных изнутри огнеупорной глиной. Позже появились более совершенные, наземные сооружения для выплавки железа - ддмниці, являвшиеся простейшими доменными печами, в которых получали кричное железо {криця) - металл, включающий шлаки, окалину и прочие примеси горения. Путем неоднократной горячей перековки крицы и очищения ее от примесей получали чистый металл. В XVI-XVIII вв. выплавка железа из болотной руды осуществлялась в руднях - производственных постройках, снабженных домницей, кузнечными горнами, мехами, горнами, механическими молотами. Последние приводились в действие с помощью использования силы падающей воды. Поэтому рудни строились обычно на небольших речках. Представляя собой комплексы производственных, складских и жилых строений, рудни как и буды, дали названия многим населенным пунктам Украины. Владели руднями, как правило, крупные магнаты, казацкие старшины, монастыри, шляхта и промышленники. Кричное железо шло на изготовление железных деталей для сельскохозяйственных орудий, прежде всего лемехов и резаков для плугов, лезвий для кос и серпов и т.п., а также для военных нужд. Значительное развитие в XV-XVIII вв. приобрело литье из металла колоколов, пушек, многих бытовых предметов - подсвечников, котлов, люстр, кубков и пр. в конце XV в. во Львове выделился цех литейщиков, специализировавшихся на производстве пушек (пушкари) и других изделий из металла. В XVI-XVIII вв. сложились основные виды художественного литья - монументальное, мелкое (различные предметы хозяйственного назначения) и из олова {конвисарство). С начала XVIII в. началась разработка залежей железных руд на Юге Украины, в районе Бахмута. На рубеже XVIII-XIX вв. на Украине появились металлургические заводы, выплавляющие чугун, шинное железо, отливающие опоры фонарей, решетки, двери и пр., постепенно они вытеснили кричное железо и традиционные способы его получения. Тесно связанное с производством железа украинское ковальство в основных своих чертах сформировалось еще в древнерусский период (ІХ-ХІІ вв.). В XIX в. во всех селах, не говоря уже о местечках и городах, имелась расположенная на окраине кузница. Обычно это была срубная, крытая гонтом или тесом однокамерная постройка с горном {гдрно), мехами, наковальней {ковадло), корытом с водой для охлаждения изделий. Основными инструментами кузнецов были большие (двуручные) и малые молоты и молотки, клещи, в том числе и для выдергивания гвоздей {обцёньки), рубила, пробойники, точила, дрель и др. Кузнецы выковывали разнообразное оружие (наконечники для копий и пик, сабли), орудия труда и предметы домашнего назначения: топоры, пилы, тяпки, замки, ножи, гвозди, дверные запоры и пр. Важным видом кузнечной работы являлась подковка лошадей, а также оковка колес шинами. Украинские кузнецы, как и белорусские и русские, издавна владели различными способами сварки металлов (внахлестку, двухслойная, трехслойная, наварка стального лезвия), их цементации, закалки, в том числе так называемой закалки с отпуском. С развитием обработки металлов, усложнением кузнечного дела и расширением ассортимента изделий кузнецов уже в XV-XVI вв. от него отпочковались более узкие ремесла - изготовление часов, иголок, мечей, ювелирных изделий, характерные главным образом для города. Лишь у гуцулов бляхйрство, как и ювелирное дело в целом, было распространено и среди сельских кустарей. Для изготовления изделий из латуни, меди и благородных металлов гуцулы использовали миниатюрный горн или обычную печь, глиняные формы для отливки и пр. Кузнечный промысел, как и сами кузнецы, был характерен для украинского села до 1950-х годов. Позже большую часть их заменили современные механические мастерские. В XIV-XVIII вв. на Украине были известны и многие другие промыслы и ремесла - производство бумаги на так называемых патрнях {""папір"' - бумага), добыча селитры, использовавшейся при изготовлении пороха и стекла, а также при консервировании продуктов. Группа ремесел была связана с обработкой камня (изготовление молотильных катков, мельничных жерновов, намогильных плит, колец для колодцев и пр.). Наибольшее распространение эти ремесла имели в местах залегания разнообразных каменных пород - в Подольской, Херсонской и Бессарабской губерниях. Значительное место в жизни украинского народа занимал соляной промысел. В соляных шахтах в районе Бахмута, а также в Солотвине и других районах Закарпатья добывали каменную соль. На лиманах Черного и Азовского морей летом собирали самосадочную соль открытым способом. Соль “морянку” получали, делая бассейны и заполняя их морской водой. Так называемые цегельники делали цёглу (кирпич), миловари - мыло, гребінники (гребенпщки) - гребінці (расчески) из рога, свічкарі - свечки. Со второй половины XIX в., с развитием капитализма, народные промыслы и ремесла стали приходить в упадок, не выдерживая конкуренции с развивающейся промышленностью, хотя в Карпатах и Полесье - менее развитых в экономическом отношении районах - отдельные элементы их сохраняются до настоящего времени. Начиная с первых лет Советской власти государство и общественность СССР прилагали усилия к возрождению кустарной промышленности. В 1921 г. в Харькове была организована художественно-промышленная выставка, на которой экспонировались и популяризировались лучшие образцы изделий народных мастеров. В 1922 г. кустарные промыслы Украины были объединены в Союз куРис. Во многих традиционных центрах - Опошне, Василькове, Кролевце, Решетиловке и др. - были созданы промысловые кооперативы и артели, которые снабжались материалами, а также новейшими механизмами. В связи с активизацией местной промышленности, начавшей удовлетворять спрос населения на изделия хозяйственного и бытового назначения (домашняя утварь, гужевой транспорт и пр.), развитие кустарных промыслов стало все больше смещаться в плоскость удовлетворения художественных запросов населения. С 1930-х годов народные ремесла и промыслы УССР развивались в основном как один из важнейших элементов декоративно-прикладного искусства. Возникла широкая сеть художественно-промышленных артелей, школ, училищ и техникумов, а также высшее учебное заведение этого профиля - Львовский институт декоративного и прикладного искусства. Большую работу по развитию, пропаганде и теоретическому обобщению опыта лучших мастеров различных видов ремесел проводил и проводит Львовский музей этнографии и художественного промысла НАНУ, основанный еще в 1874 г. После принятия в 1978 г. закона “Об охране и использовании памятников истории и культуры” на Украине развернулась активная работа по возрождению, изучению и пропаганде традиционных ремесел и промыслов.

ЧУМАЦТВО

Среди многочисленных ремесел и промыслов особняком стоит торгово-извозный промысел, так называемое чумацтво (чумакування), совмещавшее транспортировку и продажу товаров. Нередко оно приобретало профессиональный характер. Первые документальные сведения о чумаках относятся к XVII в. Однако изучение исторической и этнографической литературы, а также архивных материалов дает основание полагать, что чумацкий промысел был широко распространен уже в XVI в. Большинство исследователей связывают происхождение названия “чумак” со словом “чума”, поскольку чумаки, ходившие в Крым за солью, иногда завозили эту болезнь на Украину. Чтобы предохранить себя от эпидемий, собираясь в дорогу, чумаки пропитывали одежду дегтем. Главным предметом торговли чумаков была соль. За ней ездили на побережье Черного моря, в Крым и Карпаты (Коломыя). Из низовьев Днепра и Дона чумаки доставляли свежую и вяленую рыбу. Основные транспортные пути, которыми пользовались чумаки в XVII-XVIII вв., проходили с севера на юг. Так называемый Муравский шлях соединял низовья Днепра с городами Харьковщины и шел далее к междуречью Дона и Оки, в район Тулы. Черный, или Шпаковый, шлях тянулся от берегов Черного моря через Умань на Львов. Среди дорог местного значения наиболее известными были Крымский, или Чумацкий, шлях. Крюковский, Переволочанский, Никитинский, Кизи-Керменский и Гардовий шляхи. В XVII-XVIII вв. чумацтво было тесно связано с Запорожской Сечью. Казаки принимали активное участие в чумацком промысле, поставляя в Сечь крымскую соль, рыбу, а также предоставляя вооруженную охрану чумацким обозам (валки) в пределах Запорожья. Помимо традиционных соли и рыбы, заметную роль в чумацкой торговле играли сельскохозяйственные продукты и другие товары. На побережье Черного моря и в Крым с Украины и из Запорожья везли хлеб, сливочное масло, полотно, шкуры, меха, пряжу, железо. На ярмарки Слобожанщины из Ростова-на-Дону, Таганрога, Херсона и Кинбурна прибывали чумацкие обозы с бакалейными товарами, орехами, изюмом, финиками, миндалем, маслинами, черносливом, турецким табаком и др. Присоединение к России Причерноморья и Крыма, установление через черноморские порты непосредственных торговых связей с западноевропейскими странами, а также рост спроса на хлеб как внутри страны, так и за ее пределами создавали благоприятные условия для активизации чумацкого промысла в конце XVIII-первой половине XIX в. Вследствие относительно невысокой стоимости перевозки значительная часть экспортируемого зерна доставлялась в азово-черноморские порты чумацким транспортом. Так, в конце XVIII в. чумаки привозили в Таганрог пшеницу-арнаутку из Харьковской, Воронежской и Новороссийской губерний, а обратно везли соленую рыбу, вино и хлопчатобумажные ткани. Особенно интенсивно экспорт пшеницы велся через Одесский порт. В конце 50-х годов XIX в. в Одессу ежегодно доставлялось до 2,5 млн четвертей хлеба (О направлении...). Только на Киевщине число чумаков, занимавшихся в течение летних месяцев транспортировкой пшеницы в черноморские порты, достигало 17,5 тыс. Однако важнейшим аспектом чумацкого промысла оставалась торговля солью. В 40-е годы XIX в. чумаки ежегодно вывозили из Крыма около 8 млн пудов соли, для чего требовалось более 120 тыс. чумацких возов и около 30 тыс. погонщиков волов. По сведениям, которые относятся к 1860-м годам, через Берислав, Никополь и Бахмут ежегодно проходило до 200 тыс. возов с крымской солью, сопровождаемых приблизительно 40 тыс. чумаков. Направляясь за солью, чумаки Харьковщины везли в Новороссию и на Дон изделия из дерева - колеса, оси, ярма, ведра, баклаги для воды, ложки, бочки и др., а также гончарные изделия. В Одессу доставляли преимущественно мел, крупу и растительное масло, а обратными рейсами привозили орехи, оливковое масло и другие продукты из южных стран, находившие сбыт на украинских ярмарках. Из Приазовья чумаки доставляли главным образом рыбу, которую продавали не только на Харьковщине, но и на Черниговщине. Чумаки Полтавщины и Подолья принимали активное участие в транспортировке хлеба к портам Черного моря; в обратный путь возы загружали солью или рыбой. На Черниговщине, помимо традищюнных товаров, чумаки перевозили табак. Чумаки северо-восточных районов Херсонской губ. поставляли на лесные склады в Берислав, Херсон, Николаев и Одессу лес и лесоматериалы из Черкасского уезда. Здесь они закупали рыбу или соль, которые затем продавали на рынках в северной части губернии. Многие херсонские чумаки занимались перевозкой зерна из Кременчуга в Бериславский порт. В конце ХУШ-первой половине XIX в. чумацтвом занимались преимущественно крестьяне, нередко совмещавшие этот вид промысла с занятием земледелием, а также мещане, военные поселенцы и колонисты, а иногда и мелкопоместные дворяне. Для приобретения специального чумацкого воза (мажа) с парой волов и его снаряжения в дорогу в середине XIX в. требовалась довольно значительная для крестьянина сумма - 100-200 руб. Заработок чумака зависел от многих факторов, в частности от спроса на товар, расстояния до места доставки, груза, качества дороги и пр. Чумак с Киевщины, ездивший в середине XIX в. в Крым за солью, с одного воза получал около 14 руб. чистой прибыли; перевозка пшеницы в Одессу приносила ему 5 руб. 30 коп. прибыли на одну мажу. Если чумак из Староконстантинова вез в Одессу зерно, а обратно соль, то его заработок в начале 1860-х годов составлял около 20 руб. за одну поездку. Чумаки Харьковщины высокую прибыль (нередко более 100%) получали от продажи вяленой или свежей рыбы, которую они привозили с Дона. Заниматься чумацтвом, имея один-два воза, было экономически невыгодно, поэтому хозяева обычно владели несколькими парами волов и возов. Отдельные чумаки, имея до 30-50 и более пар волов, использовали наемный труд. Как правило, один наемный рабочий обслуживал пять пар волов и получал в течение сезона около 25 руб. Чумацкий сезон начинался ранней весной и продолжался до поздней осени. В зависимости от расстояния чумаки делали в течение сезона две-три ходки. Первый раз выезжали в конце марта или в апреле, затем в середине лета и последний раз осенью, ближе к Покрову. При благоприятных условиях, например, путь с Харьковщины в Крым и обратно занимал в общей сложности 9 недель, с Харьковщины в Одессу - 13 недель. В дороге чумаки организовывали обоз, в который входило от 30 до 50 возов. Его возглавлял выборный атаман, отвечавший за безопасность пути, распределявший обязанности среди членов обоза и следивший за их выполнением. Во второй половине XIX в. вследствие новых социально-экономических условий чумацкий промысел начал постепенно приходить в упадок и к концу столетия прекратился совсем. Рост товарно-денежных отношений вызвал необходимость новых форм организации рынка сбыта, развития транспортных путей. После проведения железных дорог чумацкий транспорт уже не мог конкурировать с новыми транспортными средствами. Продолжал существовать лишь местный подвоз товаров и продуктов от железнодорожных станций и портов в города и местечки или от фабрик и заводов до ближайшей железной дороги.

РЕМЕСЛЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ В СИСТЕМЕ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ

С производством ремесленных изделий был связан ряд обычаев и обрядовых действий, направленных на включение этих изделий в сферу культуры путем их семантизации, придания им определенных значений, связанных с существующими представлениями о мире. Обряды, сопровождавшие процесс производства, начинались с выбора материала. Например, в деревообрабатывающих ремеслах соблюдался ряд запретов на использование тех или иных деревьев в качестве сырья. Нельзя было использовать древесину деревьев, относимых к сфере сакрального: деревьев с какимилибо аномалиями, а также выросших на лесных перекрестках, на месте, где раньше располагались церковь или кладбище, и тех, в которые ударила молния, и т.п. Гончары для изготовления молочной посуды использовали глину, собираемую с пальцев при формовке других изделий (слимаки). Считалось, что сделанный из такой глины кувшин “сметану збирає, як слимаки з пальців обирає”. Перед началом добычи глины гончары обращались к ней с молитвой, поскольку она почиталась в народе как одна из ипостасей Матери-Земли. Гончарные цехи, сообща владевшие глинищами, устанавливали на них кресты (например, ремесленники городов Поповка и Хомутец на Полтавщине). Возле таких крестов, огражденных забором, гончары регулярно совершали обряды освящения глинищ, включавшие торжественные процессии и общие трапезы в складчину. Важным условием производства считался правильный выбор времени, в том^исле с ритуальной точки зрения. При этом определяли ритуально благоприятный период года, лунного месяца, конкретный день и время суток. Обрядовые действия по выбору времени для производства начинались уже при заготовке материала. Так, плотники и столяры заготавливали древесину весной (в мае), осенью и зимой. Хозяйственно-календарный текст XVIII в. указывает: “Августа, сентября, ноября, декабря на строеніе дерево рубить хорошо” . Дальше выбирали благоприятное время уже для самого процесса производства. Например, период с 21 июня, когда “вступаетъ солнце въ знамя небесное Льва”, считался удачным для плотницкого ремесла и для строительства лодок и кораблей. “Колоколы лить и прочое огнем работать!” лучше всего в марте и мае. Наиболее подходящим месяцем для портняжного ремесла был декабрь, а “меды и прочіе питейніе выды” приготавливали в феврале, марте и июне. Считалось, что пиво, сваренное в эти месяцы, “будет здраво и не скиснет скоро”. Важная роль при выборе времени для работы, и особенно для ее начала, отводилась фазе луны. Период увеличения луны считался наиболее благоприятным, а период ущерба - менее или совсем неблагоприятным. Например, гончарную посуду надо было изготавливать, “коли місяць у підповні”, строительство дома начинали “въ настать м'Ьсяця”, пиво варили тоже “на сход'Ь м'Ьсяця”. Дни недели также делились на благоприятные и неблагоприятные для работы. Например, в понедельник нельзя было начинать никакую новую работу. Большое значение с ритуальной точки зрения имел выбор благоприятного времени суток. Таким, особенно для начала производства, считалось утро. Поэтому гончары формовали и обжигали посуду утром. Воду для замешивания глины брали до восхода солнца. Плотники же в противоположность гончарам начинали строить после восхода солнца: “Коли вранци, до ехид сонця, закладуть хату, - буде вохка зимою й весною”. Следует отметить, что ритуальные аспекты выбора времени производства, впрочем как и другие обряды ремесленной технологии, исчезают довольно рано, что в значительной мере связано с развитием товарности ремесленного производств. Поэтому уже в XIX в. мастера постепенно перестают соблюдать ритуальные правила выбора времени изготовления изделий. Обрядовые действия, совершавшиеся ремесленниками непосредственно при изготовлении изделий, сводились в основном к проведению аналогий между этими предметами и различными элементами космоса, а также между телом животного и человека. Так, во время обрядов, сопровождавших строительство дома (закладка первого венца сруба, подъем матицы и др.), он уподоблялся телу животного и человека, соотносился с концепцией человеческой жизни. На многие деревянные предметы (сундуки, пороховницы и др.) наносились солярные знаки, выражавшие идею движения солнца по небу. Корабль уподоблялся коню, решето - дождевому облаку. Процесс изготовления тканей понимался как символическое создание Вселенной, поэтому прядение, снование и ткачество выступали своего рода моделированием этапов сотворения мира, например: “Небо - таке соснованіє Боже”; “Господь сосновав земельку”.Во время работы мастера соблюдали ряд ритуальных правил, связанных с включением изготавливаемых изделий в сферу культуры и в существующую в народном сознании картину мира. Так, гончарный круг вертели слева направо, по ходу солнца, “посолонь” производили и другие вращательные движения. Посуду гончары формовали и обжигали натощак. При этом нельзя было гримасничать, ибо сосуды тоже искривятся, поскольку они уподоблялись телу не абстрактного человека, а самого мастера. Известны случаи, когда при изготовлении ремесленных изделий предполагалась обрядовая инверсия, например при выработке ритуальной посуды для колдунов. Изготавливая такую посуду, мастер производил операции наоборот: выворачивал особым образом руки и вертел круг в обратную сторону (на відлів). Здесь ритуальное “антиповедение” мастера имело целью семантизацию изделия именно как колдовского, причастного к потустороннему миру, где все наоборот. В основе обрядовых действий, сопровождавших сбыт ремесленной продукции, лежали представления о наличии тесных связей между мастером и его изделиями, аналогичных межчеловеческим, а также воззрения на ремесленника как на колдуна-демиурга, связанного с “нечистой силой”. Причем связь между изделием и его изготовителем несла в себе угрозу новому владельцу, поскольку вещь только что вышла из рук мастера-колдуна. Считалось, что в случае недовольства покупателем или заказчиком мастер может сделать вещь непригодной для употребления и даже вредоносной для нового хозяина. Например, плотники и печники поселяют в его доме “нечистую силу”, а гончары отбирают у молочной посуды способность собирать сметану. Чтобы разорвать связь между вещью и ее творцом, нейтрализовать вредоносное влияние мастера, а также закрепить влияние на вещь человека, приобретавшего ее, совершались специальные обряды: ритуальное вываривание новой посуды; рукобития и рукопожатия, символизировавшие передачу изделия новому владельцу; передача вещи из рук в руки и из полы в полу; ритуальные угощения, приплата и подарки со стороны покупателя. Ритуальные угощения, в частности, были обязательными при сбыте скорняжной продукции, при постройке печей и домов {замочка криті, угощение при закладке первого венца сруба, чтобы плотник рубил “на добро, а не на зло...”). Угощение мастера при этом не входило в стоимость изделия, а давалось сверх нее. Сверх стоимости продукции делались также подарки плотникам при подъеме матицы. На Подолье существовал обычай, кроме платы за изделие, вознаграждать членов ткацких цехов хлебом. Обычай давать продавцу-ремесленнику сверх стоимости вещи приплату известен со времен Древней Руси {пополонок). Он сохранялся на Украине до конца Х1Х-начала XX в., хотя в это время приплата стала уже чисто символической.
ВОПРОСЫ

Назовите 2 типа горизонтальных станков? (архаичные станки на сохах, так называемые сохі или стави, поздний, усовершенствованный ткацкий станок верстат)

Как называется обычай давать продавцу-ремесленнику сверх стоимости вещи приплату, этот обычай известен со времен Древней Руси?{пополонок)

Название воза чумака? (мажа)

Какую глину использовали гончары для изготовления молочной посуды? (использовали глину, собираемую с пальцев при формовке других изделий (слимаки))

Сколько как правило получал денег за сезон один наемный рабочий который обслуживал пять пар волов?( около 25 руб.)

Как называется сыромятная кожа? (сирйця)

Назовите второе название “шленского” гончарного круга?(силезский)

Название профессии на Украине которая занималась выделкой меха, главным образом овчины? (кушнірство.)

Назовите главные гончарные центры на Подолье? (села Бар, Кришинцы, Бубновка.)


1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта