Доклад по Этнографии России. Хозяйство и материальная культура русского народа
Скачать 102.81 Kb.
|
В зависимости от положения печи и переднего угла, а также от направления устья печи в русском жилище выделяются четыре типа внутреннего плана избы (хаты): северно-среднерусский, западнорусский (также украинско-белорусский), восточный южнорусский и западный южнорусский. Северно-среднерусский план избы характерен для северных и среднерусских нечерноземных губерний Европейской части России, для большей части Сибири, встречался в отдельных районах поздней колонизации, например, в Суджанском и Обоянском уездах Курской губернии, в Медведицком, Усть-Хоперском округах области Войска Донского, в Пятигорском округе Терской области, у русского населения Восточного Казахстана и частично Киргизии. Русская печь расположена направо или налево от входа в одном из задних углов избы, устьем повернута к передней стене избы. В передней части избы по диагонали от печи - передний угол. Пространство избы от устья печи до передней стены (упечь, середа, чулан, куть) служило женской половиной. Здесь происходило приготовление пищи и были все принадлежности для стряпни. Оно иногда отделялось от остального помещения занавесом или досчатой перегородкой. В чулане по боковой стене избы от печи до фасадных окон проходила высокая лавка, называемая судной или залавком. Под ней был шкафчик - судница или залавошник, в нем хранилась кухонная посуда и съестные припасы. Над судницей вешались полки, на которых стояли чашки, миски, сковороды, ложки, ножи и т.д. Еще выше на полице была различная кухонная утварь: опарницы, решето, сито, кринки, корытце с тяпкой, ступа с пестиком, подойник и пр. На полу под передней лавкой стояли ведра, чугуны, деревянные кадки. К печному столбу прикреплялся шкафчик для чайной посуды. Иногда вместо него ставили большой шкаф, в котором вверху держали чайную посуду, внизу — белье. В задней части избы, от печи до боковой стены, укрепляли под потолком деревянный настил — полати, а сбоку печи во всю ее длину пристраивали из досок ящик,]в виде шкафа с дверцами (голбец, казенка, каржина), откуда лестница вела в подполье. От входной двери до боковой стены была устроена широкая лавка, забранная с боков досками - коник (кутник), боковая доска ее нередко вырезалась сверху в форме конской головы. На конике мужчины занимались хозяйственными работами, поэтому эта лавка считалась мужской. Резьба в виде конской головы, завитков или розеток часто украшала и другие детали интерьера избы. Во многих северных селениях, а также на Алтае, в Сибири двери, печь, голбец, полати, а иногда и стены расписывались красками. Вся задняя часть избы под полатями (куть, подпорожье) считалась прихожей. Зимой в трескучие морозы в ней держали мелкий домашний скот. Между обеденным столом и полатями обычно ставили ткацкий стан, в больших семьях в зимнее время все свободное пространство избы загромождалось двумя, а порой и четырьмя станами. На долгой лавке, идущей по боковой стене, женщины ткали, пряли, шили. Тут же или ближе к передним окнам на гибком шесте, закрепленном в потолке, висела детская люлька. В большинстве изб в XIX в. не было специальных кроватей, а члены семьи спали на полатях,лавках, печи, голбце, или просто на полу. Постельными принадлежностями служили: сено, солома, домотканые подстилки (полости, дерюги), иногда войлок, а также старая одежда. Западнорусский (или украинско-белорусский) план избы (хаты) был распространен в Смоленской, Псковской, в юго-западных уездах Новгородской и Петербургской губерний, на юго-западе Курской и Воронежской губерний, в Кубанской и Терской областях, в старинных домах XVIII в. у донского казачества, в русских селениях северного и северо-западного Казахстана, частично Киргизии, у русских переселенцев в степных районах Алтая, а также на Украине, в Белоруссии, в Польше, в Молдавии, в восточных районах Прибалтики, в Карелии. Положение печи в этих избах было таким же, как в вышеописанном типе плана, но устье ее было направлено к длинной боковой стене, т.е. находилось около входной двери. Направление устья меняло назначение и других частей жилого помещения. Передний угол в этом плане находился также, как и в предыдущем, в передней части избы, но угол, где происходило приготовление пищи, перемещался к двери. За боковой стеной печи, до передней торцевой стены, устраивался деревянный настил для сна (пол, примост). Над примостом делали полати. Недалеко от примоста обычно стоял сундук, к потолку подвешивалась люлька. Иное положение печи и переднего угла было в южной Центрально-Черноземной полосе России, где жилая постройка ставилась к улице длинной стороной. Русская печь располагалась в дальнем от входа углу. По диагонали от печи, т.е. между дверью и передней длинной стеной, выходившей на улицу, был расположен передний угол. В зависимости от того, куда было повернуто устье печи, выделяются восточный и западный южнорусский план хаты (избы). При восточном южнорусском плане устье печи повернуто к входной двери. Этот план хаты бытовал на территории Воронежской, Тамбовской, частично Пензенской, Рязанской, Тульской губерний, а также у соседних неславянских народов - коми и марийцев. В жилище с западным южнорусским планом устье печи направлено к длинной стене хаты, выходившей на улицу. Это было характерно для построек Калужской, Орловской, Курской, западных районов Тульской и Рязанской губерний, а также для жилища мордвы - мокши. От боковой стены печи до противоположной боковой стены хаты в западном южнорусском плане и до длинной передней стены в восточном южнорусском плане устраивали дощатый настил для сна - пол, над которым в восточных районах были расположены полати. На улицу в южнорусских хатах прорубалось одно или два окна, одно окно было в задней стене дома, выходившей во двор. Благоустройство крестьянского жилища было на низком уровне. Во многих избах было тесно, грязно, ощущался недостаток света и воздуха. Жилые помещения освещались лучиной, на юге - жирником (глиняная плошка с животным жиром и вставленным в него фитилем). Содержание в избах скота, пыль и грязь во время прядения, ткачества и других домашних работ, дым и неравномерность температуры при отсутствии вытяжных труб приводили к постоянным заболеваниям. Особенно тяжелые антисанитарные условия жизни были в крестьянском жилище Черноземной полосы с его земляными полами и тонкими стенами. Значительно лучше жили зажиточные крестьяне. Сравнительно большая жилая площадь, косящатые окна, печь с трубой, благоустроенные дворы с утепленными хлевами в виде скотных изб и омшанников создавали более гигиенические условия. В селах Севера, Верхнего Поволжья, Сибири в крестьянских избах поддерживалась чистота, здесь полагалось каждую неделю мыть полы и лавки, а к большим праздникам - стены. Уже в XVIII в. отмечаются более благоприятные условия жизни в Ярославской губернии, где зажиточность крестьянства объяснялась развитием местных и отхожих промыслов. В этой губернии немало было богатых помещичьих селений, крестьяне строили просторные дома из кирпича. В помещичьих селах Ростовского уезда - в Поречье, Угодичах, Ворже, Сулости и др. строились кирпичные крестьянские дома в два или даже в три этажа. Зажиточные крестьяне стремились подчеркнуть свой достаток размерами дома и богатым его украшением. Еще в 1850-х годах А.Ф. Писемский, красочно описывая быт Чухломского уезда Костромской губернии, отмечал, что почти в каждой деревне «вам кинется в глаза большой дом, изукрашенный разными разностями... Если таких домов два или три, то прихоти в украшениях еще более усиливаются, как будто домохозяева стараются перещеголять один другого; и когда вы проезжая летом деревню, спросите попавшуюся вам навстречу бабу: "Чей это, голубушка, дом?", она вам, наверное, скажет: "Богачей, сударь". "А этот, другой, чей?" "А это - других богачей"». В конце XIX - начале XX в. с развитием в деревне товарно-денежных отношений и городского влияния постепенно изменяется как планировка крестьянского жилища, так и обстановка избы (хаты). Особенно заметным это становится в промышленных районах. Единое прежде жилое помещение стали разгораживать занавесками и перегородками, отодвигать печь от стен и изменять ее традиционное положение. Широко распространяется керосиновое освещение. В обиходе более состоятельных крестьянских семей стала распространяться передвижная мебель: столы, стулья, кровати, шкафы, комоды, деревянные диваны и т.д. В сельских домах появились занавески на окнах и дверях, коврики, зеркала, фотографии и картины на стенах, скатерти на столах, комнатные цветы и прочая обстановка, распространенная в то время в среде городского мещанства. Влияние городской и церковной архитектуры на сельскую в этот период прослеживается во всех элементах сельского жилого дома: в его планировке, конструктивных особенностях, в убранстве жилых комнат. С другой стороны, крестьянское строительство всегда оказывало большое влияние на развитие как деревянной, так и каменной архитектуры господствующих классов. Дворянские усадьбы Среди сельской архитектуры особое место занимают дворянские усадьбы XVIII-XIX вв. Широкий размах такое строительство достигло во второй половине XVIII - начале XIX в., когда в руках отдельных сановников и дворян-помещиков сосредоточились обширные земельные владения. Наиболее богатые усадьбы располагались вблизи больших городов - столичных и губернских. Число усадеб сокращалось по мере удаления их от крупных городов; архитектура была скромнее и проще. Для строительства богатых усадеб нередко приглашались выдающиеся зодчие (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Д.И. Жилярди и др.), вместе с тем многие усадьбы возводились одаренными архитекторами и строителями самоучками из крепостных крестьян, и народные мастера соперничали со знаменитыми столичными архитекторами. Дворянские усадьбы обычно находились неподалеку от деревни в окружении красивого пейзажа. Усадьба состояла из жилых и парадных господских покоев, служебных помещений для прислуги и дворни, дворовых и хозяйственных построек, парковых зданий, образующих вместе с парком, садом, прудами и церковью целостный архитектурный ансамбль. Обширные богатые усадьбы по своему архитектурному стилю были связаны с расцветом в России классицизма, сменившего со второй половины XVIII в. стиль барокко. Особенно много их было в Подмосковье. Московское дворянство устраивало свои подмосковные усадьбы с особой, невиданной дотоле роскошью: с красивыми дворцами, регулярными садами, парками, жив писными прудами, гротами, павильонами и прочими затеями. Многие из них имеют особое значение как выдающиеся памятники русской культуры XVIII - начала XIX в. (Архангельское, Кусково, Останкино, Кузьминки, Марфино, Остафьево, Вороново и др.). Усадьбы обычно располагались в стороне от больших дорог, к ним вели проселочные дороги, засаженные деревьями, образуя красивые аллеи. Через парадные вьездные ворота, которые в богатых усадьбах были монументальными сооружениями триумфального типа, посетитель попадал на парадный двор, в глубине которого располагался главный господский дом, каменный или деревянный, обычно с портиком коринфских колонн, с лоджиями, балконами, эркерами, бельведерами, ордерными пилястрами, резными узорами, лепными, скульптурными изображениями, красивыми проемами дверей и окон. Жилые и парадные комнаты дома часто располагались анфиладно вокруг центральной залы, венчающейся куполом на крыше здания. Парадные залы и гостиные в богатых домах были роскошно отделаны. Убранство их составляли художественная мебель, зеркала, люстры, паркеты, гобелены, роспись стен, картины известных художников, портреты предков и т.д. Часть жилых комнат располагались на антресолях, они были обставлены значительно скромнее. Недалеко от дома, обычно по бокам, стояли служебные или жилые флигели, они соединялись с домом колонадами галерей или стояли отдельно, не нарушая общую композицию парадного двора. Непосредственно к дому, обычно с юга, примыкал обширный садово-парковый ансамбль, - неприменная особенность почти каждой дворянской усадьбы. Цветники, газоны, террасы, спускающиеся уступами к реке или пруду, декорированные скульптурными вазами, бюстами, статуями, диагональные аллеи парка с редкими деревьями и растениями, беседки, всевозможные затейливые павильоны, гроты, оранжереи и многое другое свидетельствовало о высоком совершенстве садово-парковой культуры России того времени. Вне парадного двора, поблизости от него или в значительном отдалении, находились служебные комплексы зданий - конные и скотные дворы, манежи, амбары, погреба, птичники, псарни и пр. В парке или недалеко от него за отдельной оградой в богатых усадьбах сооружали церковь с кладбищем. Церкви помимо религиозно-идеологического назначения несли декоративные функции, они как бы завершали ансамбль усадьбы. Наряду с роскошными довольно много было помещичьих усадеб более простых по архитектуре и внутреннему убранству. Дома и службы небольших усадеб были деревянные, но выполненные в формах каменной архитектуры, нередко оштукатуренные, с колоннами, пилястрами, балконами, нарядным крыльцом. Здесь не всегда встречались парадные залы и гостиные, но было много уютных небольших, необходимых в семейном быту комнат (кабинет, столовая, спальни, детские, библиотека, гувернантские, лакейские и т.п.). Непременной принадлежностью каждой усадьбы были парк, сад, хозяйственный двор с различными службами.
ЛИТЕРАТУРА Авдеева Е.А. Ручная книга русской опытной хозяйки, составленная из сорокалетних опытов и наблюдений доброй хозяйки русской: В 3 ч. СПб., 1865. Аграрная история Северо-Запада России XVI в. Л., 1978. Аграрная история Северо-Запада России. Вторая половина XV - начало XVI в. Л., 1971. Азиатская Россия: Люди и порядки за Уралом. СПб., 1914. Т. 1. Александров В.А. Сельская община в России (XVII - начало XIX в.). М., 1976. Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов: (поселения, жилища и хозяйственные строения) // Восточнослав. этногр. сб. М., 1956 (ТИЭ. Т. XXXI). Бломквист Е.Э. Крестьянское жилище Калужской области // Материалы по этнографии. Этногр. отд. ГРМ. Л., 1927. Т. Ш. вып. II. Бломквист Е.Э. Материалы по истории жилища придонских районов Воронежской области: (жилище феодальной эпохи) // СЭ. 1934. № 5. Бломквист Е.Э. Постройки бухтарминских старообрядцев // Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930. Василенко ВМ. Искусство Хохломы. М., 1959. Василенко ВМ. Крестьянская геометрическая резьба XVIII в. // Русское искусство XVIII в. М., 1973. Василенко ВМ. Русское прикладное искусство: Истоки и становление. I век до н.э. - ХШ век н.э. М., 1977. Вилков О.Н. Ремесло и торговля в Западной Сибири в XVII в. М., 1967. Виноградов В.А. К вопросу о влиянии народнической пропаганды 70-х - начала 80-х годов на революционные настроения крестьян Тверской губернии // Вопр. аграрной истории Центра и Северо-Запада РСФСР. Смоленск, 1972. Громов Г.Г. Жилище // Очерки русской культуры XVI в. М.( 1977. Ч. 1. Громов Г.Г. Одежда // Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. Ч. 1. Громов Г.Г. Одежда//Очерки русской культуры XVII в. М., 1979. Ч. 1. Громыко ММ. Духовная культура русского крестьянства // Очерки русской культуры XVIII в. М, 1990. Ч. IV. |