Главная страница
Навигация по странице:

  • «конкретно

  • Утопии

  • динамический характер дей­ствительности

  • качественно, исторически и социально градуирован­ное понятие утопии

  • исторического сис­тематическому

  • утопии сегодняшнего дня могут стать действи­тельностью завтрашнего дня.

  • Мангейм К. - Идеология и утопия. I постановка проблемы


    Скачать 2.58 Mb.
    НазваниеI постановка проблемы
    АнкорМангейм К. - Идеология и утопия.rtf
    Дата21.09.2018
    Размер2.58 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаМангейм К. - Идеология и утопия.rtf
    ТипГлава
    #24928
    КатегорияСоциология. Политология
    страница14 из 25
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   25

    Утопическое сознание


    (Посвящается Альфреду Веберу к его 60-летию)
    1. Попытка уяснения основных феноменов: Утопия, идеология и проблема действительности

    Утопичным является то сознание, которое не находится в соответствии с окружающем его «бытием». Это несоответствие проявляется всегда в том, что подобное сознание в переживании, мышлении и деятельности ориентируется на факторы, которые реально не содержатся в этом «бытии». Однако не каждую ориентацию, не соответствующую данному «бытию», являющуюся трансцендентной по отношению к нему и в этом смысле «чуждой действительности», мы назовем утопичной. Мы будем считать утопичной лишь ту «трансцендентную по отношению к действительности» ориентацию, которая, переходя в действие, частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей.

    Ограничивая утопическое сознание рамками той трансцендентной по отношению к реальности ориентации, которая взрывает существующий порядок, мы установили главное различие между утопическим и идеологическим сознанием. Можно ориентироваться на далекие от действительности, трансцендентные бытию факторы и тем не менее стремиться к сохранению или постоянному репродуцированию существующего образа жизни. В ходе истории люди значительно чаще ориентировались на трансцендентные, чем на имманентные действительности факторы, и тем не менее осуществляли на основе подобного не соответствующего бытию «идеологического» сознания вполне конкретное устройство социальной жизни. Утопичной подобная не соответствующая действительности ориентация становилась лишь тогда, когда она действовала в том направлении, которое должно было приве-

    [164]

    сти к уничтожению существующей «структуры бытия». Поэтому носители определенного «порядка» и его представители никогда не занимали враждебной позиции по отношению к трансцендентной бытию ориентации; их целью было подчинить своему контролю трансцендентные бытию, т. е, не осуществимые в данном социальном устройстве, идеи и стремления и сделать их социально безопасными посредством вытеснения за пределы общества и истории.

    Каждая стадия исторического бытия обволакивалась представлениями, трансцендировавшими это бытие, однако до тех пор, пока они «органически» (т. е. не оказывая преобразующего воздействия) входили в картину мира, соответствующую данному периоду, они выступали не как утопии, а как идеологии, присущие данной стадии исторического развития. Пока феодальному государству и средневековой церковной организации удавалось связывать обещания райского блаженства не с существующей социальной структурой, а с некоей трансцендентной сферой, с потусторонним миром и тем самым лишать их преобразующей силы, они еще принадлежали к данному общественному порядку. Лишь тогда, когда определенные группы людей ввели эти чаяния в сферу своей непосредственной деятельности, пытаясь их реализовать, эти идеологии стали утопиями. И если мы здесь вслед за Ландауэром127.

    (сознательно вопреки принятой нами дефиниции) назовем каждое значимое, действующее социальное устройство «топией», то все эти чаяния, в той мере, в какой они обладают преобразующей функцией, станут утопиями.

    Совершенно ясно, что в основе подобного разделения лежит определенное понимание «бытия» и соответствующее ему понимание трансцендентности по отношению к бытию и, прежде чем перейти к дальнейшему, следует полностью уяснить себе сущность этой посылки.

    Ответить на вопрос, что такое «действительность», «бытие» вообще, должна философия, и это не имеет отношения к нашей проблематике. Однако что следует в каждый данный момент считать «действительным» в историческом и социологическом понимании, может быть определено с достаточной однозначностью социологией знания.

    Поскольку человек есть существо, которое прежде всего живет в истории и в обществе, то окружающее его «бытие» никогда не является «бытием вообще», но всегда есть конкретная историческая форма общественного бытия. С социологической точки зрения, «бытие» доступно постижению только как «конкретно значимое», т. е. как некое постоянно функционирующее и действительно существующее жизненное устройство.

    Каждое конкретно «функционирующее жизненное устройство может быть с наибольшей ясностью понято и охаракте-

    [165]

    ризовано посредством того типа экономической и политической структуры, которая составляет его основу; однако оно охватывает также все человеческие отношения (специфические формы люб­ви, общения, борьбы и т. п.), которые допускает или требует данная структура, и, наконец, все те формы и способы пе­реживания и мышления, которые соответствуют данному жиз­ненному устройству и в этом смысле совпадают с ним. (Для нашей постановки проблемы этого объяснения пока дос­таточно. Мы не пытаемся отрицать, что более углубленное исследование вопроса повлечет за собой необходимость допол­нительного разъяснения. Степень объяснения каждого данного понятия никогда не является абсолютной; она всегда соответ­ствует масштабам и интенсивности понимания всей структуры в целом). Однако каждое «реально существующее» жизнен­ное устройство обволакивается представлениями, которые следует именовать «трансцендентными бытию», «нереаль­ными», потому что при данном общественном порядке их со­держание реализовано быть не может, а также и потому, что при данном социальном порядке жить и действовать в соот­ветствии с ними невозможно.

    Одним словом, «трансцендентными бытию», нереаль­ными, являются все те представления, которые не согласуют­ся с существующим жизненным устройством. Представления, которые соответствуют конкретно существующему de facto действующему порядку, мы назовем «адекватными», соответ­ствующими бытию. Они встречаются относительно редко, и лишь вполне ясное в социологическом смысле сознание опе­рирует соответствующими данному бытию представлениями и мотивами. Соответственным, адекватным бытию представле­ниям противостоят две большие группы трансцендентных бы­тию представлений: идеология и утопия.

    Идеологиями мы называем те трансцендентные бытию представления, которые de facto никогда не достигают ре­ализации своего содержания128. Хотя отдельные люди час­то совершенно искренне руководствуются ими в качестве мотивов своего поведения, в ходе реализации их содержа­ние обычно искажается.

    Так, например, в обществе, основанном на крепостни­честве, представление о христианской любви к ближнему все­гда остается трансцендентным, неосуществимым и в этом смыс­ле «идеологичным», даже если оно совершенно искренне принято в качестве мотива индивидуального поведения. После­довательно строить свою жизнь в духе этой христианской любви к ближнему в обществе, не основанном на том же принципе, не­возможно, и отдельный человек - если он не намеревается взор­вать эту общественную структуру - неизбежно будет вынужден отказаться от своих благородных мотивов.

    [166]

    Это «отклонение» поведения, основанного на идеологии, от изначальных представлений может принимать различные формы, чему соответствует целая шкала различных типов идео­логического сознания. К первому типу следует отнести тот случай, когда представляющий и мыслящий субъект неспособен увидеть несоответствие своих представлений действительности по той причине, что вся аксиоматика его исторически и социально де­терминированного мышления делает обнаружение этого не­соответствия принципиально невозможным. Вторым типом идеологического сознания можно, в отличие от первого, счи­тать «сознание - «cant»129, характерным свойством которого является то, что исторически оно могло бы обнаружить несо­ответствие своих идей совершаемым действиям, но скрывает его, руководствуясь витальным инстинктом. И, наконец, пос­ледним типом этой классификации следует считать идеологи­ческое сознание, основанное на сознательном притворстве, т. е. тот случай, когда идеология должна быть интерпретиро­вана как сознательная ложь: в этом случае речь идет не о самообмане, а о сознательном обмане других. Между сознани­ем, трансцендентным бытию, основанном на искренней вере, «сознанием - «cant» и идеологией в значении простой лжи суще­ствует множество переходных ступеней130. Однако здесь мы не будем подробно останавливаться на этих феноменах; в нашу задачу входит только еще раз охарактеризовать эти типы, чтобы тем самым более ясно представить себе своеобразие утопического сознания.

    Утопии также трансцендентны бытию, ибо и они ориентирует поведение на элементы, не содержащиеся в данном реальном бытии; однако они не являются идеологиями, т. е. не являются ими в той степени и постольку, поскольку своим проти­водействием им удается преобразовать существующую истори­ческую действительность, приблизив ее к своим представле­ниям. Если такое принципиальное и совершенно формальное различие между утопией и идеологией представляется посторон­нему наблюдателю безусловным, то решить, что in concrete в каждом данном случае следует считать идеологией и что утопией, невероятно трудно. Здесь мы всегда сталкиваемся с представ­лениями, содержащими оценки и стандарты, и для проведе­ния их в жизнь необходимо разделять стремления и жизне­ощущения борющихся за господство над исторической дей­ствительностью партий.

    Что в каждом данном случае следует считать утопией и что идеологией, зависит в значительной степени и от того, к какой ступени реального бытия прилагается масштаб; со­вершенно очевидно, что социальные слои, представляющие существующий социальный и духовный порядок, будут счи­тать действительными те структурные связи, носителями

    [167]

    которых они являются, тогда как оппозиционные слои данного общества будут ориентироваться на те ростки и тенденции нового социального порядка, который является целью их стремлений и становление которого совершается благодаря им. Утопией представители данной стадии бытия называют все те представления, осуществление которых, с их точки зрения, принципиально невозможно.

    В соответствии с этим словоупотреблением термин «утопический» обретает утвердившееся в наши дни дополни­тельное значение - утопическим называют представление, реа­лизация которого в принципе невозможна. (Мы сознательно устранили это значение в нашей узкой дефиниции данного понятия.) Нет никакого сомнения в том, что среди упомянутых трансцендентных представлений есть и такие, которые в принципе не могут быть и никогда не будут реализованы. Од­нако люди, мыслящие в рамках сохранения устойчивости дан­ного социального порядка, находящиеся в плену данного ми­роощущения, всегда будут склонны считать абсолютно утопичными все те трансцендирующие бытие представле­ния, которые не могут быть реализованы в рамках данного социального порядка. В дальнейшем изложении мы, говоря об утопии, будем всегда иметь в виду утопию лишь в относитель­ном значении этого термина, т. е. утопию, которая представ­ляется вообще неосуществимой представителям данного ут­вердившегося социального порядка.

    Попытка определить значение понятии утопии уже са­ма по себе могла бы служить примером того, насколько лю­бая дефиниция в области исторического мышления отражает определенную перспективу, т. е. всю систему мышления, свя­занную с позицией данного мыслящего субъекта, и прежде всего находящееся за этой системой мышления политическое решение. Уже одно то, как понятие определяется и какой от­тенок его значения проступает при его употреблении, содер­жит до известной степени решение, которое в дальнейшем определит результат основанного на нем хода мыслей.

    То обстоятельство, что наблюдатель, сознательно или бессознательно поддерживающий существующий социальный порядок, пользуется таким широким неопределенным и не­дифференцированным понятием утопии, в котором полностью стирается разница между абсолютно и относительно неосу­ществимым, не случайно. Здесь все дело в нежелании выхо­дить за пределы данного социального порядка. Это нежела­ние лежит в основе того, что неосуществимое только на данной стадии бытия рассматривается как неосуществимое вообще, и посредством такого стирания различий полностью устраняется возможность выставлять требования, которые носят характер относительной утопии. Называя без какого-либо различия

    [168]

    утопичным все то, что выходит за рамки данного порядка, сторонники этого порядка подавляют беспокойство, вызывае­мое «относительными утопиями», которые могли бы быть осуществлены при другом социальном порядке.

    Напротив, у анархиста Г. Ландауэра131, для которого весь смысл заключен только в революции и утопии, а топия (т. е. социальный порядок) всегда является олицетворением зла, в качестве недифференцированного элемента выступает именно этот социальный порядок. Подобно тому как предста­витель данного социального порядка не видит дифференциа­ции утопии (что позволяет нам говорить о его слепоте по отношению к утопии), анархист слеп по отношению к данному социальному порядку. Так, в работе Ландауэра подчеркивает­ся характерное для всех анархистов всеупрощающее и сти­рающее все различия противопоставление: «сторонники авто­ритарной системы» и «борец за свободу»; при таком противо­поставлении одинаково «авторитарным» оказывается как по­лицейское государство, так и демократическо-республиканское и социалистическое государственное устройство, а свободным является только анархизм. Та же тенденция к упрощению про­является и в интерпретации истории. Совершенно так же, как посредством слишком резкой альтернативы скрывались не­сомненные качественные различия отдельных форм государ­ственного устройства, посредством перенесения ценностных акцентов на утопию и революцию закрывается путь к обнару­жению каких бы то ни было эволюционных моментов в историко-институциональной сфере. Для такого мироощущения исторический процесс - не что иное, как постоянно возобно­вляемое вытеснение топии (социального порядка) посред­ством возникающей внутри нее утопии. Лишь в утопии и рево­люции заключена подлинная жизнь; институциональный по­рядок всегда - лишь дурной остаток, сохранившийся в период спада утопии и революции. Таким образом, путь истории ве­дет от одной топии через утопию к другой топии и т. д.

    Односторонность этого мировоззрения и этой понятий­ной структуры настолько очевидна, что не нуждается в доказа­тельстве. Заслуга его, однако, заключается в том, что оно проти­востоит защищающему существующий социальный порядок («консервативному») мышлению и препятствует абсолютиза­ции данного порядка, рассматривая его как одну из возможных топии, из которой сразу же выйдут утопические элементы, при­званные взорвать его. Таким образом, для того, чтобы найти «правильное» (или, более скромно, наиболее адекватное из тех, которые возможны на нашей стадии мышления) определение утопии, необходимо посредством анализа в рамках социологии знания сопоставить односторонность той и другой позиции. Тогда станет ясно, в чем заключается частичность предшествующих

    [169]

    понятий. Лишь после этого можно на основе собственного сужде­ния прийти к более осторожному решению, в котором будет пре­одолена ставшая теперь очевидной односторонность. Предло­женное нами выше понятие утопии представляется нам в этом смысле наиболее емким. В нем прежде всего содержится стрем­ление принять во внимание динамический характер дей­ствительности, поскольку оно исходит не из бытия вообще, а из конкретного, все время меняющегося историко-социального бытия132. В нем содержится, далее, стремление найти качественно, исторически и социально градуирован­ное понятие утопии, показать различие между «относительно» и «абсолютно» утопическим.

    Все это делается в конечном итоге для того, чтобы не фиксировать чисто абстрактно, теоретически какое-либо оп­ределенное отношение между бытием и утопией, но по воз­можности отразить все конкретное богатство постоянно пре­образующегося исторического и социального содержания уто­пии в данный период; а также и потому, что мы стремимся не только созерцать и морфологически описать это преобразование, но и выявить тот жизненный принцип, который связывает ста­новление утопии со становлением «бытия». В этом смысле отношение между бытием и утопией может быть определено как «диалектическое». Этот термин обозначает здесь простое отношение, состоящее в том, что каждая стадия в развитии бытия допускает возникновение всего того «идейного и духовного со­держания» (носителями его являются определенные социальные группы), в котором в конденсированном виде заключено все «негативное», еще не реализованное, все нужды данной стадии бытия. Эти духовные элементы становятся тем взрывчатым ма­териалом, который выбрасывает данное бытие из его границ. Бытие порождает утопии, они взрывают его основы и ведут к образованию следующей ступени. Это «диалектическое отно­шение» хорошо, хотя чисто формально и несколько интеллектуалистично, сформулировал гегельянец Дройзен.

    Его определения понятий могут быть здесь исполь­зованы для предварительного уяснения сущности диалек­тического элемента. В своей работе «Grundriss der Historik» он пишет следующее:

    §77

    «Движение в историческом мире всегда происходит вследствие того, что внутри данного порядка вещей склады­вается идеальное отражение этих вещей, идея того, какими они должны были бы быть...».

    §78

    «Идеи - это критика того, что есть и не является таким, каким оно должно было бы быть. По мере того как они, будучи

    [170]

    реализованы, воплощаются в новые условия жизни и засты­вают в виде привычки, инертности, косности, возникает необ­ходимость в новой критике, и так все вновь и вновь...».

    §79

    «Труд человека и состоит в том, чтобы из данных ус­ловий возникали новые идеи, а из идей - новые условия»133.

    Эти определения диалектического движения, бытия и обнаруживаемых в сфере «мышления» противоречий следует рассматривать как чисто формальную схему. Наша подлинная задача состоит в том, чтобы со все большей конкретностью проследить взаимодействие между различными формами бы­тия и соответствующими им различными формами утопий; тем самым наш подход к проблеме выиграет в систематичности и обретет большую историческую полноту. Ибо мы видим задачу исследования в том, чтобы все более сближать друг с другом теоретическую систему и эмпирические данные.

    В целом можно прийти к заключению, что понятийный аппарат прогрессивных партий по самой своей тенденции бо­лее пригоден для систематического исследования - эти партии обладают экзистенциальной возможностью мыслить систематически134.

    Напротив, исторические понятия, отражающие еди­ничность событий, большей частью создаются сторонниками консервативных позиций. Во всяком случае, это безусловно справедливо для того времени, когда в противовес генерали­зирующему методу возникла идея исторической единичности и неповторимости.

    Поэтому можно с уверенностью ожидать возражений историка, направленных против данной нами выше дефини­ции утопии. Эти возражения будут состоять в том, что наше определение «утопического» является в значительной степе­ни теоретической конструкцией, поскольку оно, с одной сторо­ны, не соответствует характеру произведений, получивших свое наименование по «Утопии» Томаса Мора, с другой - ох­ватывает слишком многое, совершенно не связанное с этой отправной точкой исторического исследования.

    Они основаны на следующих предпосылках:

    а) задачей исторического исследования является только описание исторических событий в их конкретной неповторимости;

    б) историк должен поэтому оперировать лишь объем­ными понятиями, т. е. такими, которые не систематизированы настолько жестко, чтобы это мешало им отразить текучесть явлений. Объединять следует не те явления, которые могут быть классифицированы по принципу сходности, а те, которые являются компонентами единичной исторической ситуации и родственность которых определяется конкретными

    [171]

    признаками. Совершенно ясно, что тот, кто подходит к иссле­дованию исторической действительности с подобными пред­посылками, посредством такого понятийного аппарата зара­нее закрывает себе путь к систематическому исследованию. Ибо предположим, что история не составляет только объект чис­того созерцания и единичную неповторимость, что в ней есть структура и организация, что в известных ее пластах действуют определенные закономерности (ведь эту возможность нельзя полностью исключить); как обнаружить эти факторы с помощью понятий, «не являющихся конструкциями», отражающих только «историческую единичность»? Подобным историческим «неконс­труктивным» понятием является, например, понятие «утопия», поскольку в узком историческом понимании оно либо охваты­вает только явления, близкие по своим конкретным чертам «Утопии» Томаса Мора, либо в несколько более широком смысле относится к «романам о государственном устройстве». Мы отнюдь не хотим поставить под сомнение правомерность подобных описательных исторических понятий, основанных на индивидуальном и неповторимом, пока целью исторического по­знания является постижение только этих конкретных черт.

    Однако мы сомневаемся в том, что в историческом ис­следовании допустим только такой подход и такого рода по­знание. И утверждение историка, что сама история есть не что иное, как цепь неповторимых единичных явлений, не служит в наших глазах достаточно обоснованным аргументом против нашей точки зрения. Чему другому может научить история того, кто уже своей постановкой вопроса и формулированием понятий закрывает себе путь к получению иного ответа? И как можно с помощью понятий, не предназначенных для выявле­ния структур, обнаружить структуры в истории? Если в поня­тии полностью отсутствует теоретическая направленность, известное предвосхищение такого рода данных, то исследо­вание вряд ли достигнет успехов в этом направлении. (Здесь повторяется на более высоком уровне то, что мы уже наблюдали раньше при исследовании консервативной и анархической пози­ции - возможность нежелательного опыта устраняется уже в по­становке вопроса и в построении используемых понятий.)

    Поскольку вопросы, которые мы предлагаем истории, по самой своей сущности предназначены для того, чтобы ре­шить проблему, существуют ли нереализованные идеи в виде представлений, способных взорвать существующий порядок, мы можем объединить эту группу явлений в единой пробле­матике одного понятия; в крайнем случае мог бы возникнуть вопрос, следует ли связывать это понятие со значением слова «утопия». На это может быть дан двоякий ответ. Если мы, определяя термин, указываем: «Утопией мы будем назы­вать»... то никто не вправе упрекать нас, ибо тем самым мы

    [172]

    признаем, что наше определение служит совершенно опре­деленным познавательным целям. (Это отчетливо понимал Макс Вебер.) Если же мы связываем нашу дефиницию о исто­рическим значением этого термина, то делаем это с намере­нием указать, что «утопии» в их историческом понимании со­держат в качестве существенных моментов элементы, кото­рые входят в нашу конструкцию. Поэтому мы полагаем, что наши абстрактно конструированные понятия не являются про­сто результатом мыслительных экспериментов, но черпают свой материал из эмпирической реальности, что эти понятия являются, следовательно, конструкциями cum fundamento in re135. И в са­мом деле, эти конструированные понятия предназначены не для спекуляции; их цель - помочь нам реконструировать имеющиеся в реальной действительности структурные эле­менты, которые не всегда могут быть сразу обнаружены. Кон­струкция не есть спекуляция, где понятие и рефлексия не вы­ходят за свои границы; конструкция есть предпосылка эмпи­рического исследования, которое, если оно оправдывает со­держащееся в понятии предвосхищение, или проще, дает «доказательства» в пользу правильности конструкции, подни­мает ее до уровня реконструкции.

    Вообще противопоставлением исторического сис­тематическому (т. е. конструкции) следует пользоваться с осторожностью. На предварительной стадии развития идеи оно может способствовать некоторой ясности. Так, когда в ходе эволюции этого противопоставления возникла концепция Ранке, она действительно внесла известную ясность в целый ряд различий. Так, например, Ранке удалось таким образом показать, в чем заключается противоположность его концеп­ции концепции Гегеля. Однако если гипостазировать это про­тивопоставление, правомерное только в качестве первой ста­дии развития идеи, до уровня абсолютной противоположности (т. е. вывести его за пределы как исторического развития, так и имманентной структуры феноменов), то окажется, что и в данном случае - как это часто бывает - отдельной стадии в развитии идеи придано значение абсолютности и здесь эта абсолютизация препятствует синтезу систематического и истори­ческого подхода, закрывает путь к исследованию целого136.

    Именно потому, что конкретное определение утопичес­кого всегда связано с определенной стадией в развитии бы­тия, утопии сегодняшнего дня могут стать действи­тельностью завтрашнего дня. «Les utopies ne sont souvent que des verites prematurees» (Lamartine)137.

    Утопиями обычно называют определенные идеи пред­ставители предшествующей стадии развития. И наоборот, «разоблачение» идеологий в качестве несоответствующих данному бытию, ложных представлений всегда совершается в

    [173]

    первую очередь представителями становящегося бытия. Уто­пичность идей всегда выявляют представители господствую­щего слоя, находящиеся в полном согласии с существующим порядком; идеологичностъ - представители поднимающегося слоя, отношения которых к существующему порядку полны на­пряжения, вызванного самим их положением в данном обществе. Дополнительная трудность в конкретном определении того, что в каждый данный период на каждой данной стадии бытия следует считать идеологией и что утопией, связана с тем, что в рамках исторического процесса элементы утопического и идеологического не противостоят друг другу в чистом виде. Утопии поднимающихся слоев часто пронизаны элементами идеологии.

    Утопией поднимающейся буржуазии была идея «свободы». В определенном смысле она была подлинной утопией, т. е. содержала элементы, которые взрывали струк­туру данного социального бытия с целью создания нового порядка и после утверждения названной идеи были частично реализованы. Свобода в смысле уничтожения цеховых и со­словных ограничений, свобода мысли и слова, политическая свобода и беспрепятственное самовыражение личности стали в значительной степени - во всяком случае, значительно бо­лее чем в предшествующем сословно-феодальном обще­ственном порядке - реализуемой возможностью. Однако се­годня, когда эти утопии стали действительностью, нам допод­линно известно, в какой мере в этой идее свободы содержа­лись не только утопические, но и идеологические элементы.

    Во всех тех случаях, когда эта идея свободы наталки­валась на неизбежно сопутствующее ей представление о ра­венстве, она рассматривала возможности, которые в требуе­мом ею и реализованном в дальнейшем общественном по­рядке были принципиально неосуществимы. Необходимо бы­ло появление нового поднимающегося слоя, который отделил бы в предшествующем ему «буржуазном» сознании идеологи­ческие элементы, от тех, которые могут быть действенны в будущем, т. е. от подлинно утопических элементов.

    Все перечисленные трудности, связанные с конкрет­ным определением идеологических и утопических элементов сознания, усложняют постановку проблемы, но не превраща­ют ее в неразрешимую задачу. Находясь в центре борющихся представлений, действительно чрезвычайно трудно устано­вить, что следует рассматривать как подлинные (т. е. осуще­ствимые в будущем) утопии и что следует отнести к идеологии господствующих (а также поднимающихся) классов. Однако применительно к прошлому мы располагаем достаточно дос­товерным критерием для определения того, что следует считать идеологией и что утопией. Этим критерием является

    [174]
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   25


    написать администратору сайта