Главная страница
Навигация по странице:

  • «Внимательные покупатели»

  • «Рассеянный поэт и доверчивый ху­дожник»

  • «Математическая грамматика»

  • Игра «Замени и прочитай»

  • I. теоретическое обоснование проблемы использования дидактической игры при обучении грамоте 6


    Скачать 152.35 Kb.
    НазваниеI. теоретическое обоснование проблемы использования дидактической игры при обучении грамоте 6
    Дата09.01.2022
    Размер152.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKursovaya (2).docx
    ТипУрок
    #326817
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Выводы по первой главе



    Анализ методической литературы позволяет сделать следующие выводы.

    1. Дидактическая игра - необходимый элемент в процессе обучения младших школьников. Дидактическая игра помогает учителю сделать процесс обучения более разнообразным и интересным для учеников. Ведь игра способна разрешить некоторые проблемы школьного преподавания, такие как: однообразие процесса обучения и не заинтересованность обучения для ребенка. Ее применение позволяет учитывать возрастные особенности младших школьников и вести преподавательскую деятельность в русле Стандарта.

    2. Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения и прочность полученных знаний.

    3. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновре­менно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактические игры: дидактическая задача; игровые действия; правила игры; результат подведения итогов.

    4. Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая от­личает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

    ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ

    2.1. Педагогические условия использования дидактической игры при обучении грамоте



    В первом параграфе второй главы рассмотрены педагогические условия использования дидактической игры при обучении грамоте.

    Но прежде кратко остановимся на таких понятиях, как «условия», «педагогические условия», поскольку в научной литературе имеются различные подходы к их определению. Во-первых, определим, что мы понимаем под термином «условие». В словаре В. И. Даля «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит [6, с. 512].

    Философская энциклопедия трактует «условие» как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса…» [31, с. 406]. Таким образом, под условием подразумевается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать - Л. С. Выготский [5], С. Л. Рубинштейн [26]. Во-вторых, уточним, что мы понимаем под «педагогическими условиями». А. Я. Найн пишет, что термин «педагогические условия» в широком смысле можно определить как совокупность мер и конечных результатов действия социально-педагогических процессов на данном этапе развития общества [19].

    Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на достижение поставленной цели [20].

    Первым педагогическим условием является использование в процессе обучения разные классификации дидактических игр в зависимости от их сути и содержания.

    Возможны два подхода к классификации игр, предлагаемых для использования в процессе обучения грамоте. Первый подход состоит в классификации игр в зависимости от того, для решения каких задач во время урока может быть использована игра. Подобное разделение является достаточно формальным, потому что одна игра позволяет решать сразу несколько взаимосвязанных задач:

    1. Введение темы урока. Использование игрового момента позволяет подвести учащихся к теме урока с использованием элемента заинтересованности за счёт того, что они сами формулируют тему урока на основе игрового задания.

    2. Изучение нового материала. Игра позволяет на базе ранее изученного материала построить изучение нового материала.

    3. Закрепление изученного материала. Применение игрового элемента позволяет охватить больший объём пройденного материала, задействовать всех учащихся, экономить время выполнение задания, создавать и использовать межпредметные связи.

    4. Игровые моменты позволяют осуществить плавный переход между этапами урока.

    5. Подведение итогов урока. Игра позволяет более кратко и содержательно подвести итоги урока [16].

    Второй подход позволяет классифицировать игры в зависимости от их сути и содержания:

    • игра «Составь слово»;

    • игра «Найди лишнее»;

    • игра «Разделение на группы»;

    • игра «Волшебный мешочек»;

    • игра «Исправь ошибку».

    Вторым педагогическим условием является использование дидактических игр в процессе обучения, направленные на развитие внимания, памяти, творческого воображения, развития речи

    Если брать во внимание структурные составляющие дидактической игры для привития любви детям к русскому языку, то необходимо на уроках в системе использовать дидактические игры, направленные на развитие внимания, памяти, творческого воображения, развития речи. Все это способствует лучшему усвоению изучаемого материала в связи с основными функциями дидактической игры:

    1. функцией формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

    2. функцией формирования собственно учебной деятельности;

    3. функцией формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной работы;

    4. функцией формирования навыков самоконтроля и самооценки;

    5. функцией формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей [17].

    Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап формирования лингвистической компетенции учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

    В процессе обучения грамоте младшие школьники получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. Эта задача, специфическая для русского языка как учебного предмета, решается во взаимодействии с общеобразовательными задачами, направленными на формирование ученика как личности [8].

    Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами [16].

    В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

    2. как элементы (иногда весьма существенные) какой-либо педагогической технологии;

    3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    4. как технологии внеклассной работы [12].

    Чтобы умело использовать дидактические игры на уроках, надо иметь ясное научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма её воздействия на формирование лингвистических знаний учащихся.

    Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку, обеспечив при этом лёгкость усвоения материала, способ познания мира, формирующий высокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Язык - это духовная, нравственная и культурная ценность народа. Игра на уроке помогает привить детям любовь и интерес к русскому языку, осознать его национальное своеобразие. Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения легче и интереснее происходит при использовании на уроке игровой деятельности. Только систематическое использование игровых приёмов на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную познавательную деятельность младших школьников, позволяя учителю разнообразить урок, сделать его ярким, эмоциональным.

    Ценность занимательных дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха и созданию положительного эмоционального настроя в ходе урока [8].

    Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на каж­дом этапе урока и на уроке любого типа.

    Третьим педагогическим условием является подбор дидактических игр в процессе обучения грамоте, способствующих полноцен­ному, всестороннему развитию психики де­тей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослы­ми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности.

    Приведем описание некоторых дидакти­ческих игр, которые можно проводить на уроках обучения грамоте [3].

    «Внимательные покупатели»

    Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска; матрешка, мышка.

    - Из всех игрушек вы можете взять только те, названия которых начинается со звука [к], затем отобрать игрушки, назва­ния которых начинается со звука [м’].

    «Животные заблудились»

    - Заблудились в лесу домашние живот­ные: осел, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет их созы­вать, а Коля должен внимательно слушать и рисовать на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выберутся из леса.

    «Рассеянный поэт и доверчивый ху­дожник»

    - Посмотрите, какой рисунок получил­ся у доверчивого художника (показывает иллюстрацию). Он утверждает, что нарисо­вал эту картину к такому стихотворению:

    Говорят, один рыбак

    В речке выловил башмак,

    Но зато ему потом

    На крючок попался дом!

    Как вы думаете, что нужно было нарисо­вать? Какие слова перепутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них раз­ный? Какой первый звук в слове сом? Да­вайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

    «От бочки до почки»

    • Повстречалась бочка с почкой и гово­рит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? На­зовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звуки [к], [н], [м], [т]?

    «Рыбалка»

    - Поймайте слова со звуком [л] (или любыми другими звуками).

    Ученик берет удочку с магнитом на кон­це лески и начинает ловить нужные картин­ки со скрепками. Пойманную «рыбку» он показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

    «Телевизор»

    На доске или наборном полотне учитель вывешивает картинки на каждую букву спрятанного на экране телевизора слова по порядку. Ученики должны из первых зву­ков слов сложить это слово. Если ученики правильно назвали слово, то экран телеви­зора открывается.

    Например: спрятанное слово – месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.

    «Рассели животных»

    Стоит домик с окошками. На крыше на­писана буква. Рядом выложены картинки животных. Ученики должны выбрать и по­местить в окошки с прорезями тех живот­ных, в названии которых есть звук, соответ­ствующий букве на крыше.

    Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.

    Предварительно все слова проговарива­ются.

    «Цепочка слов»

    Кладется картинка, за ней в виде цепоч­ки прикладывается следующая, изобража­ющая предмет, название которого начина­ется с того звука, которым заканчивается предыдущее слово.

    «Собери цветок»

    На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).

    Рядом выкладываются цветочные лепе­стки, на них нарисованы предметы, в назва­ниях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с кар­тинками выбрать те, где есть звук [с], при­ложить их к середине цветка.

    «Незнайка с кармашками»

    В кармашек Незнайке вставляется изу­чаемая согласная буква. Вокруг вывешива­ются гласные буквы. Нужно прочитать сли­яния (один ученик показывает указкой, ос­тальные читают хором).

    «Собери букет»

    Перед учеником лежат две картинки, на которых нарисованы голубая и розовая ва­зы. В них стоят стебли цветов с прорезями.

    Догадайтесь, в какую вазу нужно по­ставить цветы со звуком [л], а в какую – со звуком [р]. (Розовая – [р], голубая – [л].) Рядом лежат цветы: зеленый, синий, чер­ный, желтый, коричневый, фиолетовый, оранжевый, малиновый и т.д. Ученики рас­ставляют цветы по вазам. Синий цветок должен остаться.

    «Речевое лото»

    Ученикам раздаются большие карты с изображением шести картинок (под кар­тинками написаны соответствующие назва­ния предметов). Нужно определить, какой звук есть во всех словах. Затем учитель по­казывает картинки, называет слова и спра­шивает: «У кого есть это слово?» Выигры­вает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте без ошибок.

    «Буква заблудилась»

    На магнитной доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка.

    Гласные: О С Е М У.

    Согласные: Н К И А Т.

    Ученики находят то, что перепутал Не­знайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.

    «Назови букву»

    Игру можно проводить на каждом уро­ке. Игра способствует лучшему запомина­нию изученных букв.

    Учитель показывает буквы, а ученики по «цепочке» называют их. Если буква на­звана неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал (каждый ученик – участник игры).

    «Покажи букву»

    Один ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по «цепочке» называют другие ученики. Мож­но усложнить игру, если показывать только согласные или гласные.

    «Узнай букву»

    Учитель называет буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ученики завязывают глаза и просят его ощупать бук­ву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак (можно использовать любые другие буквы). Игра помогает не только усвоить начертания пе­чатных букв, но и развить умение состав­лять из букв слова.

    «Найди слова в слове»

    На доску вывешивается картинка с ука­занием количества букв в слове, изображен­ном на ней. Ученики сами складывают сло­во из букв разрезной азбуки и читают его.

    Учитель предлагает взять буквы из ис­ходного слова, составить из них новые сло­ва и записать их.

    «Математическая грамматика»

    Ученик должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычи­тания букв, слогов, слов найти искомое слово.

    Например: с + том - м + лиса - са + ца = = (столица).

    «Допиши словечко»

    На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Ученики должны соб­рать из букв разрезной азбуки рифмован­ное слово и записать его.

    Например: Воробей взлетел повыше:

    Видно все с высокой... (крыши).

    Игра «Лишний звук»

    - Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из остав­шихся звуков получилось новое слово с другим (лексическим) значением. Напри­мер: горсть - гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).

    Игра «Добавь звук»

    • Добавьте один звук в слова, записан­ные на доске, чтобы получилось совершен­но новое слово.

    Например: роза гроза (стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар).

    Игра «Замени и прочитай»

    • В данных словах замените один со­гласный звук.

    Например: корж морж (ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).

    «Лучший грибник»

    У учителя две корзины: в одну склады­ваются «грибы-слова», в которых есть бук­ва П, в другую – остальные «грибы». В ка­кой корзине слов больше?

    Используемые слова: шампиньон, боро­вик, опята, мухомор, поганка, лисичка и т.д.

    «Лучший капитан»

    На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут «лод­ки-слова»? (Слова подбираются на любую тему: «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.)

    «Поставь цветок в вазу»

    Поставь «цветы-слова» в вазы. В одной вазе слова с Ь, в другой – без мягкого зна­ка. В какой вазе больше «цветов-слов»?

    Используемые слова: ландыш, колоколь­чик, мак, роза, пион, тюльпан, сирень и др.

    «Угадай слово»

    - Вставьте пропущенные буквы и со­ставьте из них новое слово. Какое слово по­лучилось?

    Сколь..кий, ск.мья, ло..кий, ..сенний, сла..кий (завод).

    Здра..ствуй, д..кабрь, курор.. + ..ка (ветка).

    Ги..кий, т.щил, лё..кий, пл..тил, мор.. (багаж).

    Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка, вет.. р + ль (водитель).

    Кло.., р..дной, л..сной, у..кий, гла..кий (поезд).

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы для начальной школы и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам для более систематизированного их использования. Игра - это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта