Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3. Сравнительный анализ идеи о страдании человека двух авторов.

  • Список использованной литературы и источников Источники

  • Курсовик. Идея о Богопознании в трудах папы Иннокентия iii и профессора В. И. Несмелова


    Скачать 196.5 Kb.
    НазваниеИдея о Богопознании в трудах папы Иннокентия iii и профессора В. И. Несмелова
    Дата23.09.2021
    Размер196.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовик.doc
    ТипДокументы
    #236060
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    2.2 Идея человеческих страданий в сочинении профессора В.И. Несмелова

    Наше исследование понимания человеческих страданий в труде В.И. Несмелова «Наука о человеке» началось с осознания того факта, что у него в данном вопросе с папой Иннокентием III одна идея. Он, как и папа римский, признает падшее греховное состояние человека, причиной чего и является в мире наличие зла и страданий: «человек переживает зло: он или страдает от зла, или погибает во зле <…> не только борется со злом, но и создает то самое зло, против которого он обязан бороться»84. Как пишет профессор, побудителем греха в человеке является сам дьявол, который: «После разоблачения его замыслов <…> перенес свою преступную деятельность в пределы нашей земли»85. Автор говорит, что именно лукавый является побудителем того влияния на нас физического мира: «диавол решился подействовать на людей особым путем, — не путем внутреннего голоса их собственной мысли, а путем внешнего голоса физической природы»86.

    По мнению мыслителя, человек является неотделимой частью этого мира, а физические страдания и, наконец, смерть – являются неотделимой частью его жизни: «человек <…> необходимо переживает и физические страдания и физическую смерть, как свое собственное умирание и свою действительную смерть»87. Более того, по мысли профессора, наличие в мире человека в мире и зависимость него обуславливается строгим законом взаимодействия людей и окружающего их физического бытия: «Фактически человек <…> в своей физической природе, так и во всем содержании своей физической жизни <…> является собственною вещию внешнего мира <…> связан со всеми другими вещами этого мира механическим законом взаимодействия»88. Эта зависимость связывает человека его мысли и действия: «Он подчинен миру внешних условий и связан законом необходимых отношений, он ограничен и в мысли, и в жизни»89. Как мы видим, профессор близок по взглядам с папой римским, что эта подчиненность внешнему миру даже в некой степени роднит его с животным миром: «человек по своей физической организации также стоит в полной зависимости от физической природы и вместе со всеми другими животными также вынужден подчиняться роковому закону физической необходимости»90.

    Судя по дальнейшим рассуждениям В.И. Несмелова, пик физических страданий, смерть, - и заставляет человека заботится о условиях своей жизни: «переживая в себе мучение физических страданий и физической смерти, человек не может не заботиться о том, чтобы поддерживать свою физическую жизнь <…> только охранением и развитием ее физических условий и отношений»91. По мнению мыслителя, важнейшую роль для личности человека здесь играет осознание собственной смертности: «страхом смерти она повинна работать на организм в интересах сохранения себя самой»92. Именно поэтому, по мысли профессора люди и развивают науку и искусство: «все грандиозные продукты культуры, и все произведения искусства, и даже самая наука представляют из себя лишь особые средства для наилучшего приспособления к миру»93. Здесь мы можем увидеть родство во взгляде с папой Иннокентием III, что все научные достижения не ведут к истине, а являются лишь приспособлением к миру физическому: «все грандиозные продукты культуры, и все произведения искусства, и даже самая наука представляют из себя лишь особые средства для наилучшего приспособления к миру»94.

    Причиной человеческих страданий и зависимости человека от материального мира, как мы можем увидеть в труде В.И. Несмелова – является грехопадение человека: «Вместо того, чтобы быть свободными исполнителями всеобщей цели мирового бытия, они <…> подчинили закон свободы закону механической причинности и поставили свое духовное совершенство в причинную зависимость от употребления каких-то плодов. Ясное дело, что они извратили нормальный порядок мирового существования»95

    Тем не менее автор не сгущает красок как папа римский, мы видим, что для мыслителя, физическая составляющая этой жизни все-таки является необходимой. Он видит в ее присутствии один из предлогов существования личности: «жизнь человеческой личности, очевидно, связывается с физической жизнью организма в одну неразрывную жизнь <…> необходимо утверждает существование организма как свое собственное»96. Творчество же человека, по мнению мыслителя и отделяет его от всех животных, ставит его выше: «Благодаря своему умению создавать <…> человек несомненно отделяется от мира животных неизмеримой пропастию. Он действительно — не пассивный автомат <…> развивает свою жизнь, поэтому он создает и имеет свою историю»97. Эти рассуждения автора труда постепенно подводят нас к мысли о том, что человек способен выйти из-под влияния на него страданий и окружающего материального мира. Как можно заметить, автор сам говорит об этом: «человек имеет несомненную возможность и силу стремиться только к освобождению себя от всяких скорбен и печалей и к достижению всякого благополучия в жизни»98.

    В.И. Несмелов близок в позиции с Иннокентием III, по которой путь преодоления зависимости от физического мира, чувственного переживания страданий – начинается с духовной жизни: «На самом деле одна только духовная личность возвышается над чувственным миром и связывает условное существование человека с действительным бытием Безусловной Личности <…> позволяет ему искать себе вечного назначения в мире»99. По мнению профессора именно, нравственное совершенствование личности позволяет человеку трудится на благо той ценности, которая станет переходящей в вечность: «единственная ценность, какую не создает и не может создать физический мир и какую может внести в мировую жизнь одна только человеческая личность, заключается в нравственной деятельности человека»100

    Если мы подробней познакомимся с сочинением В.И. Несмелова, то сможем заметить, что при всем ужасе смерти, она является необходимым актом освобождения человека от уз материальной зависимости. По мнению автора, именно смертью подводится итог его нравственных трудов, разрешается вопрос его спасения: «необходимая смерть освобождает его от наличных условий материального существования, потому что, благодаря только этому освобождению, человек может достигнуть своего спасения, и при этом действительное спасение его в полной мере уж зависит от него самого»101. Тем не менее профессор замечает, что человек должен быть внимательным к себе и не обольщался возможностью прекратить свои страдания скорейшей смертью. Автор замечает, что в таком случае – его страдания нисколько не прекращаются, а продолжаются в вечности: «смерть на самом деле не уничтожит его жизнь, а, напротив, только задержит ее на переживании той самой муки, от которой он желает избавиться, так что он, значит, ищет себе смерти только потому, что ошибается в своих расчетах»102.

    Мы можем отметить родство мнения В.И. Несмелова и Иннокентия III, кусаемого того, что Господь является помощником человеку в перенесении страстей и тягот – для достижения Царствия Небесного: «Бог не даст ему погибнуть в горе и бедах и если допускает его страдать и умирать, то лишь ради того, чтобы наградить его потом вечным блаженством в раю, потому что иначе будто бы незачем было существовать человеку, да и Богу было бы незачем создавать его»103. По мысли профессора, именно Бог дает человеку окончательное избавления от смерти, дал человеку возможность окончательно избавится от страданий: «Настоятельная необходимость этого избавления и решительная невозможность его ясно раскрыли пред человеческой мыслию апостолов чудодейственную тайну Христова дела в мире». Как пишет В.И. Несмелов, именно Христос в условиях человеческой жизни и сопутствующих ей страданиях победил грех и дает такой же путь всем людям: «в наличных условиях человеческой природы и жизни, страдал страданием всех людей, <…> умер смертию всех людей, искренно желающих уничтожить в себе всякое преступление против истины жизни»104 Как пишет профессор, в конечном итоге, именно Господь даровал человеку воскресение жизни вечной: «Он действительно победил смерть и действительно даровал людям новую жизнь воскресения»105.

    2.3. Сравнительный анализ идеи о страдании человека двух авторов.

    Прежде всего нам хотелось бы отметить, что позиция по теме данной главы у обоих авторов имеет некоторые общие черты. А именно – и Несмелов В.И. и Иннокентий III говорят от зависимости человека от физического мира, о том, что страдания занимают в его жизни большую часть. Но мы можем заметить, что папа римский намного глубже рассматривает многочисленность человеческих терзаний.

    Схожи они во взглядах и на то, что человек в условиях материального мира схож с окружающими его животными. Но профессор развивает свою мысль дальше, говоря, что благодаря творчеству человека, плодам культуры и техники, между людьми и зверями пролегает огромная глубина. Схожи авторы и в отношении того, что различные достижения науки нисколько не отдаляют его от страданий. Правда нам хотелось бы отметить, что казанский мыслитель не считает научную деятельность столь бесполезной. Он говорит, что она помогает человеку избегать столь гнетущей его смерти.

    Едины авторы и в отношении коренной причины человеческих страданий – зло, порожденное действиями духа лукавого.

    Стоит отметить, что сходи во мнении В.И Несмелов и Иннокентий III в отношении пути преодоления человеком материальной зависимости и страданий, а именно – духовный путь к Богу. Но нам хотелось бы отметить, что профессор рассуждает здесь более глубоко и пространно. Он отмечает, по какой такой причине Бог может избавить и избавляет человека от страданий и, в конечном итоге, от смерти.

    Заключение.
    В заключении нашей работы нам хотелось бы отметить, что каждый из авторов в различном объеме проработал каждую из представленных тем.

    Первая тема, «богообщение», Иннокентием III затронута слабо, папа римский весьма мало говорит о совершенствовании человека, совсем не затрагивает тему религии в общем и христианства в частности. В.И.Несмелов более полно развивает идею богопознания, он рассуждает о личности человека, как образе Божьем, о наличии в ней идеи самого Бога. В отличии от папы римского, профессор подробно говорит и о религии, как о целостном пути жизни человека, возможности реализации богоуподобления. В своем труде, в отличии от Иннокентия III, Несмелов В.И весьма пространно и обширно рассуждает и о грехопадении человека, и о роли Христа, как Спасителя и о христианстве вообще. Развивая свою мысль, мы можем заметить, что в основном, в понимании самой сути идеи богопознания авторы близки. Каждый из мыслителей делает акцент на том, что в нынешнем греховном, зависимом от материального мира состоянии, человеку необходим Бог. Но далее мы можем отметить различие в рассуждениях авторов. Для Иннокентия III богопознание – это возможность избежать тягот и страданий земной жизни или хотя бы примириться с ними. В.И. Несмелов же развивает эту тему. Для него богопознание – это путь преодоления человеком пагубной зависимости от материального мира, возможность реализовать природу своей «идеальной личности» в дарованном ему образе Божьем. Профессор предлагает нам решение той самой злосчастной проблемы, которая волновала еще апостола Павла: «мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху <…> не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю <…> Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:14-19).

    Таким образом, мы можем сказать, что по первой теме мысль Несмелова В.И выражена ярче и полнее, чем у Иннокентия III.

    Касаемо второй темы, «человеческие страдания», нам хотелось бы отметить, что позиция обоих авторов также имеет общие черты. А именно – и Несмелов В.И и Иннокентий III говорят о зависимости человека от физического мира, о том, что страдания занимают в его жизни большую часть. Но мы можем заметить, что папа римский намного глубже рассматривает многочисленность человеческих терзаний. Профессор же, не разбирая каждое из страданий человека в земной жизни, делает акцент на причине этих страданий и пути выхода из них

    Близки авторы во взглядах и на то, что человек в условиях материального мира схож с окружающими его животными. Но профессор развивает свою мысль дальше, говоря, что благодаря творчеству человека, плодам культуры и техники, между людьми и зверями пролегает огромная глубина. Схожи авторы и в отношении того, что различные достижения науки нисколько не отдаляют его от страданий. Если для папы римского, все технические достижения и труды «ученых людей» хоть и являются поразительными, но являются ничуть не отдаляющими, а, скорее приближающими суету, скорби и страдания. Казанский мыслитель не считает научную деятельность столь бесполезной. Он говорит, что научные и технические достижения помогают человеку лучше приспособится к жизни, избегать столь гнетущей его смерти. Но по мнению В.И.Несмелова они не решают той самой зависимости от материального мира.

    Едины авторы и в отношении коренной причины человеческих страданий – зло, порожденное действиями духа лукавого.

    Стоит отметить, что схожи во мнении В.И Несмелов и Иннокентий III в отношении пути преодоления человеком материальной зависимости и страданий, а именно – духовный путь к Богу. Но нам хотелось бы отметить, что профессор рассуждает здесь более глубоко и пространно. Он отмечает, по какой такой причине Бог может избавить и избавляет человека от страданий и, в конечном итоге, от смерти.

    Если говорить о общей характеристике двух работ, то нам хотелось бы заметить, что в работе Иннокентия III логика рассуждения в некоторых местах довольно слабая, некоторые абзацы имеют слабую связь друг с другом. Тезисы и заключения второго автора, напротив излагается четко и по порядку. Тем не менее, если мысли и постулаты папы римского видны сразу, то чтобы уяснить понятия и утверждения В.И Несмелова, читателю необходимо обладать некоторым уровнем знаний в области философии и богословия. Хочется отметить, что в труде Иннокентия III имеются признаки того, что он пишет для простого и обладающим невысоким уровнем знаний человека. Для примера можно обратиться к современникам папы римского – Альберту Великому (1193—1280) и Фоме Аквинскому (1225—1274). В.И. Несмелов в отличии от Иннокентия III пишет более пространно и объемно. Он строит целостную логическую цепочку - шаг за шагом разбирая мысли и постулаты современных ему философов или философских течений, популярных в его эпоху. А уже лишь затем излагает собственные утверждения

    Каждый из авторов жили в разные эпохи. Иннокентий III – это схоластика, золотой век средневековой католической мысли. В.И. Несмелов – это золотой век русского православного богословия и религиозной философии. Но проблемы, идеи, причины написания текстов у них схожи. Часто они говорят об одном и том же. Но приходят к разным выводам. Это обусловлено разностью богословских школ, разностью целей, преследуемых авторами в своих сочинениях. Для Иннокентия III это попытка указать на тяготы и лишения земной жизни человека, призвать людей к строгой христианской аскезе. Для В.И.Несмелова — это указание человеку на то, что несмотря на все его страдания и тяжкое земное существование, он может стать свободным от всего этого. Профессор, проводит своего читателя через рассуждения о человеческом сознании и мысли, о вопросах психики и познания жизни, о различных мировоззренческих системах, о грехопадении и возникновении христианства. Он, в конце своих рассуждений дает человеку идею о том, что решение всех его тягот и проблем – в Боге.

    Список использованной литературы и источников

    1. Источники

      1. Итальянский гуманизм эпохи возрождения. В 2 ч .Ч.2 / Перевод с лат. и итальян. Под ред. Н. В. Ревякиной и др., - Саратов.: Издательство саратовского университета, 1988. - 191 с.

      2. Несмелов В.И. Наука о человеке. В 2 т .Т.1 / В.И. Несмелов. – Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1898. – 398 с.

      3. Несмелов В.И. Наука о человеке. В 2 т .Т.1 / В.И. Несмелов. – Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1898. – 440 с.

    2. Литература

      1. Вадим Леонов, прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие / прот. Вадим Леонов. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 456 с.

      2. Вишняцкий Л.Б. История одной случайности, или происхождение человека / Л.Б.Вишняцкий. – Фрязино: Век 2, 2005. – 240 с.

      3. Кирилл (Гундяев), митр. Слово Пастыря. Бог и человек. История спасения / митр. Кирилл (Гундяев). – 3-е изд. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. – 424 с.

      4. Патриарх Кирилл: Жизнь по мудрованию плоти — это очень опасная жизнь [http://www.pravoslavie.ru] URL: http://www.pravoslavie.ru/101445.html (дата обращения: 02.04.2017).

      5. Пропасть между бедными и богатыми растет [http://www.bbc.com] URL: http://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2015/01/150119_ru_s_foreign_press (дата обращения: 24.05.2017).

      6. Гергей Е. История папства / Е.Гергей; Пер. с венгер. (О. В. Громова) – М.: Республика, 1996. – 463 с.

      7. Горфункель. А.Х. Философия эпохи возрождения / А.Х. Горфункель. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.

      8. Философия. В 2ч .Ч 1/ Под ред. В.М.Пивоева. - 2-е изд. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 359 с.

      9. Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т. 1 / Сост. и науч. ред. В. П. Шестаков. — М.: Искусство, 1981. – 495 с.

      10. Владислав Ципин, прот. История русской православной церкви: Синодальный и новейшие периоды / прот. Владислав Ципин. – 3-е изд., испр. – М.: Издание Сретенского монастыря, 2007. – 848 с.

      11. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т.3 / Под ред. В.С.Степина и др. М.: Мысль, 2010. - 696 с.

      12. Хондзинский П.В. Антропология Аполлинария Лаодикийского / П.В.Хондзинский // Вестник ПСТУ. – 2016. – Вып. 1(63). – С. 38.

      13. Бердяев Н.А. Опыт философского оправдания христианства. (О книге Несмелова «Наука о человеке») / Н.А Бердяев // Русская мысль. – 1909. – № 9. – С. 54-72.

      14. Зеньковский В.В. История русской философии / В.В.Зеньковский. – СПб.: Академический проект, 2001. – 880 с

      15. Георгий Флоровский, прот. Пути русского богословия / прот.Георгий Флоровский. – М.: Институт русской цивилизации, 2009. – 848 с.

      16. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения / под ред. А.А.Столярова. – М: Прогресс, 1994. – 433 с.



    1 Вадим Леонов, прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. М. 2013. С. 11

    2 Кирилл (Гундяев), митр. Слово Пастыря. Бог и человек. История спасения. М. 2008. С. 36.

    3 Вадим Леонов, прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. М. 2013. С. 11.

    4 Вишняцкий Л.Б. История одной случайности, или происхождение человека. Фрязино. 2005. С. 182.

    5 Патриарх Кирилл: Жизнь по мудрованию плоти — это очень опасная жизнь [http://www.pravoslavie.ru] URL:
    1   2   3   4


    написать администратору сайта