Игры с детьми грудного возраста. Игры с подростками (1012 лет) Мы эрудиты Забавные вопросы Загадки
Скачать 217.82 Kb.
|
Где написана цифра 6, 2, 9? Если нарисовано 4 точки, какую цифру пишут рядом? Сосчитай от 37 до 51. Сосчитай в обратном порядке от 73 до 61. Сколько всего цифр? Чего больше, цифр или чисел? Как можно быстрее найди и покажи в таблице числа 43, 81, 29, 67. Не глядя на таблицу, скажи, какое число написано выше числа 67? А какое ниже? Не глядя на таблицу, назови число, написанное справа от числа 34. А какое число написано слева? Чему равна сумма всех цифр в 1-м столбце? Для счета можно использовать кубики или палочки. Как, пользуясь таблицей, прибавить к числу 47 число 21? (Для любого числа перейти на 2 шага (число 21 – 2 десятка) вправо и 1 шаг (число 21 – 1 единица) вниз.) Что больше: число или сумма цифр этого числа? 6) Покажите ребенку следующие числовые ряды и предложите подумать, какое число или цифра в каждом из них лишняя. 23, 45, 11, 18, 75 (18 – четное, все остальные – нечетные); 15, 64, 82, 26, 14 (15 – нечетное, все остальные – четные); 15, 65, 25, 13, 30 (13 – все остальные числа делятся на 5); 2, 6, 1, 8, 25 (25 – число, все остальные – цифры); 34, 21, 84, 4, 16 (4 – цифра, все остальные – числа). Упражнения на развитие мелкой моторики 1) Обведи рисунки точно по линиям. Постарайся не отрывать карандаша от бумаги и не заходить за контур. 2) Раскрась картинки карандашами. 3) Продолжи рисовать узоры. 4) Подберите из раскраски рисунок (он должен быть достаточно сложным) и попросите ребенка обвести контуры. 5) Нарисуйте 2 одинаковых квадрата, в одном из них выполните произвольный геометрический узор и предложите ребенку повторить этот узор в другом квадрате. 6) Для этого задания вам потребуется 2 коробочки и 20 палочек. Попросите ребенка правой рукой выложить по 1 палочке из правой коробки на стол и по 1 переложить в левую. Затем попросите сделать то же самое левой рукой. Упражнения, направленные на познание окружающего мира 1) Ответь на вопросы. Назови свои имя и фамилию. Сколько тебе лет? Назови свой домашний адрес. Сколько этажей в твоем доме? Назови профессии твоих родителей. Папа твоей мамы – это кто? Сестра твоего папы – это кто? В каком городе ты живешь? Как называется столица твоей Родины? 2) Назовите ребенку профессии, пусть он расскажет, чем занимаются эти люди. Учитель, врач, швея, строитель, пекарь, продавец, дворник, водитель, милиционер. 3) Назови времена года, изображенные на картинках. Расставь их по порядку, начиная с зимы (рис. 4). Рис. 4 4) Назови деревья и цветы, которые тебе известны. Что общего между елью и сосной? Между тополем и березой? Чем отличаются роза и ромашка? Тюльпан и астра – это… Назови деревья, которые ты видел в нашем городе. 5) Рассмотри картинки. Назови животных и их детенышей (рис. 5). Рис. 5 6) Дайте ребенку карточки с названием дней недели. Пусть он разложит их по порядку. 7) Знаешь ли ты названия грибов, нарисованных на картинке? Есть ли среди них несъедобные? (рис. 6). Рис. 6 8) Предложите ребенку следующий список, а он пусть распределит, какие вещи куда надо положить. зубная щетка | коридор книга | спальня пижама | шкаф тарелка | ванная комната туфли | полка игрушки | кухня 9) Поиграйте с ребенком в такую игру: вы называете ему родовое понятие, а он вам – слова, относящиеся к нему. Фрукты: банан, апельсин, яблоко, груша. Посуда: тарелка, ложка, чашка, блюдце. А потом сделайте наоборот. Вы называете ему видовые понятия, а он подбирает обобщающие слова. Щука, лещ, окунь, налим – рыбы. Ель, сосна, береза, тополь – деревья. 10) Попросите ребенка назвать животных, которые живут в: – норке, – дупле, – скворечнике, – будке, – хлеву, – берлоге. 11) Произносите следующие фразы с соответствующими жестами и интонацией. Ребенок должен угадать, кто это говорит. Затем поменяйтесь с ребенком местами, пусть он вам попробует загадать подобные загадки. «Днем ожидается солнечная погода, температура +26 °C в тени». «Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка – ул. Горького». «Ты опять забыл почистить перед сном зубы!» «Открой пошире рот и скажи: “А-а-а-а…”». «Тема сегодняшнего урока: ”Герои русских народных сказок”». «Ваша сдача: 82 рубля 50 копеек». «На этот зуб надо поставить пломбу». «Следующий номер нашей программы – выступление воздушных гимнастов». 12) Попросите ребенка подумать и рассказать вам, каких животных он знает и какую пользу они приносят человеку и природе. Объясните ему, что все животные полезны, и если кто-то из них исчезнет, нарушится равновесие в природе. 13) Для чего нужно электричество? Что было бы, если бы его не было? Попросите ребенка назвать электроприборы, которые он знает. Для чего они нужны? 14) Куда положить следующие продукты? хлеб | солонка фрукты | плоская тарелка суп | сахарница картофельное пюре | блюдце варенье | хлебница сахар | глубокая тарелка соль | ваза печенье | розетка 15) Объясните ребенку, что транспорт бывает автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный, а также пассажирский и грузовой. Попробуйте вместе подобрать к каждому виду транспортные средства. Игры, направленные на развитие логики, внимания, восприятия, терпения «Разноцветное следствие» Особенно интересно проходит эта игра при большом количестве участников, в основном мальчиков. Участники выбирают ведущего, который выступает в роли следователя. Он выходит за дверь, а остальные усаживаются в круг и выбирают себе по 1 цвету. Ведущий заходит и начинает розыск пропавшей вещи. Например, он говорит: «Произошло ужасное преступление! Пропало кольцо. Но как опытный следователь я узнал, что оно находится у Зеленого». Участник, выбравший зеленый цвет, должен немедленно ответить, что кольца у него нет, но он точно знает, что оно у Красного. Если участник, цвет которого назвали, быстро не ответил или назвал цвет, которого в игре нет, он становится ведущим. «Разноцветное следствие» – игра на внимание, поэтому игроки должны отвечать предельно быстро. «Ботанический сад» В этой игре должно быть не меньше 10 участников, преимущественно девочек. Игроки выбирают ведущего – «ботаника», рассаживаются в круг и загадывают себе каждый по цветку. «Ботаник» начинает говорить: «Я сегодня гулял по ботаническому саду и увидел очень много красивых цветов! Только гвоздики не увидел». Следом отвечает участник, который загадал себе гвоздику: «Такого не может быть! Я там был, а вот розы не было!» Игрок, выбравший розу, говорит, что он был, а лилии не заметил. И так продолжается на протяжении всей игры. Участник, который быстро не отозвался или повторил название цветка, выбывает. Играть нужно очень внимательно: быстро отвечать и не путаться в названных растениях. «Красочный базар» Чем больше участников будет в этой игре, тем она будет интересней. Среди всех игроков выбирают троих: «художника», «писателя», «актера». Выбранные игроки выходят за дверь и там решают между собой, кто и в каком порядке будет выходить. Оставшиеся участники загадывают себе какую-либо краску. Возвращаются трое игроков, и начинается покупка красок. Сначала говорит, например «художник»: «Я пришел за красной краской!» Если такую краску загадал кто-то из участников, выходит этот игрок и уходит с «художником». Следом заходит, например «актер»: «Я пришел за фиолетовой краской!» Если такую краску никто не загадал, игрок уходит ни с чем. Так игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все краски. Победителем считается тот «покупатель», который купит больше всех красок-участников. Чтобы игра получилась наиболее интересной, нужно загадывать редкие цвета. «Обезьянка» В этой игре очень важно быть внимательным. Из участников выбирают ведущего. Он усаживается перед игроками. Ведущий дотрагивается до какой-нибудь части своего тела или предмета одежды. Одновременно с этим он озвучивает, до чего именно дотрагивается. Здесь нужно быть очень внимательным, потому что ведущий может прикоснуться, например, к носу, а сказать, что дотрагивается до пятки. Игроки должны повторять каждое движение, как мартышки, слушая, о чем говорит ведущий. Самый внимательный участник становится победителем. Игрок, который ошибется, выбывает. «Фруктовая лавка» Эта игра будет интересней, если в ней принимают участие не менее 15 детей. Из участников выбирают ведущего – «продавца». Остальные игроки выбирают себе какой-либо фрукт. Если участников очень много, можно использовать названия овощей. При этом ведущий находится за дверью. Для этой игры понадобятся стулья. Участники рассаживаются на них по кругу так, чтобы у каждого было свое место. «Продавец» заходит к остальным игрокам и говорит: «Сейчас я пойду в свою фруктовую лавку продавать банан и грушу». Участникам, загадавшим эти фрукты, следует поменяться местами, но так, чтобы «продавец» не занял ни одного из стульев. Игрок, чье место будет занято, становится ведущим. «Фруктовая лавка» прекрасно развивает не только внимание, но еще реакцию и память. «Веселое путешествие» Для этой игры нужно не менее 12 человек. Создаются 2 команды, которые выбирают одного ведущего – «проводника». Смысл этой игры заключается в том, что дети отправляются в путешествие, а ведущий им показывает дорогу. Пока их не настигнет плохая погода, участники обеих команд могут передвигаться в любых направлениях, главное – не стоять на месте. Затем «проводник» говорит: «Дождь!» После чего все участники должны встать в 2 ряда друг за другом, накрыть ладонями головы впереди-стоящих игроков и присесть. Затем «проводник» говорит: «Град!» Игроки должны присесть, наклонить головы вперед и накрыть их руками, изображая град. Та команда, которая выполнит первой все команды ведущего, получает больше очков и становится победителем. Если желающих принять участие в «Веселом путешествии» мало, можно играть одной командой. В таком случае участник, который не успеет выполнить вовремя упражнение, получает штрафное очко. Восстановить его можно, выполнив следующую команду ведущего первым и правильно. Набравший 3 штрафных очка участник покидает игру. «Веселое путешествие» тренирует быстроту реакции, внимание и ловкость. «Волк и козлята» Чем больше детей будут принимать участие в этой игре, тем она будет интересней. Выбирают ведущего, который играет роль сказочника. Остальные игроки становятся по кругу спиной друг к другу и закрывают глаза. Ведущий находится в центре круга и дотрагивается до какого-либо участника, который «превращается» в «волка». А остальные игроки, кроме «сказочника», становятся «козлятами». После команды ведущего все открывают глаза. Никто из участников не знает, до кого дотронулся «сказочник», кроме него самого и «волка». Все начинают спрашивать: «Где же ты, волк?» После 3 таких вопросов «волк» говорит: «Вот я!» и начинает догонять «козлят». Пойманный участник выходит из игры. Если «козленок» присаживается, считается, что он находится в «домике», и «волк» должен бежать за другим игроком. Ведущий отсчитывает 20 секунд. По завершению времени игра начинается заново, а «волк» становится ведущим. Смысл «Волка и козлят» – поймать как можно больше участников. Эта игра развивает не только внимание и реакцию, но и скорость, а также помогает детям лучше понимать окружающих. «Кошки-мышки» Для игры необходимы 2 участника. Первый игрок вытягивает свои руки вперед, ладошками вверх. Второй участник кладет на них свои ладошки. Игрок, чьи руки внизу, поглаживает ладони второго и приговаривает: «Кошки-ладошки!» После чего резко останавливается и неожиданно хлопает по рукам другого участника, говоря: «Ловите мышек!» Если второй игрок успеет отдернуть свои руки, он становится победителем, и участники меняются ролями. Если нет, игра продолжается до победы. Эта игра известна с давних пор. Она развивает реакцию и внимание. «Зоопарк» В этой игре должны участвовать около 12 детей. Выбирают ведущего, который говорит каждому игроку название какого-либо животного. Участники становятся в 1 линию. Они знают только свои названия. Ведущий произносит, например: «Слон и белка!» Игрок, чье животное назвали первым, должен убегать от второго. Вся суть в том, что догоняющий должен бежать только по следам убегающего. Если «белка» собьется с пути «слона», ее наказывают штрафным временем, которое она должна отстоять на одном месте. Убегающий участник должен как можно сложнее запутывать следы, а затем вернуться на свое место. Если «белка» догонит и дотронется до «слона», он выходит из игры. Участники, которые вернутся на свое место, становятся победителями. Чтобы игра не затягивалась, ее можно ограничить временем или придумать собственные правила. Эта игра развивает внимание, ловкость и скорость реакции. «Три поросенка» В этой игре необязательно большое количество участников. Игроки выбирают «волка» среди всех участников, остальные становятся «поросятами». Прочерчивают 2 линии. За одной линией – «дом поросят», а за другой – «дом волка». Между 2 линиями, то есть «домами», находится «зеленый луг». Погуляв немного на «зеленом лугу», «волк» отправляется в свой «домик» и ложится спать. Пока «волк» отдыхает, «поросята» выходят на прогулку. Они начинают дразнить «волка», спрашивают: «Спит ли страшный серый волк?» «Волк» не спит, а притворяется, но на «зеленый луг» не выходит. Он должен неожиданно выпрыгнуть из своего «домика» и попытаться поймать «поросят». Они могут прятаться в своем «домике», куда «волк» зайти не может, но «поросята» могут пробыть в своем укрытии не больше 3 секунд. Победителем будет считаться непойманный «поросенок». Сказочная форма этой игры очень нравится детям, развивает внимание и терпение. «Первый учитель» Чем больше детей будут принимать участие в этой игре, тем она будет интереснее. Следует разделиться на несколько команд. Ведущий дает обеим командам одинаковые или разные тексты. В них в одном из предложений ведущий должен убрать по 1 слову, чтобы поменялся или исказился смысл написанного. Задача упражнения заключается в том, чтобы найти эту ошибку и устранить ее. Та команда, которая сделает это быстрее, и будет считаться победительницей. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь внимание многих детей очень рассеянно, они могут читать написанное, не задумываясь о том, что в тексте могут быть опечатки. Особенно если это уже знакомый им учебник. Эта игра помогает развить у ребенка внимание, логику, умение анализировать информацию. «Лабиринт» Для этой игры необходимо наибольшее количество участников. Расчерчиваются квадраты со стороной около 1 м или чуть больше. Количество квадратов должно соответствовать количеству игроков: по 4 человека на 1 квадрат. Выбирается ведущий и 2 игрока в лабиринт. Участники игры присаживаются на корточки, по 1 в каждый угол квадрата. Игроки берутся за руки. Они могут поднимать и опускать их по ходу «лабиринта». По команде ведущего 1 из выбранных участников на корточках заходит в глубь лабиринта, после чего команда подается для следующего. Смысл этой игры: поймать второму участнику первого. Дети, которые сидят в углах квадрата, могут изменять положение рук, тем самым передвигая лабиринт и усложняя задачу для игроков, находящихся внутри него. Когда убегающий участник пойман, он проигрывает. Затем выбирают новых игроков, а предыдущие занимают их места в лабиринте. Эта игра помогает детям находить общий язык с окружающими людьми, а также развивает ловкость и внимание. «Cалки-обезьянки» Сама по себе игра в салки известна очень давно. В нее играли еще наши прабабушки и прадедушки, но развиваемся не только мы с вами, но и старые игры. Правила салок очень просты: водящий участник должен дотронуться рукой, мячом или еще чем-либо до убегающего. «Салки – обезьянки» не очень сильно отличаются от традиционных салок. Участник, которого догоняют, должен не просто бежать, а, например прыгать на одной ноге или размахивать руками. А водящий должен с точностью повторять его движения. Если догоняющий участник коснется первого игрока, не изображая его, водящего наказывают: он стоит на одном месте 3 секунды. «Салки-обезьянки» помогают детям развить внимание, скорость реакции, а также найти общий язык с окружающими людьми. «Переселение душ» Каждый взрослый человек сталкивался с такой ситуацией, когда дети мешают довести до конца какое-либо дело, капризничают или требуют сделать что-то немедленно. Эта ролевая игра помогает детям и родителям лучше понять друг друга. Можно привести 1 пример из жизни каждой семьи, чтобы лучше разобраться в этой игре. Мама (папа) готовит обед, а сын (дочь) требует от нее с ним поиграть. В таком случае родитель должен предложить своему чаду поменяться ролями. Это предложение обязательно заинтересует ребенка. Между ними происходит примерно такой диалог. Мама: «Пойдем играть!» Ребенок отвечает: «Я не могу! Мне нужно приготовить обед! Ты же проголодаешься, а покушать будет нечего!» Мама должна настаивать: «Когда поиграем, приготовишь». Дочь: «Папа с работы придет голодным, нам ведь нужно его накормить». Мама: «Нужно». Когда ребенок начинает соглашаться с позицией взрослого, нужно переходить к наводящим на нужный маме ответ вопросам. Мама: «Тогда я пока пойду поиграю одна, а ты придешь, когда закончишь готовить». После таких слов ребенок чаще всего соглашается с родителем и уходит в свою комнату ждать маму. |