Главная страница
Навигация по странице:

  • Какой подход нужен этим ученикам

  • Форматы для Китнисс: дебаты; дилеммы; пресс-конференции; голосование. Шелдон Купер

  • Обратная связь для Шелдона: две важные задачи

  • Принципы проведения рефлексии: 1. Безоценочность

  • 2. Конкретность Лучше говорить, не обобщая, и концентрироваться на этой

  • 3. У учителя и учеников позиции равных Мы на равных делимся пережитым опытом, никто никого не оценивает свысока. 4. Не вставать в позицию наблюдателя

  • 6. Язык рефлексии должен быть простым

  • Что важно не упустить, чтобы рефлексия состоялась: 1. Выделите специальное время.

  • 3. Заранее продумайте вопросы.

  • Если на рефлексию меньше 10 минут

  • Если на рефлексию есть 10-15 минут

  • Если у вас более 20 минут

  • 1. Рассказ «Что со мной было»

  • 2. Плейбек-театр и форум-театр

  • 3. Дероллинг — это прощание со своей ролью.

  • Отличия игровой деятельности. Отличия игровой цели от образовательной. Игровая цель образовательная цель


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеИгровая цель образовательная цель
    АнкорОтличия игровой деятельности
    Дата30.04.2022
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтличия игровой цели от образовательной.docx
    ТипДокументы
    #505979
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    В этом уроке мы подробнее разберем пару архетипов с потребностью в автономии. Напоминаем, что на одном полюсе находится Китнисс Эвердин — бунтарка, которая легко нарушает правила, а на другом — Шелдон Купер, которому, наоборот, правила создают ощущение безопасности и комфорта. Китнисс Эвердин


    • Не переносит правил, бунтарь.

    • Правила должны вырастать из внутренней потребности и цели.

    • Вопрос к игре — смогу ли я делать то, что я хочу? Смогу ли я выбирать?

    Как определить Китнисс?

    Фразы, по которым её можно узнать:

    • «Нет, ты послушай!»

    • «Я хочу вот так».

    • «А мне сказали! (мама, папа, незыблемый авторитет)».

    Игроки вроде Китнисс склонны нарушать правила, трактуя их в свою пользу. При этом жестко следят за тем, чтобы другие соблюдали правила. Любое давление, даже самое маленькое, и любая критика могут вызвать острую реакцию. Часто это очень тактильные люди или люди с высокой чувствительностью. Многие из них нестандартно проявляют себя через одежду.

    Какой подход нужен этим ученикам:

    1. Дать место — и физическое, и для высказывания. Например, позволить быть «голосом» в дебатах, озвучивать решения команды, проявлять себя в спорах и дискуссиях.

    2. Для Китнисс критично наличие зрителя. Ей очень важно иметь команду или хотя бы кого-то одного, через кого она может влиять на игру. В этом они похожи с Шерлоком. Они часто входят друг с другом в конфронтацию, так как обоим важно быть на сцене.

    3. Имеет смысл показать такому игроку, что у него есть выбор — он может сделать по-своему, что правила не ограничивают свободу, а предлагают варианты действий.

    4. Обратная связь должна быть направлена на поддержание внутренней мотивации Китнисс к действию. Она сообщает: «тебя видят, ты имеешь вес». При этом учителю важно помогать Китнисс уступать трибуну другим, иногда притормаживать и не говорить первым, а то и единственным.

    5. «У тебя много хороших идей, и ты можешь всех переубедить — давай ты выскажешься в конце обсуждения?»

    6. «Смотри, когда все уже забыли, что рисовали путь Одиссея между Сциллой и Харибдой, ты всех собрала и призвала к дальнейшему действию».

    7. «Я вижу, ты твердо знаешь, как нужно действовать. Расскажешь Паше? Он неплохо разбирается в экономических моделях 19 века».

    8. «Сейчас самое время представить команду, это же твой выход!»

    9. «Не злись на Гермиону, она переживает за успех и поэтому так директивна. Перед тем как выходить на тропу войны, может, вам поговорить наедине?»

    10. «Ты вот уже 15 минут доказываешь, что правило о запрете стрельбы ночью дурацкое. Помогает? Может, подумать над альтернативной версией и предложить ее?»

    Форматы для Китнисс:

    • дебаты;

    • дилеммы;

    • пресс-конференции;

    • голосование.

    Шелдон Купер

    • Правила дают ощущение безопасности, важно их понимать.

    • Важно выстроить последовательность действий и идти по ней.

    Как определить Шелдона?

    • ссылки на факты и статистику;

    • отсылки к моделям, энциклопедическое знание;

    • отсутствие обращений к конкретным людям, вместо этого безличное «смотри...», «слушай...».

    • Иногда в общении с таким игроком кажется, что он обращается не к вам лично, а к какому-то собирательному собеседнику. Замени вас на кого-то другого — ничего не изменится.

    Какой подход нужен этим ученикам:

    1. Шелдону помогает знаковая система, визуальные границы: считывать принадлежность и функцию, свою и других игроков. Такой игрок может быть хорошим кипером (держателем) правил — то есть он может следить, чтобы правила соблюдались.

    2. Когда в игре очень много неопределенности, у Шелдона может быть много тревоги. Чтобы ее снизить, стоит уделить ему особое внимание: напомнить правила, ещё раз рассказать о цели игры, показать, как связаны игровые задачи и ходы, иногда переводя с «игрового» языка на обычный.

    3. Лучше реже использовать метафоры, быть более прямолинейным: вместо «Царь Петр ждет, чем вы предложите прославить землю русскую» сказать «Смотри, сейчас мы собираем информацию о таких-то объектах... Мы представим ее Петру и так заработаем голоса — а это ресурсы для продвижения вперед».

    Обратная связь для Шелдона: две важные задачи

    • Шелдону надо научиться жить и действовать в ситуации частичной или полной неопределенности (прокачать толерантность к изменениям);

    • научиться видеть в партнерах и противниках по игре личности с их индивидуальными особенностями.

    Если игра ролевая и многое зависит от действий персонажей, которых играют другие игроки, можно давать ему особые роли и показывать, как действия его персонажа связаны с остальными:

    • «Ты можешь в свой ход выдавать подсказки тем игрокам, которые принесут ключ, и тогда они быстрее дойдут до финала».

    • «Ты предложил Славе вместе рассчитать бюджет вашей компании по производству космических кораблей, но он не очень любит математику. Как ты думаешь, что бы мог сделать Слава, и кого привлечь к расчетам?»

    • «Непонятно, зачем нужны эти стихи и эпитеты, когда можно просто назвать предмет».

    • «Почему-то люди любят непрямые пути и высказывания. Возможно, присмотревшись и прислушавшись к ним, ты лучше поймешь людей. Может, просто подумать, какой полезной деятельностью занять себя в это время?»

    Форматы для Шелдона:

    • алгоритмы;

    • сет (коллекционирование);

    • ресурсные игры;

    • математические загадки;

    • шифры;

    • координаты.

    ефлексия — перенос внимания на своё сознание; осмысление своих действий и чувств.

    Рефлексия помогает присвоить прожитый в игре опыт.

    Отличие рефлексии от обратной связи:

    • Обратная связь — внешняя оценка, которую получает человек.

    • Рефлексия — осмысление своего опыта самим человеком.

    Принципы проведения рефлексии:

    1. Безоценочность

    • Всё, что человек выносит на обсуждение, имеет значение. Мнения игроков одинаково ценны.

    2. Конкретность

    • Лучше говорить, не обобщая, и концентрироваться на этой игре, этом моменте, этой реакции. Говорить не вообще, а о том, что именно здесь вызвало раздражение, о том, что произошло в конкретный момент.

    3. У учителя и учеников позиции равных

    • Мы на равных делимся пережитым опытом, никто никого не оценивает свысока.

    4. Не вставать в позицию наблюдателя

    • Педагог — часть процесса. Если в кругу кто-то говорит, а кто-то занял отстраненную позицию, детям будет трудно искренне делиться своими эмоциями и мыслями.

    5. Взгляд новичка

    • На все смотрим с позиции новичка — «ничего себе, как бывает»!

    • Конечно, вы уже много раз видели похожие реакции учеников на ту или иную ситуацию. Но для каждого ученика важно, чтобы именно его ощущения были приняты с интересом.

    6. Язык рефлексии должен быть простым

    • Когда мы говорим с детьми об их переживаниях, лучше говорить на том языке, на котором говорят дети, понятно и ясно, без сложных оборотов. Даже проще, чем может группа. 

    • Что важно не упустить, чтобы рефлексия состоялась:

    • 1. Выделите специальное время.

    • Не проводите рефлексию на ходу. Важно выделить для рефлексии время и место. Даже если игроки пока не готовы к долгому разговору, желательно сформировать у них привычку обсуждать игру. Пусть на первых порах ваша рефлексия будет короткой — минут на 5-10. Зато потом, когда дети войдут во вкус, вы сможете провести за ней хоть целый час.

    • 2. Задайте рамку.

    • Здесь вам поможет особая атмосфера. Попробуйте создать ритуал — посиделки вокруг свечи или в круге света от настольной лампы. Можно «привязать» к рефлексии определенный предмет — плюшевую игрушку, мяч, стеклянный шар, — чтобы передавать его из рук в руки, делиться с другими не только вербально, но и физически. Можно налить чаю и предложить детям печенье. В общем, хорошо бы создать расслабленную и запоминающуюся атмосферу.

    • 3. Заранее продумайте вопросы.

    • Не придумывайте их на ходу. Заранее запишите себе несколько вопросов, на которые невозможно ответить «да» или «нет». Часто трудная игра с большим количеством негативных эмоций порождает прекрасную рефлексию. Спрашивайте о том, что было трудно, что не соответствовало ожиданиям. Важно не превратить вопросы в интервью одного человека. Лучше спросить о немногом, но всех.

    Если на рефлексию меньше 10 минут

    Подойдут форматы:

    • Голосование: можно голосовать руками или ногами, а можно перемещаться по классу, чтобы обозначить свою позицию; можно голосовать с помощью предметов: наклеивать стикеры разных цветов или прикреплять магнитики определенного цвета.

    • Можно отметить свой уровень счастья на графике.

    • «Найди себя»: можно отметить кого-то или что-то, с кем ты себя ассоциируешь, на плакате с разными эмоджи, котятами, единорогами и героями комиксов.

    Если на рефлексию есть 10-15 минут

    Подойдут форматы:

    • Предложить детям выразить свои ощущения одним словом. Его можно произнести или написать на доске. Рефлексию в таком формате можно провести как устно, так и с помощью онлайн-инструментов (ментиметр, kahoot, Яндекс.Формы).

    • Ответ на вопрос учителя, но всего лишь одной фразой. При ответе можно передавать предмет: моток ниток, мяч, шишку.

    Если у вас более 20 минут:

    Подойдут форматы:

    • Предложить детям в свободном формате рассказать о том, что вызвало у них эмоциональный всплеск, что не получилось, что хочется покритиковать.

    • Игровые форматы: предложите детям взять предмет, который олицетворяет то, что они чувствуют прямо сейчас; написать на стикерах о своём главном открытии от игры, о чём-то самом раздражающем или самом странном.

    1. Рассказ «Что со мной было»

    Главное — придумать рамку. Возможно, это пресс-конференция или ток-шоу: свет направлен на игрока, который говорит в микрофон о пережитом, а другие задают вопросы. Здесь есть смысл подумать, по какому принципу выбирать героев, ведь ими могут быть не все, а лишь немногие.

    2. Плейбек-театр и форум-театр

    Участник может рассказать о том, что его зацепило, а другие — отыграть эту сценку вместе с ним, изменив финал. А можно, как в плейбек-театре, отыграть ее, выделяя самые главные слова, повторяя их будто эхо. Такие вещи трудно сделать сходу, но если атмосфера доверительная, а участники уже пробовали играть в плейбек-театр, то все получится.

    3. Дероллинг — это прощание со своей ролью.

    Его можно провести в форме нарративной письменной практики. Каждый участник пишет прощальное письмо своему персонажу. Вот вопросы, которые помогут написать такое письмо:

    • За что я тебе благодарен?

    • Какие твои качества я возьму с собой?

    • Чем мы с тобой похожи?

    • Или наоборот — чем мы непохожи?

    Дероллинг — важный процесс, о котором не стоит забывать. Порой расстаться с ролью сложно, а идти с ней дальше по жизни тяжело, да и не нужно.

    4. Смена роли

    Это возможность посмотреть на происходящее под другим углом. Например, после игры участники превращаются в исследователей, которым нужно рассказать о мире, где они побывали. Формат очень хорош с точки зрения образовательных целей.

    5. Чаша воспоминаний

    Участники пишут свои самые яркие воспоминания об игре, затем случайным образом вытаскивают листки с чужими воспоминаниями и зачитывают вслух. Это формат шеринга: игроки делятся своими субъективными переживаниями и эмоциями.

    Практическое задание

    Для вдохновения мы собрали для вас цитаты персонажей нашего курса.

    Исаак Ньютон

    Не знаю, как меня воспринимает мир, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, который развлекается тем, что время от времени отыскивает камешек более пестрый, чем другие, или красивую ракушку, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным.

    Александр Пушкин

    Давайте пить и веселиться, давайте жизнию играть.

    Софья Ковалевская

    ...математик — своего рода чудак, занимающийся решением выраженных в цифрах шарад...

    Уильям Шекспир

    Во всяком деле, чтобы добиться успеха, нужна некоторая доля безумия.

    Лев Выготский

    Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов.

    Нина Васильевна

    Тут главное — начать.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта