Главная страница
Навигация по странице:

  • Раздел I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Глава 1. Основы теории народной художественной культуры

  • Научные предпосылки разработки теории народной художествен­ной культуры

  • Этническая история

  • Этнопсихология

  • Этнопедагогика.

  • Этнолингвистнка

  • Этнокультурология.

  • Фольклористика

  • Учебник Бакланова Т.И.. Их мудрость и духовная красота до наших дней сохранились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и многом другом


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеИх мудрость и духовная красота до наших дней сохранились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и многом другом
    АнкорУчебник Бакланова Т.И..doc
    Дата27.01.2018
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник Бакланова Т.И..doc
    ТипДокументы
    #14929
    страница1 из 24
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    ВВЕДЕНИЕ

    На пороге нового тысячелетия наше общество начинает все яснее осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народ­ной культуры.

    Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработан­ных народом в течение многих веков лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кри­зису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Главной причиной роста пре­ступности, наркомании, нищеты, детской беспризорности, распада семей, межнациональных конфликтов является ду­ховно-нравственная деградация общества, а также девальва­ция в нем таких важнейших добродетелей, как милосердие, сострадание, трудолюбие, нестяжательство и др. Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности. Не­обходимо наконец преодолеть идеализацию западных стерео­типов жизни, связанных с культом потребления и индивидуа­лизма, и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном на­следии, завещанном нам далекими предками.

    Их мудрость и духовная красота до наших дней сохра­нились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и многом другом.

    В последние годы постепенно возвращаются из про­шлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью в современное обще­ство может передаваться важнейшая информация о том, как наши далекие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, се­мью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле.

    Нельзя забывать, что в течение многих веков в народной художественной культуре отражались наиболее целесообразные для выживания, проверенные опытом многих поколений сте­реотипы поведения в природной среде и социуме. Они обеспе­чивали выживание народа, помогали ему сохранить духовное и физическое здоровье. Возрождение традиций народной художе­ственной культуры сегодня - это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества.

    Особая роль в сохранении и распространении в обще­стве традиций русского и других народов отводится сегодня сфере общего и специального образования.

    В Национальной доктрине развития образования в Рос­сии, утвержденной Президентом В.В.Путиным в 2000 г., под­черкивается значимость отечественного культурно-истори­ческого и национально-культурного наследия как основы всего современного образовательного пространства нашей страны.

    В этой связи особое значение приобретает подготовка специалистов в области народного художественного творче­ства, которая ведется во всех вузах культуры и искусств Рос­сии, а также в ряде республиканских университетов и педаго­гических вузов.

    Перед такими специалистами стоят сегодня гораздо бо­лее широкие задачи, чем обучение любителей искусства тем или иным видам художественной деятельности. В соответст­вии с концепцией новой вузовской специальности «Народное художественное творчество» и Государственным образова­тельным стандартом, современные специалисты, помимо ху­дожественно-исполнительской подготовки, должны знать теорию и историю народной художественной культуры, фольклористику, регионоведение, методику преподавания народного художественного творчества и другие дисципли­ны, связанные с распространением в обществе знаний и тра­диций народной культуры.

    Данный учебник адресован именно таким специали­стам широкого профиля. Безусловно, отразить все многооб­разие народной художественной культуры, национально-культурных традиций народов России в рамках одного учеб­ника невозможно. Авторский коллектив и не ставил перед собой такой цели. Для нас было важнее другое - пробудить у студентов интерес к изучению народной художественной культуры, к самостоятельному ее изучению и осмыслению с помощью тех научных источников, которые упоминаются по ходу изложения материалов.

    Предлагаемый учебник поможет студентам в изучении курса «Теория и история народной художественной культу­ры». Этот курс является ключевым в профессиональной под­готовке всех специалистов по народному художественному творчеству, независимо от их специализации.

    Содержание данного курса, согласно Государственному образовательному стандарту, основано на подходе к народ­ной художественной культуре как к явлению этническому («этнос» в переводе с греческого означает «народ»). Народ­ная художественная культура не сводится к фольклору, на­родному искусству, народному художественному творчеству. В ее основе — этнохудожественное сознание во всем много­образии его культурно-исторических типов и форм воплоще­ния. Такое сознание определяет этнические стереотипы кол­лективной и индивидуальной художественной деятельности и ее предметные результаты. Оно отражает менталитет народа, «народный характер», те или иные народные картины мира. Этнохудожественное сознание своеобразно преломляется в субэтнических культурах (например, русского казачества, старообрядцев и т. д.).

    Изучение феномена народного художественного созна­ния, проникновение в его глубинные пласты, связанные с «кол­лективным бессознательным» (К.Г.Юнг) и определяющие се­мантику и морфологию народного искусства, — основная цель вузовского уровня этнохудожественного образования.

    Признание приоритетной роли в высшем звене проблема­тики этнохудожественного сознания и механизмов его форми­рования подчеркивает значимость фундаментальных антропо­логических и этнологических основ профессиональной подго­товки студентов по специальности «Народное художественное творчество». Опора на эти основы просматривается как в струк­туре, так и в содержании данного учебника.

    Подходы к изучению народной художественной куль­туры, предложенные авторами данного учебника, созвучны новым направлениям в государственной образовательной и культурной политике России, отраженным в Национальной доктрине развития образования в России, Доктрине инфор­мационной безопасности России, в Федеральной программе сохранения и развития отечественной культуры и искусства, а также «Рекомендации о сохранении фольклора», принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных На­ций по вопросам образования, науки и культуры - (ЮНЕ­СКО) в 1989г.

    Этот документ является важнейшим международным нормативным актом, раскрывающим сущность фольклора (народной культуры) как неотъемлемой части общего насле­дия человечества, его социальное, экономическое, культурное и политическое значение в современном мире, а также опре­деляющую роль в сближении различных народов и социаль­ных групп, в утверждении их культурной самобытности. Особая значимость этого документа состоит в том, что в нем представлена целостная система конкретных мер, которые должны принять государства-члены для более эффективного выявления, хранения и распространения традиционной на­родной культуры. Подчеркивается, что «правительствам сле­довало бы играть решающую роль в сохранении фольклора и действовать как можно быстрее», принимать в законодательном или ином порядке меры, которые могут потребоваться в соответствии с конституционной практикой каждого из них. Значимость этой "Рекомендации" в настоящее время еще больше возрастает в связи с происходящими в России и дру­гих странах сложными общественно-политическими и соци­ально-экономическими изменениями.

    Убедительным свидетельством повышения внимания государства к проблемам сохранения и развития национально-культурных традиций является содержание таких приня­тых за последние десять лет и подготовленных к утвержде­нию законодательных и нормативных документов, как:

    • Конституция (Основной Закон) Российской Федерации (1993г.), гарантирующая свободу художественного творчества, право граждан на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям, а также заботу о сохране­нии исторического и культурного наследия, памятников ис­тории и культуры" (Гл.2, ст. 44, п.п 1-3);

    • Основы Законодательства РФ о культуре (1992 г.). Раздел 4 "Национально-культурное достояние и культурное насле­дие народов Российской Федерации";

    • Закон РФ " О вывозе и ввозе культурных ценностей" (1993 г.);

    • Указ Президента РФ " О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов»"(от 7 октября 1994г.);

    • Постановление Правительства РФ " О дополнительных ме­рах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации" (от 22 марта 1995 г.);

    • Положение о государственном своде особо ценных объек­тов культурного наследия Российской Федерации;

    • Федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.»);

    • Региональные межведомственные проекты и программы возрождения народной художественной культуры (Архан­гельск, Белгород, Владимир, Вологда, Тверь, Нижний Нов­город и другие регионы).

    Разработка данных государственных документов в пол­ной мере соответствует Рекомендации ЮНЕСКО в части соз­дания государствами - членами правовой базы сохранения фольклора и распространения в обществе воплощенных в нем духовно-нравственных ценностей и идеалов.

    Наряду с этим важное внимание уделяется в современ­ной России и другим направлениям деятельности, преду­смотренным Рекомендацией ЮНЕСКО' выявлению фолькло­ра, его хранению и распространению в обществе, развитию международного сотрудничества в данной сфере. Конкретные результаты деятельности российских государственных и об­щественных организаций, научно-исследовательских учреж­дений, учебных заведений и других социальных институтов многообразны.

    Особое место в распространении знаний о народной художественной культуре и воспитании детей и подростков на основе воплощенных в ней духовно-нравственных ценно­стей и идеалов должны занять дошкольные учреждения, школы, центры дополнительного образования. В настоящее время для таких учреждений созданы различные программы по народной культуре, разрабатываются современные мето­дики этнокультурного образования. Интерес специалистов привлекли экспериментальные модели образования детей и подростков на материале русской традиционной культуры, разработанные на московских экспериментальных площадках (в образовательном учреждении "Начальная школа-детский сад" № 1664 ("Светлица"), в прогимназии № 1667, в средней школе № 683) под научным руководством специалистов ка­федры теории и истории народной художественной культуры Московского государственного университета культуры и ис­кусств. Аналогичный опыт творческого сотрудничества вузов культуры с учреждениями общего и дополнительного образо­вания имеется в ряде регионов России (Белгороде, Краснода­ре, Самаре и др.).

    Важное значение в сохранении традиций народной ху­дожественной культуры имеют научные исследования. В них участвуют:

    • научно-исследовательские институты (Государствен­ный институт искусствознания. Российский научно-исследовательский институт культурологии, Научно- исследовательский институт этнологии и антропологии Ака­демии наук РФ, Российский институт культурного и природ­ного наследия и другие);

    •средние и высшие специальные учебные заведения куль­туры и искусств, консерватории, музыкально-педагогические вузы;

    • Государственный Российский дом народного творче­ства и дома народного творчества во всех регионах страны;

    •Государственный республиканский центр русского фольклора;

    •Центры традиционной культуры, дома фольклора, на­циональные культурные центры и т.д.

    На основе единой базы данных в настоящее время в России создается целостная многоуровневая система выявле­ния и учета фольклорных явлений и процессов.

    С целью развития традиций народной художественной культуры проводятся фестивали, смотры, конкурсы народ­ного творчества. Среди них:

    • Международные фестивали фольклора (Калининград, 1993,1994,1996гг.).

    •Международные фестивали народной музыки «Сад­ко» (Новгород, через каждые три года).

    •Международный фестиваль фольклора «Жемчужина Севера» (Архангельск и Архангельская область, ежегодно).

    •Международный фестиваль стран Азиатско-тихоокеанского региона (Красноярск, 1995, 1997гг.).

    • Международный фестиваль тюркских народов (Моск­ва и 10 городов Поволжья, 1997 г.).

    • Международный фестиваль детского танца «Ритмы планеты» (Хабаровск, ежегодно).

    • Всероссийский фестиваль детского творчества наро­дов Севера «Вслед за солнцем» (1995,1996,1999,2000 гг.).

    • Международный фестиваль народов Севера «Поляр­ные маки» (Норильск, 1993г.).

    • Всероссийский фестиваль народов Севера «Северное сияние» (Москва, 1999 г.).

    • Всероссийский праздник народной музыки (г.Волжский, ежегодно).

    • Всероссийские конкурсы юных исполнителей на на­родных музыкальных инструментах (Ярославль, Рязань, Тверь).

    • Всероссийские выставки народной игрушки, вышитой картины, лоскутной техники, бисероплетения, гончаров и кузнецов, и другие.

    За последнее десятилетие в России проведен ряд меж­дународных научных и научно-практических конференции по проблемам сохранения и развития народной художественной культуры. В том числе: Международная конференция по со­хранению фольклора под эгидой ИОВ (Новгород, 1991); де­сятая Международная конференция «Современный фестиваль фольклора: опыт, проблемы, перспективы» (Владикавказ, 1994); международная конференция «Народная художествен­ная культура России: перспективы развития и подготовки кадров» (М., 1994). Проблемы сохранения культурного на­следия в разных регионах России ежегодно обсуждаются на конференциях Международной Академии информатизации (Новороссийск, 1994-1999 гг.). Им были посвящены Всерос­сийские и региональные научно-практические конференции в Архангельске, Белгороде, Вологде, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Твери и других городах.

    Распространению фольклора способствуют периодиче­ские издания (журналы «Народное творчество», «Живая ста­рина», «Этносфера» и другие), а также телевизионные пере­дачи (например, «Русский дом»).

    Таким образом, в последнее десятилетие в России раз­виваются различные направления деятельности по сохране­нию и развитию народной художественной культуры. В этой деятельности предстоит участвовать и выпускникам вузов культуры и искусств.

    Авторский коллектив выражает глубокую благодар­ность за поддержку идеи создания учебника Министерству культуры РФ, а также управлению дополнительного образо­вания Министерства образования РФ и Московскому депар­таменту образования за возможность изучения опыта разви­тия этнокультурного образования и творчества детей и под­ростков и проведения экспериментальных исследований. От­дельная благодарность ректорату Московского государствен­ного университета культуры и искусств за поддержку специ­альности «Народное художественное творчество» и создание благоприятных условий для се развития, а также редакционно-издательскому отделу МГУКИ за огромный труд, вложен­ный в подготовку рукописи к изданию.

    Раздел I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

    Глава 1. Основы теории народной художественной культуры

    Научные предпосылки разработки теории народной художествен­ной культуры
    Народная художественная культура, то есть художественная культура того или иного народа (этноса) интересует представителей самых различных отраслей науки Теория народной художественной культуры развивается

    на основе нескольких смежных сфер научного знания. Среди них - этнология, антропология, этнография, этнопсихология, этнопедагогика и др.

    Этнология — сравнительная дисциплина; ее цель — описать культурные (а изначально, и физические) различия между народами и объяснить эти различия посредством ре­конструкции истории их развития, миграций и взаимодейст­вий. Термин "этнология" происходит от греческого слова "этнос" — народ, связанный общими обычаями, нация. Ос­новным предметом изучения этнологии считается находя­щаяся в постоянном развитии теория этноса. Вот почему ино­гда этнологию называют "теоретическим народоведением".

    Этнология считается наиболее широкой, интегративной сферой исследований всех аспектов жизни этносов. Она изу­чает такие проблемы, как: сущность и основные закономер­ности возникновения, развития и распада этносов; расселение народов; демографические процессы, происходящие в раз­личных этносах; социальную и политическую структуру на­родов (семейные отношения, отношения власти и т.п.); ри­туалы, обычаи, верования различных народов; системы жиз­необеспечения различных народов; их адаптацию к природ­ной среде; системы родства у различных народов; системы родственных кланов; экономическое поведение членов того или иного этноса и т.д. Проблемное поле этнологии очень широко. С ним пересекаются многие предметные области, изучаемые и другими науками.

    Этнологические концепции позволяют рассматривать народную художественную культуру в самом контексте всех сфер развития этносов.

    Интересный материал для размышлений о роли и месте народной художественной культуры в истории человечества дает книга С.В. Лурье «Историческая этнология». В ней рас­крывается сущность нескольких этнологических теорий. Сре­ди них — теория эволюционизма — первая теоретически значимая школа в этнологии, которая зародилась в конце XVIII в и получила широкое распространение на протяжении XIX и XX вв. Эволюционистская теория представляла собой попытку открыть некий универсальный источник и универ­сальные законы развития человеческих культур. В рамках этой теории были разработаны и опубликованы различные подходы к проблеме происхождения и развития человека и человечества. Среди них:

    - идеи Ж. Ламарка, предположившего, что все виды живых существ в процессе развития приобретают свойства, позволяющие им приспособиться к окружающей среде, и эти свойства передаются последующим поколениям путем насле­дования;

    - теория эволюции и естественного отбора, изложенная Ч. Дарвином в книге "Происхождение видов", вышедшей в свет в 1859г. ;

    - периодизация общеисторического процесса, представ­ленная Г. Клеммом, который опубликовал в 1843-1847 гг. свою пятитомную "Общую историю культуры человечества";

    - исследование брака в его культурно-историческом развитии, предпринятое австрийским юристом и этнологом И. Унгером, который опубликовал в 1850 г. свой основной труд "Брак и его всемирно-историческое развитие";

    - идеи Т Вайца, опубликовавшего в 1859 г. свою "Ан­тропологию диких народов", где предпринята попытка объе­динить антропологические, психологические и культурно-исторические точки зрения в исследовании догосударственного периода;

    - эволюционистские концепции английских этнологов Э. Тайлора, Дж. Мак-Леннана и Дж. Лаббока (в 1871 г. вы­шли в свет работы Э.Тайлора "Первобытная культура" и Дж. Мак-Леннана "Теория патриархата", а годом ранее "Проис­хождение цивилизаций" Дж. Лаббока);

    - теория пережитков, выдвинутая русским ученым К.Д. Кавелиным, который на десятилетие раньше Э.Тайлора сфор­мулировал свою концепцию первобытных форм культуры;

    - проблемы формирования и развития патриархальной общины, отраженные в трудах М.М. Ковалевского;

    - исследование американского ученого Л. Моргана "Системы родства и свойства" (1858) и его монография "Древнее общество" (1878), в которой он подразделил разви­тие первобытного общества на три этапа (дикость, варварство и цивилизация), а каждый из первых двух этапов — на три

    ступени.

    С точки зрения эволюционизма развитие любого куль­турного элемента изначально предопределено, его более поздние формы в зачаточном состоянии так или иначе пред­ставлены в каждой культуре. Развитие происходит в соответ­ствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире. История культуры представлялась как непрерывный прогресс, прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному.

    В рамках эволюционизма была создана модель перво­бытного общества, тесно связанная с дарвинизмом. Перво­бытное общество, с точки зрения этнологов-эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические основы.

    Однако фактические материалы во многих случаях не согласовывались с эволюционистскими схемами. Начались поиски новых путей в исследованиях культуры, ее изменения и распространения.

    Среди них — теория диффузионизма. Ее зарождение было связано с именем немецкого ученого, географа и этно­лога Ф. Ратцеля. Основная его работа "Антропогеография" вышла в 1909 г. По мнению Ф. Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются челове­ческие общества. В передвижениях народов Ф. Ратцель видел основополагающий фактор истории человечества. Диффузионизм основывается на представлении о развитии культуры или различных элементов культуры как о процессе распространения их из одного или нескольких определенных центров.

    С диффузионизмом связана теория культурных кругов (работа Л. Фробениуса "Естественнонаучное учение о куль­туре" (1919), Ф. Гребнера "Метод этнологии" (1905), В. Шмидта, В. Копперса "Настольная книга по методам куль­турно-исторической этнологии" (1937) Представители тео­рия культурных кругов сводили все развитие первобытного общества к нескольким первоначальным культурным кругам, каждый из которых характеризовался определенным количе­ством специфических культурных элементов. Они считали, что на протяжении ранней истории человечества устанавли­вались связи между отдельными элементами культуры, и в результате этого оформлялись культурные круги, возникав­шие на определенном географическом пространстве и рас­пространившиеся затем отдельными элементами или, что на­блюдалось чаще, целыми комплексами в другие области Зем­ли. Каждый элемент культуры человечества возникал лишь единожды, а в дальнейшем каждый раз сочетался с опреде­ленными культурными кругами. На основании этого ранняя культура человечества приравнивалась ко всей совокупности культурных кругов; варианты культуры могли возникнуть лишь в результате миграций и смешений.

    К 20-м гг. XX в. диффузионистское направление стало те­рять популярность. Его стала вытеснять теория функционализма.

    Теоретические основы функционализма были почти одновременно сформулированы в Германии Р. Турнвальдом и в Англии Б Малиновским. Основные их книги соответственно "Человеческое общество в своем социологическом основании" (1931 г) и "Научная теория культуры" (1944 г.). В этих работах внимание исследователей концентрировалось на изучении связей между различными сферами общественной жизни. При этом подчеркивалось, что исторический процесс непознаваем, а попытки исследования длительной эволюции культурных элементов бессмысленны. Задачи же этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне связи ее с другими культурами. Культура, как считали представители данного направления, служит нуждам индивида и прежде всего трем его основным потребностям: базовым (необходимости в пище и удовлетворении прочих физических потребностей), производным (потребности в рас­пределении пищи, в разделении труда, в защите, в регулиро­вании репродуцирования, в социальном контроле) и интегративным (потребностям в психологической безопасности, в социальной гармонии, цели жизни, в системе познания, зако­нах, религии, магии, мифологии, искусстве и т.п.). Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одной из пе­речисленных выше потребностей Например, магия дает пси­хологическую защиту от опасности, миф придает историче­ский авторитет системе управления и ценностям, присущим тому или иному обществу. Культура, согласно взглядам функционалистов, в своей сущности является инструмен­тальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими проблемами, ко­торые ставит перед ним окружающая его среда в ходе удов­летворения им своих потребностей. Культура также является системой объектов, действий и установок, в которой все со­ставляющие ее части являются средствами для некой цели.
    С. В Лурье рассматривает и другие этнологические кон­цепции, а также связь этнологии с антропологией.

    Антропология представляет собой комплекс научных знаний о человеке. В ней существует множество ответвлений (философское, историческое, культурное, физическое, со­циальное, психологическое, структурное, символистское и т.п.). Некоторые ученые считают, что практически никакой установившейся грани между терминами "этнология" и "ан­тропология" в современной науке нет. Они используются как взаимозаменяемые. Вместе с тем отмечается, что этнология вире, чем антропология, по своему предметному полю. В поле зрения антропологии никогда не попадали проблемы возникновения и развития этносов, расселения народов, демографических процессов. Поэтому антропологию предлага­ется условно рассматривать как часть этнологии, тем более, то изначально, в первой половине XIX в. этнология включая в свою предметную область и физическую антропологию. Это нашло отражение, в частности, в уставе "Парижского общества этнологии", где к сфере этнологии относилось "изучение особенностей человеческих рас, специфики их фи­зического строения, умственных способностей и морали, а также традиций языка и истории". С середины XIX в. возникает тенденция противопоставлять этнологию как науку о народах и антропологию как науку о человеке. Проявлением этого было, например, возникновение в Германии "Общества антропологии, этнологии и предыстории" (1869), в Италии — "Итальянского общества антропологии и этнологии" (1871) и т.д. Эта позиция в определении соотношения между этноло­гией и антропологией была представлена и на Международном географическом конгрессе в Париже (1875), в рамках ко­торого работала секция антропологии, этнологии и доистори­ческой археологии. Наряду с этим со второй половины XIX в. сложилась и иная традиция — рассматривать этнологию в | качестве составной социальной части антропологии (так, в Англии созданные "Этнологическое общество" (1863) и "Ан­тропологическое общество" (1863) в 1871 г. были преобразованы в "Королевский Антропологический институт Велико­британии и Ирландии").

    Развитие антропологических исследований и их фило­софских основ нашло отражение в новой книге российского ученого Б.В.Маркова "Философская антропология" (издана в "1997г.).

    Антропологические исследования помогают изучать народную художественную культуру через призму общих проблем человека и человеческого.

    Этнография является в большей мере описательной наукой. Она занимается описанием жизни и быта различных народов (этносов), их материальной культуры (жилища, утва­ри, одежды, орудий труда и т.д.), традиций и обычаев. Спосо­бы систематизации, обобщения и истолкования этнографиче­ского материала вырабатываются этнологией. В отличие от этнологии ("теоретического народоведения") этнографию можно считать "практическим народоведением".

    Богатый этнографический материал, касающийся рус­ской традиционной культуры, содержится в трудах М.Забылина, И.Е. Забелина, Н.И. Костомарова, И. Панкеева, Б.А.Рыбакова, А.Терещенко и других авторов.

    Этнографические исследования создают базу данных, предоставляют необходимые факты для осмысления художе­ственных аспектов жизни и быта различных народов, выяв­ления и сохранения самобытных форм народного творчества, отслеживания тенденций развития народной художественной культуры в различных регионах.

    Этническая история рассматривает исторические формы развития тех или иных этносов, их роль и место в ис­тории различных стран, эпох, цивилизаций. Особое место в исследованиях этнической истории занимают труды Л.Н Гумилева "Этносфера: История людей и история приро­ды", "От Руси до России", "Этногенез и биосфера Земли".

    Л.Н. Гумилев выдвину концепцию этногенеза. Ее сущ­ность сводится к тому, что люди - это организмы, живущие в коллективах, возникающих и исчезающих в историческом времени. Эти коллективы - этносы, а процесс от их возник­новения до распада - этногенез. У всякого этноса есть начало и конец. Как и любой человек, этнос рождается, взрослеет, стареет и умирает. Обычно к истории прилагают две формы движения - вращательную, породившую теорию циклизма, и поступательную, характеристика которой сопровождается оценками «выше — ниже», «лучше — хуже», «прогрессив­нее - регрессивнее». Попытка их объединить породила образ спирали. Но есть и третья форма движения - колебательная. Именно эта форма вибрирующего движения, затухающая по­добно звучанию струны, отвечает параметрам этнической истории. Каждый этнос или скопление этносов (суперэтнос) возникает вследствие микромутации, изменяющей бытую­щий стереотип поведения на новый, более жизнеспособный. Возникающий этнос проходит стадии подъема, перегрева и медленного спада за 1200 - 1500 лет, после чего либо распа­дается, либо сохраняется как реликт - состояние, в котором саморазвитие уже не ощутимо...

    Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева в определенной ме­ре объясняет и механизмы пробуждения, активизации и угаса­ния творческой энергии народа на разных стадиях его развития.

    Археологические материалы и исторические сведения по истории древнеславянских племен, их мифологических воззре­ниях и отдельных проявлениях художественного творчества содержатся в широко известных трудах Б.А.Рыбакова. .

    Исследования в области истории этносов помогают раскрыть общее и особенное в художественных традициях различных народов, исторические корни и динамику развития взаимосвязей и взаимовлияний различных национально-художественных культур.

    Этнопсихология, являясь одной из отраслей психоло­гической науки, исследует: психологические особенности различных народов; историческую динамику и закономерно­сти развития этнического сознания; национальные образы мира; этнические модели и стереотипы поведения в природ­ной и социальной среде.

    Важную роль в развитии отечественных этнопсихологических исследований сыграла книга Г.Г.Шпета "Введение в этниче­скую психологию". Интерес представляют этнопсихологические аспекты в трудах другого российского ученого - Г.Гачева ("На­циональные образы мира", "Наука и национальные культуры" и др.). Широко известна книга французского психолога Г.Лебона "Психология народов и масс".

    Определенный вклад в понимание этнопсихологических аспектов культуры внесли труды К.Г.Юнга "Душа и миф: шесть архетипов", "Психология бессознательного", "Феномен духа в искусстве и науке", "Психологические типы".

    Этнопсихология создает научную базу для выявления глубинных значений и смыслов народных художественных традиций, образов и языка народного искусства, определяе­мых менталитетом того или иного народа, его психологией и представлениями о мире.

    Этнопедагогика. сложившаяся как отрасль педагоги­ческих исследований, выявляет: системы воспитания у раз­ных народов; национальные традиции семейного воспитания;

    современные формы и методы воспитания и обучения на ос­нове национально-культурных традиций; роль этнических традиций в развитии высших духовно-нравственных ценно­стей и идеалов современных детей и подростков, приобщения их к культурному наследию, формирования ценностного от­ношения к родной земле, природе, семье, матери и материн­ству, к своему народу; педагогические условия развития ин­тереса к национально-культурным и культурно-историческим традициям разных народов мира.

    Этнопедагогические идеи были воплощены в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.В. Розанова и других заме­чательных русских просветителей.

    В современной России получили признание несколько концепций национального воспитания и образования. Среди них выделяется концепция русской национальной школы профессора И.Ф.Гончарова (Санкт-Петербург).

    На основе концепции "Русская традиционная культура в преемственной системе "Дошкольное учреждение – школа - вуз", разработанной автором данного раздела, построена деятельность нескольких экспериментальных площадок г.Москвы. На основе экспериментальной работы изданы сборники интегрированных программ по русской традицион­ной художественной культуре для дошкольников и младших школьников.

    Этнопедагогические исследования часто базируются на материале народной художественной культуры, помогая вы­являть и реализовывать ее педагогический потенциал в различных типах образовательных учреждений (в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, центрах детско­го и юношеского творчества, в школах искусств и т.д.). Важ­ное место занимают Этнопедагогические исследования и в подготовке специалистов в области народной художественной культуры, которая ведется в средних и высших специ­альных учебных заведениях (прежде всего - в вузах культуры и искусств).

    Этнолингвистнка изучает особенности языка того или иного народа, исследует местные диалекты в их взаимосвязи с национальным характером и образом жизни. Такие иссле­дования помогают лучше понять региональные особенности устного народного творчества, народных песенных традиций, фольклорного театра и других видов народного творчества, связанных со словесными формами.

    Этнокультурология. развивающаяся в настоящее время как самостоятельная отрасль культурологической науки, призвана исследовать: сущность и структуру этнической культуры, взаимосвязи и взаимозависимости различных ее компонентов; духовно-нравственные ценности и идеалы на­рода как основу этнической культуры; комплексы культурных черт различных народов; динамику культурных черт того шли иного народа (культурные изменения); становление и развитие национально-культурных традиций; проблемы на­ционально-культурной политики и межнационального куль­турного сотрудничества. Многие из этнических процессов могут быть представлены в культурологических понятиях. Так, этнические процессы часто описываются с помощью по­нятия "традиция". Для культурологов важно увидеть ее про­явления и модификации, в том числе - в сфере народной ху­дожественной культуры. Культурологические концепции по­зволяют углубить представления о народной художественной культуре как неотъемлемой части этнической культуры, а также разрабатывать механизмы сохранения художественно­го наследия разных народов в современном культурном про­странстве.

    Особую роль в становлении отечественной этнокультурологии сыграли труды блистательных русских философов Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Б П. Вышеславцева, Н.О.Лосского, И.А. Ильина, Л.П.Карсавина и некоторых дру­гих. Так, Н.А.Бердяев много размышлял о «душе России» и путях национальной культуры. И.А.Ильин в 30-е годы XX века разработал целую программу обновления русской куль­туры Он верил в то, что русскому народу удастся «вновь об­рести свой национальный духовный лик» В этом особую роль он отводил семье как «лаборатории человеческих судеб». Он подчеркивал, что «каждый народ вынашивает и осуществляет духовные акты особого, национального строения и потому творит культуру по-своему».

    Фольклористика занимается сбором, систематизацией и изучением фольклора (что в переводе означает "народная мудрость"). К фольклору относятся произведения различных видов и жанров традиционного народного творчества. Благо­даря фольклористам были спасены от забвения тысячи па­мятников народной художественной культуры, подлинных шедевров народного искусства, сохранены имена самобыт­ных народных мастеров. Большую роль в этом сыграли фольклорные экспедиции, традиции фиксации и издания соб­ранных в них материалов.

    Постоянно собирают, систематизируют и изучают фольклорные произведения кафедры народного хора в вузах культуры, дома народного творчества во главе с Государст­венным российским домом народного творчества. Государст­венный центр русского фольклора и др.

    Фольклористика занимает особое место в развитии теории народной художественной культуры. Она может быть рассмотрена как важнейший ее источник и составная часть. Фольклористика постоянно пополняет "банк данных" теории народной художественной культуры о конкретных видах и жанрах народного художественного творчества, позволяя на основе выявлять его сущностные черты и общие закономерности. Таким образом, теория народной художественной культуры рассматривает другие науки как материал для своих выводов и обобщений и, одновременно, дает материалы для других наук.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта