Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Имиджелогия. Как нравиться людям
Скачать 3.83 Mb.
|
Пространство творческого образования. Несмотря на фундаментальный статус пространственного творчества в образовании, оно пока не нашло должного применения. Причин достаточно, но главная, пожалуй, в том, что до сих пор отсутствовал социальный заказ на творческую личность: общество не ощущало потребности в массовом творчестве. И, может быть, поэтому различные образовательные учреждения, и в первую очередь дошкольные и общеобразовательные, не ориентировались и до сих пор ещѐ не стремятся воспитывать творческих личностей. 73 Другую существенную причину отсутствия пространственного творчества в учебных заведениях мы усматривали в самом статусе пространственного творчества. Внедрение пространственного творчества в педагогическую практику несѐт с собою глубокие качественные изменения всей сложившейся системы образования: меняется не только состав учебных предметов, но и сама педагогика, поскольку пространственное творчество в силу своих фундаментальных возможностей претендует на роль не только базового, но и ведущего предмета. А из этого, естественно, вытекает и новая модель образования – креативного, которая предполагает заменить собою сложившуюся модель информационно-репродуктивного образования. А к таким радикальным переменам сфера образования, как одна из самых консервативнейших профессиональных сфер, не готова и даже ещѐ не собирается готовиться ни по одному из направлений своей деятельности: ни по теоретико-методологическому, ни по кадровому, ни по учебно-методическому обеспечению. Поэтому сегодняшние поколения остаются обделѐнными творческим образованием. И этот факт вносит существенную корректировку в методическую схему креативного образования на основе пространственного творчества. МЕТОДИЧЕСКАЯ СХЕМА Центральный момент креативного образования – пространственное творчество – процесс преобразования учащимися своих личностных пространств. Эффективность этого процесса обусловлена его активной связью с двумя базовыми составляющими саморазвивающегося бытия: во- первых, с реальным, всегда пребывающим в динамике социальным процессом, выступающим и объектом, и предметом пространственного творчества, а во-вторых, с рефлексией. Предмет пространственного творчества. В качестве предмета пространственного творчества предстают два вида 74 социального содержания: личностное пространство, взаимосвязанное творческим потенциалом личности («микрокосм»), и социальное пространство, составляющее окружающий мир творца («макрокосм»). Микрокосм характеризуется творческим потенциалом личности – уровнем возможностей преобразования собственного личностного пространства, а следовательно, и социального. А творческий потенциал, в свою очередь, определяется: уровнем понимания закономерностей динамики свойств пространства; уровнем владения методом преобразования пространства. Пространственные свойства, наиболее активно влияющие на творческий потенциал, можно представить в виде трѐх групп: 1) физиологические (размер, расположение, ориентация); 2) психологические (конфигурация, пластика, масштаб, светотень, цвет, текстура, фактура); 3) социокультурные (смыслы, образы, направленность изменений). Метод преобразования пространств, развивающий творческий потенциал личности, можно представить в виде двух уровней: количественные преобразования (инвариантные изменения) и качественные преобразования (вариантные изменения). Возможность владеть методом на том или ином уровне в значительной мере обусловлена тем, как понимают учащиеся свою природную персонифицированность, проявляющуюся в виде субъектно-личностных психофизиологических предпочтений определѐнным пространственным свойствам и средствам. Предпочтения эти по природе своей настолько персонифицированы и практически неповторимы, что их можно понимать как неотъемлемую характеристику личности – 75 творческую константу человека, которая и обусловливает всегда уникальные особенности его авторского подхода. Роль этих предпочтений первостепенна. Еѐ можно образно сравнить с ролью очков: как человек со слабым зрением может контактировать с миром только через очки, так и творческая личность может действительно взаимодействовать с социальным пространством только посредством своих индивидуальных предпочтений. Предпочтений и их разнообразных наборов множество. Теоретически их столько, сколько творческих личностей. Даже двух одинаковых не бывает. В таком эмпирическом виде с ними работать, конечно, сложно. Исследователи их классифицируют. Психологи, например, сводят различные поведения человека к таким психологическим типам, как холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. В пространственном творчестве предпочтения тоже обобщаются, вследствие чего носители их – творческие личности – разделяются на два типа: динамический и статический. Человек динамического типа воспринимает социальное пространство как созданное преимущественно динамическими средствами. Соответственно, он таковыми главным образом и пользуется при преобразовании личностного пространства или социального. Это прежде всего такие средства, как контрастные соотношения (светотеневые, цветовые, текстурные, фактурные и т.п.), ритмические (нарастающие) ряды, пропорционированные элементы, тѐплые цветовые гаммы и т.д. Человек статического типа воспринимает социальное пространство как созданное преимущественно статическими средствами. Поэтому он таковыми преимущественно и пользуется при преобразовании личностного пространства или социального. Это прежде всего нюансные соотношения (светотеневые, цветовые, текстурные, фактурные и т.д.), метрические (равномерные) ряды, модулированные элементы, холодные цветовые гаммы и др. 76 Типология творческих личностей по признакам «динамика – статика» хотя и помогает учащимся увидеть себя индивидуумами, но, конечно же, не исчерпывает всей гаммы предпочтений. Она выполняет лишь роль своеобразного методического старта, задаѐт учащимся метод поиска в себе многих других свойств, через которые они могут чувствовать себя творчески неповторимыми. Но этих условий поиска недостаточно для саморазвивающегося бытия учащихся как творческих личностей. Другая составляющая этого процесса, которая инициирует и даже вынуждает учащихся к саморазвивающемуся бытию, – макрокосм. Макрокосм – это межличностные предпочтения определѐнным пространственным средствам в организации социального пространства, которые проявляют себя как «стиль» или «мода» на некий тип пространственного порядка, что можно обозначить как «социопространственность». С креативной точки зрения социопространственность можно представить как одну из основных характеристик творческой познавательно- преобразовательной активности человека, саморазвивающегося в социальном пространстве и посредством социального пространства. Эта характеристика интегрирует эмоционально- интеллектуальные, культурно-нравственные, пространственно- временные и информационно-энергетические взаимоотношения человека с миром. Социопространственность, в противоположность константности индивидуальных предпочтений, непостоянна, поскольку обусловлена всеобщей динамикой мира (космоса, планеты), в частности динамикой таких космофакторов, как реликтовое излучение, солнечная активность (А.Л. Чижевский и др.). В силу этого Социопространственность (межсубъектные предпочтения) в своей динамике закономерна и, подчиняясь циклическим законам динамики гелиофакторов с периодом в среднем в 11 лет, проявляется двумя периодически сменяющими друг друга альтернативными типами познавательно- преобразовательной активности человека в пространстве: 77 центробежный тип и центростремительный. Центростремительная социопространственность ориентирует на средства, консолидирующие сложившееся социальное пространство. Это проявляется в том, что в культуре доминируют «волновые модели» организации пространств (пространственность волнового типа): пространства организуются как иерархические. Центробежная социопространственность ориентирует на средства, качественно преобразующие сложившееся социальное пространство. Это проявляется в том, что в культуре доминируют «корпускулярные модели» организации пространств (пространственность корпускулярного типа): в ситуации нет очевидных доминант. Практически через каждые 11 лет доминирует одна из двух социопространственностей: или центростремительная (с волновыми моделями иерархического автократического миробытия), или центробежная (с корпускулярными моделями либерально-демократического миробытия). То есть динамика социопространственности объективна, имеет закономерный характер и проявляет своѐ действие на человека как естественная, а следовательно, эффективная методология и идеология его саморазвивающегося бытия. Социопространственность стоит вне и над социальными институтами и действует как установка ментального уровня, ориентирующая на циклически меняющиеся типы поведения или преобразования социопространственного содержания. В процессе саморазвивающегося бытия творческой личности социопространственность именно инициирует творческую активность человека. Она предстаѐт в качестве своеобразного зеркала собственной социальной активности, даѐт возможность учащимся рефлексировать над ней и таким образом легче опознавать и глубже осознавать актуальный тип социопространственности, свою готовность к творческому взаимодействию с ним. А сознательное использование знаний динамики социопространственности, естественно, повышает 78 творческую активность человека, его нравственность, гражданственность, интеллектуальность; своевременно ориентирует его на преобразование социального пространства по одному из двух актуальных типов и убеждает его в правильности используемых при этом пространственных средств. Поэтому социопространственность предстаѐт и методологией, и идеологией, и средством концентрации и актуализации развивающегося творческого потенциала человека – и, таким образом, реализует механизм саморазвития творческой личности в пространстве и посредством пространства. Перестраиваясь на иной тип социопространственности, творческая личность как бы выбрасывает из собственного арсенала малоэффективные средства и оставляет только эффективные, то есть непреходящие по продуктивности, а значит, базовые, фундаментальные, и таким образом накапливает творческий потенциал по преобразованию социального пространства и по вписыванию в него. То есть понятие «Социопространственность» ориентирует на основное средство и главный предмет современной творческой деятельности – на творческую личность, саморазвивающуюся в пространстве и посредством пространства. В этом процессе произвольно или непроизвольно задействованы все виды социопространственной практики, и поэтому изучать его закономерности и осваивать его средства – означает повышать собственный творческий потенциал. Рефлексия как важнейшее средство саморазвития находит себе в процессе пространственного творчества наиболее благоприятные условия. Ведь в этом процессе учащиеся, преобразуя личностные пространства, преобразуют тем самым себя. А эти преобразования и есть действительное содержание рефлексии, поскольку только измененные состояния собственного «Я» (или те дела и события, которые участвовали в этих процессах изменения себя), вследствие творчески прожитого и пережитого бытия, и поддаются рефлексивному 79 анализу. Цель рефлексии – зафиксировать своѐ новое качество, сравнивая его с предшествующими своими состояниями и понять в связи с этим свой собственный генезис, а в конечном счѐте построить модели своих будущих развивающихся состояний. Основными ориентирами здесь выступают три полюса собственного бытия: прошлое (предыдущие состояния), будущее (направление развития) и настоящее (функционирование), предстающее постоянно меняющимся моментом между прошлым и будущим. Главная установка саморазвивающейся личности – внимание к динамике собственного бытия, менталитета, творческого потенциала, творческого метода: моѐ сегодняшнее «Я» (чувствование, видение, понимание и т.д.) иное, чем было вчера. В этой связи уместно вспомнить Гегеля, который справедливо усматривал главную причину неадекватного взаимодействия человека с миром в отсутствии динамического подхода: «все заблуждения происходят оттого, что мыслят и действуют согласно конечным определениям». То есть в логике пространственного саморазвития такие понятия, как «навсегда», «вечно», «неизменно», не имеют места. Их заменяют динамические понятия: «сегодня», «завтра», «изменение», «становление», «развитие», «саморазвитие» и т.д. В пространственном творчестве рефлексия происходит часто в форме своеобразной «публикации» работ учащихся и «самопрезентации» их авторов – общественного обсуждения студенческих работ (выставки, вернисажи, дискуссии). Именно этот процесс позволяет реально соединять метод творчества и его результат в одно целое – вид и форму социального творчества, и благодаря этому видеть реакцию других на своѐ творчество, понимать иные точки зрения на обсуждаемые проблемы или средства их решения, более точно представлять современные общественные требования к профессионализму, гражданственности, нравственности, без чего невозможно саморазвитие, а главное – эксплицировать средства собственного творческого метода и яснее и тоньше понимать самого себя как творческую личность и на основе этого 80 прогнозировать реальные перспективы своего творческого роста. Формы пространственного творчества. Моделировать свойства микрокосма и макрокосма и таким образом формировать в себе элементы творческого метода саморазвития можно в процессе различных видов деятельности. Но как показывает опыт, наиболее продуктивно этот процесс происходит в художественных видах деятельности, особенно имеющих пространственное выражение: проектирование, пространственное моделирование, пространственная композиция, рисунок, живопись, графика и др. В отечественное образование имиджмейкеров введены несколько предметов такого рода. С дидактической точки зрения они разделены на два вида: одни – теоретико- методологического назначения, другие – практического, которые взаимодополняют друг друга и тем самым создают этому блоку предметов необходимую продуктивность. Предметы теоретико-методологического назначения раскрывают теоретико-методологические основы пространственного творчества. Это архитектоника, рисунок, живопись и др. Суть занятий на этих предметах сводится к тому, что учащиеся различными средствами строят и изменяют свои личностные пространства – свои микрокосмы. Погружение в творческую созидательную деятельность происходит в процессе выполнения ряда специальных упражнений. Начинается процесс с выполнения простейших, технически доступных упражнений по преобразованию пространств. Посредством таких упражнений учащиеся осваивают средства и основные закономерности создания личностных пространств (статических и динамических). Постепенно упражнения становятся всѐ более художественно нагруженными – более эмоциональными и композиционно ориентированными. Завершается программа освоением закономерностей создания образных и 81 концептуальных личностных пространств. Уже в процессе этой деятельности учащиеся расширяют пространства своего бытия. А это означает, что тем самым они и развивают себя в творческом созидательном направлении, и начинают понимать, какие пространства способствуют их эмоциональному и творческому подъѐму, а какие – нет, то есть начинают осознавать и свои персональные возможности, и свои индивидуальные предпочтения, и в целом – себя как творческих личностей. А главное – на занятиях в процессе пространственного творчества учащиеся изначально живут как личности, творцы, самоопределяясь и саморазвиваясь в пространстве и посредством пространства. Такой опыт творческого бытия ни с чем не сравним по возможностям построения и собственного творческого метода, и саморазвивающегося бытия. Он пробуждает в учащихся природные позитивные качества творцов, созидателей того, чего прежде не было, вследствие чего их творческий потенциал начинает возрастать. А этот результат качественно изменяет бытие учащихся, а также смягчает разрушительные последствия от применения средств достаточно ещѐ распространѐнного информационно-репродуктивного обучения. Таким путѐм учащиеся развивают свои природные творческие качества созидателей, знакомятся с базовыми закономерностями пространственного творчества и творческой деятельности вообще, то есть осваивают элементы творческого метода, творческого подхода, творческого отношения. А это – основа для широкого видения и глубокого понимания взаимосвязей в мире. Созидательное творчество – это то ядро, вокруг которого возникают многие другие жизненно необходимые человеку качества, в том числе и нравственность. То есть повышение уровня творческой созидательной образованности влечѐт за собою и повышение уровня нравственности. Там, где созидательное творчество, там и нравственность. Созидательное творчество без нравственности невозможно. Эта зависимость 82 фундаментальная. Обойти еѐ или игнорировать не может никто. Сократ по этому поводу размышлял, что даже если бы Бог- творец вдруг возвысился над моралью, он тут же перестал бы быть Богом и стал бы чудовищем. Но всѐ же основная цель и главный результат пространственного творчества – творческое созидательное мировоззрение и творческий метод учащихся: в итоге – учащиеся испытывают потребность в творчестве и способны творить. И это главное изменение в образованности имиджмейкеров: возникновение метода творческого созидательного бытия, созидательного творческого отношения к миру. Именно этот метод и есть самая большая ценность и критерий высшего уровня образованности и бытия в мире, который только доступен человеку. В рамках предметов практического назначения происходит синтез и внедренческая проверка освоенных теоретико- методологических основ пространственного творчества, их применение к решению конкретных реальных задач и прежде всего это «имидж-моделирование»: построение имидж-моделей различных социальных реальностей (имидж-моделей субъектов – менеджеров, маркетологов, учителей, юристов и др.; имидж- моделей среды – руководителя, бизнесмена, исследователя и др.; имидж-моделей информации – городской, газетно-журнальной, телевизионной и др.). Имидж-моделирование реализуется через серию курсовых проектов и завершается итоговым, выпускным, дипломным проектом. Имидж-моделирование по существу – практическая форма рефлексии над освоенным творческим методом и в целом над собственным опытом творческого саморазвития в его совокупном теоретико-методологическом и практическом выражении. Именно в этом процессе имиджмейкер более всего выступает социальным архитектором, создающим и утверждающим новые социокультурные реальности, ценности, идеалы. Таким образом, реализуемый в имиджелогии метод пространственного творчества (метод преобразования 83 пространства своего бытия и тем самым себя в творческом созидательном направлении) позволяет имиджмейкерам развивать свои природные творческие качества, знакомиться с основными закономерностями творческой деятельности и осваивать основные средства творческого метода, а в конечном счѐте – метода творческого саморазвития, без которого творческая личность не существует. Вооружѐнный таким мощнейшим средством – творческим методом, – имиджмейкер, понимая закономерности развития социального пространства и субъектов его как составляющих единый всеобщий творческий процесс, в дальнейшем и себя организует необходимым продуктивным образом как творческую личность и вследствие этого способен строить и актуальные, и прогностические имидж-модели социального пространства (человека, среды, информации). |