Главная страница
Навигация по странице:

  • Меня это

  • Упражнение «Я-реальное»

  • Упражнение «Я-идеальное»

  • Схема 1

  • Упражнение «Мои жизненные планы»

  • Вопросы для самопроверки

  • Рекомендуемая литература

  • Трапециевидное лицо

  • Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Имиджелогия. Как нравиться людям


    Скачать 3.83 Mb.
    НазваниеИмиджелогия. Как нравиться людям
    Дата28.10.2022
    Размер3.83 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаШепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям.pdf
    ТипДокументы
    #759271
    страница10 из 45
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   45
    Упражнение «Мое самовосприятие» (по Р. Бернсу)
    Взгляните на схему (Схема 1). Какие из приведенных характеристик Вы можете отнести к себе? Отметьте, какие из них, на Ваш взгляд, наиболее устойчивы для Вас?
    Меня это
    радует
    Мне это
    безразлично
    Мне это
    неприятно
    Я счастливый
    У меня ничего не ладится
    Я тугодум
    Я неуклюжий
    Я зануда
    Я неудачник
    Я добросовестный
    Я обманщик
    Я интроверт
    Я фантазер
    Я оптимист
    Я человек надежный
    Я раздражительный
    Я хороший друг
    Я подвержен настроению
    Я общителен
    Я религиозный
    Я умный
    Я слабый
    Я опрометчивый
    Теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам, выражающим Ваше отношение к собственным качествам
    Много ли нашлось характеристик, которые Вас удовле- творяют? Будем надеяться, что большинство. Если это так, то у
    Вас высокое самовосприятие. Цель этого занятия — проана-
    лизировать свой психологический портрет, определить, что Вы
    о себе знаете и как к себе относитесь.
    Упражнение «Я-реальное»

    122
    Цель этого упражнения – показать возможности самоисследования и расширить представления о себе.
    1. Задайте себе вопрос: «Кто я?»и запишите 10 первых пришедших в голову ответов.
    2. Представьте себе значимого человека для Вас, какую характеристику он дал бы Вам? Запишите 10 ответов.
    3. Сопоставьте и сравните ответы 1-го и 2-го пунктов.
    Упражнение «Я-идеальное»
    Цель этого упражнения – исследовать свой прошлый опыт,
    обнаружить упущенные возможности, найти способы их
    реализации и т.д.
    Задайте себе вопрос: «Кем бы я мог стать, если реализовал бы все свои возможности?» и запишите 10 ответов.
    Схема 1
    Анализ схемы. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
    К. Роджерс разработал гипотезу самоутверждения. Еѐ смысл в том, что самоутверждение – это процесс снятия с самого себя одной за другой масок. Снимите маски – и увидите, что Вы есть.

    123
    Если Вы обнаруживаете незнакомые аспекты своего Я, то это может послужить духовной основой в процессе становления личности. Чем значительней успех, тем выше индекс собственного самоуважения.
    Оно вычисляется по известной формуле У. Джемса:
    Успех
    Самоуважение = ——————
    Притязания
    Польская поговорка гласит: «Хорошее мнение о себе – половина счастья».
    Упражнение «Мои жизненные планы»
    Составьте для себя список желаемых результатов и
    расположите его в порядке убывания ценности каждого.
    Ответьте на вопросы: Чего я уже добился? (Мой успех.) Чего
    хочу добиться в ближайшее время? Мои глобальные цели?
    Это и будет Вашей жизненной программой в осуществлении себя.
    Формула оптимизма
    «Я-концепция» – это мини-гимн самому себе, любви к себе, что выступает субъективным аспектом самовнушения.
    Подготовка и разучивание мини-гимна «Я – чудо!».
    1. Прочитайте текст.
    2. Прочитайте выразительно ещѐ два раза, делая упор на те слова, которые особенно приятны.
    3. Внесите коррективы в гимн, какие пожелаете, чтобы он был более обдуман и носил личностный смысл, стимулировал
    Ваше хорошее настроение.
    4. Ещѐ раз прочитайте про себя.
    5. Прочитайте вслух свой гимн «Я – чудо!».

    124
    Повторять гимн себе любимому надо каждый день 3 раза с перерывом 15–30 сек. При необходимости – чаще.
    Предлагаем Вам примерный мини-гимн «Я – чудо!». Вы можете написать свой и разучить его.
    Мини-гимн «Я – чудо!»
    Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете!
    У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня отличное настроение!
    Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье!
    Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!
    Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голубое!
    На меня можно всегда положиться. Я не подведу!
    Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело.
    Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно.
    Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.
    Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!
    Вопросы для самопроверки
    1. Что такое «Я-концепция»?
    2. Каковы составляющие «Я-концепции»?
    3. Чем помогает личности работа над «Я-концепцией»?
    4. Какие дополнения можно внести в методику «Я- концепции»?

    125
    Рекомендуемая литература
    Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
    Леви В. Искусство быть собой. М., 1977.
    Ветрова В.В. Я – справлюсь. М., 1996.
    Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.,
    1997.
    ОСНОВЫ ФИЗИОГНОМИКИ.
    ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИОГНОМИКА
    В восьми случаях из десяти человек воспринимает другого человека по впечатлению о внешнем виде. Важнейший элемент в физическом облике человека – его лицо, и большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют своѐ внимание на лице собеседника и на его глазах.
    Специфика технологии личного обаяния в том, что значительная часть времени в ней отводится на так называемое строительство лица – фейсбилдинг. Именно здесь классический постулат о соразмерности формы и содержания получает практическое воплощение.
    У Вивиан Коннелл в романе «Золотой сон» описан образ девушки, где отражѐн тот информационный потенциал, каким обладает лицо: «Она была очень молода, и на лице еѐ он не заметил следов косметики и губной помады. За еѐ яркой внешностью проглядывал древний род, об этом можно было судить по безупречным очертаниям головы от благородного лба до изящного подбородка. Форма носа вызывала в памяти самые совершенные образцы античности. Цвет глаз разглядеть не удалось – они казались просто яркими при свете ламп. Всѐ лицо еѐ было слеплено для того, чтобы подчеркнуть разум – всѐ, за исключением губ. Увидеть один раз эти губы – и невозможно совладать со своим желанием, как на полотнах Розетти, такие они были свежие, нежные. Никому они не принадлежали и жили своей собственной жизнью. Весь еѐ облик говорил о том, что она создана для любви, еѐ лишь надо было выращивать, пестовать, как драгоценную розу в весеннем саду».

    126
    Итак, мы начинаем изучать «строительство» внешности с познания своего лица: его формы, деталей и их «прочтения» с помощью науки физиогномики, с выяснения эффекта мимики и комплекса упражнений по фейсбилдингу.
    Лицо – одна из характеристик внешности человека. Зная ключи прочтения лица, владея соответствующим умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно обогатить свою технологию общения.
    Внутренняя сущность личности «прочитывается» в лице человека. Об этом мы читаем в стихотворении М. Шаффи:
    На каждом лице – истории явный след,
    Гнева, любви, страданий, прожитых лет,
    Внутренняя сущность хозяина здесь видна,
    Но возможность читать еѐ не каждому свыше дана.
    Эти слова подтверждают мысль о том, что на лице каждого человека отчѐтливо отражаются беды и радости, симпатии и антипатии – всѐ самое сокровенное. Прочесть это может каждый, но понять дано не всякому. Те, кто сумел это понять, создали удивительную науку – физиогномику.
    Физиогномисты по чертам и выражению лица, по его форме и деталям смогли выявить, «прочитать» скрытые характеристики личности. Это позволяет с ходу ориентироваться в людях, подобрать соответствующий ключ к общению, спрогнозировать модели поведения.
    Физиогномика (по-гречески: «physis» – природа и «gnosis» – знание, познание) – изучение или познание природы.
    Некоторые учѐные считают физиогномику искусством, иные называют еѐ наукой. Так, В.М. Шепель в книге «Имиджелогия: секреты личного обаяния» пишет, что физиогномика – «наука о типах лица, об умении их читать и выявлять по их чертам скрытые характеристики личности».

    127
    Физиогномика как искусство познавать по чертам лица и выражению глаз характер человека зародилась в Древнем Китае, а на Западе получила распространение в Древней Греции.
    Восточным знатокам издавна удавалось по лицу определить склонности и даже судьбу человека. На Востоке учѐные считали, что в жизненных успехах главную роль играют врождѐнные качества человека. При этом внешние признаки – видимая часть айсберга. В физиогномике есть конституционные признаки, передающиеся генетически. Физические признаки указывают на ярко выраженные черты характера. Так, физические признаки, характеризующие способы словесного выражения, сосредоточены в области рта; признаки, связанные с логическими и оценочными способностями, – в области глаз.
    Индикатором внутренней уверенности в себе служит отношение длины лица к ширине нижней части лба, широкие ноздри и выпяченный вперѐд подбородок и т.д. Иными словами, такие яркие визуальные индикаторы, как лоб, брови, глаза, нос, подбородок, создают лицу эффект информативности.
    Следует сказать, что восточная физиогномика отличается от западной, так как каждая культура имеет специфические «ключи прочтения» внешности человека с последующей интерпретацией его как личности. Ключи эти эффективны, если применяются к представителям одной культуры, так как помогают быстро и адекватно воспринимать другого человека.
    Но далеко не всегда они подходят при восприятии других культур. Так, у вьетнамцев существует примета: большой рот для мужчин означает интеллект, у русских же такой аналогии нет. Поэтому при взаимодействии представителей разных культур механизм физиогномической оценки (редукции) может давать сбой.
    Физиогномика – учение о связях внешнего облика человека и его принадлежностью к определѐнному типу личности.
    Творцом физиогномики считают Пифагора. Он с лѐгкостью разрешал не только задачи точных наук, но и тайны

    128 человеческого лица, а учеников принимал к себе только после того, как тщательно осматривал их с головы до ног, и не брался обучать их математике, если не видел на лице признаков, свидетельствующих о способностях к этой науке.
    Учение физиогномистов начинается с понимания принципа баланса и пропорции. Ни одна черта лица не должна выделяться сильно или выпадать из общего ансамбля. Вот почему над входом в школу Платона была прибита табличка с надписью:
    «Пусть ни один неизмеренный не входит сюда». Древние греки были прекрасными физиогномистами, поэтому стремились сеять вечное, доброе, светлое в благодатную почву, которая приносила плоды – одарѐнных и талантливых последователей.
    Первый физиогномический трактат приписывается
    Аристотелю, который заложил основы учения о лице. Он считал, что черты лица и его общее выражение характеризуют определѐнный тип; по ним можно судить о характере человека, уровне его интеллекта, одарѐнности.
    Взгляды Аристотеля разделял великий целитель Востока
    Авиценна, который, анализируя выражение лица больного, при постановке диагноза приобщал свои аргументы по физиогномике. Парафизиогномика важна и в современных исследованиях медицины и психиатрии. В этом направлении интересны работы Ч. Ломброзо, который попытался определять преступников по специфическим чертам лица.
    Существует множество физиогномических систем, наиболее распространѐнные из них – системы Галля, Порты, Ломброзо,
    Лафатера, Ледо.
    Учение Франца Иозефа Галля по френологии было подвергнуто критике в начале XIX века, так как не было никаких доказательств того, что способности человека каким- либо образом отражаются на конфигурации черепа. Однако благодаря Галлю были открыты многие до того неизвестные свойства мозга, центры речи, письма, слуха, зрения. Галль

    129 первым выдвинул проблему соотношения строения тела и характера.
    Основываясь на френологических трактатах Галля, итальянский врач Чезаре Ломброзо считал, что в мозге человека есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим порочным поступкам. Он провѐл наблюдения над 3839 людьми, совершившими разного рода преступления, и исследовал 383 черепа казнѐнных преступников. Ч. Ломброзо пришѐл к выводу, что во внешнем виде преступники имели отклонения от нормы для современного человека – скошенность лба с выдающимися лобными буграми, неспособность краснеть, переносимость боли, склонность к татуировке. Учение
    Ломброзо о «врождѐнном преступнике» было с презрением отвергнуто последующими поколениями врачей и юристов.
    Швейцарский пастор, богослов и поэт Иоганн Гаспар
    Лафатер зарисовал тысячи лиц и составил из них «библию физиогномики». Он утверждал, что по чертам лица можно узнать внутреннюю сущность человека. Лафатер считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о характере вообще.
    Его четырѐхтомный иллюстрированный труд был весьма популярен в своѐ время. Екатерина II проявила к физиогномике особый интерес и направила к Лафатеру в Швейцарию на собеседование русскую делегацию во главе со своим сыном
    Павлом.
    ЧИТАБЕЛЬНОСТЬ ЛИЦА
    На лице человека отражены его жизнь и жизненный опыт.
    Вот почему люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. Это возможно потому, что всѐ, что бы ни делал человек, выражает его сущность. Об этом ещѐ 5000 лет назад писал Гермес
    Трисмегист: «Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри».

    130
    Итак, правильно используя ключи, которые даѐт наблюдение, можно найти шифр к пониманию человека.
    Лицо – своего рода «азбука», пособие по «чтению» людей. Ж.
    Ледо писал о «языке лица» так: «Черты лица, как буквы и слова, скомбинированные между собой, составляют фразы физиогномического языка, ансамбль которых, будучи приложен к индивидуальному типу, даѐт вполне ясное представление о последнем».
    Чтение лица начинается с определения его формы. Все лица по форме имеют сходство с геометрическими фигурами: ромбом, квадратом, треугольником, овалом, трапецией, кругом… Отсюда и названия – ромбовидная, треугольная, овальная, круглая, трапециевидная формы.
    Существует пять типичных форм лица, эталонные черты которых несут конкретную информацию: продолговатое, треугольное, круглое, трапециевидное, квадратное.
    Познакомимся с основными физиогномическими типами лица.
    Тип лица – понятие более широкое, оно включает данные о характере, индивидуальных особенностях человека, а также о форме лица и его деталях.
    Чтобы правильно определить характер человека, следует сначала определить форму лица, а затем изучить каждую черту как саму по себе, так и в связи с остальными деталями лица.
    Необходимо определить, какие части лица согласуются с другими и в какой степени. Для этого нужно знать в совершенстве смысл и значение каждой детали, каждой чѐрточки лица. Попробуем обратиться к азам физиогномики и рассмотрим детали лица, чтобы найти ключи к его прочтению.
    Идеальным считается овальное лицо. Оно имеет хорошие пропорции деталей (длина в полтора раза больше ширины), которые словно вписаны в овал. Очертания нижней челюсти, подбородка, особенно скул, – плавные. Лицо овальной формы

    131 принято считать эталоном, его называют классическим. Такое лицо с правильно очерченным овалом встречается крайне редко.
    Продолговатое лицо (овальное и прямоугольное) свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности и рассудительности. Люди, имеющие такое лицо, обладают организаторскими способностями и ярко выраженной целеустремлѐнностью. Это так называемый аристократический тип.
    Треугольное лицо присуще высоко одарѐнным и чувствительным людям с тонко выраженной интуицией. Однако они не склонны к привязанности и преданности. Они могут быть пылкими и задорными, упрямыми и хитрыми, непокорными и скрытными.
    Трапециевидное лицо принадлежит людям интеллигентным, чувствительным, артистичным. У них дружелюбный характер, отсутствуют качества борца.
    Круглое лицо характерно для людей добродушных, миролюбивых. Зачастую натура оптимистичная и беспечная, весѐлая и любезная, что делает еѐ приятной для совместной жизни. Ум у такого человека гибкий, но поверхностный. Его прямая и честная душа не знает ни хитрости, ни обмана.
    Стремление оказать услуги делает его жертвой недоброжелательных людей. Однако тщеславие и честолюбие ему не чуждо.
    Квадратное лицо указывает на человека сурового, мужественного, энергичного и динамичного, стремящегося к лидерству. В общении он настойчивый и прямолинейный, нередко бывает грубым и жѐстким. Он хороший исполнитель и может быть умным администратором.
    Часто в лице соединяются две или три формы. В этом случае лицо следует отнести к той форме, черты которой в нѐм преобладают.

    132
    Зная ключи к прочтению лица, владея соответствующим умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно обогатить свою технологию общения. Читать лицо можно, наблюдая со стороны, и в процессе общения. Сначала определяем форму, затем делим лицо на зоны, дальше фиксируем внимание на таких ярких индикаторах, как лоб, глаза, нос, губы, челюсти, подбородок, уши.
    Зоны лица. Для удобства чтения лицо условно делят на три зоны двумя горизонтальными линиями.
    По китайской физиогномике верхняя зона (перегоны) представляет первоначальную формирующую среду, менталитет, подходы к жизни в юности (до 30 лет). Средняя зона отражает взрослую жизнь, карьеру, достижения, способности – то, что человек сам для себя может сделать в жизни. Нижняя характеризует период зрелости, достижения, долголетие, состояние здоровья. Это время свершений (от 55 лет), реализации жизненных целей в карьере и семье.
    В начале XX века крупнейший исследователь мимики К.
    Хутер дал подробное описание, как по пропорциям основных частей (зон) человеческого лица можно понять сущность личности: увидеть напряжение силы воли и стремление к самовоспитанию, противоречие между благоразумием и идеальными устремлениями, с одной стороны, и чувственными импульсами и низменными инстинктами – с другой.
    К. Хутер делит лицо на три зоны: верхняя – лоб, форма которого определяет образ мыслительной деятельности, реальное понимание жизни; средняя – отражает степень чувствительности и нрав, душевную глубину и внутреннее содержание; нижняя – даѐт представление об энергии человека, его любви к наслаждениям и о низменных инстинктах. Глаза и рот говорят о преобладающей в этот момент мыслительной деятельности, нос – о жизненной воле.
    По соотношению частей лица Хутер предлагает определять характер и темперамент человека.

    133 1. Все три зоны равны. Человек обладает гармоничным равновесием между физиологией и эмоционально- интеллектуальной сферой. Он сдержан, сердечен, коммуникабелен, активен, верен жизненным идеалам. Натура творческая.
    2. Верхняя и нижняя зоны равны, средняя – длиннее.
    Длинный нос не нарушает гармонии форм. Такая конфигурация наблюдается у натур творческих, у которых гармонично жизненное направление и благородство души. Такого человека отличает выдержка и талант, он обладает представительностью.
    3. Верхняя зона меньше, средняя и нижняя большие. Такой человек импульсивен и груб, стремится к доминированию, агрессивен и склонен к безрассудному применению энергии, он ориентируется на реальную жизнь и обладает большой силой убеждения.
    4. Нижняя зона меньше, верхняя и средняя длиннее.
    Интеллектуально одарѐнный человек, но с проблемным характером. Он упорен, строг и педантичен, волевой, но наряду с выдающимися способностями проявляет отрицательные склонности.
    5. Нижняя зона длинная, средняя короче, верхняя ещѐ короче.
    Полная, мягкая, большая нижняя часть указывает на жажду наслаждений. Такой человек практичен и приземлѐн, консервативен во взглядах, не склонен к перемене мест. У него нет ни эмоциональных, ни духовных взлѐтов. Его трудно расшевелить, но если это удаѐтся, трудно остановить.
    6. Верхняя и нижняя части лица большие, а средняя (нос) маленькая. Интеллектуальная жизнь высока, как и стремление к удовольствиям. Он впечатлителен, мягкосердечен, добродушен.
    Ему свойственны душевное тепло и эмоциональное сопереживание. Он с трудом делает карьеру.
    7. Верхняя и нижняя зоны большие, а нос слишком мал и курнос. Сильны разум и чувственные инстинкты. Он агрессивен

    134 и нагл, вспыльчив, полон внутреннего беспокойства. Активна его мыслительная жизнь, но в работе отсутствуют дисциплина и терпение. Обладая высоким интеллектом и богатыми идеями, он высказывает острые критичные замечания, хотя сам не умеет устранить недостатки, на которые указывает другим.
    8. Верхняя зона высокая, а средняя и нижняя маленькие.
    Такие пропорции характеризуют человека мысли и чувств, натуру творческую. Активность и жажда наслаждений у него отстают. Он верен своим идеалам, честен и бескорыстен, прост и скромен, нежен в чувствах и обладает интуицией.
    9. Верхняя зона длиннее, чем средняя, а средняя длиннее, чем нижняя. Такой человек владеет инстинктами и разумно регулирует жизнь чувств, он натура творческая и служит высоким жизненным идеалам.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   45


    написать администратору сайта