Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Имиджелогия. Как нравиться людям
Скачать 3.83 Mb.
|
Для лица со старообразной линией подбородка Рекомендуется высокая причѐска, основной линией которой являются идущие вверх волосы. В этом случае открывается линия подбородка. Направленные вверх волосы производят более эффектное впечатление, чем падающие вниз. Особенно эта форма причѐски украшает немолодое лицо. Детали причѐски должны быть достаточно строгими, так как излишняя лѐгкость может контрастировать с линией подбородка. Чѐлка в этом случае должна быть более заметной. 157 Не рекомендуется причѐска, выполненная из воздушных локонов, идущих по линии подбородка. Она будет привлекать излишнее внимание к чертам лица, которые необходимо скрыть. Неприемлема причѐска, в которой преобладают прямые линии, направленные сверху вниз. Отсутствие чѐлки в причѐске отрицательно скажется на еѐ окончательном виде. Для лица со срезанным подбородком Рекомендуется такая причѐска, в которой уши полузакрыты. Следовательно, при стрижке нельзя оставлять волосы ниже мочек ушей. Этим приѐмом удаѐтся настолько выделить подбородок, что дефект его становится почти незаметным. Основные детали причѐски концентрируются в еѐ верхней части, опускаясь на лицо в районе линии разреза глаз. На шее волосы короткие, постепенно сходят на нет. Такая удлинѐнная форма стрижки придаѐт причѐске законченный силуэт, компенсируя оголѐнность линии подбородка. Чѐлка может быть самой разнообразной, но она не должна слишком сильно закрывать лоб. Лучше смотрится вариант боковой чѐлки. Не рекомендуется длина волос, не позволяющая поднять причѐску выше линии подбородка. Обрамляющие лицо волосы, ниспадая свободными завитками до подбородка, совсем скроют его. Неприемлемы также причѐски, в которых нет чѐлки и все детали сосредоточены на заднем плане. На фоне полностью открытого лица дефект подбородка будет заметен. Для лица с широкими скулами Рекомендуется причѐска с длиной волос, позволяющей полностью закрыть выступающие скулы. Все детали причѐски должны быть сосредоточены впереди на нижней части лица. Причѐска может быть как с чѐлкой, так и без неѐ. Можно сделать короткий полупробор, прямой или косой. Второй предпочтительнее, он создаст в причѐске некоторую асимметричность, которая будет отвлекать внимание от основного недостатка лица. Форма причѐски в этом случае 158 играет немаловажную роль. Рекомендуется конусообразная форма, в которой наивысшей точкой будет затылок. Не рекомендуется причѐска с гладко зачѐсанными от лица вверх волосами: она лишь подчеркнѐт выступающие широкие скулы, также нежелательна круглая форма причѐски. Противопоказаны коротко подстриженные на шее волосы. Даже с вытянутой формой затылка причѐска будет выглядеть куцей. Прямой полный пробор сделает еѐ симметричной, что нежелательно при данном дефекте лица. Неприемлема причѐска, состоящая из слишком мелких деталей, горизонтальных линий также следует избегать. Для лица с низким лбом Рекомендуется причѐска с возможно более полной, но не длинной чѐлкой. Она может прикрывать лишь линию роста волос на лбу. Волосы в такой причѐске должны быть уложены круто вверх от чѐлки, как бы продолжая линию лба. Таким приѐмом удаѐтся скрыть недостаток и создать иллюзию вполне нормального строения лба. Уши желательно открыть. Однако такой вариант возможен лишь при отсутствии других недостатков лица, при которых открытые уши противопоказаны. Причѐска должна стать лѐгкой, непринуждѐнной. Хорошо смотрятся воздушные колечки и локоны, как бы слегка тронутые ветром. Основные детали причѐски располагаются на теменной и лобной частях головы. Предпочтительна короткая конусообразная на шее современная стрижка. Не рекомендуется любая причѐска, в которой отсутствует чѐлка. Никакие другие детали, кроме чѐлки, не помогут скрыть этот недостаток лица. Неприемлема также причѐска, в которой волосы со лба зачѐсаны назад и преобладают прямые линии. В этом случае не обеспечивается необходимая высота причѐски от линии роста волос на лбу, если она выполнена с чѐлкой. Для лица с высоким лбом 159 Рекомендуется закрыть высокий лоб чѐлкой. Это не новый, но наиболее эффективный приѐм. Главная задача мастера – скрыть недостатки лица и подчеркнуть его достоинства. Полной и длинной чѐлкой он выполнит первую часть задачи – будут сглажены недостатки лица. Чтобы подчеркнуть достоинства лица, не нужно загромождать причѐску деталями. В практике часто встречаются лица с несколькими недостатками. В каждом случае вопрос выбора наиболее приемлемой причѐски нужно решать, исходя из индивидуальных особенностей лица. Например, для лица со слишком высоким лбом выбирается вариант причѐски, в котором есть чѐлка, а остальные волосы зачѐсаны от лица, открывая его. Открытое лицо будет отвлекать внимание от высокого лба. Если помимо высокого лба имеются высокие скулы, то приходится закрывать и их специфическими деталями причѐски. Не рекомендуется высокая причѐска без чѐлки, но даже с чѐлкой высокая причѐска неуместна. Нежелательны коротко и ровно остриженные на шее волосы. Для лица с узким лбом Рекомендуется короткая, но пышная причѐска. Основные детали располагаются на уровне висков, закрывая с двух сторон лоб лѐгкими прядями. Эти пряди могут быть одинаковыми, но предпочтительнее различные по форме пряди, создающие желательную в данном случае асимметрию в причѐске. Самая широкая часть в причѐске должна находиться на уровне разреза глаз. Очень уместны небольшие проборы, прямые или косые. Они особенно рекомендуются для негустых волос. С помощью проборов удаѐтся создать впечатление достаточно густых волос. Не рекомендуется причѐска, в которой еѐ нижняя часть шире, чем верхняя. Гладко зачѐсанные назад или наверх волосы не позволят скрыть часть лба, как это можно сделать с помощью 160 чѐлки, а также сделать причѐску достаточно широкой на уровне разреза глаз. Для лица с большими оттопыренными ушами Рекомендуется любая причѐска с закрытыми ушами. Если в силу каких-либо причин это невозможно сделать, приходится прибегать к другим приѐмам. Один из них – увеличение формы головы за счѐт пышности причѐски. Причѐм если сделать пышными боковые стороны причѐски, то соответственно приходится поднимать и волосы на теменной части, чтобы голова не казалась приплюснутой. Следовательно, нельзя слишком увеличивать боковые стороны причѐски. В такой причѐске наиболее широкая еѐ часть не должна быть дальше от поверхности головы, чем кончики оттопыренных ушей. Очень хорошее впечатление производит причѐска в форме перевѐрнутого конуса, в котором уши полузакрыты. Являясь как бы продолжением линии подбородка, причѐска поднимается вверх, постепенно расширяясь, и достигает в районе кончиков ушей наибольшей ширины. Затем она начинает постепенно сужаться, создавая овальную форму в верхней части головы. Не рекомендуется затягивать гладко зачесанные на висках волосы. В таком варианте причѐска, конечно, не только не скрывает недостатков лица, но, наоборот, лишь подчѐркивает их. Не рекомендуется асимметричная причѐска, в которой одно ухо закрыто, а другое нет. Противопоказаны причѐски, детали которых повторяют форму, и направление оттопыренных ушей, хотя на первый взгляд кажется, что именно такими деталями можно сгладить впечатление. Помимо наиболее типичных недостатков лица, на выбор причѐски большое влияние оказывает и рост. Причѐску, одежду, лицо, фигуру следует рассматривать как единое целое, ансамбль, в котором всѐ должно быть пропорционально. Так, человеку маленького роста нельзя рекомендовать высокие и 161 полные причѐски. Они нарушат нормальное соотношение между размерами головы и туловища. Для лиц высокого роста нежелательны маленькие причѐски. Здесь приемлемы полные причѐски, выполненные из крупных деталей, тогда как маленькому росту будет соответствовать причѐска, по размеру гармонирующая с ним и состоящая из мелких деталей. Для общего вида причѐски большое значение имеет цвет волос. Воздушная, лѐгкая причѐска выглядит эффектнее на светлых волосах. Чѐрный цвет волос хорош для строгой причѐски. Мелкие детали в этом случае не всегда уместны. Следовательно, при выборе причѐски необходимо учитывать и цвет волос. Естественные оттенки волос всегда в моде. При подкрашивании седых волос нужно подбирать оттенки на один- два тона светлее, оживляющие волосы, придающие им блеск. При моделировании современных причѐсок необходимо стремиться к тому, чтобы причѐска отвечала линии моды, создавала единый ансамбль с костюмом, подходила к определѐнному типу лица, основывалась на естественной цветовой гамме волос. Модная причѐска не должна быть одинаковой для всех. Когда говорят о модной причѐске, то имеют в виду модную линию, модный силуэт, которые, безусловно, должны быть характерными, а различия в деталях не только возможны, но и необходимы. Таким образом, зная линию моды, можно к каждому типу лица подобрать современную причѐску, слегка варьируя длину волос на отдельных участках поверхности головы и видоизменяя отдельные еѐ детали в соответствии с особенностями лица. Следующая важная задача моделирования – соответствие причѐски еѐ назначению (причѐска для театра, для бала, к свадьбе, для работы, причѐски для разных времѐн года и т.д.). 162 При моделировании причѐски для вечера нужно использовать такие детали, которые сделают еѐ более изящной и нарядной. Придать причѐске торжественность помогут также декоративные украшения, но не следует перегружать ими волосы (скромная брошь, лента или цветок в тон платья). При моделировании причѐски для бала, помимо использования деталей, придающих ей нарядность и торжественность, нужно подумать и о непринуждѐнности причѐски. Лѐгкие свободные линии в этом случае будут очень уместны. Времена года также оказывают влияние на детали причѐски. Резкого перехода в причѐсках для разных времѐн года быть не может. Но главное внимание при их моделировании следует обратить на условия, в которых будет находиться клиент. Зимой, как правило, не ходят с непокрытой головой. Следовательно, необходима причѐска, которая как можно меньше пострадает от головного убора. Вопросы для самопроверки 1. Какова роль причѐски в имидже? 2. Какие типы причѐсок вы знаете? 3. Какие требования следует соблюдать при индивидуальном подборе причѐски? Рекомендуемая литература Константинов А.В. Парикмахерское дело. М., 1987. Лобарева Л.А. Уроки привлекательности. М., 1995. Шепелъ В.М. Секреты личного обаяния. М., 1997. КОЛОРИСТИКА – ЭСТЕТИКА ТОНОВ ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА 163 Теория эстетического восприятия строится на том, что восприятие в основе своей представляет познавательный процесс, определяемый формами и типом зрительного восприятия. Особый акцент будем делать на том, что эстетическое восприятие не пассивный, созерцательный акт, а активный творческий процесс. По мнению Арнхейма – автора интереснейшей книги «Искусство и визуальное восприятие», каждый акт визуального восприятия представляет собой активное изучение объекта, его визуальную оценку, отбор существующих черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и организацию всего этого в целостный образ. В 20-х годах XX века появилось новое направление в психологии – гештальт. Термин гештальт не поддаѐтся однозначному переводу на русский язык, он обладает целым рядом значений: целостный, образ, структура, форма. И его можно употреблять без перевода, означая целостное объединение элементов психической жизни, несводимое к сумме составляющих его частей. В своих работах гештальтпсихологи уделяли большое внимание проблемам восприятия. Они выступали прежде всего против ассоциативной теории восприятия, господствовавшей в психологических теориях XIX века. Они стремились доказать, что восприятие носит целостный характер и строится на основе создания целостных структур – гештальтов. Вместо абстрактных вопросов о том, как мы видим три измерения, что такое сенсорные элементы, как возможно их объединение, гештальтпсихологи выдвинули реальные и конкретные проблемы: как мы видим вещи такими, какими они являются в действительности; как фигура воспринимается отдельно от фона; что такое поверхность; что такое форма; почему можно, ничего не меняя в предмете, «изменить» его вес, размеры и другие параметры. 164 Попробуем разобраться, как мы видим, и помочь себе научиться управлять зрительным восприятием. Итак – любое восприятие есть также и мышление, любое рассуждение есть в то же время интуиция, любое наблюдение – также и творчество. А каждый человек видит и слышит только то, что понимает, и отвергает то, что не понимает. Часто считают, что глаз похож на фотокамеру. Однако существуют совершенно не сходные с камерой признаки восприятия. Глаз снабжает мозг информацией, кодирующейся в нервную активность – цепь электрических импульсов, которая в свою очередь с помощью своего кода и мозговой активности воспроизводит предметы. Это как буквы при чтении, символы не являются рисунками. Никакой внутренней картинки не возникает! Для мозга это структурное возбуждение и есть предмет. Наш мозг группирует предметы и простые фигуры и продолжает (дорисовывает) незаконченные линии. Несколько линий – вот что нужно для глаза, остальное доделает мозг в меру своего развития и понимания. В процесс зрительного восприятия включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта, а этот опыт не ограничивается зрением, здесь и осязание, и вкусовые, цветовые, обонятельные, слуховые, другие чувственные характеристики этого предмета. Восприятие выходит за пределы непосредственно данных нам ощущений. Восприятие и мышление не существуют независимо друг от друга. Фраза: «Я вижу то, что я понимаю» указывает на связь, которая действительно существует. Описывая предметы и вещи, мы постоянно указываем на их соотнесѐнность с окружающей средой. Ни один предмет не воспринимается изолированно. Восприятие чего-то означает приписывание этому «чего-то» места в системе: расположение в пространстве, степень яркости, цвет, величина, размер, 165 расстояние и т.п. Меняя прическу, мы вдруг замечаем, что лицо немного округлилось. Подбирая фасон платья, мечтаем «вытянуть» ноги и шею и «уменьшить» объѐм талии. Мы видим больше, чем попадает на сетчатку глаза. И это не является действием интеллекта! Кажется невероятным, но любая линия, нарисованная на бумаге или нанесѐнная на поверхность предмета (в нашем случае на одежду или на лицо), подобна камню, брошенному в спокойную воду пруда. Всѐ это – нарушение покоя, мобилизация пространства, действие, движение. И зрение воспринимает это движение, это действие. Здесь вступают в работу перцептивные силы. Являются ли эти силы реальными? В воспринимаемых предметах – нет (конечно, ваш рост не увеличился оттого, что вы надели костюм в вертикальную полоску), но эти силы можно рассматривать в качестве психологических двойников или эквивалента физиологических сил, действующих в зрительной области головного мозга. Назвать эти силы иллюзиями нет основания, они иллюзорны не в большей мере, чем цвета, присущие самим предметам, хотя цвета с физиологической точки зрения – это всего лишь реакция нервной системы на свет с определенной длиной волны. Равновесие психическое и физическое Обсуждая вопрос о влиянии местоположения объекта на его восприятие, мы неизбежно сталкиваемся с фактором равновесия. С точки зрения физики равновесие – это состояние тела, в котором действующие на него силы компенсируют друг друга. Это определение относится и к перцептивным силам. Как и всякое физическое тело, каждая имеющая границы визуальная модель обладает точкой опоры или центром тяжести. Для чего нужно равновесие в создании образа? Несбалансированная композиция, будь то рисунок, расстановка мебели, подбор одежды или цветов и линий макияжа и причѐски, выглядит случайной, временной. Когда отсутствуют спокойствие и 166 ясность, у нас создаѐтся впечатление разрушения или неаккуратности. Например, одежда клоуна – красное и голубое, делящее тело пополам – и фигура кажется нелепой, хотя обе половинки туловища и их физический вес равны. Отсутствие равновесия приводит к невозможности воспринять единое целое. Вес При создании визуальной композиции нельзя забывать и о кажущемся весе. Вес зависит от местоположения детали или предмета. Элемент, расположенный в центре композиции или близко к нему, весит меньше, чем другие. Деталь в верхней части кажется тяжелее, чем внизу, а расположенная с правой стороны имеет больший вес, чем с левой. Вес зависит и от размера, больший предмет будет и выглядеть тяжелее. Красный (тѐплый) цвет тяжелее голубого (холодного), а яркие и светлые цвета тяжелее тѐмных. Например, чтобы взаимно уравновесить чѐрное и белое, необходимо площадь чѐрного пространства сделать чуть больше белого. На вес влияют также форма предмета и направление воспринимаемых объектов. Правильная геометрическая форма всегда выглядит тяжелее, чем неправильная. Например, при сравнении одинаковых по весу и по цвету шара, квадрата и треугольника наиболее тяжѐлым кажется шар. Направление Направление так же, как и вес, влияет на равновесие, т.е. на создание общего впечатления от предмета. Очень важно понять и запомнить, что в вытянутых формах, пространственная ориентация которых отклоняется от горизонтали или вертикали на небольшой угол, это направление становится главенствующим. Самый простой и доступный пример этого правила – немного смещѐнный шов на чулках со швом! Правая и левая стороны 167 Проблема возникает в связи с асимметрией правого и левого. Любой предмет, расположенный справа, выглядит тяжелее левого. Специалисты считают: всѐ, что расположено слева, имеет большее значение для наблюдателя, чем то, что расположено в центре или справа. Вспомните, где стоит трибуна оратора, где происходит главное действие на сцене: посередине, а чаще слева. Это явление связывают с доминированием левого полушария коры головного мозга, в котором содержатся высшие мозговые центры – речь, чтение и письмо. Очертание В сущности, зрение – это средство практической ориентации в пространстве. Зрительный процесс означает «схватывание», быстрое осознание нескольких характерных признаков объекта. (Плохо пропечатанная фотография превратила лицо в несколько серых пятен, но мы его узнаѐм.) Человеческий взгляд – это в некоторой степени проникновение в сущность предмета. А очертание – всего лишь одна из существенных характеристик предмета, улавливаемая и осознаваемая человеческим глазом. Очертание – это граница массы. Но вот интересный пример: мы не видим скрытую сторону мяча, но твѐрдо знаем, что мяч круглый. То, что нам знакомо, выступает как знание, которое прибавляется к непосредственному наблюдению. Гештальтпсихологи считают, что любая стимулирующая модель воспринимается наиболее простой, т.е. предмет, который мы видим, состоит из небольшого числа характерных структурных особенностей. И чем дальше от нас находится предмет, тем более простой формы фигуру мы видим. При пристальном рассматривании мы начинаем видеть и детали. |