Главная страница
Навигация по странице:

  • Фигура и фон

  • Светотехнические характеристики

  • Освещѐнность и яркость

  • Отражение света поверхностью

  • Ахроматические цвета

  • Яркость и светлота

  • Постоянство белизны

  • Светотень и перспектива

  • Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Имиджелогия. Как нравиться людям


    Скачать 3.83 Mb.
    НазваниеИмиджелогия. Как нравиться людям
    Дата28.10.2022
    Размер3.83 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаШепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям.pdf
    ТипДокументы
    #759271
    страница14 из 45
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   45
    Подобие
    При создании любой композиции необходимо помнить о принципе подобия: чем больше схожи между собой части какой- либо воспринимаемой модели, тем сильнее они будут объединяться в целое. Элементы, связанные подобием формы, цвета, размера и т.д., стремятся быть расположенными в одной

    168 плоскости. Подобие создаѐт сильный зрительный эффект, формируя и образуя зрительные модели. И чем проще модели, получающиеся таким образом, тем сильнее они бросаются в глаза, часто разбивая композицию или создавая новую.
    Дальнейшее развитие принципа подобия частей находит своѐ выражение в закономерности, которая имеет дело с внутренним подобием зрительно воспринимаемого объекта: когда существует выбор между несколькими возможностями продолжения кривых (а человеческое тело, хочу напомнить, состоит только из них), то предпочтение отдаѐтся тому, которое наиболее последовательно сохраняет внутреннюю структуру. И ещѐ: всегда интервалы между криволинейными отрезками мысленно заполняются нами и достраиваются до полной окружности. Также доказано, что подобие фигур или цветовых пятен выражается не в строгом повторении предыдущего, а в постепенном изменении формы. И глаз зрителя, вынужденный следовать за этим перцептивным движением, видит новую форму!
    Содержание предмета, а в нашем случае это человек, представляет нечто большее, чем просто внешнее очертание. Не случайно говорят, что всякий облик есть форма некоторого содержания.
    Фигура и фон
    Чтобы создать приятный для наблюдателя образ, необходимо помнить, что мы постоянно имеем дело с фигурой или «пятном» на фоне.
    Поверхность, заключѐнная в пределах некоторых границ, приобретает статус фигуры, тогда как окружающая еѐ поверхность рассматривается в качестве фона. Поверхность, обладающая меньшей площадью, тоже часто становится фигурой. Важные факторы, оказывающие влияние на феномен
    «фон – фигура», – текстура, цвет, расположение, объѐм.
    Например, части, расположенные внизу, имеют тенденцию быть ближе к зрителю, т.е. имеют больший вес, а значит, чаще всего

    169 оказываются «фигурой» на более лѐгком фоне. Это же относится и к цвету: коротковолновые (холодные) цвета, находясь «дальше» от объекта, чем длинноволновые (тѐплые), прежде всего красный, чаще смотрятся фоном, чем фигурой.
    Выпуклости обычно воспринимаются фигурами, а вогнутости – фоном.
    Глаз
    Свет – один из существенных элементов жизни – условие активной деятельности. Свет – это один из наиболее впечатляющих источников наших ощущений.
    Физики утверждают, что свет, который нас окружает, заимствован. Свет, освещающий небо, послан через тѐмную
    Вселенную на тѐмную Землю с расстояния в 150 млн. км.
    Почти всѐ живущее на Земле чувствительно к свету. Первые простейшие глаза реагировали только на свет и изменение интенсивности света. Восприятие формы и цвета предполагает более сложное строение глаз, способных к формированию образов, и мозг, достаточно развитый, чтобы интегрировать нервные сигналы от оптических образов на сетчатке. У высших животных есть клетки-рецепторы, чувствительные к цвету
    (иногда они располагаются по всему телу, как у земляного червя). Наши глаза – типичные глаза позвоночных: не самые сложные и не самые высокоорганизованные, но зато в дополнение к ним мы имеем самый совершенный в животном мире мозг.
    Каждая часть глаза и даже его ткани – в высшей степени специализированные образования.
    Роговица – особая ткань, не снабжающаяся кровью; ткань роговицы получает питание не с помощью кровеносных сосудов, а непосредственно из жидкой среды глаза. Вследствие этого роговица изолирована от остального тела глаза. Именно благодаря этому счастливому обстоятельству возможна пересадка роговицы от одного человека другому в случае еѐ

    170 помутнения. Подобной системой особо организованных структур, полностью изолированных от кровеносных сосудов, является и хрусталик.
    Роговица преломляет свет, создавая возможность формировать изображение.
    В глазу непрерывно выделяется и всасывается водянистая жидкость, которая обновляется приблизительно каждые четыре часа.
    Каждое глазное яблоко снабжено шестью внешними мышцами, которые поддерживают его в орбите в определѐнном положении и позволяют поворачиваться вслед за движущимся объектом.
    Глаза работают совместно. Помимо внешних глазных мышц имеются также мышцы внутри глазного яблока. Радужная оболочка представляет собой кольцеобразную мышцу, создающую зрачок, через который свет проникает в хрусталик, расположенный непосредственно позади зрачка. Эта мышца регулирует поток света и даѐт возможность увидеть близкорасположенные предметы. Другая мышца управляет фокусировкой хрусталика.
    Хрусталик, меняя свою кривизну, позволяет видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от глаза.
    Оказывается, развитие хрусталика идѐт от центра, клетки добавляются в течение всей жизни, хотя этот процесс с возрастом замедляется. Центр хрусталика, таким образом, – самая старая часть, с годами клетки всѐ больше отделяются от кровеносной системы и постепенно отмирают. Хрусталик становится неэластичным, плохо меняет форму при взгляде на различные расстояния и зрение постепенно ухудшается.
    Радужная оболочка пигментирована, она имеет широкий набор цветов. Окрашенный пигмент создаѐт «цвет глаз личности», представляющий особый интерес для поэтов, влюблѐнных, генетиков и визажистов. А главная задача цвета

    171 радужки в том, чтобы быть светонепроницаемой и служить эффективной преградой перед хрусталиком. Глаза, лишѐнные пигмента (альбинизм), плохо приспособлены к яркому свету.
    Зрачок не имеет никакой структуры, это отверстие, образованное радужной оболочкой, через которое свет проходит к хрусталику, а затем уже в качестве изображения к сетчатке.
    Название сетчатки происходит от слова «сеть» или «паутина» и объясняется наличием густой сети кровеносных сосудов, которые еѐ покрывают. Сетчатка – это тонкий слой взаимосвязанных нервных клеток, светочувствительных колбочек и палочек, которые превращают свет в электрическое импульсы – язык нервной системы. Сетчатку часто рассматривают как «вынесенную наружу часть головного мозга». Она является специализированной частью мозговой коры, содержит типичные мозговые клетки, расположенные между фоторецепторами и зрительным нервом, которые модифицируют электрическую активность, идущую от фоторецепторов. Таким образом, процессы зрительного восприятия, протекающие в глазу, являются неотъемлемой частью деятельности мозга.
    Светотехнические характеристики
    В повседневной жизни свет оценивается нами всегда очень приблизительно, и только с количественной стороны: темнее, светлее, очень темно, светло и т.п. Но, подобно тому, как любое природное тело мы можем измерять или в линейных единицах, определяя его габариты, или в единицах кубических, выражая его объѐм, так и при характеристике света можно подходить к его оценке с разных сторон. Если нужна количественная сторона, т.е. необходимо определить, сколько света посылается в том или ином направлении, то говорят о силе света, если же нужно определить, как свет распространяется по поверхности, то говорят об освещѐнности, а когда речь идѐт о действии, которое свет производит на глаз, говорят о его яркости или светлоте. Все эти величины вытекают из представления о

    172 световом потоке, которое является основополагающим для характеристики этих величин. Проблемой выяснения закономерности измерения силы света, возможностью сравнивать и измерять свет занимался ещѐ Леонардо да Винчи.
    «Если поместить сильный свет на расстоянии от неосвещѐнного предмета, а слабый свет – вблизи его, то окажется, что можно сделать так, что это тело будет либо одинаково тѐмным, либо одинаково светлым». Между словами «сила света», «светлота»,
    «тон», «яркость», «освещѐнность» много общего, но разобраться в каждом из них стоит.
    Светотень
    Световой поток, исходящий от источника, падает обыкновенно не на одну, а на множество разнообразных поверхностей, расположенных под разными углами друг к другу и по отношению к лучам света. В результате возникает весьма сложная картина распределения света и теней. Светотень, распределившаяся по поверхности одного предмета, служит основным средством объѐмно-пространственной моделировки формы. В зависимости от распределения светотени предмет может выглядеть плоскостным или объѐмным. Основное при корректировке лица в декоративной косметике – это знание местоположения теней и света на «идеальном» лице и умение их исправить при сравнении с тенями и светом на модели.
    Зону света образует та часть предмета, которой достигают лучи света, идущие непосредственно от источника, а противоположная ей зона тени освещается только отражѐнными лучами. Однако отражѐнный свет – это часть падающего света.
    Светлота как освещѐнной, так и отражѐнной части зависит от того, под каким углом падают на поверхность лучи света. Если они падают под прямым углом, то в этом месте на предмете образуется блик, подобно тому, что на затемнѐнной поверхности образуется рефлекс.
    Свет, тень, блик и рефлекс на объѐмной поверхности, а на теле и лице человека нет ни одной прямой линии или плоскости,

    173 располагаются симметрично относительно зоны, называемой полутенью. Самое светлое место на свету – блик, а в тени – рефлекс. Выраженность блика и рефлекса зависит от фактуры поверхности: более гладкая и блестящая поверхность делает их резко очерченными, шероховатая заметно уменьшает их ясность. Полутень включает в себя пограничные участки зон света и тени и является той частью поверхности, которая даѐт наиболее верную информацию о светлоте и цвете предмета.
    Нельзя злоупотреблять бликами (особенно важно это при нанесении макияжа или подборе одежды женщин элегантного возраста). Пока преобладает чувство меры, блик служит одним из важнейших средств, передающих объѐм, но когда им злоупотребляют, он становится назойливым и пестрит.
    Светотень прекрасно передаѐт объѐм.
    Освещѐнность и яркость
    Освещѐнность характеризуется величиной светового потока, приходящейся на единицу площади поверхности.
    Яркость зависит от освещѐнности и определяется количеством света, отражаемого от поверхности. Ни одна поверхность не отражает все 100% падающего на неѐ света.
    Освещѐнность влияет не только на восприятие светлоты, но и на восприятие цвета. При более сильной освещѐнности выигрывает красный цвет и его оттенки, они становятся ярче, а при слабой освещѐнности – синий. Это важно помнить визажисту: дневной макияж требует тѐплых тонов, а вечерний – холодных.
    Отражение света поверхностью
    Отражение световых лучей от поверхности подчиняется закону, открытому Ньютоном: угол падения луча равен углу отражения независимо от природы материала и длины световой волны. Падающий световой поток, состоящий из параллельных лучей, отражаясь от гладкой поверхности, тоже будет состоять из параллельных лучей и казаться как бы исходящим от этой

    174 поверхности. Поверхность, отражающая таким образом свет, называется блестящей.
    Шероховатые тела отражают по такому же закону, что и блестящие. Однако их поверхность состоит из множества мелких поверхностей, расположенных под разными углами, свет, отражаясь от них в разных направлениях, рассеивается.
    Это ещѐ называется диффузным рассеянием света. Такие поверхности с разных точек зрения кажутся одинаковыми по светлоте, не имеют бликов и называются матовыми.
    Индивидуальные способности поверхности сочетать рассеивание и прямое отражение света определяют еѐ характер, фактуру. Мы можем сказать: металлический, алмазный, стеклянный, фарфоровый и т.д. блеск, разделяя их по едва уловимым признакам, которые почти не поддаются словесному определению.
    Ахроматические цвета
    Белый свет с точки зрения физики представляет собой световой поток, состоящий из волн различной длины. Разные поверхности встречают падающие на них лучи света с разной степенью «гостеприимства»: одни поверхности, например, поглощают коротковолновые и отражают длинноволновые лучи, другие – наоборот. При таком избирательном поглощении световых лучей поверхность приобретает определѐнную окраску, цвет. Но есть поверхности, которые более или менее равномерно поглощают и отражают лучи всех длин волн. Такое неизбирательное поглощение создаѐт серые поверхности. Чем более неизбирательна поверхность, т.е. безразлично к длине волны будет больше отражать световых лучей, тем она будет белее, и наоборот, чем меньше, тем чернее.
    Поверхности, равномерно отражающие лучи всех длин волн, называются ахроматическими. Они обладают только одной характеристикой – светлотой, которая в основном определяется количеством отражѐнного поверхностью света и составляют постепенный ряд ахроматических тонов – от белого до чѐрного.

    175
    Парадоксальность названия «бесцветный» цвет ещѐ раз указывает на неразрывность цвета и света.
    Мы довольно легко можем выбрать между предметами более или менее тѐмный, но отметить, насколько один темнее другого, мы не можем. Поэтому светлоту измеряют посредством единиц, отмечающих равенство или неравенство яркостей.
    Яркость и светлота
    В быту эти понятия не различаются. Как правило, слово яркость употребляют для характеристики особенно светлых поверхностей, сильно освещѐнных и отражающих большое количество света. Слово яркость также часто служит характеристикой цвета, причѐм имеется в виду его насыщенность и чистота. И ещѐ яркость используется для определения или оценки источника света.
    В цветоведении различие между этими терминами достаточно определено. Яркость – понятие физическое.
    Величина яркости характеризуется количеством света, попадающего в глаз наблюдателя от поверхности, излучающей или отражающей свет. Светлота же – это ощущение яркости, в котором важную роль играют конкретные условия восприятия, это понятие, относящееся, прежде всего к компетенции психологии. Одна и та же физическая, объективная яркость может вызвать различные ощущения светлоты, и, наоборот, одна и та же светлота может соответствовать различным степеням яркости.
    Пороговая чувствительность легко меняется при переходе от одних условий освещѐнности к другим. При резком изменении освещения на некоторое время она значительно понижается, а затем, по мере привыкания глаза, начинает повышаться. Можно легко напутать с цветом и светлотой, работая при ярком или, наоборот, тусклом освещении или на солнечном свете. (Синие цвета при естественном вечернем освещении кажутся более яркими, красные и жѐлтые – менее насыщенными, белесоватыми, а при больших яркостях – желтоватыми.)

    176
    Белизна
    Термин «белизна» по своему содержанию близок понятиям яркость и светлота, однако, в отличие от них, он содержит оттенок качественной и даже в какой-то мере эстетической характеристики. Что такое белизна? Если светлота характеризует восприятие яркости, то белизна характеризует восприятие отражательной способности. Чем больше поверхность отражает падающего света, тем она будет белее.
    Теоретически это поверхность, отражающая все падающие на нее лучи, однако на практике таких поверхностей не существует. В живописи, например, белизну выражают математически: баритовые белила – 99%, цинковые белила –
    94%, бумага – 86%, мел – 84%. Мы же будем говорить о белизне кожи лица или белизне белков глаз, что вообще не поддаѐтся никаким подсчѐтам, но имеет огромное значение в подборе цветов одежды, макияжа и оттенков волос.
    Тело, которое совершенно не отражает свет, называют абсолютно чѐрным. Но это тоже теоретическое понятие.
    Поскольку чернота видна, значит, отражает хоть какую-то толику света.
    Художник Ивенс следующим образом определял различие между белым, серым и чѐрным: «Белое – это феномен, относящийся полностью к восприятию поверхности, серое – восприятие относительной светлоты поверхности, чѐрное – положительное восприятие недостаточности стимула для обеспечения должного уровня зрения».
    На практике ахроматические цвета при сопоставлении всегда имеют какие-то цветовые оттенки.
    Постоянство белизны
    Явление константности цвета или света сводится к тому, что, несмотря на непостоянство и изменчивость получаемых сетчаткой глаза световых сигналов, в восприятии мы получаем

    177 более или менее постоянный образ, соответствующий реальному объекту.
    Белый лист бумаги воспринимается белым и в слабо, и в ярко освещѐнном помещении. Эта константа существует для всех цветов. Есть некая аналогия между постоянством восприятия белизны и восприятием величины размеров – мы не замечаем перспективных изменений видимых размеров предмета, когда они находятся далеко от нас, и ясно видим их уменьшение на большом расстоянии.
    Зрительная оценка белизны поверхности зависит, таким образом, от количества света, отражаемого поверхностью, и от установки восприятия.
    Светотень и перспектива
    Леонардо да Винчи говорил о наличии «трех перспектив, т.е. уменьшении тел, уменьшении их величин и уменьшении их цвета. Первое уменьшение происходит от глаз, а два другие произведены воздухом, находящимся между глазом и предметом, видимым этим глазом». Это линейная, воздушная и цветная перспектива. По мере удаления от предмета он теряет резкость очертаний и изменяет свою светлоту. При этом тѐмные предметы по мере удаления становятся светлее, а светлые, наоборот, темнеют.
    ЦВЕТ
    Когда свет попадает на некоторый объект, может происходить одно из трѐх событий: свет может поглощаться, а энергия его превращается в тепло, как это бывает, когда кто-то или что-то нагревается на солнце; он может проходить сквозь объект, если, например, на пути солнечных лучей окажется вода или стекло; либо он может отражаться, как в случае зеркала или любого светлого предмета, например белой стены. Часто происходят два или все три события; например, часть света может поглотиться, а часть – отразиться. Тогда появляется то, что мы называем цветом. Для многих объектов относительное

    178 количество поглощѐнного и отражѐнного света зависит от длины волны. Зелѐный лист растения поглощает длинно- и коротковолновый свет и отражает свет промежуточной области спектра, так что при освещении листа солнечными лучами отражѐнный свет будет иметь выраженный широкий максимум на средних длинах волн (в области зелѐного).
    Вещество, которое поглощает часть падающего на него света и отражает остальную часть, называется пигментом. Сразу же добавим: какой именно цвет мы увидим, зависит не только от длины волн, но также от распределения энергии между различными участками спектра и от свойств нашей зрительной системы. Здесь присутствует как физика, так и биология.
    Леонардо да Винчи предвосхитил последующие открытия, когда заявил: «Белое не есть цвет, но оно в состоянии воспринять любой цвет». Великому английскому физику Исааку
    Ньютону экспериментально удалось доказать, что белый солнечный свет представляет собой смесь разнообразных цветов.
    Увлечѐнный поисками аналогий между цветом и звуком,
    Ньютон разделил полученный им спектр – последовательный ряд ярких цветов – на семь частей соответственно семи тонам музыкальной диатонической гаммы и обозначил их словами: красный, оранжевый, жѐлтый, зелѐный, голубой, синий и фиолетовый.
    Одновременно он обнаружил, что белый свет состоит из световых лучей, которые неодинаково преломляются, проходя через одну и ту же среду, и что этой неоднородности лучей и соответствует разница в ощущении цвета, которые они вызывают, попадая в глаза человека. Он также обратил внимание, что каждый из этих цветов занимает в спектре различный по ширине участок.
    Опыты Ньютона имели большое значение для развития научных взглядов на природу цвета.

    179
    Согласно современным воззрениям, спектр образуется потоком лучей с разной длиной световой волны. Если поток состоит из лучей, имеющих одну длину, то он – монохроматический. Теоретически световой поток, состоящий, допустим, из лучей, имеющих длину волны в 637 нм, вызывает иное ощущение цвета, чем поток из лучей в 638 нм. Однако глаз не реагирует на столь незначительное изменение в волновом составе излучения, и практически считается монохромным потоком, который содержит различные лучи в пределах ±10 нм.
    Но с таким спектральным цветом в действительности мы дела не имеем. Обычно глаз получает смешанные потоки, состоящие из волн различной длины. Ощущение красного или синего цвета определяется лишь преобладанием в потоке того или иного пучка лучей с соответствующей длиной волны. И чем больше лучей одной длины волны, тем чище цвет. Чем больше примесей, тем грязнее и тусклее цвет. При определѐнной смеси лучей всего спектра, т.е. всех длин волн, мы получим серый цвет.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   45


    написать администратору сайта