Главная страница
Навигация по странице:

  • (Лобарева Л.А.) Причѐска и внешность (Лазаренко А.Г.) Колористика – эстетика тонов (Мазепа Л.Я.) Макияж и его доступность

  • Каков секрет бизнес-успеха Мадонны У неѐ скромные

  • Эрудирован, жизнерадостен, несмотря на преклонный

  • Значение «Я-концепции» в том, что она способствует

  • Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Имиджелогия. Как нравиться людям


    Скачать 3.83 Mb.
    НазваниеИмиджелогия. Как нравиться людям
    Дата28.10.2022
    Размер3.83 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаШепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям.pdf
    ТипДокументы
    #759271
    страница9 из 45
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   45
    ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ИМИДЖИРОВАНИЯ:
    ПОЗИЦИОННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
    САМОПРЕЗЕНТАЦИИ (ЧАСТЬ 1)
    Я-концепция
    (Титова Н.С.)
    Основы физиогномики
    (Лобарева Л.А.)
    Причѐска и внешность
    (Лазаренко А.Г.)
    Колористика – эстетика тонов
    (Мазепа Л.Я.)
    Макияж и его доступность
    (Култынова И.В.)
    Язык телодвижений
    (Гусева Е.Г.)
    Жест – средство коммуникации
    (Лобарева
    Л.А.)
    Каков секрет бизнес-успеха Мадонны? У неѐ скромные
    природные данные, но благодаря незаурядным
    психологическим способностям, жесточайшей
    целеустремлѐнности и воле она стала одной из самых
    высокооплачиваемых особ в мировом шоу-бизнесе.
    Почему так долго блистает артист В.М. Зельдин?
    Эрудирован, жизнерадостен, несмотря на преклонный
    возраст (86 лет) физически крепок и элегантен. Ему
    свойственна особая манера одеваться, позволяющая
    выражать свою индивидуальную душевность.
    В чем притягательная сила певицы Л. Казарновской? В еѐ
    необычайной духовной возвышенности, которая проявляется
    в очаровательной улыбке, прекрасных манерах и изысканной
    речи.
    Быть обаятельным – это своего рода мужество, ибо
    требуется непрерывная работа над самим собой. Для этого
    необходимы знания и умения по имиджированию –
    самопрезентации. Самопрезентация составляет суть
    имиджирования.

    107
    В самопрезентации недостаточно опираться на
    собственные дарования и знания. Необходима специальная
    подготовка, и прежде всего умение ориентироваться в
    основных составляющих этого процесса. Базовая модель
    технологии имиджирования состоит из следующих позиций
    самопрезентации:
    «Я-концепция» – морально-психологическая подготовка;
    фейсбилдинг – создание лица с учѐтом всех
    сопутствующих факторов;
    кинесика – телесное информирование;
    дизайн одежды – подбор и ношение одежды,
    использование аксессуаров;
    владение словом – риторическая оснащѐнность;
    флюидное излучение – создание личностного
    «биоэнергетического поля»;
    коммуникативная механика – мастерство общения.
    Я-КОНЦЕПЦИЯ
    «Я-концепция» – первый этап работы в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе. «Образ собственного Я – ключ к пониманию вашей личности и поведению», – утверждал М. Мольц. В работе над имиджем вашего клиента реализуются такие функции имиджа, как личностно возвышающая и психотерапевтическая.
    Становление личности происходит в процессе социализации.
    «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (Л.С. Выготский).

    108
    Велико значение взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неѐ окружающих людей. «Подобно тому как мы видим в зеркале свои лицо, фигуру, одежду (и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам), так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражаются наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья… – и это определенным образом действует на нас» (Цит. по: Зейгарник
    Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. С.
    58.). Так в процессе социализации у человека формируется его
    «Я-концепция».
    Что же такое «Я-концепция»?
    Р. Бернс дает следующее определение: «Я-концепция» – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжѐнная с его отношением к себе или к отдельным своим качествам, это называют самооценкой».
    Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».
    Работая с имиджем индивида по «Я-концепции», необходимо хорошо разобраться в теоретических аспектах этого феномена.
    Из чего состоит «Я-концепция»? Что происходит с личностью при работе над своей «Я-концепцией»? Как настроиться на достижение успеха? Что даѐт индивиду положительная «Я- концепция»?
    Как указывают многие авторы, положительная «Я- концепция» определяется тремя факторами: твѐрдой убеждѐнностью в том, что вы импонируете другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.
    Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую,

    109 связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя. «Я- концепцию», в сущности, определяет индивид: что он о себе думает, как смотрит на своѐ деятельное начало и возможности развития в будущем.
    Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя. Установка включает три главных элемента:
    1. Убеждение индивида: оно может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
    2. Эмоциональное отношение к этому убеждению
    (эмоционально-оценочная составляющая).
    3. Соответствующая реакция, которая может выражаться в поступках (поведенческая составляющая).
    Применительно к «Я-концепции» эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:
    1. Образ Я – представление индивида о самом себе.
    2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
    3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
    Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, имидж, манеры, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений.
    Сосредоточимся на трѐх основных составляющих «Я- концепции».
    КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ»

    110
    Представления индивида о самом себе кажутся ему значимыми независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, истинны или ложны. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
    Если перед нами стоит задача описать какого-то индивида, мы будем использовать прилагательные: «надѐжный»,
    «общительный», «сильный», «совестливый» и т.д. Всѐ это – абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщѐнного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относят любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, например, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причѐм значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – способ охарактеризовать неповторимость каждой личности посредством сочетания еѐ отдельных черт.
    ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ»
    Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Не вызовут разногласий лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью. В основном же в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный оценочный момент. Иными словами, «Я-концепция» – это не

    111 только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, для разных людей могут иметь различное значение, обусловленное общей структурой их «Я- концепции». Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие – началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Всѐ это можно объяснить бытующими стереотипами в социуме.
    Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми
    (хотя они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности, ибо человеку свойственно переносить внешнюю дефектность на личность в целом. Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, социально неадекватен (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. Так, социальное окружение существенно осложняет развитие позитивной «Я-концепции». Даже эмоционально нейтральные характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку.
    Возьмите любые из ваших собственных характеристик.
    Воздействует ли обладание этими качествами на ваше поведение в свете значимых для вас социальных, групповых или индивидуальных ценностей? Вне всякого сомнения.
    Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его «Я-концепции». При этом новые оценки могут изменять значение усвоенных прежде.
    Таким образом, самооценка не постоянна, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источник оценочных представлений индивида о себе – его социокультурное окружение. Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый»

    112 содержат изначально негативную оценку, в то время как
    «умный», «смелый», «надѐжный» – позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Имиджмейкер, работающий с «Я-концепцией» клиента, с помощью такого метода, как самовнушение (мини- гимн «Я-любимый!»), может повысить заниженную самооценку индивида.
    Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Это нашло своѐ отражение в методике «Я- концепция». Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.
    Для понимания самооценки важны три момента. Первое.
    Важную роль в еѐ формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я – представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто присутствует в психотерапевтической методике «Я-концепция», где высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джемса (1890) представление об актуализации идеального Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям.
    Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими

    113 характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
    Второй фактор формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида.
    Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
    Наконец, индивид оценивает успешность собственных действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определѐнное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом: люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.
    Самооценка всегда носит субъективный характер независимо от того, лежат ли в еѐ основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты.
    ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ»
    Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определѐнным объектом. Особенность
    «Я-концепции» как комплекса установок в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом
    Я, очень сильны и устойчивы. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто: для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Например, если вам не нравится покрой моего нового костюма, я всегда могу убедить себя в том, что у вас нет вкуса, что вы не знаете последней моды, или придумать любую другую отговорку, ограждающую меня от неприятных суждений. Но если речь идѐт об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными.
    Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким-то иным

    114 способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?
    Значение «Я-концепции» в том, что она способствует
    достижению внутренней согласованности личности,
    определяет интерпретацию опыта и служит источником
    ожиданий.
    Существуют исследования по теории личности, основанные на концепции, согласно которой человек всегда идѐт по пути достижения максимальной внутренней согласованности.
    Представления, чувства, идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, дегармонизируют личность, создают психологический дискомфорт. Вслед за Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Чтобы восстановить утраченное состояние внутренней гармонии, индивид готов к различным действиям. Так, он может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нѐм самом, либо стремиться изменить каким-то образом себя и окружающих. Существенный фактор внутренней согласованности – то, что индивид думает о самом себе, в своих действиях он руководствуется самовосприятием.
    Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, например, рационализации. Эти механизмы позволяют удерживать «Я- концепцию». Главная идея в подходе К. Роджерса к пониманию
    «Я-концепции» связана с использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и
    «Я-концепцией». Поведение рассматривается Роджерсом как попытка достичь согласованности «Я-концепции». Реагируя на состояние такого диссонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих «Я-концепции», индивид использует один из двух защитных механизмов – искажение или отрицание. Искажение используется, чтобы

    115 изменить личностную значимость переживания; отрицание как бы устраняет сам факт наличия переживания. К. Роджерс особенно выделяет первый механизм – искажение. Оно направлено к тому, чтобы привести непосредственные переживания индивида в соответствие с его личностным, интегральным Я. События оцениваются не объективно, сами по себе; значение им придаѐт отягощѐнный прошлым опытом индивид, заботящийся о сохранении своей «Я-концепции».
    Вслед за К. Роджерсом мы используем клиентцентрированную терапию как метод, направленный к тому, чтобы модифицировать состояние «Я-концепции» для устранения диссонанса между нею и непосредственными переживаниями индивида. В результате невротический синдром устраняется и достигается состояние психологической адаптации.
    Если непосредственные переживания блокируются или искажаются и становится невозможным их адекватное подключение к «Я-концепции», возникает дезадаптация. К.
    Роджерс рассматривает дезадаптацию как состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между личностными установками и непосредственным опытом индивида. Такое несоответствие может возникнуть в тех случаях, когда «Я-концепция» чрезмерно обусловлена ценностями и представлениями, исходящими от других людей и интернализованными индивидом. Внутренний конфликт такого рода возникает у человека в том случае, если его «Я-концепция» сильно акцентирует любовь к другим людям и заботу о них, а жизненная ситуация такова, что он находится в агрессивном состоянии под воздействием фрустрации. Эти чувства могут блокироваться, поскольку «Я-концепция» не может смириться с мыслью о том, что человек способен испытывать ненависть.
    Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако

    116 внутренние противоречия «Я-концепции» достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку всѐ же свойственна способность реально оценивать ситуацию.
    Имиджмейкеру необходимо помнить, что по-настоящему понять мотивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место.
    Будучи существом общественным, человек не может не принимать социальные и культурные роли, стандарты и оценки, определяемые условиями его жизни. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но оценок и суждений других людей. Если человек стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам.
    Обратимся ещѐ раз к функциям «Я-концепции»: способствует достижению внутренней согласованности личности; определяет интерпретацию опыта; является источником ожиданий.
    Рассмотрим «Я-концепцию» как источник интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одной и той же ситуацией, воспринимают еѐ по-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может либо увидеть в этом проявление воспитанности, либо заподозрить обидный намѐк на свой возраст, либо воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с «Я- концепцией» этой женщины.
    У индивида существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только своѐ поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта.
    Поэтому сформированная «Я-концепция» выступает как активное начало – и изменить еѐ бывает чрезвычайно трудно.

    117
    Как совокупность ожиданий «Я-концепция» определяет, как будет действовать индивид в конкретной ситуации и как он будет интерпретировать действия других. Эта функция «Я- концепции» определяет также и представления человека о том, что должно произойти.
    Таким образом, можно определить три модальности самоустановок:
    Реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представления о том, каков он на самом деле.
    Зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
    Идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.
    ВНЕШНИЕ ДАННЫЕ ЛИЧНОСТИ И «Я-КОНЦЕПЦИЯ»
    Имиджмейкер, работающий с «Я-концепцией», не может не учитывать внешние данные своего клиента. Это важнейшие источники формирования представления о своем Я наряду с половым отождествлением, которое сохраняет своѐ значение в течение всей жизни и является первичным элементом «Я- концепции». Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческого тела, предпочтение, как правило, отдавалось крупным мужчинам и относительно небольшим женщинам.
    Положительная оценка своего внешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его «Я-концепции», отрицательная же оценка влечѐт за собой существенное снижение общей самооценки.
    Установлено, что степень удовлетворѐнности различными характеристиками своего тела значимо коррелирует с общей самооценкой. «Тощий», «толстяк», «очкарик», «не такой

    118 высокий, как его брат», «нет таких вьющихся, великолепных волос, как у сестры» – подобные суждения, по мере того как они включаются в образ Я, могут отрицательно влиять на общую самооценку. Рост человека, его вес, телосложение, состояние здоровья, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности. Тело – зримая и ощутимая часть нашего Я. Мы чувствуем, видим, слышим самих себя, и никогда не в состоянии отрешиться от своего тела. К тому же оно выставлено на постоянное публичное обозрение. Низкорослый ребѐнок, носящий очки, живѐт в совершенно ином мире, чем его высокий, атлетически сложенный сверстник.
    Задумайтесь на минуту над тем, как мы реагируем при первой встрече на невысокого толстяка или же на необыкновенно длинного и худого человека. Мы предполагаем, что они обладают целым рядом специфических личностных черт, ждѐм от них определѐнного поведения. Более того, мы готовы усматривать в их поведении особенности, подтверждающие наши ожидания. Но для этого человека ваши вербальные и невербальные реакции выступают как проявление универсальных установок культуры; тем самым действия обеих сторон способствуют упрочению стереотипов.
    Рассмотрим возможности имиджмейкера в работе над образом тела как источником развития «Я-концепции». В литературе по самовосприятию можно встретить два термина:
    схема тела и образ тела. Схема тела, определяющая его границы и расположение отдельных частей, возникает под действием сенсорных импульсов и удерживается в коре головного мозга. В отличие от этого образ тела содержит в первую очередь оценку своего физического Я. Имиджмейкер, определив вместе с клиентом образ его тела, в дальнейшем может конструировать имидж, исходя из индивидуальных особенностей, подбирая наилучшие линии для его формы, скрывающие недостатки, подчѐркивающие достоинства.

    119
    Все мы имеем какое-то представление о своей внешности, которое не сводится к зеркальному отражению и в большей или меньшей степени соответствует реальной структуре нашего тела. Будучи явлением чисто психологическим, образ тела включает в себя также и наше представление о себе в физиологическом и социальном плане.
    Сложное соединение психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, можно представить следующим образом:
    1. Реальное субъективное восприятие тела с точки зрения функциональной способности в целом.
    2. Интериоризированные психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями индивида различных жизненных ситуаций.
    3. Социальные факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций.
    4. Идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.
    Любые изменения, связанные с телом и внешностью человека, могут вносить существенные коррективы в его представления о себе в результате действия того или иного из этих факторов.
    ВНЕШНИЙ ОБЛИК И ПОЛОВАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ
    Результаты исследования физической привлекательности, которая тесно связана с состоянием психического здоровья индивида, свидетельствуют физическая привлекательность для женщин, более значима, чем для мужчин. В социальном плане привлекательная женщина может рассчитывать на больший выигрыш от производимого ею впечатления, чем привлекательный мужчина.

    120
    Исследования говорят также о том, что стереотипу мужественности соответствует мезоморфный тип, а стереотипу женственности – эктоморфный.
    Мезоморфный тип телосложения считается идеальным типом мужской фигуры и ассоциируется с культурным эталоном.
    Эктоморфный тип женской фигуры соответствует идеальному образу женского тела. Это объясняется стереотипным представлением, согласно которому стройность – признак внешней привлекательности женщины. По аналогии легко прийти к заключению, что сексуально-ролевые черты женственности ассоциируются именно с идеальным образом женского тела.
    Из сказанного, однако, не следует, что тип телосложения индивида обязательно влияет на формирование его положительной «Я-концепции» и что люди реагируют друг на друга в соответствии с устойчивыми стереотипами.
    МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ»
    Человек живет среди людей и на протяжении всей своей жизни испытывает их влияние. В нас звучат голоса близких, которые мы запомнили с детства, голоса учителей и многих других встретившихся нам в жизни людей. Представления о добре и зле, оценка поступков и обстоятельств, наши взгляды и суждения сложились в контакте (или же в споре, конфронтации) с другими. Когда звучащие в нас голоса перебивают друг друга, несогласованны и противоречивы, нам трудно принять решение и вообще понять себя.
    Может сложиться неправильная жизненная программа, которая не осознается, в которую человек сознательно не вносит коррективы. Люди живут как бы с чужого голоса – и это неправильно. Еще неправильнее не хотеть ничего об этом знать.
    Те, кто не хотят ничего в себе менять, все равно не смогут не измениться, хотя бы потому, что время меняет нас, не спрашивая ни совета, ни разрешения.

    121
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   45


    написать администратору сайта