Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Имитационное моделирование игр

  • 6.3 Игра «Выиграй миллион»

  • ИМЭП_Пособие_лаб_Excel. Имитационное моделирование экономических


    Скачать 3.99 Mb.
    НазваниеИмитационное моделирование экономических
    АнкорИМЭП_Пособие_лаб_Excel
    Дата12.10.2019
    Размер3.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИМЭП_Пособие_лаб_Excel.pdf
    ТипДокументы
    #89709
    страница7 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    F7=ЕСЛИ(C7<=$E$9;C7;$E$9) (для первой заявки)
    F8=ЕСЛИ(C8<=$E$9-G7;C8;$E$9-G7) (для второй заявки).
    Механизм определения размера финансирования участников с номерами 3-5 аналогичен вычислению данной величины для второй заявки.
    В
    последнем столбце приведена общая распределенная сумма. Она рассчитывается суммированием средств выделенных каждому участнику
    G7=F7,
    G8=F8+G7,
    G9=F9+G8 и т.д.
    Рис
    . 5.11– Моделирование распределения средств
    Задачи

    1. Выполните моделирование для случая, когда заявки участников частично не удовлетворяются (т.е. им предоставляются либо все запрашиваемые средства
    , либо ничего).
    2. Пусть все участники получают минимальный объем финансирования, равный
    2
    S
    . Механизм распределения оставшейся части остается без изменения
    . Выполните моделирование, если
    2
    S
    =1000 руб.
    3. Предположите, что объем финансирования – случайная величина с нормальным законом распределения со следующими параметрами: среднее значение
    М
    =80000 руб.; среднее квадратическое отклонение
    σ
    =1000 руб.
    4. После реализации программ участникам, получившим денежные средства, ставится отметка: «+», если эффективность больше или равна заявленной;
    «-» - если эффективность оказалась ниже заявленной. Рассмотрите моделирование данного события
    , если вероятность того
    , что эффективность окажется меньше объявленной, для всех участников одинакова и равна
    PM
    (
    PM
    =0,2).
    6. Проведите 10 экспериментов и рассчитайте следующие величины:
    • среднее число участников, получивших финансирование;
    • среднее значение размера финансирования третьей заявки.

    6. Имитационное моделирование игр
    В
    заключении рассмотрим имитационное моделирование некоторых игр.
    6.1 Игра «Найдите слово»
    По телевидению проводится игра «Найдите слово»: зрителям предлагается набор букв, из которых нужно составить какое–либо слово (количество возможных вариантов
    , которое можно составить из представленного комплекта равно
    V
    ).
    Желающие принять участие звонят по телефону, после чего компьютер случайным образом принимает решение о выходе текущей заявки в прямой эфир
    (с вероятностью
    1
    P
    ). Размер выигрыша в случае правильного ответа составляет
    S
    , а стоимость звонка -
    C
    . Необходимо определить прибыль от организации игры, в
    случае, если дозвонилось
    K
    =10 человек, а входные данные равны следующим значениям
    :
    V
    =10,
    1
    P
    =0,2,
    S
    =2000 руб.,
    C
    =50 руб.
    Рис
    . 6.1– Пример набора букв
    Исходя из значения
    V
    , рассчитаем вероятность того, что человек назовет правильный вариант:
    1 2
    0,1
    P
    V
    =
    =
    . Для каждого нового звонка данная вероятность увеличивается на 0,1. При нахождении победителя игра возобновляется (будем считать
    , что в новом слове такое же значение количества возможных вариантов).
    Таким образом, с каждый поступающим звонком связаны следующие случайные события
    : выбор компьютером для выхода в прямой эфир; озвучивание своего варианта
    , который может быть верным либо нет.
    Прибыль
    , связанная с отдельным (
    i
    - тым) звонком, может быть рассчитана по следующей формуле
    ,
    ,
    ,
    i
    С
    S
    если человек угадал слово
    Прибыль
    С
    в противном случае


    =


    Тогда общая прибыль будет равна

    1
    N
    i
    i
    ОбщаяПрибыль
    Прибыль
    =
    =

    , где
    N
    - количество поступивших звонков.
    Результаты имитации представлены на рис.6.2. Каждый раз при пересчете данных результаты будут отличаться, в том числе возможна ситуация, когда прибыль будет отрицательной (если найден победитель).
    Опишем расчет отдельных ячеек.
    Моделирование простого события попадания в прямой эфир описывается следующим выражением
    D16=ЕСЛИ(СЛЧИС()<$D$4;"Да";"Нет").
    Поскольку вероятность правильного ответа увеличивается с каждым новым вариантом
    , то прежде чем приступить к моделированию события озвучивания очередной версии, рассчитаем ее значение
    Е
    16=ЕСЛИ(D16="Да";ЕСЛИ(F15="Да";$D$6;E15+$D$6);ЕСЛИ(F15="Да";$D$6;E15))
    Т
    .е. если текущая заявка попала в прямой эфир, то величина искомой вероятности принимает исходное значение в случае нахождения победителя на предыдущем шаге, а иначе увеличивается на
    2
    P
    . В противном случае
    (компьютер не выбрал заявку) значение вероятности не изменяется при отсутствии победителя-предшественника.
    В
    том случае, если звонок попал в прямой эфир, моделируется событие озвучивания версии,
    F16=ЕСЛИ(D16="Да";ЕСЛИ(СЛЧИС()Конечная прибыль рассчитывается исходя из формул, описанных выше
    G16=ЕСЛИ(F16="Да"; $D$8-$D$7; $D$8).

    Рис
    .6.2 – Моделирование игры «Найдите слово»
    Задачи
    1. Проведите 10 экспериментов. Рассчитайте число экспериментов, в которых:
    • победитель не был найден;
    • найден один победитель;
    • найдено более одного победителя.
    Определите вероятность наступления данных событий и среднее значение прибыли
    (убытка).
    2. Рассмотрите описанный процесс приема заявок как одноканальную систему массового обслуживания с неограниченным по времени ожиданием.
    Выбранные компьютером звонки в случае, если прямой эфир занят, встают в
    очередь. При этом стоимость одной секунды ожидания составляет 1 руб.
    Время между поступлением двух звонков распределено по показательному закону со средним значением 10 секунд, время обслуживания (пребывания в
    прямом эфире) распределено равно мерно на интервале [10;30] секунд.
    Выполните имитацию, учитывая данные условия.
    3. Измените расчет суммы выигрыша, предполагая, что с каждым принятым звонком она увеличивается на 50 руб.
    4. Модифицируйте расчет вероятности правильного ответа, если ее увеличение осуществляется по тем же правилам, а максимальное значение равно
    0,95 (предполагаем возможность, что очередная версия может быть
    построенной не по правилам игры, например, человек, ошибся и использовал лишнюю букву).
    5. Проведите моделирование игры с учетом следующего условия: том случае, если после четырех версий, озвученных в прямом эфире не была дана правильная версия, ведущий дает подсказку, в результате чего вероятность правильного ответа увеличивается на
    2 2
    P

    6.2 Игра «Эксперты»
    Имеется группа экспертов, состоящая из
    N
    человек, которым необходимо дать оценку относительно экономической ситуации в определенном периоде: произойдет ли ее улучшение (+) или ухудшение (-). Конечный результат зависит от многих факторов, в том числе случайных (предположим, что вероятность улучшения составляет
    P
    ). В зависимости от правильности предсказания устанавливается рейтинг эксперта (1 в случае правильного ответа, 0 – в случае ошибки
    ). Необходимо провести имитацию игры в течении
    Т
    периодов и определить максимальный результат участников и число победителей.
    Примем следующие исходные данные:
    Т
    =5;
    N
    =4;
    P
    =0,7. Оценки экспертов по периодам составляют значения, приведенные в таблице 6.1.
    Таблица
    6.1 – Оценки экспертов
    Номер эксперта
    Оценки по периодам
    1
    +
    +
    _
    +
    +
    2
    _
    +
    +
    +
    _
    3
    +
    +
    +
    +
    _
    4
    _
    _
    +
    +
    +
    Результат имитации представлен на рис.6.3. Опишем технологию расчета данных
    . Ячейки «Вероятность улучшения ситуации» и «Оценки по периодам» содержат исходную информацию.
    В
    ячейках строки «События» происходит моделирование явлений, возникающие в действительности: ухудшение или улучшение. Здесь выполняется моделирование простого события согласно его вероятности
    P
    С
    13 =ЕСЛИ(СЛЧИС()<$C$4;"+";"-").

    Рейтинг каждого участника в текущем периоде рассчитывается согласно тому
    , совпала ли его оценка с произошедшим событием, например, для первого эксперта
    :
    Н
    9 =ЕСЛИ(C9=$C$13;1;0).
    Аналогично происходит расчет и для других участников.
    Общий рейтинг рассчитывается для каждого эксперта и представляет собой сумму оценок за все периоды
    M9=СУММ(H9:L9).
    Наконец
    , вычисляются искомые характеристики: максимальный результат и число победителей:
    С
    16=МАКС(M9:M12)
    С
    18=СЧЁТЕСЛИ(M9:M12;C16).
    Рис
    . 6.3 – Моделирование игры «Эксперты»
    Задачи
    1. Пусть вероятность
    P
    изменяется в различных периодах. Выполните имитацию для новых данных:
    1
    P
    =0,6;
    2
    P
    =0,75;
    3
    P
    =0,67;
    4
    P
    =0,8;
    5
    P
    =0,66.
    2. Предположите, что 3 и 4 эксперты затрудняются сделать вывод и поэтому решили воспользоваться монеткой (подбросить ее и в зависимости от того выпал ли «орел» или «решка» объявить свое мнение). Произведите расчет их оценок.

    3. Вычислите дополнительные характеристики: среднее значение рейтинга участников
    , среднее квадратическое отклонение рейтинга, суммарный рейтинг и его минимальное значение.
    4. Измените механизм вычисления текущего рейтинга, считая, что первый и третий период являются более значимыми и поэтому здесь за правильный прогноз присваивается не один, а три балла.
    5. Выполните 10 независимых экспериментов. Рассчитайте среднее значение максимального результата, суммарного рейтинга и число экспериментов, в которых
    :
    • число победителей равно единице;
    • число победителей больше единицы.
    6.3 Игра «Выиграй миллион»
    Участникам игры «Выиграй миллион» необходимо ответить на 10 вопросов.
    Сумма
    , выплачиваемая за каждый вопрос, представлена в таблице 6.2. В случае неправильного ответа игра заканчивается, а выигрыш равен сумме стоимости вопросов
    , на которые были даны правильные ответы.
    Таблица
    6.2 - Цены вопросов
    Номер вопроса
    Стоимость
    , руб.
    1 100 2
    500 3
    1 000 4
    5 000 5
    25 000 6
    50 000 7
    100 000 8
    200 000 9
    500 000 10 1 000 000
    Необходимо выполнить имитацию игры для 10 участников и определить общую сумму выигрыша (статистика ответов 100 игроков приведена в табл. 6.3).

    Таблица
    6.3 – Статистика ответов
    Номер вопроса
    Количество правильных ответов участников
    1 95 2
    87 3
    70 4
    45 5
    15 6
    5 7
    5 8
    1 9
    0 10 0
    Результаты моделирования представлены на рис.6.4. В таблице «Исходные данные
    » выполняется расчет вероятности правильного ответа на каждый вопрос согласно статистике путем деления числа правильных ответов на общее количество участников. Например, искомая вероятность для первого вопроса будет вычисляться по формуле
    С
    9=C6/100.
    В
    процессе имитации игры для каждого участника происходит моделирование случайного события ответа на текущий вопрос и в случае верной версии выигрыш увеличивается
    С
    16=ЕСЛИ(СЛЧИС()<$C$9;$C$5;0).
    Начиная со второго вопроса, данное событие моделируется только в том случае
    , если на предыдущий вопрос был дан верный ответ
    D16=ЕСЛИ(C16=0;0;ЕСЛИ(СЛЧИС()<$D$9;$D$5;0)).

    Рис
    .6.4 – Моделирование игры «Выиграй миллион»
    Последний столбец содержит сумму выигрыша каждого участника
    М
    16=СУММ(C16:L16).
    Общая сумма получается суммированием выигрышей каждого игрока
    М
    26=СУММ(M16:M25).
    Задачи
    1. Предположим, что есть две «несгораемые суммы»: 5 000 руб. и 100 000 руб
    . Это означает, что общий выигрыш рассчитывается по формуле
    0,
    1600;
    5000,
    1600 81600;
    100000,
    81600 881600;
    1000000,
    если сумма всех правильных ответов
    если
    сумма всех правильных ответов
    ОбщийВыигрыш
    если
    сумма всех правильных ответов
    в противном случае
    <


    <
    <

    =

    <
    <

    
    Выполните имитацию, используя данную формулу расчета.
    2. Проведите моделирование, считая, что последние пять участников являются более подготовленными, а потому вероятность правильного ответа на каждый из вопросов у них превышает статистическую на случайную величину, равномерно распределенную на интервале [0,05;0,2]
    (при этом не больше единицы).
    3. Пусть каждый участник может совершить одну ошибку и продолжить после этого игру (но он не получает суммы, равной стоимости такого вопроса).
    Выполните моделирование, учитывая данное условие.

    4. Начиная с шестого вопроса, участник может забрать текущую сумму и не давать ответ (вероятность данного события равна
    1
    P
    =0,25). Внесите необходимые изменения в программу.
    5. Проведите 10 независимых экспериментов и вычислите следующие характеристики
    :
    • среднее значение общей суммы выигрыша;
    • среднее значение максимального выигрыша;
    • число игр, в которых максимальный выигрыш превышает 7000 руб.
    6.4 Игра «Акция»
    У
    каждого игрока имеется равное количество
    Q
    акций определенной цены
    1
    А
    . В начале игры участникам необходимо принять решение о продаже определенного количества
    q
    . Цена акции в конце игры (
    2
    А
    ) является случайной величиной
    , равномерно распределенной на интервале [
    ,
    a b
    ]. После определения ее значения рассчитывается выигрыш каждого участника по следующей формуле
    1 2,
    1 2;
    (
    )
    2
    (
    )
    1,
    q A
    q A
    если A
    A
    Выигрыш
    Q
    q
    A
    Q
    q
    A
    в противном случае

    − ⋅
    >

    =







    Примем следующие исходные данные: число игроков
    N
    =10;
    Q
    =100;
    1
    А
    =100 руб.;
    a
    =80;
    b
    =130. Решения игроков представлены в следующей таблице
    6.4.
    Таблица
    6.4 – Решения игроков
    Номер игрока
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10
    Количество проданных акций
    20 50 30 70 10 5
    25 45 60 55
    Необходимо с помощью имитации определить выигрыш каждого из игроков.
    Результат представлен на рис. 6.5. Цена акции в конце периода моделируется случайным образом исходя из значений ее верхней и нижней границы
    (
    a
    и
    b
    )
    С
    9=C7+СЛЧИС()*(C8 - C7).
    Прибыль рассчитывается согласно формуле, приведенной выше

    С
    14=ЕСЛИ($C$5>$C$9;C13*$C$5-C13*$C$9;($C$4-C13)*$C$9-($C$4-
    C13)*$C$5).
    Рис
    . 6.5 – Моделирование игры «Акция»
    Задачи
    1. Измените программу считая, что число проданных акций каждым игроком является случайной величиной, равномерно распределенной на интервале
    [0;100] (округлите полученное значение в большую сторону).
    2. Пусть закон распределения цены акции на конец периода задан таблицей
    Значение
    90 100 110 115
    Вероятность
    0,1 0,25 0,4 0,25
    Выполните имитацию, используя новые значения.
    3. Пусть с вероятностью
    Р
    (
    Р
    =0,4) каждый участник может случайным образом сгенерировать количество акций на продажу (задача 1), а с вероятностью
    1-
    Р
    - использовать заданное значение (таблица 6.4).
    Выполните моделирование, учитывая данное условие.
    4. Рассчитайте искомые величины, предполагая, что последние два игрока имеют в начале игры на 20 акций больше чем остальные.
    5. По данным 10 экспериментов вычислите значения:
    • среднее значение максимальной прибыли;

    • среднее квадратическое отклонение максимальной прибыли;
    • среднее значение общей прибыли;
    • число экспериментов, в которых размер максимальной прибыли превышает
    1400 руб.

    ЛИТЕРАТУРА
    1. Горшков А.Ф., Евтеев Б.В. и др. Компьютерное моделирование менеджмента
    : Учеб. пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 528 с.
    2. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений
    . – М.: ЮНИТИ, 1998. – 400 с.
    3. Seila A.F. Spreadsheet Simulation// Proceedings of the 2006 Winter Simulation
    Conference. – Monterey, 3-6 December 2006. – pp. 11-18.
    4. Ingolfsson A., Grossman T. A. Graphical Spreadsheet Simulation of Queues//
    Informs Transactions on Educations. – 2002. – №2. – p.27-39.
    5. Thomas A., Grossman Jr. Teachers' Forum: Spreadsheet Modeling and
    Simulation Improves Understanding of Queues// Interfaces 29:3. - pp. 88 – 103.
    6. Some Sample Spreadsheet Simulation Models [Электронный ресурс]. – Режим доступа
    : http://seila.terry.uga.edu/spreadsheetSim.
    7. Spreadsheet Queuing Simulation Templates [Электронный ресурс]. – Режим доступа
    : http://www.ucalgary.ca/

    grossman/simulation/.
    8. Evans J.R. Spreadsheets as a Tool for Teaching Simulation // Informs
    Transactions on Educations. – 2000. – №1. – p.27-37.
    9. Goldsman D. A Simulation Course for High School Students// Proceedings of the
    2007 Winter Simulation Conference. – Washington, 3-5 December 2007. – pp.
    2353-2356.
    10. Емельянов А.А., Власова Е.А., Дума Р.В. Имитационное моделирование экономических процессов. – М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.
    11. Aurélio de Mesquita M., Hernandez A.E. Discrete-Event Simulation Of Queues
    With Spreadsheets: A Teaching Case// Proceedings of the 2005 Winter
    Simulation Conference. – San Diego, 8-11 December 2002. – pp. 621-630.
    12. Яцкив И. В., Юршевич Е. А. Применение имитационного моделирования для оценки рисков инвестиционных проектов// Материалы I Всероссийской научно
    -практической конференции ИММОД-2003. - Санкт-Петербург, 23-24 октября
    2003 г.
    13. Smith D. J. Risk Simulation and the Appraisal of Investment Projects
    [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economicsnetwork.ac.uk/cheer/ch14_1/ch14_1p09.htm.
    14. Кремер Н.Ш. Исследование операций в экономике: Учеб. пособие для вузов
    . – М.: ЮНИТИ, 2004. – 407 с.

    15. Ingalls R. G. The Value of Simulation in Modeling Supply Chains // Proceedings of the 1998 Winter Simulation Conference. – Washington, 13-16 December
    1998. – pp. 1371-1375.
    16. Борщев А.В. Применение имитационного моделирования в России – состояние на 2007 г.// Материалы III Всероссийской научно-практической конференции
    ИММОД-2007. - Санкт-Петербург, 17-19 октября 2007 г.
    17. Paul Klemperer. Auctions: Theory and Practice. - Princeton University Press,
    2004. - 256 pp.
    18. Пшеничников С. Б., Воронцов К.В. Имитационное моделирование торгов: новая технология биржевых тренажёров // Индикатор. – 2002. – Т 42, № 2. –
    С
    . 60–65.
    19. JASA – Java Auction Simulator API [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.csc.liv.ac.uk/sphelps/jasa.
    20. Mizuta H. Steiglitz K. Agent-Based Simulation of Dynamic Online
    Auctions // Proceedings of the 2000 Winter Simulation Conference. – Orlando,
    10-13 December 2000, Orlando. – P. 1772–1777.
    21. Государственный заказ Томской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа
    : www.zakaz.tomsk.gov.ru.
    22. Бурков В.Н., Джавахадзе Г.С., Динова Н.И., Щепкин Д.А. Использование игрового имитационного моделирования для оценки эффективности экономических механизмов. – М.: ИПУ РАН, 2003. – 51 с.
    23. Варфоломеев
    В
    .И.
    Алгоритмическое моделирование элементов экономических систем. – М.: Финансы и статистика, 2000. - 203 с.
    24. Кельтон В., Лоу А. Имитационное моделирование. – СПб.: Питер; Киев:
    Издательская группа BHV, 2004. – 847 с.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта